Основные задачи регионального управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

В процессе перехода от планово-централизованной системы регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизантальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйств региона на рыночные отношения изменяется структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу собственности и т.д.

Содержание работы

1. Особенности организации регионального управления
2. Сущность и задачи регионального управления
3. Принципы и методы регионального управления
4. Разделение функций, ресурсов и ответственности

Файлы: 1 файл

RE.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

  Для выхода из кризисного состояния  необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом  весьма важным аспектом таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.     

  Независимо от того, какие конкретные  методы  управления развитием  региона применяет администрация, сама по себе  функция воздействия на развитие региона  обладает рядом особенностей. Прежде всего, это нерутинная функция обслуживания населения  (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов). Более того нерутинность этой функции предполагает  гибкий неординарный  способ организации работ по управлению региональныи развитием. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению  проблем, организации переговоров с частными и негосударственными и организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе  стратегического планирования и маркетинга.

Тема 8

Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности  регионов

План

  1. Организационно-экономические факторы 
  2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов
  3. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов

 

     1.Организационно-экономические  факторы. Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов.      

1. Рыночного – взаимопроникновение  региональных, национального и мировых рынков. Для России и ее регионов наиболее значимым являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления  в силу соглашения с ЕС и возможным принятием в ВТО.       

2. Конкурентного – усиление конкуренции  на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции  – конкуренции в области качества  жизни и инноваций.    

3.Производственного – постепенный  переход от фордизма к постфордизму  как способу организации производства, что подразумевает замену массового производства мелкосерийным; замену вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.    

  Эти факторы ведут от территориальной дифференциации к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков  - к диверсифицированным,  а в целом от национальной региональной политики к собственной региональной политике на уровне отдельных субъектов Федерации.     

  Факторы, благоприятные сегодня для размещения  на территории предприятий, завтра означают  дополнительные возможности  для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-эконмического развития регионов в будущем.   

    Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений  на конкурентоспособность  и хозяйствующих субъектов и регионов. Например, для региона это означает, что одни развиваются  как экономически наиболее сильные области, способные мобилизовать свои собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных, специфических сферах (например - туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать  хозяйствующие субъекты и  какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.      

 Как и всякая экономическая  система, регион имеет внутреннюю  и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.      

 Для качественной характеристики  и оценки динамики изменения  внутренней среды достаточно  проанализировать следующие  группы факторов, характеризующих:

-         производственно-ресурсный потенциал региона;

-         структуру регионального рынка;

-         кадровый потенциал региона;

-         региональный бюджет;

-         стратегию региона.    

 Внешняя среда региона прямого  воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

-         внешними поставщиками товаров и услуг;

-          внешними потребителями;

-         регионами-конкурентами;

-         финансовыми организациями;

-         транспортными предприятиями.    

 Среда косвенного воздействия  на регион может включать следующие группы факторов влияния:

-         общеэкономические;

-         общеполитические;

-         научно-технические;

-         природно-экологические;

-         демографические.    

 2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов. Традиционно в отечественной экономической литературе выделяют следующие группы факторов размещения:

Соответствие некоторых  отечественных и зарубежных факторов

Отечественные факторы

Зарубежные факторы

Сырьевой – наличие сырья  и его экономическая оценка

Расходы на используемое сырье

Расходы на комплектующие, полуфабрикаты  и услуги со стороны

Топливно-энергетический – обеспеченность ресурсами ТЭК

Расходы на энергию

Водный – обеспеченность водными  ресурсами

-

Земельный – обеспеченность земельными ресурсами

Цена земельных участков

Трудовой – обеспеченность трудовыми  ресурсами соответствующей квалификации

Уровень заработной платы, включая  отчисления на социальные нужды

Наличие соответствующих трудовых ресурсов

Транспортный:

Наличие коммуникаций

Стоимость перевозок

Транспортное положение и транспортные связи 

Транспортные издержки

Наличие телекоммуникаций

НТП – уровень НТП, обеспечивающий эффективность применения ресурсов

Наличие технологий  и ноу-хау

Потребительский – наличие основной массы потребителей товаров  и услуг

Покупательная способность населения

Экономико-географическое положение

Территориальное расположение, близость рынков

Агломерационные эффекты

Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эффекты синергии*


*синергия – синергический эффект, возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта.     

 Характерно, что уже сами  названия несут отпечаток эпохи  построения индустриального  общества первой половины 20 в. с присущим ей  экстенсивным способом хозяйствования при ограниченном применении рыночных регуляторов.     

