Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 19:32, курсовая работа
Целью данного исследования является: изучение туристско-рекреационного потенциала и особенностей развития туризма Франции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретических и методологических основ туризма и туристско-рекреационного потенциала
- изучение общей характеристики экономики
- выявление особенностей рекреационных ресурсов
- изучение туристской инфраструктуры
- формирование туристских маршрутов
- изучение современного состояния туристской отрасли и перспективы
развития.
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1.Методологические подходы к изучению туристско-рекреационного потенциала ………………………………………………..……………………….5
1.1 Понятие, сущность и основные функции рекреации……………………….5
1.2 Туристские ресурсы и их классификация…………………………………...7
Глава 2.Оценка туристско-рекреационных ресурсов Франции………………………………………………………………………….11
2.1 Природные ресурсы ………………………………………………………...11
2.2 Культурно-исторические ресурсы …………………………………………17
2.3 Социально-экономические ресурсы………………………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………....46
Список используемой литературы……………………………………………...47
По данным на 2005 год:
Составляющие ВВП (% от общего объема)
Личное потребление |
54,8 |
Общественное потребление |
23,8 |
Инвестиции |
19,5 |
Экспорт |
27,1 |
Импорт |
– 25,0 |
Сельское хозяйство
Франция – ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция – крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок. Она поставляет также мясо (говядину, свинину и баранину), молочные продукты, овощи, фрукты и вино.
В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.
В целом Франция очень известная аграрная страна. Она занимает первое место в Европе и в мире по производству сахарной свеклы, винограда – второе место в мире и в Европе (после Италии). По количеству выращенных свиней – 9 место в мире и 5 в Европе.
Структура сельского хозяйства характеризуется великим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью животноводства и растениеводства.
Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу – свыше 100%.
Промышленность
Пик развития промышленности Франции припал на 1960–1973 гг. при средних темпах роста около 7%. Но впоследствии темпы начали уменьшаться и в 80-х годах уже составляли 1%. Особенно уменьшилось производство традиционных товаров – текстиля, кожи, а также бумаги, металлургической продукции, строительных материалов. Меньших изменений испытали химическая и пищевая промышленность.
Характерной особенностью развития промышленности 1990-х годов являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признания такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которая усиливает конкурентоспособность промышленной продукции.
Ведущие позиции Франция занимает в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике.
Энергетика является развитой отраслью во Франции. Она опирается на использование как собственных, так и импортных топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше чем на половину. Больше половины энергоносителей Франция импортирует. Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой долей электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях. За уровнем развития атомной энергетики Франция уступает лишь США. Во Франции, в отличие от Украины, преобладают атомные электростанции мощностью до 1 млн. квт. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и возле больших городов (7,3%).
Угольная промышленность страны переживает кризис. Добыча угля постоянно сокращается. В 2001 г. во Франции добыто 7,5 млн. т каменного угля и свыше 2 млн. т бурого угля, а через следующих 5 лет – соответственно 3 и 0,5 млн. т.
Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции переделывают свыше 75 млн. т сырой нефти. Нефть поступает преимущественно из стран Юго-западной.
Во Франции хорошо развитая черная металлургия. Республика относится к наибольшим производителям черных металлов, занимая 2 место в Западно-европейскому экономико-географическом макрорегионе, и пятое – в Европе после России, Германии, Италии и Украины. Для производства черных металлов используется главным образом, местное сырье. Франция, добывая около 12 млн т железной руды и выплавляя свыше 13 млн т чугуна и 20 млн т стали, входит в 10-ку наибольших производителей черных металлов в мире.
Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово цинковую. За добычей бокситов страна занимает первое место В Западно-Европейском макрорегионе и входит в двадцатку наибольших производителей (490 тыс. т), а за выплавкой алюминия (620 тыс. т) уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десятку наибольших мировых производителей.
Машиностроение – главная отрасль промышленности Франции. В ней функционирует 6500 предприятий. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти одну третью. По стоимости продукции машиностроения Франция занимает четвертое место в мире, уступая почти вдвое Германии, в четыре разы – Японии и в семь раз США. Особенностью машиностроения развитых стран является высокий экспортный потенциал их продукции. Хотя во Франции он вдвое ниже, чем в Японии, однако больше трети общей стоимости экспорта страны приходится на продукцию машиностроения.
Машиностроение развито во всех районах Франции. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, хотя в 90-е годы XX ст. его объемы значительно снизились. Однако отдельные отрасли, в частности автомобильная, развиваются. Например, в 1998 г. во Франции выработаны почти 3 млн. автомобилей, в том числе свыше 80% – легковых, что является четвертым показателем в мире. Большинство автомобильных предприятий сместились на окраины Столичного района и даже в отдаленные районы Франции – Нормандию, Ельзас, Рона-Альпы.
Важной отраслью машиностроения авиаракетная. За производством самолетов Франция занимает первое место в мире. За количеством занятых и объемам производства она уступает лишь США. Центры авиационной промышленности – Париж, Тулуза, Бордо. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других стран, принадлежит государству.
Франция является большим производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов страна занимает первое место в мире.
Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, пластмасс, синтетического каучука, моющих средств, медикаментов и т.д. Химические заводы базируются обычно на дешевом сырье и энергии.
Важной отраслью легкой промышленности является текстильная, которая занимает традиционные районы – на севере, где развивается льняное, шерстяное производство.
Среди других отраслей промышленности важное значение сохраняет пищевая промышленность. Для нее характерны небольшие предприятия, находящиеся в маленьких местах и в сельской местности. Ведущими отраслями является мясная, молочная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков.
