Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Лесопромышленный комплекс в Российской Федерации является одним из ведущих секторов экономики. На долю России приходится более 24% запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики в стране можно производить и перерабатывать до 600 млн. куб. м древесины в год.
Лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК) является одной из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта ЛПК занимает 4-е место среди российских отраслей промышленности, после экспорта газа, нефти, черных и цветных металлов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе
1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7
1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11
Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24
2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24
2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33
2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37
2.4. Прогнозы развития лесопользования в России 58
Заключение 69
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

радима.docx

— 218.20 Кб (Скачать файл)

По информации Агентства лесного хозяйства Иркутской области, в структуре увеличенной расчетной лесосеки на рубку спелых и перестойных лесных насаждений приходится 58,8 млн м3. Согласно Лесному плану Иркутской области (ред. 2008 г.) расчетная лесосека при рубке спелых и перестойных насаждений составляла 55,5 млн м3. Прирост 3,3 млн м3 значителен и представляется бессмысленным по указанным причинам.

Однако основной прирост произошел за счет отражения "расчетной лесосеки" по другим рубкам – рубкам ухода, рубкам поврежденных и погибших насаждений и прочим рубкам (расчистка лесных участков под строительство различных объектов), на которые в сумме приходится 12,8 млн м3 из общей величины 71,5 млн м3. Потенциал данных рубок, в отличие от расчетной лесосеки при рубке спелых и перестойных насаждений, не может быть ориентиром при планировании размещения и развития крупных перерабатывающих предприятий. Такое увеличение номинальной расчетной лесосеки еще больше искажает представление о реальном потенциале пользования древесным ресурсом в Иркутской области.

Самим же регионам, расчетные лесосеки по которым завышены и увеличены, придется констатировать снижение степеней их использования.

Расчеты по данным Организации по сельскому хозяйству и продовольствию ООН (ФАО ООН) показывают, что доля случаев лесных пожаров на территории Российской Федерации может достигать 27% от числа случаев пожаров в лесах мира. Вдумайтесь: на пятую часть мировых лесных площадей – почти треть всех мировых лесных пожаров!

2.2. Анализ рациональности  построения нормативно-правового  механизма регулирования лесопромышленного  комплекса

Участки, сдаваемые в аренду, должны пройти государственный кадастровый учет (ст. 72 ЛК РФ). Государственный кадастровый учет земельных участков с 1 марта 2008 г. осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221 "О государственном кадастре недвижимости". В процессе кадастрового учета вместо кадастрового плана земельного участка составляют кадастровый паспорт. Предусмотрена возможность (Федеральный закон № 201 от 04.12.2006 с изменениями согласно ФЗ № 427 от 12.12.2011) до 01.01.2015 вместо государственного кадастрового учета проводить в рамках ведения государственного лесного реестра государственный учет лесных участков, т.е. вместо кадастрового плана и кадастрового паспорта можно использовать план лесного участка, подготовленный при лесоустройстве и заверенный органом государственной власти, уполномоченным вести государственный лесной реестр.

Передача в аренду и постоянное (безвозмездное) пользование лесных участков, купля-продажа лесных насаждений, выдача разрешений на использование лесов.

Согласно анализу статистической отчетности за период с 1990 по 2012 годы в лесах, расположенных на землях лесного фонда, было зарегистрировано более полумиллиона лесных пожаров, огнем пройдено 28 млн. га лесных земель.

Также наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов не только от пожаров, но и от вредителей и болезней. Согласно официальным прогнозам, при сохранении существующих тенденций, площадь пораженных болезнями и вредителями российских лесов к 2020 году может удвоиться!

Только в 2012 году (по данным официальной статистики) общая площадь погибших (утраченных) лесных насаждений на землях лесного фонда составила более 350 тысяч гектар.

Ущерб от лесных пожаров, включая экологический ущерб и ущерб жизни и здоровью людей, в разы превышает ущерб от незаконных рубок. Далеко за примерами ходить не нужно – у всех свежи воспоминания о "горящем" лете 2010 года и вспышке массового размножения короеда-типографа в старовозрастных ельниках в Центральной части России в 2011-2012 годах.

Приходится также констатировать, что этот ущерб значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. В результате темпы утраты лесов опережают темпы лесовосстановления. Увеличение финансирования мероприятий, направленных на охрану, защиту и восстановление лесов объективно необходимо. В США, например, только на борьбу с лесными пожарами ежегодно выделяется около 1 млрд. долларов из федеральных средств (а ведь площадь лесов там в 3-4 раза меньше!). У нас же все расходы федерального бюджета на лесное хозяйство еле-еле дотягивают до этой цифры.

