Моделирование развития регионального рыночного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление и углубление в содержание курса «Моделирование развития регионального рыночного хозяйства» с помощью рассмотрения методологии и методик разработки социально-экономических прогнозов на основе моделирования общественного развития. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность метода моделирования общественного развития и области его применения в ходе изучения теоретико-методологических основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов моделирования социально-экономической системы.

Содержание работы

Введение 3
Моделирование общественного развития: цели, задачи. Виды моделей………………………………………………………………………..4
1.1 Математические модели……………………………………………………..5
1.2. Модели территориальной организации общества ………………………...8
2. Особенности размещения и проблемы развития производительных сил Пермского края…………………………………………………………10
3. Проблемы развития старопромышленных районов Пермского края. Коми-Пермяцкий округ………………………..…………………………… 18

Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

моделирование разв-ия рег-го хоз-ва2.docx

— 66.19 Кб (Скачать файл)

Высокий уровень смертности среди  трудоспособного населения отражается на показателе «ожидаемая продолжительность  жизни», который в 2003г. составлял 56,7 лет (в Пермской области – 62 года) и по которому Коми-Пермяцкий округ  находился на 87 месте в РФ.

Таким образом, демографическая ситуация в округе характеризуется повышенной смертностью населения и его  естественной убылью более высокими темпами чем в Пермском крае. Ожидаемая  продолжительность жизни населения  в округе одна из самых низких в  России и Пермском крае.

 

Особенности развития образования  округа

В Коми-Пермяцком округе функционируют 252 образовательных учреждения, в  которых обучается, воспитывается  и работает более 32 тыс. человек. Спецификой сети учреждений образования в округе является то, что 87% из них расположены  в сельской местности (в Пермском крае – 42%), около 50% учреждений дошкольного  и общего образования являются национальными. За последнее десятилетие число  государственных дневных общеобразовательных  учреждений сократилось на 30% (в Пермском крае на 22%).

Основными результатами деятельности системы образования КПО являются - рост числа детей, охваченных дошкольным образованием, повышение обеспеченности учебной литературой (88%) и компьютеризация  школ (27 учащихся на один компьютер).

Вместе с тем, наряду с позитивными  изменениями, происходящими в системе  образования округа, есть ряд проблем, которые сдерживают развитие окружной образовательной системы:

- износ зданий и сооружений  учреждений образования;

- низкий уровень благоустройства  образовательных учреждений (только 20% учреждений в округе имеют  все виды благоустройства, в  Пермском крае – 77%);

- недостаточный уровень оснащенности  учреждений образования медицинским  оборудованием (34,5%), средствами предупреждения  пожаров и пожаротушения (77,7%), пожарной сигнализацией (7%), приборами  освещения (52,7%),  оборудованием  столовых (73,4%);

- большой проблемой для КПО  являются высокие затраты на  содержание сложившейся сети  школьных учреждений. Это объясняется  дисперсным характером размещения  сельских населенных пунктов  и существующими надбавками к  заработной плате учителей в  трех районах КПО, приравненных  к районам крайнего севера.

Таким образом, сложившаяся система  образования округа, представлена всеми  типами и видами образовательных  учреждений, и удовлетворяет потребности  граждан в образовании, а также  является основой для сохранения самобытности и национальной культуры коми-пермяков. Материально-техническая  база образования остается на низком уровне.

 

Особенности развития здравоохранения  округа

Здравоохранение – важнейший  элемент  социального, культурного и  экономического развития  округа. Общая заболеваемость населения сохраняет тенденцию  к росту и ситуация по заболеваемости социально-значимыми болезнями остается крайне напряженной. Произошел рост заболеваемости хроническим алкоголизмом, туберкулезом (в 1,4 раза превышает уровень по Пермскому  краю), вирусными  гепатитами, ветряной оспой, краснухой, гриппом, ОРВИ, ВИЧ. Тем не менее, в округе наметились положительные тенденции - снизилась заболеваемость болезнями, передаваемыми  половым  путем, клещевым энцефалитом и боррелиозом.

