Основные задачи регионального управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:34, реферат

Описание работы

В процессе перехода от планово-централизованной системы регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизантальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйств региона на рыночные отношения изменяется структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу собственности и т.д.

Содержание работы

1. Особенности организации регионального управления
2. Сущность и задачи регионального управления
3. Принципы и методы регионального управления
4. Разделение функций, ресурсов и ответственности

Файлы: 1 файл

RE.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

-         сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;

-         требований покупателей к качеству товаров.   

 Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость  и структуру рынка, а также  предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.     

 Региональные рынки неоднородны.  Так, по территориальной организации  сферы обращения можно выделить  поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.     

 Для каждого вида рынков  присущи соответствующие инфраструктура  с особенностями размещения, развития  и функционирования, емкость рынка,  каналы и схемы товарообразования.      

 Потребность в товарах и услугах находится  в прямой зависимости от платежеспособного спроса  и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и на потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для развития социально-экономических групп населения определяется характером  развития производительных сил в регионе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является  непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка  - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.    

 Региональные рынки можно  объединить в систему, которая  представляет собой  совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

-         потребительский рынок (рынок благ);

-         рынок средств производства;

-         рынок земли и недвижимости;

-         рынок труда;

-         финансовый рынок;

-         рынок информации;

-         рынок природных ресурсов;

-         рынок культурных ценностей;

-         рынок образовательных услуг.    

 Все рынки взаимосвязаны  друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.     

2. Региональный потребительский рынок. Механизм формирования и функционирования  потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.    

 Функционирование регионального  потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением  на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.   

   По своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных  социально-экономических  процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием  особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.    

 Региональный потребительский  рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.     

 Потребительский рынок региона  – это основная составляющая  структуры современной рыночной  экономики, где часть ВНП, материализованная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления.  По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок  занимает ведущее место в системе рынков региона.    

  Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка  во многом определяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом  зависит конечное потребление населения региона.      

 Региональный потребительский  рынок воздействует на ряд  фаз, связанных между собой  в едином  процессе: потребности населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения  - реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает  в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем  и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.     

 Каждая из указанных фаз  процесса формирования  и использования фонда потребления в регионе характеризуется особенностями взаимодействия его элементов, своим механизмом движения, развития и совершенствования. Состыковка фаз формирования и конечного использования  фонда потребления осуществляется  через потребительский рынок. Именно сигналы,  идущие от потребителей к производству, и отражают реальный спрос населения на товары нужного ассортимента.    

 Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъектная предопределенность регионального потребительского рынка.     

 3.Региональный рынок средств производства. Региональный рынок средств производства – такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.      

 Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, предприятия реального сектора экономики – с другой, находящиеся как в пределах границ конкретного региона, так и вне его.     

 Потребительский спрос на рынке средств производства конкретного региона характеризуется рядом обстоятельств:

-         специализацией развития региона;

-         платежной способностью как местных, так и иных покупателей регионального рынка;

-         состоянием структурной политики в производственном комплексе региона и степенью изношенности его основных фондов.   

  Предложение на региональном рынке средств производства определяется также совокупностью факторов, важнейшими из которых являются:

-         отраслевая, межотраслевая, региональная и межрегиональная специализация в производстве средств производства и удельный вес в ней предприятий региона;

-         изменение тенденций в потреблении средств производства и предметов труда, происходящих под воздействием научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда.    

 Функции регионального рынка  средств производства состоят  в удовлетворении потребностей  хозяйствующих субъектов данного  региона, а также  других потребителей в необходимых  для их хозяйственной деятельности  средствах производства,  обусловленных как технологической  степенью их износа,  структурными сдвигами в производстве, так и ростом масштабов производства и его техническим совершенствованиям.    

 Структура регионального рынка  средств производства определяется целым комплексом факторов, начиная от природно-климатических условий региона, его специализации и заканчивая характером товарного обращения конкретных видов  средств производства, степени наукоемкости и долговечности.     

 В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся :

1)      рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое  значение для экономики региона и эффективности ее функционирования;

2)      рынки цветных и черных металлов;

3)      рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:

-         рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;

-         рынок сельскохозяйственных машин;

-         рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.    

