Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:45, курсовая работа
Описание работы
Лесопромышленный комплекс в Российской Федерации является одним из ведущих секторов экономики. На долю России приходится более 24% запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики в стране можно производить и перерабатывать до 600 млн. куб. м древесины в год. Лесоперерабатывающий комплекс (ЛПК) является одной из самых экспортно-ориентированных отраслей экономики России. По объемам экспорта ЛПК занимает 4-е место среди российских отраслей промышленности, после экспорта газа, нефти, черных и цветных металлов.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе 1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7 1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11 Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24 2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24 2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33 2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37 2.4. Прогнозы развития лесопользования в России 58 Заключение 69 Список использованной литературы 73
Необходимо подчеркнуть, что Российская
Федерация, обладая значительным общепризнанным
лидерством в сфере мировых лесных ресурсов,
использует их в сравнении с развитыми
индустриальными странами – лесовладельцами
не достаточно рачительно. Причем эта
тенденция нарастает. Политики, ученые
и практики не в праве игнорировать эти
факты Они должны определить свои позиции
и предпринять позитивные действия, которые
будут способствовать изменению сложившейся
ситуации. И одним из таких шагов может
стать разумная хозяйственная государственная
лесная политика в России.
На сегодняшний день в отечественной
науке нет однозначных определений лесной
политики, неясен вопрос о ее сущности,
тем не менее, определяющим является то,
с какой позиции смотрел на это ученый
– как практик, "из леса" или как теоретик
"на лес". Поэтому совершенно не случайно,
что в российской политологии настоятельно
растет необходимость глубокого и обстоятельного
осмысления практического и теоретического
опыта в этой сфере, а также его концептуальной
научной трактовки.
Крайне важно рассматривать лесную политику
в России, прежде всего, как государственную
политику, поскольку практически все основные
лесные богатства страны находятся в государственном
лесном фонде и именно в руках государства
находятся основные рычаги влияния и контроля.
Как исходную базу при поиске определения
лесной политики, по мнению известного
лесоэкономиста В.Н. Петрова, следует,
прежде всего, четко определить элементы:
"лес, лесовладелец (лесопользователь),
государство и население". Вместе взятые
они могут рассматриваться как субъекты
лесной политики. При этом в центре внимания
всегда стоит лес. Его можно представить
с позиций оставшихся трех составляющих:
как источник получения прибыли для лесовладельца,
источник получения налогов для государства,
источник различных полезностей для населения.
Российский лесоэкономист В.Н. Петров
обозначил следующие важные выводы относительно
лесной политики:
- лесную политику нельзя рассматривать
изолированно от общей экономической
политики страны;
- говоря о лесной политике, надо
постоянно иметь в виду, что
речь может идти только о
государственной лесной политике
на том основании, что не существует
абсолютной частной собственности
на леса, а государство каждой
страны имеет верховенство власти.
Кроме того, следует всегда помнить и
о целостности природной среды на земле,
о том, что человек является ее неотъемлемой
частью, ее хрупкости, взаимосвязанности
и взаимозависимости ее звеньев, а также
о важности поддержания гармонии экосистемы
ради будущего. Именно поэтому следует
тщательно, досконально с учетом всего
множества нюансов разобраться во всем
спектре вопросов организации лесопользования
в стране и найти пути решений существующих
проблем и текущих затруднений.
В этой связи особое беспокойство вызывают
непредвиденные катаклизмы, которые последние
годы наблюдаются на всей нашей планете.
Тенденция глобального потепления в значительной
степени затронула всю Россию. Новые аномальные
климатические вызовы, безусловно, стали
для всех нас серьезным уроком и испытанием.
В России отмечено свыше 30 видов опасных
природных явлений. Большинство из них
крайне сложны и вызваны многими факторами,
поэтому их прогнозирование не всегда
дает надежные результаты.
Важно в процессе лесохозяйственной
деятельности не навредить нашей лесной
природе, так как лес это не просто деревья
и кусты, а единый живой организм, сложнейшая
экосистема. Лес по праву называют легкими
планеты. Отечественные и зарубежные экологи
свидетельствуют сегодня о катастрофическом
росте антропогенных нагрузок на природу,
в том числе и на лес. Ведь несомненно,
что только развитие рекреации в пригородных
лесах ведет к масштабному росту нагрузки
на объекты природы, причем самый тяжелый
прессинг испытывают именно наиболее
ценные и привлекательные для большинства
рекреантов (отдыхающих) объекты.
В этой связи экологическая безопасность
является одним из базовых принципов охраны
окружающей природной среды, недопущение
угроз безопасности от чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и экологического
характера – составная часть охраны окружающей
среды.
Так, например, Сокол-Номоконов Э.Н., Ронис
А.А. считают одной из основных причин
масштабных последствий бушевавших летом
2010 г. в Европейской России лесных и торфяных
пожаров – несовершенство нынешнего отечественного
законодательства в области лесопользования.