В  Коми-Пермяцком  округе сохраняется  высокая  потребность   в  наркологической  помощи. Отмечается стабильный  рост алкоголизма, алкогольных психозов, смертности, вызванной  злоупотреблением  суррогатов  алкоголя, растёт патология  со стороны   внутренних органов  и  нервной системы, связанной  с  хронической интоксикацией. Статистические показатели свидетельствуют о росте  распространённости   и  заболеваемости   алкоголизмом и  алкогольными  психозами  по сравнению   с  показателями  по  Пермской  области. За последние  годы проведено реформирование и  оптимизация сети здравоохранения. В результате этих мероприятий наметились процессы повышающие экономическую эффективность работы медицинских учреждений - уменьшились объемы стационарной помощи и уровень госпитализации (пребывание больного на  койке сократилось с 20 до 13 дней), развиваются стационарозамещающие виды медицинской помощи.

Таким образом, медико-демографическая  ситуация в округе  остается напряженной, выросла заболеваемость населения  алкоголизмом и некоторыми вирусными  болезнями. Реформирование и  оптимизация  сети здравоохранения повысили экономическую  эффективность работы медицинских  учреждений.

 

Особенности развития культуры округа

Коми-Пермяцкий округ является основным постоянным местом проживания целого народа – коми-пермяков. Это  диктует необходимость сохранения этнической уникальности коми-пермяков - сохранения и развития национальной самобытной культуры.

Размещение учреждений культуры превышает  нормативное, но оно обусловлено  тем, что значительная часть населения  живет в труднодоступных и  отдаленных друг от друга населенных пунктах.

Таким образом, сложившаяся в КПО  система учреждений культуры позволяет  сохранять и развивать национальную самобытную культуру коми-пермяков и  обслуживать культурные запросы  населения округа.

 

 

 

 

Особенности социальной защиты населения  округа

Социальная защита населения округа проводится по следующим направлениям: социальная защита семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с  военной службы и членов их семей, содействие развитию социальной защиты муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения.

Сеть учреждений социального обслуживания населения  в округе представлена 21 государственным учреждением (на 1.01.2007 г.), в т.ч.: окружным реабилитационным центром для детей-инвалидов, 8 домами-интернатами для престарелых граждан, 5 центрами социальной помощи семье и детям, 6 приютами для детей и подростков, комплексным центром социального обслуживания населения с отделением временного проживания на 10 человек (г.Кудымкар).

На учете (на 01.01.2007г.) в органах социальной защиты населения состоит более 20 тыс. семей, относящихся к категории малоимущих, в которых воспитывается около 25 тыс. несовершеннолетних детей. В округе 2110 многодетных семей, в них 6800 детей. В семьях складывается неблагоприятная ситуация - растет число неблагополучных (неполных семей около 5 тыс., в которых воспитывается 7,5 тыс. детей) и малообеспеченных семей, увеличивается число детей, находящихся в социально опасном положении (на учете состоит 2637 семей, в которых около 4 тыс. детей проживают в условиях, угрожающих их жизни и здоровью).

В округе насчитывается более 12,5 тыс. инвалидов (на 01.01.2007г.). Имеется реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Вместе с тем, на сегодня Центр не располагает своим стационарным отделением, оно арендуется у Юсьвинской центральной районной больницы. Не хватает кабинетов для специалистов, нет пищеблока и хозяйственных помещений.

Таким образом, развитие человеческого  потенциала Коми-Пермяцкого округа осложнено  обострением демографической ситуации, и в то же время основные отрасли  социальной сферы выполняют свои функции в условиях объективно обусловленной  низкой экономической эффективности  сети социальных учреждений. 