 В зарубежной теории и  практике в настоящее время  принят несколько иной стандартный  набор факторов. В первую очередь различают две  большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие».    

 Под «жесткими» понимаются  количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственный ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством  (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки).     

 Если между отечественными  и жесткими  факторами еще можно  провести параллели, то мягкие факторы в число первых пока не включены вообще.  Они касаются количественно  трудноизмеряемых категорий:  уровня развития социальной среды населенного пункта, его, если так можно выразиться, дружественности экономики. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают:

-         стабильность политической ситуации;

-         стабильность общественного климата;

-         квалификацию занятых по найму;

-         региональную структуру экономики и отдельных предприятий;

-         качество системы образования и системы подготовки кадров;

-         оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями;

-         наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);

-         отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпримателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков);

-         качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).    

3.Новые тенденции  в соотношении отдельных факторов. Соотношение между отдельными факторами размещения и их значимость находятся в постоянном движении.  Все же для середины 90-х годов можно зафиксировать несколько общих изменений, которые в еще большей степени будут действовать в начале нового века.    

 Важнейшей тенеденцией является  то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся  условиями экономического успеха.    

 По группе жестких факторов  в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному  (услуги и информация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д).       

 В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль.      

 Среди мягких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни  для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона.       

 Безусловно, учет этих тенденций  на практике подразумевает, что не все они одинаково важны для конкретного населенного пункта или конкретного предприятия. Например, издержки на факторы производства будут, очевидно, и дальше играть решающую роль при изготовлении трудоемкой конечной продукции или для молодых предприятий с высокой потребностью в капитале.      

 В аспекте конкретных регионов  более высокую значимость будут  иметь те факторы, которые характерны  для отраслей специализации регионального  социально-эконмического комплекса.      

 В более общем плане вес  фактора будет зависеть от  его способностей локализоваться  и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные.     

 Итак, управленческому звену  предприятий и организаций, работникам  территориальных подразделений  по экономике и прогнозированию, финансам, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.        

 Из всей совокупности факторов  выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор местоположения данного предприятия.    

 Актуальным  требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные  и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа  как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? – дает новое направление на стыке маркетинга  и экономики региона – маркетинг регионов.

Тема 2

Регион как объект хозяйствования и управления

План

1.      Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов

2.      Регион, его основные признаки

3.      Территориальная организация общества, региональное разделение  труда    

 1.Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов. Понятие «национальная экономика» введено в оборот представителями исторической школы. Густав Шмоллер (1838-1917)  один из ее представителей написал фундаментальный труд «Основы общего учения о национальном хозяйстве» (1914).      

 Задачей своего исследования  он считал разработку генетического  подхода, который позволяет найти  комплексное объяснение экономических  структур и механизмов функционирования хозяйства. Этот замысел диктовал самое внимательное отношение к различиям в национальной экономике, географии, этническим особенностям, использование данных психологии и даже геологии. Он высказал весьма актуально звучащую мысль: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех времен и народов.     

 Примыкавший к исторической  школе  социолог Макс Вебер (1864-1920)  исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов  и стран.  Его труды  «Протестантская этика и дух капитализма» (1904), «Хозяйственная этика мировых религий» (1915). В первой его работе доказывалось, что Реформация  породила миропонимание, которое привело к развитию капиталистического духа, и формированию самого капитализма как системы. Тезис этот был подкреплен исследованиями социологии религий. На примере американских сект Вебер показал, что положение человека в деловом мире определяется его причастностью к церкви. Это как бы сертификат, удостоверяющий строгость и деловую честность.     

 Согласно Веберу  во всех мировых религиях в разных сочетаниях присутствует два начала: мистическое, призывающее к уходу от мира, к пассивному созерцанию событий, общению с богом, и аскетически активное самоограничение, направленное на преобразование мира в соответствии с Его заветами. Особенно значителен аскетический акцент в протестанстве – религии первых американских переселенцев и европейских (британских) предпринимателей  18 в. Протестантизм становится символом рационального поведения, формирует «дух капитализма». Согласно этому религиозному учению Бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством богоизбранности являются твоя энергия, твои успехи. Предпринимательство получает тем самым нематериальный стимул активной деятельности.    

 Русский религиозный философ  С.Н.Булгаков (1871-1944) в основу своего  учения о путях национального  ведения хозяйства заложил следующие  начала:

Информация о работе Основные задачи регионального управления экономикой