Основные задачи регионального управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

В процессе перехода от планово-централизованной системы регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизантальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйств региона на рыночные отношения изменяется структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу собственности и т.д.

Содержание работы

1. Особенности организации регионального управления
2. Сущность и задачи регионального управления
3. Принципы и методы регионального управления
4. Разделение функций, ресурсов и ответственности

Файлы: 1 файл

RE.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Тема 4

Основные задачи  регионального управления экономикой

План

1.      Особенности организации регионального управления

2.      Сущность и задачи  регионального управления

3.      Принципы и методы регионального управления

4.      Разделение функций, ресурсов и ответственности    

1.Особенности  организации регионального управления. Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными  и муниципальными структурами управления являются следствием  перехода к новой модели управления экономикой, основанннной на рыночных отношениях. Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.    

1.Система новых отношений создается  в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления  приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.    

2. В новых условиях субъекты  Федерации сосредоточили большую  часть властных и хозяйственных  функций. Регион является основным  субъектом собственности, который  делегирует функции собственника  широкому кругу хозяйствующих  субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.     

3. Упразднение государственной  отраслевой системы управления  экономикой диктует необходимость  формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации – муниципалитет; муниципалитет – основное производственное звено; субъект Федерации – основное производственное звено.    

4.В этих условиях меняются  регулирующая и стимулирующая  функции субъектов регионального  управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой – вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.      

5.Чтобы обеспечить заинтересованность  субъектов Федерации в развитии  рыночных отношений в производственной  и социальной сферах, необходимо  законодательно закрепить их  функции, компетенцию и ресурсы  в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.    

2. Сущность и задачи  регионального управления. Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.     

 С точки зрения современной  российской практики региональный  менеджмент – это управление  социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода к рыночным отношениям.    

 Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

-         ориентация развития региона  на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

-         формирование организационно-экономических условий для  реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

-         ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организации производства  тех видов продукции, которые пользуются  спросом на межрегиональном  и зарубежных рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

-         формирование  и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

-         переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием  современной информационной базы для осуществления  системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

-         оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность  и др.).    

 Региональный менеджмент функционирует  в соответствии с законами  развития рыночной  системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.    

 Задачи регионального менеджмента  многообразны и обусловлены особенностями  переходного периода.     

 В процессе перехода от  планово-централизованной системы  регулирования хозяйства региона  разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизантальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйств региона на рыночные отношения изменяется структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных  методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу собственности и т.д. Все это служит объективной основой  для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются  от задач планово-директивной системы территориального управления.    

 В число основных задач  регионального менеджмента входят:

-         обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

-         экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

-         оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

-         обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

-         формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.   

 Исходя из сущности, содержания  и задач регионального менеджмента,  сформулированных выше, его объект  можно классифицировать по следующим  основным признакам.    

1.Принадлежность объекта к той  или иной форме собственности  (федеральная, муниципальная, собственность  субъекта Федерации).    

2.Характер продукции или услуг,  производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном  потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).    

3. Характер и степень воздействия  субъекта хозяйствования на экономические,  социальные, экологические и другие  процессы в регионе.    

4.Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).    

 Анализ произведенной классификации  объектов позволяет сделать вывод о том, что к объектам регионального менеджмента можно отнести все хозяйственные единицы региона. Однако непосредственным объектом регионального менеджмента являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство  условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональный менеджмент оказывает прямое  (непосредственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное.     

 3. Принципы и методы регионального управления. Содержание регионального менеджмента как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.    

 К основным принципам регионального  менеджмента относятся: децентрализация,  партнерство, субсидиарность, мобильность  и адаптивность, а также принцип  выделенной компетенции.     

 Суть принципа децентрализации  заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.     

 Принцип партнерства предполагает  отход от жесткой иерархической  соподчиненности по вертикали.  Он диктует правила поведения  объектов и субъектов регионального  управления в процессе их взаимодействия  как юридически равных партнеров.    

 Принцип субсидиарности  заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее  определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения  минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.  

  Содержанием принципов мобильности  и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменение внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.    

 Принцип выделенной компетенции  (в отличии от принципа разграничения  функций) состоит в дифференциации  функций не между  сферами регионального  управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов, федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Принцип выделенной компетенции более детально будет рассмотрен ниже.     

 Методы регионального менеджмента  также обусловлены системой рыночного  хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных  метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются  объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые ко всем другим объектам.    

4.Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Такая дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального менеджмента как инструмента рыночной экономики.    

 Многообразие  функций регионального менеджмента  опосредуется широким  кругом его задач, расмотренных ранее  При этом выделяются следующие основные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование.     

 Реализация функции целеполагания  обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой целевых региональных программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функция целепологания реализуется  в процессе  экономической социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации. Особое значение  эта функция приобретает в переходный период, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском  и мировом рынках, вписываться  в межрегиональные и мирохозяйственные экономические  связи и рыночные отношения.     

 Функция регулирования в  региональном менеджменте реализуется  в основном в системе объектов, относящихся  к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность  регионов. В реализации функции регулирования  могут использоваться методы как  прямого, так и  опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты,  в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, поскольку объем и полнота реализации функций  регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона.  Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена по сути к контролю за соблюдением договорных обязательств.  

   В условиях перевода хозяйства регионов на рыночные отношения особое место в региональном менеджменте отводится функция стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования  в региональном менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, принадлежащие к самым различным формам и видам собственности – федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы непосредственного воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.     

Информация о работе Основные задачи регионального управления экономикой