Авторы данной статьи весьма жестко и
достаточно справедливо отметили недостатки
ныне действующего Лесного кодекса (ЛК)
Российской Федерации, который был принят
в 2006 году.
Так, согласно ЛК РФ, сегодня любая деятельность
по профилактике и тушению лесных пожаров
силами местного населения попросту незаконна.
Идет вал огня, люди отчаянно пытаются
отстоять свои жилища, создавая просеки,
а их преследуют за незаконные рубки. К
большому сожалению, как показал предыдущий
трагичный опыт лета (2010 г.), большинство
субъектов Российской Федерации, местные
органы самоуправления не смогли взять
на себя в полной мере и в должном объеме
ответственность за судьбу лесного хозяйства,
как это предполагал новый лесной кодекс.
На практике было продемонстрировано
отсутствие должной политической воли,
ограничительный формализм и управленческое
бездействие.
За такой короткий срок при недостаточных
финансовых ресурсах при отсутствии серьезной
федеральной поддержки субъектам Российской
Федерации было невозможно создать собственную
базу противопожарной авиации. А без наличия
такой мобильной противопожарной авиационной
службы говорить серьезно о противопожарной
безопасности просто невозможно, ведь
помимо внезапных природных аномалий
на леса каждодневно оказывает влияние
человеческий фактор.
Надо сказать, что от СССР досталось немало
положительного в плане организации и
ведения лесного хозяйства. В частности,
это касается и лесной пожарной охраны.
Однако в ходе административных преобразований
много важного и ценного было уничтожено.
Так, например, известный специалист в
области лесной науки Л. Сверлова пишет:
"Созданная упорным трудом многих поколений
пожарная охрана лесного хозяйства в России
отличалась высоким уровнем профессионализма
и мобильности, что позволило привлекать
пожарных не только для тушения пожаров,
но и для решения смежных задач: ликвидации
чрезвычайных и аварийных ситуаций. В
январе 2002 г. 70000 сотрудников государственной
пожарной службы МВД РФ были переведены
из МВД в МЧС. От системы пожарной охраны
не осталось даже названия. Службу покинули
многие профессионалы, парк пожарной техники
устарел и давно нуждался в обновлении".
Таким образом, возникает необходимость
по другому обеспечить, исходя из действующего
лесного законодательства и правоприменительной
практики, полномочия по охране и воспроизводству
лесной природы в полном объеме.
Россия обладает гигантскими запасами
деловой древесины как на европейском
севере, так и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Мы входим по этим параметрам в группу
основных мировых лидеров. И поэтому вопросы
регулирования лесопромышленного рынка,
рационального использования лесного
экспортного потенциала крайне важны
и актуальны. Российская древесина, наряду
с нефтью и газом по хозяйственной значимости
являются важнейшим стратегическим товаром
для экспорта на мировые рынки.
Кроме того, нельзя забывать и о том, что
весьма велика потребность в отечественной
древесине и на внутреннем рынке, без нее
нельзя сегодня в полном объеме развивать
столь необходимое сейчас строительство,
и, прежде всего, индивидуальное. Древесина
сегодня крайне необходима для реанимации
и дальнейшего развития отечественной
целлюлозной и мебельной промышленности.
Достижения научно-технического прогресса
также расширяют рамки использования
этого столь ценного природного продукта.
Фактически речь идет об экологичности
этого производства, минимизации производственных
отходов. И что особенно актуально, мы
можем развивать новые направления в энергетике.
Современные промышленные биотехнологии
позволяют сегодня использовать даже
ранее уничтожаемые остатки древесного
производства для создания современных
экологичных видов топлива.
Леса занимают 70% территории России, запасы
древесины составляют около 75 млрд кубометров.
При этом, хотя страна владеет почти четвертью
мировых ресурсов, на ее долю приходится
чуть более 3% вывозки древесины и столько
же мировой продукции. Расчетная лесосека
используется менее чем на четверть. Лесной
сектор дает России только 2,5% ВВП и 3,7%
экспортной выручки. Если объем промышленного
прироста древесины составляет около
700 млн куб. метров в год, то утвержденная
лесосека в лесах – около 500 млн куб. метров,
а заготавливается лишь 120 млн куб. метров,
т.е. менее 25%. Это объясняется не столько
слабым правовым регулированием заготовки
древесины, сколько неравномерным расположением
лесистых регионов и неразвитостью лесной
инфраструктуры. Данная информация дает
основания полагать, что у России в перспективе
на этом направлении экономической деятельности
есть большой потенциал для успешного
роста. Однако на пути развития лесного
сектора хозяйства много трудностей, преодоление
которых требует государственных политических
решений. Ведь вовсе не случайно основные
новшества Лесного кодекса РФ, прежде
всего, были сосредоточены вокруг таких
принципиально важных вопросов и направлений
как:
- децентрализация системы управления
лесами;
- гражданско-правовая основа лесопользования;
- расширение перечня разрешенных
видов использования лесов;
- ответственность бизнеса за
ведение лесного хозяйства;
- снятие необоснованных ограничений
на лесопользование и создание
лесной инфраструктуры;
- обеспечение доступа к лесным
ресурсам на основе инвестиционных
соглашений, связанных с осуществлением
крупных проектов по глубокой
переработке древесины, в сочетании
с развитием инфраструктуры.
