Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа
Описание работы
Лесопромышленный комплекс в Российской Федерации является одним из ведущих секторов экономики. На долю России приходится более 24% запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики в стране можно производить и перерабатывать до 600 млн. куб. м древесины в год. Лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК) является одной из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта ЛПК занимает 4-е место среди российских отраслей промышленности, после экспорта газа, нефти, черных и цветных металлов.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе 1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7 1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11 Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24 2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24 2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33 2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37 2.4. Прогнозы развития лесопользования в России 58 Заключение 69 Список использованной литературы 73
По информации Агентства лесного хозяйства
Иркутской области, в структуре увеличенной
расчетной лесосеки на рубку спелых и
перестойных лесных насаждений приходится
58,8 млн м3. Согласно Лесному плану Иркутской
области (ред. 2008 г.) расчетная лесосека
при рубке спелых и перестойных насаждений
составляла 55,5 млн м3. Прирост 3,3 млн м3
значителен и представляется бессмысленным
по указанным причинам.
Однако основной прирост произошел за
счет отражения "расчетной лесосеки"
по другим рубкам – рубкам ухода, рубкам
поврежденных и погибших насаждений и
прочим рубкам (расчистка лесных участков
под строительство различных объектов),
на которые в сумме приходится 12,8 млн м3
из общей величины 71,5 млн м3. Потенциал
данных рубок, в отличие от расчетной лесосеки
при рубке спелых и перестойных насаждений,
не может быть ориентиром при планировании
размещения и развития крупных перерабатывающих
предприятий. Такое увеличение номинальной
расчетной лесосеки еще больше искажает
представление о реальном потенциале
пользования древесным ресурсом в Иркутской
области.
Самим же регионам, расчетные лесосеки
по которым завышены и увеличены, придется
констатировать снижение степеней их
использования.
Расчеты по данным Организации по сельскому
хозяйству и продовольствию ООН (ФАО ООН)
показывают, что доля случаев лесных пожаров
на территории Российской Федерации может
достигать 27% от числа случаев пожаров
в лесах мира. Вдумайтесь: на пятую часть
мировых лесных площадей – почти треть
всех мировых лесных пожаров!
2.2. Анализ рациональности
построения нормативно-правового
механизма регулирования лесопромышленного
комплекса
Участки, сдаваемые в аренду, должны пройти
государственный кадастровый учет (ст.
72 ЛК РФ). Государственный кадастровый
учет земельных участков с 1 марта 2008 г.
осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 24.07.2007 г. № 221 "О государственном
кадастре недвижимости". В процессе
кадастрового учета вместо кадастрового
плана земельного участка составляют
кадастровый паспорт. Предусмотрена возможность
(Федеральный закон № 201 от 04.12.2006 с изменениями
согласно ФЗ № 427 от 12.12.2011) до 01.01.2015 вместо
государственного кадастрового учета
проводить в рамках ведения государственного
лесного реестра государственный учет
лесных участков, т.е. вместо кадастрового
плана и кадастрового паспорта можно использовать
план лесного участка, подготовленный
при лесоустройстве и заверенный органом
государственной власти, уполномоченным
вести государственный лесной реестр.
Передача в аренду и постоянное (безвозмездное)
пользование лесных участков, купля-продажа
лесных насаждений, выдача разрешений
на использование лесов.
Согласно анализу статистической отчетности
за период с 1990 по 2012 годы в лесах, расположенных
на землях лесного фонда, было зарегистрировано
более полумиллиона лесных пожаров, огнем
пройдено 28 млн. га лесных земель.
Также наметилась устойчивая тенденция
к увеличению повреждения лесов и потерь
лесных ресурсов не только от пожаров,
но и от вредителей и болезней. Согласно
официальным прогнозам, при сохранении
существующих тенденций, площадь пораженных
болезнями и вредителями российских лесов
к 2020 году может удвоиться!
Только в 2012 году (по данным официальной
статистики) общая площадь погибших (утраченных)
лесных насаждений на землях лесного фонда
составила более 350 тысяч гектар.
Ущерб от лесных пожаров, включая экологический
ущерб и ущерб жизни и здоровью людей,
в разы превышает ущерб от незаконных
рубок. Далеко за примерами ходить не нужно
– у всех свежи воспоминания о "горящем"
лете 2010 года и вспышке массового размножения
короеда-типографа в старовозрастных
ельниках в Центральной части России в
2011-2012 годах.
Приходится также констатировать, что
этот ущерб значительно превышает величину
общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство
лесов. В результате темпы утраты лесов
опережают темпы лесовосстановления.
Увеличение финансирования мероприятий,
направленных на охрану, защиту и восстановление
лесов объективно необходимо. В США, например,
только на борьбу с лесными пожарами ежегодно
выделяется около 1 млрд. долларов из федеральных
средств (а ведь площадь лесов там в 3-4
раза меньше!). У нас же все расходы федерального
бюджета на лесное хозяйство еле-еле дотягивают
до этой цифры.