Транспорт
Во Франции успешно развиваются все виды транспорта. Однако во внутренних перевозках преобладает автомобильный транспорт. На него приходится больше половины перевозок пассажиров и свыше 2/5 грузов.
Франция характеризуется достаточно высокой насыщенностью автомобилей. Так, на 1000 жителей здесь приходится 442 легковых автомобиля, что является 5 показателем в Европе.
Грузовыми автомобилям, которых во Франции 3,7 млн. единиц, ежегодно перевозится большой объем грузов. Он становит 120–130 млрд. тонн/км.
Развитие автомобильного транспорта зависит от состояния и длинны автомобильных дорог. Во Франции находится самая плотная дорожная сеть в мире и самая длинная сеть дорог в Европе (985902 км), из которых 10225 км принадлежит автодорогам (второе место в Европе).
Второе место во внутренних грузоперевозках занимает железнодорожный транспорт (8,6%). Годовой объем перевозок: 315 млн. пассажиров по обычной ж/д сети, 83 млн. по сети ТЖВ, 560 млн по сети Иль-де-Франс и 126 млрд. тонн грузовых перевозок.
Железнодорожная сеть: 31986 км железнодорожных путей; Франции принадлежит рекорд скорости (515 км/час) на скоростных поездах, которые совершают перевозки по сети специальных путей длиной в 1 547 км, позволяющей достигать скорости перевозок в 270 км/час и выше.
Трубопроводный транспорт Франции хорошо развит. Главным трубопроводом является Марсель-Лион-Страсбург и Гавр-Париж. Сеть газопроводов соединяет районы добычи газа во Франции и морские порты, которые принимают газ из Северной Африки. Природный газ поступает так же из Нидерландов и России.
Франция известна в Западноевропейском регионе по уровню развития речного транспорта. Наибольшим речными портами является Париж, Страсбург и Руан.
Для внешних грузовых и пассажирских перевозок большое значение имеет морской и воздушный транспорт. Самым большим портом считается Марсель, грузооборот которого равен почти 90 млн. т.
Более 100 млн. пассажиров и 4,7 млрд. тонн грузов ежегодно перевозятся воздушным транспортом.
Сфера услуг
Сфера услуг играет важнейшую роль в формировании ВПП Франции. Среди отраслей сферы услуг важное место занимает финансово-кредитная сфера и страхование. Среди первых 25 банков мира 4 французских. Также большую роль отводят туризму.
БАНКИ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ. Объем биржевой капитализации акций, котирующихся на Парижской бирже, достигает 884 млрд евро, что составляет 50% ВВП Франции. Это выводит французскую столицу на седьмое место в мире. Основными французскими банками являются: БНП-Париба, Креди Агриколь, Сосьете Женераль и Креди лионнэ.
СТРАХОВАНИЕ. Имея годовой оборот в 210 млрд евро, французская система страхования закрепила свои позиции на четвертом месте в мировой классификации. «Акса», занимающая второе место в Европе среди страховых компаний, «СНП» и «АЖФ» являются тремя основными страховыми компаниями Франции.
ТУРИЗМ. Франция является самой посещаемой страной в мире (75 млн иностранных туристов в год по данным 2003 года). С годовым оборотом в 34,5 млрд евро, Франция занимает третье место в мире по доходам от туризма после США и Испании.
Положительное торговое сальдо в этом секторе достигает более 13,1 млрд евро.
Новейшие отрасли промышленности
Новейшие отрасли промышленности обеспечивают 20% рабочих мест в производстве и такой же объем экспорта. Франция является одной из самых передовых стран в авиакосмической промышленности, а также в области производства вооружений. Чтобы противостоять обострившейся международной конкуренции, снизить стоимость исследовательских работ и издержки производства, французские предприятия установили партнерские отношения со своими зарубежными коллегами.
В авиакосмической промышленности занято около 100 тыс. человек. Примерно половина ее продукции идет на экспорт. В состав отрасли входят в основном предприятия с государственным капиталом, такие как «Аэроспасьяль Матра» и «Снекма».
Космическая промышленность развивалась также в рамках международного сотрудничества, объединяющего около 15 государств. Примером такого сотрудничества является программа «Арианспейс», по которой составлен весьма плотный план запусков на ближайшие годы ракеты «Ариан-5», обеспечивающей вывод на орбиту груза весом 6 т (против 4 т ракетой «Ариан-4»).
Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких как СПОТ и «Гелиос». Эти спутники производятся компаниями «Аэроспасьяль Матра» и «Алкатель эспас».
Электротехническая и электронная промышленность характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции. В отрасли, в основном выполняющей государственные заказы, доминируют крупные объединения. Группа «Алькатель», которая за последние десять лет приобрела ряд компаний, остается лидером в области телекоммуникаций. Компания «Альстом», ассоциированная с британской компанией GEC, специализируется не только на железнодорожном подвижном составе (скоростные поезда), но и на оборудовании для электростанций. Ей, в частности, принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма «Томсон» выпускает широкую гамму продукции – от бытовой электроаппаратуры до электронного оборудования оборонного назначения. Компания «Легран» является мировым лидером в области производства электроаппаратуры. Франция удерживает прочные позиции в области телекоммуникаций, в частности благодаря компании «Франс телеком», однако она в значительной степени зависит от заграницы в области производства микропроцессоров и страдает от конкуренции со стороны Соединенных Штатов и Японии.