Среди лесопользователей на фоне действия
нового Лесного кодекса возникает множество
дискуссионных вопросов, споров и разногласий
по поводу формирования права лесной собственности,
аренды и процедур порядка лесопользования.
Это представляет сложную нерешенную
дилемму. Поэтому необходимо объединить
государственные и общественные усилия
на поиск возможных компромиссов, например,
таких как внесение поправок в действующий
кодекс. При этом важно руководствоваться
задачами современной политической целесообразности.
Следует подчеркнуть, что российское
государство после летних пожаров 2010 года
по-новому посмотрело на вопросы лесного
хозяйства. Федеральное агентство лесного
хозяйства (Рослесхоз) РФ наряду с Федеральным
агентством по надзору в сфере природопользования
уже заявили о намерениях разработать
и воплотить на практике новую целевую
масштабную программу "Леса России".
Весьма интересные предложения разрабатываются
и комитетом по природопользованию Государственной
думы РФ. Например, на страницах журнала
"Экология и жизнь" обсуждался новый
партийный проект Единой России "Российский
лес", одним из главных кураторов которого
является депутат Государственной думы
РФ Н.В. Комарова. Главные его цели и направления
заключаются в следующем:
- продолжение реформ лесных
отношений;
- резкое повышение эффективности
лесопользования;
- восстановление лесов;
- борьба с незаконным оборотом
древесины;
- развитие инфраструктуры отрасли,
технологий и средств глубокой переработки
сырья;
- улучшение структуры экспорта,
расширение ассортимента и сфер
применения продукции лесопереработки.
Содержание этого проекта вызвало на
сегодняшний день неодобрительную реакцию
среди общественности. Представители
Гринписа России достаточно скептически
оценили содержание данного проекта, подчеркнули
его большой разрыв с реальным положением
дел на практике. Они отметили, что реализация
предыдущего проекта "Леса России"
и введение нового Лесного кодекса привело
к следующему:
- массовому разорению малого
и среднего бизнеса, катастрофическому
ухудшению социально-экономической
ситуации в лесных деревнях
и поселках;
- разрушению охранного статуса
защитных лесов (ранее – лесов
первой группы), расширению возможностей
для безнаказанных захватов и
застройки лесных земель, в том
числе зеленых и водоохранных
зон;
- появлению значительного количества
беспризорных лесов с неясным
правовым статусом, вообще выпавших
из сферы действия лесного
законодательства (бывших "сельских"
лесов и некоторых других);
- значительному росту количества
незаконных рубок и других
нарушений лесного и смежного
законодательства, небывалому росту
правового нигилизма в лесном
секторе.
Для этой крайне необходимой деятельности
уже сейчас нужно привлекать неправительственные
природоохранные организации России,
включать в рабочий процесс экспертов,
которые последние два года неустанно
призывают к обеспечению информационной
открытости органов управления лесами.
Пока подобные призывы не принесли реальных
результатов, хотя наметились положительные
сдвиги. Кроме того, следует решать вопрос
о предоставлении полноценных лесных
прав малому бизнесу и местному населению.
С нынешним лесным законодательством
они просто оказались за бортом жизни.
В результате повсеместно растет количество
нелегальных рубок.
Ну и, наконец, серьезной проблемой в
России, да и на всей планете была и остается
биологическая неграмотность, невежество
населения. Это весьма негативно влияет
на политические решения, принимаемые
облеченными властью людьми и группами.
Идеи социализации и гуманизации биологии
сегодня актуальны как никогда. Мы все
испытываем потребность в систематическом
экологическом воспитании. Поскольку
человек – существо социальное и отражает
все черты и потребности общества, можно
говорить о двух взаимодействующих объектах
– человеке и лесе. И поэтому все функции,
которые выполняет лес для человека при
удовлетворении всех его потребностей,
являются социальными. Необходимо быть
ответственными по отношению к лесной
природе. Без должного отношения к лесным
ресурсам в условиях возрастания природно-климатических
угроз общество может потерять возможность
удовлетворять свои потребности за счет
леса.
Определенные надежды на возрождение
роли леса в экономике и жизни страны связаны
с внедрением в России международных систем
сертификации, гарантирующих легальность
происхождения древесины, дополнительных
механизмов регуляции и саморегуляции
лесопользования. Существует потребность
профессиональной ориентации молодежи
на специальной лесной отрасли, совершенствования
системы подготовки кадров, привлечения
подрастающего поколения к управленческой
и научно-практической работе по сохранению
и приумножению лесного фонда.