Но только простым увеличением финансирования
ситуации не изменить. По нашему мнению,
центральной проблемой охраны и защиты
лесов является ущербный механизм определения
исполнителя лесохозяйственных работ
на землях, не переданных в пользование,
через размещение государственного или
муниципального заказа.
Как показывает практика, этот подход
не применим в лесной сфере, т.к. не позволяет
проводить работы оперативно (нужно сначала
организовать и провести аукцион, заключить
договор и т.д.). А ведь если требуются срочные
вырубки в целях защиты лесов, например,
при вспышке болезней или вредителей,
любые проволочки приводят к увеличению
размера ущерба, причиняемого лесам.
Кроме того, открытый аукцион, в котором
единственным критерием отбора является
наименьшая стоимость работ, предложенная
претендентом, открывает дорогу непрофессиональным
однодневкам. При этом о качестве проведенных
такими "горе-подрядчиками" работ
никто не задумывается. А если и задумываются,
то спросить часто бывает уже не с кого.
Сегодня назрела необходимость пересмотреть
существующее государственное регулирование
в этом вопросе. Представляется целесообразным
возродить систему специализированных
государственных организаций, в функции
которых будет входить профессиональное
выполнение различных видов работ по охране,
защите, воспроизводству лесов на не предоставленных
в пользование территориях. Возможно,
имеет смысл подумать о том, чтобы такие
организации имели возможность предоставлять
соответствующие услуги и арендаторам,
пополняя таким образом бюджетные доходы.
Помимо этого, считаем необходимым также
внести изменения в лесное законодательство
в части правового регулирования ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных
ураганными ветрами и иными стихийными
бедствиями (по аналогии с тем, как это
было сделано в отношении ЧС, вызванных
лесными пожарами).
На сегодняшний день Россия входит в
число стран-лидеров по незаконным рубкам
леса. Количество нарушений лесного законодательства
не уменьшается, степень латентности (невыявленности)
таких противоправных деяний остается
весьма высокой – по разным оценкам, 70-90%.
Политика России в этой области должна
быть направлена на неотвратимость наказания
за нарушение действующего законодательства.
По сложившейся практике основная масса
нарушителей либо вообще избегает наказания,
либо к ним применяются такие меры, как
условное лишение свободы и штрафы, что
ни в коей мере не служит усилению превентивной
роли закона, а лишь стимулирует рост числа
преступлений, совершаемых в лесной сфере.
По экспертным оценкам несколько десятков
миллионов кубометров леса уходят за рубеж
за счет незаконных рубок, из России вывозится
до 20% всей контрабандной древесины мира.
Ущерб от этого ежегодно составляет, если
учитывать упущенную выгоду, не менее
80-100 млрд. рублей.
При этом поражает разрыв экспертных
оценок и официальной статистики! Согласно
официальным данным, в 2012 году объемы незаконной
рубки лесных насаждений, составили "всего"
1 млн. 53 тысячи кубометров. Но ведь совершенно
очевидно, что это лишь выявленная "верхушка
айсберга". Пора открыть, наконец, глаза
и честно признать ужасающие реальные
цифры.
Самое удивительное, что за наши леса
больше беспокоятся за рубежом, чем мы
сами. Лесное законодательство многих
стран – США, Европы, некоторых стран Азии
– ставит определённый заслон незаконным
рубкам и контрабандной торговле лесом.
В принятых ими законах запрещается ввоз
на территорию этих стран леса, лесоматериалов
и продукции из древесины, если не подтверждена
законность ее заготовки.
К сожалению, в настоящее время в России
отсутствует государственная система
учета заготовленной древесины, позволяющая
прослеживать ее движение в цепочке от
лесосеки через пункты переработки до
потребителя с целью подтверждения законности
происхождения такой древесины.
Между тем не за горами (3 июня 2013 года)
срок вступления в силу нормативных правовых
актов Евросоюза, предъявляющих к импортерам
лесоматериалов требования о подтверждении
легальности происхождения древесины.
Отсутствие нормативного регулирования
в данной сфере в России может осложнить
внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих
субъектов, осуществляющих экспорт лесоматериалов
на европейский рынок.
Для решения этой проблемы депутатами
нашего Комитета в Государственную Думу
внесен проект федерального закона №
168903-6, предусматривающий возрождение
системы учета заготовленной древесины.
Пользуясь случаем, просим ускорить подготовку
официального отзыва Правительства Российской
Федерации на законопроект, поскольку
на данный момент только его отсутствие
тормозит принятие законопроекта в первом
чтении.
2.3. Рациональное построение
экономического механизма лесопользования
К концу 2011 г. было заключено 52 489 договоров
аренды. На все договоры составлены акты
приема-передачи лесных участков.
Общая площадь арендованных участков
составила 212,0 млн га, почти 76,7% арендованных
участков приходится на Северо-Западный,
Сибирский и Дальневосточный федеральные
округа (табл. 2).
Как видно из таблицы 2 на большую часть
арендованных участков (31 624 шт., или 60%)
были составлены проекты освоения лесов
(см. табл. 2). Государственную экспертизу
в 2011 г. прошли 29,7 тыс. проектов, что на
10 тыс. больше, чем в 2010 г. Наряду с заключением
новых договоров в отчетном году было
прекращено действие 5 326 ранее заключенных
договоров, из них принудительно прекращено
действие 208 договоров. Основная причина
принудительного расторжения договоров
аренды (45% случаев) – систематическое
невнесение платежей в течение года за
использование лесных участков.
