Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:34, реферат
В процессе перехода от планово-централизованной системы регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизантальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйств региона на рыночные отношения изменяется структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу собственности и т.д.
1. Особенности организации регионального управления
2. Сущность и задачи регионального управления
3. Принципы и методы регионального управления
4. Разделение функций, ресурсов и ответственности
- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
- требований покупателей к качеству товаров.
Изучение спроса дает
Региональные рынки
Для каждого вида рынков
присущи соответствующие
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и на потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для развития социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в регионе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок средств производства;
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
- финансовый рынок;
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
2. Региональный потребительский рынок. Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.
Функционирование
По своей экономической сущности
региональный потребительский рынок –
это совокупность высоколокализованных
социально-экономических процессов и
отношений в сфере обмена и потребления,
формируемых под влиянием особенностей
спроса и предложения каждого территориально-
Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.
Потребительский рынок
Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом определяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.
Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения - реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Каждая из указанных фаз процесса формирования и использования фонда потребления в регионе характеризуется особенностями взаимодействия его элементов, своим механизмом движения, развития и совершенствования. Состыковка фаз формирования и конечного использования фонда потребления осуществляется через потребительский рынок. Именно сигналы, идущие от потребителей к производству, и отражают реальный спрос населения на товары нужного ассортимента.
Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъектная предопределенность регионального потребительского рынка.
3.Региональный рынок средств производства. Региональный рынок средств производства – такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.
Субъектами регионального рынк
Потребительский спрос на рынке средств производства конкретного региона характеризуется рядом обстоятельств:
- специализацией развития региона;
- платежной способностью как местных, так и иных покупателей регионального рынка;
- состоянием структурной политики в производственном комплексе региона и степенью изношенности его основных фондов.
Предложение на региональном рынке средств производства определяется также совокупностью факторов, важнейшими из которых являются:
- отраслевая, межотраслевая, региональная и межрегиональная специализация в производстве средств производства и удельный вес в ней предприятий региона;
- изменение тенденций в потреблении средств производства и предметов труда, происходящих под воздействием научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда.
Функции регионального рынка
средств производства состоят
в удовлетворении потребностей
хозяйствующих субъектов
Структура регионального
В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся :
1) рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования;
2) рынки цветных и черных металлов;
3) рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:
- рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;
- рынок сельскохозяйственных машин;
- рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.
Несмотря на наличие
Причем все методы регулирования регионального рынка средств производства можно подразделить на прямые и косвенные.
К прямым методам
- квотирование средств производства и сбыта отдельных видов продукции, предметов и средств труда;
- госзакупки, субсидии и субвенции производителям средств производства и прямое финансирование перспективных разработок новых видов средств производства.
К косвенным, или
- предоставление льгот производителям средств производства, дотаций на оплату потребительских ресурсов, разрешение ускоренной амортизации;
- понижение ставки налогов или полное освобождение от них;
- выдача государственных гарантий под кредиты коммерческих банков производителям средств производства;
- регулирование цен в целях ограничения спроса на отдельные виды средств производства.
4.Региональный финансовый рынок. Региональный финансовый рынок – сфера экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов в регионе, а также их воспроизводства и регулирования в условиях изменившегося спроса и предложения.
Особенностью регионального финансового рынка является его весьма условная обособленность в силу многогранности взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов и тех конкретных целей и задач, которые ими решаются.
В этой связи принято
Наряду с этим критерием к региональному финансовому рынку могут быть применены и другие отличительные признаки: характер оформления отношений субъектов финансового рынка (рынка банковских кредитов и рынка ценных бумаг); принцип возвратности кредита (облигации, векселя, закладные и т.п. – рынок возвратных финансовых ресурсов; акции, паевые вклады, доли и т.п. – рынок невозвратных ресурсов).
Региональный финансовый
Наибольшее развитие в
Региональный рынок банковских кредитов своим функциональным назначением имеет обслуживание денежной потребности субъектов хозяйственной деятельности региона. Выполнение этой функции возможно при условии наличия временно свободных денежных ресурсов в регионе.
Источником формирования денежных, кредитных ресурсов в регионе являются средства федерального и регионального бюджетов, предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных учреждений, денежные сбережения населения и иностранный капитал, определяющие масштабы предложения денежных ресурсов.
Спрос на региональном рынке
банковских кредитов
- деловой активностью;
- масштабами развития;
- мерой поддержки предпринимательской деятельности;
- активной региональной инвестиционной политикой;
- соотношением капиталоемких и трудоемких производств;
- масштабами реструктуризации регионального хозяйства.
Важную роль в
Помимо коммерческих банков
важную роль в развитии
Информация о работе Основные задачи регионального управления экономикой