 Несмотря на наличие определенных  экономических свобод в рыночной  экономике следует признать, что  рынок средств производства нуждается  в регулировании. Это связано с необходимостью поддержания  сложившихся рациональных хозяйственных связей в регионе и установления новых, использования при этом современных экономических форм взаимоотношений, например, лизинг, региональный заказ и т.д.    

 Причем все методы регулирования регионального рынка средств производства можно подразделить на прямые и косвенные.     

 К прямым методам регулирования  регионального рынка средств  производства можно отнести:

-         квотирование средств производства и сбыта отдельных видов продукции, предметов и средств труда;

-         госзакупки, субсидии и субвенции производителям средств производства и прямое финансирование  перспективных разработок новых видов средств производства.   

 К косвенным, или экономическим,  методам  регулирования регионального рынка средств  производства относятся:

-         предоставление льгот производителям средств производства, дотаций на оплату потребительских ресурсов, разрешение ускоренной амортизации;

-         понижение ставки налогов или полное освобождение от них;

-         выдача государственных гарантий под кредиты коммерческих банков производителям средств производства;

-         регулирование цен в целях ограничения спроса на отдельные виды средств производства.    

4.Региональный финансовый рынок. Региональный финансовый рынок – сфера экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов в регионе, а также их воспроизводства и регулирования в условиях изменившегося спроса и предложения.     

 Особенностью регионального финансового  рынка является его весьма условная обособленность в силу многогранности взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов и тех конкретных целей и задач, которые ими решаются.     

 В этой связи принято различать  региональный рынок краткосрочных кредитов, или денежный рынок; рынок капиталов, или среднесрочных и долгосрочных кредитов, т.е. рынки, сформированные по принципу обслуживания движения основного и оборотного капиталов.    

 Наряду с этим критерием  к региональному финансовому рынку могут быть применены и другие отличительные признаки: характер оформления отношений субъектов финансового рынка (рынка банковских кредитов и рынка ценных бумаг); принцип возвратности кредита (облигации, векселя, закладные и т.п. – рынок возвратных финансовых ресурсов; акции, паевые вклады, доли и т.п. – рынок невозвратных ресурсов).    

 Региональный финансовый рынок,  несмотря  на свою экономическую определенность, имеет весьма условный характер, границы и сбережение, конкретность  или определенность которым придают те цели и задачи, которые призваны решить сформированные в них финансовые отношения.    

 Наибольшее развитие в системе  регионального финансового рынка  получили рынок банковских кредитов  и рынок ценных бумаг.    

 Региональный рынок банковских кредитов своим функциональным назначением имеет обслуживание  денежной потребности субъектов хозяйственной деятельности региона. Выполнение этой функции возможно при условии наличия временно свободных  денежных ресурсов в регионе.     

 Источником формирования денежных, кредитных ресурсов в регионе являются средства федерального и регионального бюджетов, предприятий и организаций различных форм собственности, финансово-кредитных учреждений, денежные сбережения населения и иностранный капитал, определяющие масштабы предложения денежных ресурсов.    

 Спрос на региональном рынке  банковских кредитов определяется  следующими обстоятельствами:

-         деловой активностью;

-         масштабами развития;

-         мерой поддержки предпринимательской деятельности;

-         активной региональной инвестиционной политикой;

-         соотношением капиталоемких и трудоемких производств;

-         масштабами реструктуризации регионального хозяйства.    

 Важную роль в функционировании  регионального финансового рынка  играют коммерческие банки, главным назначением которых является аккумуляция финансовых ресурсов предприятий, которая способствовала  бы как их развитию, так и развитию экономики региона в целом. Решение коммерческими банками этой задачи возможно при  условии использования ими прогрессивных форм кредитования, финансирования и расчетов, ускоряющих оборачиваемость оборотных средств и укрепляющих расчетную дисциплину.       

 Помимо коммерческих банков  важную роль в развитии региональных  финансовых рынков играет формирующаяся система небанковских финансово-кредитных институтов типа финансовых и инвестиционных компаний, брокерских фирм, способных обслуживать внебиржевой рынок ценных бумаг.    

Информация о работе Основные задачи регионального управления экономикой