Но только простым увеличением финансирования ситуации не изменить. По нашему мнению, центральной проблемой охраны и защиты лесов является ущербный механизм определения исполнителя лесохозяйственных работ на землях, не переданных в пользование, через размещение государственного или муниципального заказа.

Как показывает практика, этот подход не применим в лесной сфере, т.к. не позволяет проводить работы оперативно (нужно сначала организовать и провести аукцион, заключить договор и т.д.). А ведь если требуются срочные вырубки в целях защиты лесов, например, при вспышке болезней или вредителей, любые проволочки приводят к увеличению размера ущерба, причиняемого лесам.

Кроме того, открытый аукцион, в котором единственным критерием отбора является наименьшая стоимость работ, предложенная претендентом, открывает дорогу непрофессиональным однодневкам. При этом о качестве проведенных такими "горе-подрядчиками" работ никто не задумывается. А если и задумываются, то спросить часто бывает уже не с кого.

Сегодня назрела необходимость пересмотреть существующее государственное регулирование в этом вопросе. Представляется целесообразным возродить систему специализированных государственных организаций, в функции которых будет входить профессиональное выполнение различных видов работ по охране, защите, воспроизводству лесов на не предоставленных в пользование территориях. Возможно, имеет смысл подумать о том, чтобы такие организации имели возможность предоставлять соответствующие услуги и арендаторам, пополняя таким образом бюджетные доходы.

Помимо этого, считаем необходимым также внести изменения в лесное законодательство в части правового регулирования ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных ураганными ветрами и иными стихийными бедствиями (по аналогии с тем, как это было сделано в отношении ЧС, вызванных лесными пожарами).

На сегодняшний день Россия входит в число стран-лидеров по незаконным рубкам леса. Количество нарушений лесного законодательства не уменьшается, степень латентности (невыявленности) таких противоправных деяний остается весьма высокой – по разным оценкам, 70-90%.

Политика России в этой области должна быть направлена на неотвратимость наказания за нарушение действующего законодательства. По сложившейся практике основная масса нарушителей либо вообще избегает наказания, либо к ним применяются такие меры, как условное лишение свободы и штрафы, что ни в коей мере не служит усилению превентивной роли закона, а лишь стимулирует рост числа преступлений, совершаемых в лесной сфере.

По экспертным оценкам несколько десятков миллионов кубометров леса уходят за рубеж за счет незаконных рубок, из России вывозится до 20% всей контрабандной древесины мира. Ущерб от этого ежегодно составляет, если учитывать упущенную выгоду, не менее 80-100 млрд. рублей.

При этом поражает разрыв экспертных оценок и официальной статистики! Согласно официальным данным, в 2012 году объемы незаконной рубки лесных насаждений, составили "всего" 1 млн. 53 тысячи кубометров. Но ведь совершенно очевидно, что это лишь выявленная "верхушка айсберга". Пора открыть, наконец, глаза и честно признать ужасающие реальные цифры.

Самое удивительное, что за наши леса больше беспокоятся за рубежом, чем мы сами. Лесное законодательство многих стран – США, Европы, некоторых стран Азии – ставит определённый заслон незаконным рубкам и контрабандной торговле лесом. В принятых ими законах запрещается ввоз на территорию этих стран леса, лесоматериалов и продукции из древесины, если не подтверждена законность ее заготовки.

К сожалению, в настоящее время в России отсутствует государственная система учета заготовленной древесины, позволяющая прослеживать ее движение в цепочке от лесосеки через пункты переработки до потребителя с целью подтверждения законности происхождения такой древесины.

Между тем не за горами (3 июня 2013 года) срок вступления в силу нормативных правовых актов Евросоюза, предъявляющих к импортерам лесоматериалов требования о подтверждении легальности происхождения древесины. Отсутствие нормативного регулирования в данной сфере в России может осложнить внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспорт лесоматериалов на европейский рынок.

Для решения этой проблемы депутатами нашего Комитета в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 168903-6, предусматривающий возрождение системы учета заготовленной древесины. Пользуясь случаем, просим ускорить подготовку официального отзыва Правительства Российской Федерации на законопроект, поскольку на данный момент только его отсутствие тормозит принятие законопроекта в первом чтении.

2.3. Рациональное построение  экономического механизма лесопользования

К концу 2011 г. было заключено 52 489 договоров аренды. На все договоры составлены акты приема-передачи лесных участков.

Общая площадь арендованных участков составила 212,0 млн га, почти 76,7% арендованных участков приходится на Северо-Западный, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа (табл. 2).