Хозяйственная деятельность на арендованных
лесных участках в 2011 г. осуществлялась
практически по всему спектру видов использования
лесов, предусмотренных Лесным кодексом
Российской Федерации. Основная часть
участков была арендована для следующих
целей:
- заготовка древесины (10 481 шт.);
- осуществление рекреационной
деятельности (12 028 шт.);
- выполнение работ по геологическому
изучению недр (16 628 шт.);
- строительство и реконструкция
линий различного назначения (11 262
шт.).
Их доля в общем числе участков составляла
соответственно 19,3%, 22,1, 30,6 и 20,7%. Около
1/3 участков, арендованных для этих целей,
расположено в Уральском федеральном
округе.
Основным видом использования арендуемых
лесных участков, как и в предыдущие годы,
остается заготовка древесины. Площадь
арендованных для заготовки древесины
участков составила почти 167 млн га, или
примерно 77% всей площади арендуемых участков.
Последние 10 лет площадь участков, арендуемых
с этой целью, постоянно увеличивается.
Только за 2011 г. год она возросла на 12 млн
га.
Федерации осуществлялась деятельность
по заключению договоров купли-продажи
лесных насаждений и по проведению аукционов
по продаже прав на заключение договоров
купли-продажи насаждений. По ранее проведенным
аукционам было заключено около 657 тыс.
договоров, общая площадь предоставленных
участков составила 484,46 тыс. га, из них
265,49 тыс. га в Приволжском и Сибирском
федеральных округах.
Рис. 1. Распределение площадей лесных
участков, предоставленных по договорам
купли-продажи насаждений, по федеральным
округам в 2010 и 2011 гг.
Как видно из рисунка 1 территориальное
распределение проданных для заготовки
древесины участков в 2011 г. не претерпело
существенных изменений по сравнению
с 2010 г. Общий объем заготовленной древесины
составил около 38,6 млн м3, что почти на
3 млн м3 больше, чем в 2010 г. Общая цена проведенных
аукционов – более 42,3 млн руб., 84% приходится
на Центральный федеральный округ.
Рис. 2. Использование допустимого объема
изъятия древесины (расчетной лесосеки)
на переданных в аренду для заготовки
древесины лесных участках
Как видно из рисунка 2 на арендованных
лесных участках в 2011 г. было заготовлено
142 млн м3 (72% общего объема заготовленной
древесины), что на 20,6 млн м3 больше, чем
в 2010 г., и на 48 млн м3 больше по сравнению
с 2008 г.
При этом объем древесины, заготовленной
по договорам на выполнение работ по охране,
защите, воспроизводству лесов с элементами
договора купли- продажи лесных насаждений
для заготовки древесины, сократился по
сравнению с 2010 г. на 2 млн м3.
В целом рост объема заготовки древесины
связан с увеличением объемов производства
в лесоперерабатывающих отраслях промышленности.
Объем экспорта необработанной древесины
в 2011 г. составил 21 млн м3, что соответствует
объему 2010 г.
Площадь лесных участков, переданных
в аренду, насчитывает около 212 млн га (19%
общей площади земель лесного фонда).
Объем заготовки древесины на арендуемых
лесных участках в 2011 г. составил 56% объема
заготовки древесины, установленного
договорами аренды лесных участков, в
2010 г. – 58%, в 2009 г. – 46%, в 2008 г. – 53%.
2.4. Прогнозы развития лесопользования
в России
Тема рационального лесопользования
в современной России поднимает широкий
спектр актуальных научно-практических
вопросов, которые в совокупности свидетельствуют
о состоянии серьезного кризиса. Недостаточная
степень изученности, отсутствие новых
социально-гуманитарных подходов приводит
к тому, что в российских органах государственной
власти и обществе могут приниматься не
вполне корректные решения относительно
использования лесных природных богатств.
Острой проблемой современной лесной
политики является возможность разумного
сосуществования человека и лесных ресурсов.
Масштабы этих противоречий постоянно
возрастают в связи с увеличением рисков
для лесной экологии. Данные угрозы особенно
опасны в связи с такими явлениями как
глобальное потепление, сопровождаемое
"парниковым эффектом".
В этой связи крайне важно четко обозначить
сам предмет данной политики, то есть лес
как важнейший социально-экономический
и экологический ресурс нашей страны.
Согласно "Лесной энциклопедии":
"Лес, один из основных типов растительности,
состоящий из совокупности древесных
кустарниковых, травянистых и других растений
(мхи, лишайники), включающий животных
и микроорганизмы, биологически взаимосвязанных
в своем развитии и влияющих друг на друга
и на внешнюю среду". Вместе с тем лес
– составная и очень важная часть биосферы,
элемент географического ландшафта. Лес
– природное сырье или даже материал,
часто отождествляемый с древесиной. Лес
– объект ведения хозяйства, основа государственного
лесного фонда.