 

 Особенности национального  развития округа

Коми-Пермяцкий национальный округ  образован 26 февраля 1925г. в составе  Уральской области. В 1938г., в связи  с разукрупнением Уральской области  Коми-Пермяцкий национальный округ  вошел в состав Пермской области. После принятия Конституции СССР в 1977г. до 1 декабря 2005г. округ назывался Коми-Пермяцкий автономный округ (КПАО). С принятием российской Конституции в 1993г. округ, наряду с Пермской областью, стал равноправным субъектом Федерации, а сама Пермская область получила статус «сложносоставного» региона России.

Современный статус Коми-Пермяцкого округа определен Федеральным конституционным  законом (ФКЗ) № 1 от 25 марта 2004г «Об  образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения  Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». В ФКЗ зафиксирована  необходимость сохранения территориальной  целостности КПАО и придания особого  статуса этому административно-территориальному образованию для решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры. 

В ФКЗ подчеркивается возможность  особого способа организации  местного самоуправления в округе, а также предусматривается необходимость  до 2009г. особого характера финансирования с участием федерального бюджета. ФКЗ  предусматривает необходимость  в переходный период обеспечивать финансирование округа из средств федерального бюджета, чтобы уровень бюджетной обеспеченности не снижался с момента ликвидации округа как субъекта Федерации. В  этом же законе Правительству Российской Федерации предлагается рассмотреть  новую схему организации территориальных  органов федеральных структур исполнительной власти.

Основой для сохранения самобытности и национальной культуры коми-пермяков являются учреждения образования и  культуры. Острейшей проблемой является обеспечение учебной литературой  национальных образовательных учреждений  (нет учебников родного языка  для начальной школы, коми-пермяцкой  литературы для основной школы, устарел  учебник коми-пермяцкого языка для  вузов).

Заключение

 

Анализируя  данную курсовую работу, необходимо сделать  заключительные выводы:

- В условиях  становления рыночной экономики  возникает необходимость моделирования  и прогнозирования социально-экономического  развития региона.

- Региональные модели вариативны и гипотетичны. Использование математических, картографических и др. моделей необходимо в формировании и корректировании экономической политики региона.

- Отраслями рыночной специализации Пермского края являются: горно-добывающая промышленность, добыча нефти и производство нефтепродуктов, химическое производство, металлургическое производство, целлюлозно-бумажное производство, производство древесины и изделий из дерева, машиностроительный комплекс.

- Центром промышленного каркаса является г. Пермь и Пермский район. На указанных территориях промышленность занимает ведущее положение в отраслевой структуре хозяйства, обладает важнейшим районо- и комплексообразующим значением; с ней связано решение важнейших социальных, экологических и экономических задач развития общества, повышения благосостояния населения Пермского края.

- Пермский край:

- по уровню экономического развития  входит в группу наиболее развитых  субъектов Российской Федерации;

- занимает лидирующее положение  в России по ряду видов промышленной  продукции;

- имеет диверсифицированную структуру  промышленности со значительным  удельным весом сектора, ориентированного  на экспорт, в котором высока  доля продукции низких переделов.

          - Экономическая ситуация в Коми-Пермяцком округе остается сложной. В основных отраслях экономики – лесопромышленном и агропромышленном комплексах в течение длительного времени происходит падение производства, которое в последние годы замедлилось, и появилась надежда его стабилизации и роста. Наметились положительные тенденции в других сферах экономики округа – увеличение государственных и частных инвестиций в производственную и социальную инфраструктуру, рост экономической активности малого предпринимательства и повышение платежеспособного спроса населения.

 

 

Список  литературы        

  1. Балина Т.А. «Программа и методические указания к курсу «Моделирование развития регионального рыночного хозяйства»»//Пермь, 2009 г.        
  2. Зырянов А.И., Шарыгин М.Д. «Введение в теоретическую географию. Учебное пособие по спецкурсу»//Пермь, 1984 г.
  3. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. «География Пермской области. Учебное пособие»//Пермь, 1999 г.
  4. Интернет-ресурсы: www.admin.permkrai.ru

                                       www.raexpert.ru                                           

 


Информация о работе Моделирование развития регионального рыночного хозяйства