Как видно из таблицы 2 на большую часть арендованных участков (31 624 шт., или 60%) были составлены проекты освоения лесов (см. табл. 2). Государственную экспертизу в 2011 г. прошли 29,7 тыс. проектов, что на 10 тыс. больше, чем в 2010 г. Наряду с заключением новых договоров в отчетном году было прекращено действие 5 326 ранее заключенных договоров, из них принудительно прекращено действие 208 договоров. Основная причина принудительного расторжения договоров аренды (45% случаев) – систематическое невнесение платежей в течение года за использование лесных участков.

Хозяйственная деятельность на арендованных лесных участках в 2011 г. осуществлялась практически по всему спектру видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации. Основная часть участков была арендована для следующих целей:

- заготовка древесины (10 481 шт.);

- осуществление рекреационной  деятельности (12 028 шт.);

- выполнение работ по геологическому  изучению недр (16 628 шт.);

- строительство и реконструкция  линий различного назначения (11 262 шт.).

Их доля в общем числе участков составляла соответственно 19,3%, 22,1, 30,6 и 20,7%. Около 1/3 участков, арендованных для этих целей, расположено в Уральском федеральном округе.

Основным видом использования арендуемых лесных участков, как и в предыдущие годы, остается заготовка древесины. Площадь арендованных для заготовки древесины участков составила почти 167 млн га, или примерно 77% всей площади арендуемых участков. Последние 10 лет площадь участков, арендуемых с этой целью, постоянно увеличивается. Только за 2011 г. год она возросла на 12 млн га.

Федерации осуществлялась деятельность по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений и по проведению аукционов по продаже прав на заключение договоров купли-продажи насаждений. По ранее проведенным аукционам было заключено около 657 тыс. договоров, общая площадь предоставленных участков составила 484,46 тыс. га, из них 265,49 тыс. га в Приволжском и Сибирском федеральных округах.

Рис. 1. Распределение площадей лесных участков, предоставленных по договорам купли-продажи насаждений, по федеральным округам в 2010 и 2011 гг.

Как видно из рисунка 1 территориальное распределение проданных для заготовки древесины участков в 2011 г. не претерпело существенных изменений по сравнению с 2010 г. Общий объем заготовленной древесины составил около 38,6 млн м3, что почти на 3 млн м3 больше, чем в 2010 г. Общая цена проведенных аукционов – более 42,3 млн руб., 84% приходится на Центральный федеральный округ.

Рис. 2. Использование допустимого объема изъятия древесины (расчетной лесосеки) на переданных в аренду для заготовки древесины лесных участках

Как видно из рисунка 2 на арендованных лесных участках в 2011 г. было заготовлено 142 млн м3 (72% общего объема заготовленной древесины), что на 20,6 млн м3 больше, чем в 2010 г., и на 48 млн м3 больше по сравнению с 2008 г.

При этом объем древесины, заготовленной по договорам на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами договора купли- продажи лесных насаждений для заготовки древесины, сократился по сравнению с 2010 г. на 2 млн м3.

В целом рост объема заготовки древесины связан с увеличением объемов производства в лесоперерабатывающих отраслях промышленности.

Объем экспорта необработанной древесины в 2011 г. составил 21 млн м3, что соответствует объему 2010 г.

Площадь лесных участков, переданных в аренду, насчитывает около 212 млн га (19% общей площади земель лесного фонда).

Объем заготовки древесины на арендуемых лесных участках в 2011 г. составил 56% объема заготовки древесины, установленного договорами аренды лесных участков, в 2010 г. – 58%, в 2009 г. – 46%, в 2008 г. – 53%.

2.4. Прогнозы развития лесопользования в России

Тема рационального лесопользования в современной России поднимает широкий спектр актуальных научно-практических вопросов, которые в совокупности свидетельствуют о состоянии серьезного кризиса. Недостаточная степень изученности, отсутствие новых социально-гуманитарных подходов приводит к тому, что в российских органах государственной власти и обществе могут приниматься не вполне корректные решения относительно использования лесных природных богатств. Острой проблемой современной лесной политики является возможность разумного сосуществования человека и лесных ресурсов. Масштабы этих противоречий постоянно возрастают в связи с увеличением рисков для лесной экологии. Данные угрозы особенно опасны в связи с такими явлениями как глобальное потепление, сопровождаемое "парниковым эффектом".

В этой связи крайне важно четко обозначить сам предмет данной политики, то есть лес как важнейший социально-экономический и экологический ресурс нашей страны. Согласно "Лесной энциклопедии": "Лес, один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), включающий животных и микроорганизмы, биологически взаимосвязанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду". Вместе с тем лес – составная и очень важная часть биосферы, элемент географического ландшафта. Лес – природное сырье или даже материал, часто отождествляемый с древесиной. Лес – объект ведения хозяйства, основа государственного лесного фонда.

Информация о работе Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности