Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:16, контрольная работа
Раскрыто две темы:
1. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — ТЕОРИЯ ШТАНДОРТОВ А.ВЕБЕРА
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИЛ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
ВВЕДЕНИЕ 3
Размещение промышленного производства — теория штандортов а.вебера 5
Особенности размещения производственных сил северо-кавказского федерального округа 19
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ИСТОЧНИКОВ 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф.Решетнева
Контрольная работа
по предмету
Экономическая география и регионалистика
Выполнил:
Проверил:
Красноярск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Размещение промышленного производства — теория штандортов а.вебера 5
Особенности размещения производственных сил северо-кавказского федерального округа 19
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ИСТОЧНИКОВ 25
ВВЕДЕНИЕ
Экономи́ческая геогра́фия
— общественно-географическая наука,
изучающая территориальную
Экономическая география подразделяется на общую, отраслевую (география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и т. д.), региональную экономическую географию и географию мирового хозяйства. Часто, особенно в работах российских авторов, понятие используется для обозначения всей социально-экономической географии и противопоставляется физической географии.
Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым, возглавлявшим географический департамент России, в 1751 году. До середины 60-х гг. XX в. преобладал чисто производственный подход, в 70—80-е гг. XX в. в предметную область экономической географии входят урбанизация, формирование сети городов, социальные проблемы. В течение длительного времени внимание экономико-географов концентрировалось прежде всего на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства.
А. Вебер под экономической географией понимал теоретическое рассмотрение размещения экономического процесса в данном пространстве.
Объект изучения Объект
— геоуниверсум (литосфера, гидросфера,
атмосфера, биосфера, антропосфера, техносфера,
социосфера, ноосфера, психосфера). (на
что направлены исследования) —
территориальные социально-
Предмет изучения — хозяйственное разнообразие страны, районов, изучение пространственных различий в хозяйстве, различий от места к месту и т. д. Н. Н. Баранский и Н. Н. Колосовский: "изучение экономических районов и закономерностей размещения общественного производства Ю. Г. Саушкин — «изучает ТСЭС» Алаев — «изучает территориальную организацию жизни общества».
Другие точки зрения. Предмет ЭСГ — территориальная организация общества. Другая точка зрения: уникальный объект ЭСГ — ТСЭС, как вид геосистем. СЭПГ сочетает в себе одновременно элементы географии, экономики, политологии и социологии. 70-е гг — прорыв человеческого ф-ра, бурное развитие соцгеографии и к концу 80-х гг. — резкое изменение соотношения ЭГ и СГ. 90-е гг — ведущая ПГ. На западе — парадигма гуманистической географии. СЭГ опирается на общие методологические подходы — пространственность (территориальность), комплексность, конкретность и глобальность + общий экологический подход и язык карты. Но СЭГ является, кроме того, и наукой общественной, то есть входит одновременно и в другую систему наук, изучающих общество, человека, общественное производство. Как наука общественная, она использует экономические и социологические подходы и методы. Как и экономические науки, СЭГ исследует производственные отношения, но в их пространственном аспекте; она оперирует категориями эффективности, производительности, интенсивности, оптимальности и т. п., связывая их с пространством, выявляя региональные различия и причины этих различий, механизмы пространственных экономических процессов. Как и другие социологические науки, СЭГ в основу исследования ставит общество, человека, различные общности людей, в том числе специфические для нее территориальные общности. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД. ЭГ: г.промышленности, г.с/х, г. транспорта, г.инвестиционного комплекса, г.инфраструктуры. СГ: геодемография, этнография, занятость населения, урбанизация и т. п. ГН: в широком и узком смысле слова ПГ: электоральная г., геополитика, рег.политика, лимология.
Размещение промышленного производства — теория штандортов а.вебера
XIX в. ознаменовался
широким распространением
При своем появлении теория Вебера сразу привлекла к себе пристальное внимание. С ее методологических позиций был начат ретроспективный анализ реальной картины размещения промышленности и ее отраслей в Германии и других странах; множились попытки ее практического применения и появились критические работы, где уточнялись предпосылки и выводы, оспаривались некоторые положения теории.
В нашей стране пристальный интерес к теории Вебера проявился в 20-х гг. в связи со становлением государственной плановой экономики.
В своем предисловии к переводу книги Вебера Н.Н.Баранский в частности писал: «Можно считать бесспорным, что всякое продвижение вперед в области вопросов пространственного размещения промышленности возможно и мыслимо только через теорию Вебера, а ни в коем случае не помимо этой теории».
Методологические предпосылки теории сразу подчеркивают ее дедуктивный характер и идейную близость к теории Тюнена. Объект исследования — «хозяйственно-обособленная территориальная область», подобно «изолированному государству» не имеющая каких-либо связей с другими территориями. Кроме того, данная область лишена унаследованных черт хозяйства, сложившихся в ходе длительного периода социально-экономического развития и прежних докапиталистических форм хозяйства.
Заранее задается размещение сырьевой в широком смысле этого понятия базы. Это относится к добывающей промышленности и сельскому хозяйству; по отношению к местам добычи энергетического, рудного и строительного сырья это не слишком отклоняется от реальности, поскольку их размещение в основном определяется геологическими факторами, но сельское хозяйство испытывает сильное обратное влияние концентрации промышленности на размеры и размещение производства потребительских и промышленных видов продукции.
Также заданы размещение
центров потребления
При анализе трудовых ресурсов и их размещения предполагается, что уровни заработной платы и интенсивности труда, различающиеся для разных мест области, фиксируются и остаются постоянными для каждого места. Это приводит к постоянству издержек на оплату труда на единицу продукции в каждом месте. В то же время трудовые ресурсы немобильны (исключается миграция между местами области), но неограниченны. Это значит, что любое производство не зависит от резервов рабочей силы при своем расширении и не вынуждено увеличивать затраты на труд.
Наряду с этими в теории используется несколько явных и неявных допущений. Снова специально не оговариваются условия общего экономического равновесия; производство какого-либо вида промышленной продукции мыслится в упрощенном виде, как единый технологический процесс, не распадающийся на отдельные стадии; рассматривается единственный вид транспорта — железнодорожный, вместо гужевого в исходной схеме теории Тюнена.
Основная задача теории: определение ведущих факторов размещения промышленности и установление закономерностей, по которым действуют эти факторы.
Анализ факторов размещения и их классификация. Фактор размещения, по Веберу, — экономическая выгода от размещения производства в данном месте. Эта выгода — результат сокращения относительных издержек по производству данного продукта, его сбыта и обеспечения основными фондами.
Очевидно, что закономерности размещения промышленности могут основываться только на факторах, общих для всех без исключения отраслей промышленности. Специальные факторы связаны с особенностями технологий отдельных отраслей. Все факторы, общие и специальные, разделены на региональные, определяющие размещение промышленности в определенных местах, и агломерационные, способствующие концентрации промышленности в некоторых из этих мест.
Кроме того, возможно разделение факторов на «природно-технические» и «культурно-общественные». Первые связаны с различиями в географическом положении, климате и других природных условиях; они меняются с прогрессом техники. Вторые определяют широкий спектр различий в социальных и культурных условиях, определяемых историческими, этническими, конфессиональными и другими причинами.
Для построения общей теории размещения, по Веберу, необходимо и достаточно знание лишь общих факторов регионального характера. Это требует детального анализа тех производственных издержек, которые влияют на размещение промышленности в пространстве. Поэтому особое внимание было уделено семи видам производственных издержек:
1. Издержки на земельную ренту (аренда, покупка).
2. Издержки на основной капитал (здания, машины, оборудование).
3. Издержки на сырье и энергоресурсы.
4. Издержки на рабочую силу.
5. Транспортные издержки.
6. Процент на заемный капитал.
7. Амортизационные отчисления на основной капитал.
Анализ каждого вида издержек показал, что ставки земельной ренты не объясняют первичного размещения промышленности в определенных местах обособленной области, хотя в дальнейшем влияют на процессы агломерирования производства. Издержки на основной капитал, расходуемый на здания, машины и оборудования в начальной и вспомогательных стадиях промышленного производства, не представляют собой принципиально новых издержек и не могут выступать как особые факторы размещения. Амортизационные отчисления на основной капитал также не связаны непосредственно с местом размещения производства; процент на заемный капитал (ссудный процент) обычно различается по странам, в зависимости от состояния рынка капиталов, курса валюты, общего экономического положения, но для исследуемой обособленной области его можно принять одинаковым для всех мест размещения.
Следовательно, общими региональными факторами являются издержки на сырье и топливо, рабочую силу и транспорт. Путем ряда выкладок Вебер показал, что издержки на сырье и топливо можно ввести в транспортные издержки: более высокая оплата единицы сырья или топлива повышает транспортные издержки, а более низкая как бы сокращает их. Поэтому можно остановиться на анализе только двух видов издержек, определяющих два основных штандортных фактора:
1. Транспортные издержки — транспортная ориентация.
2. Издержки на рабочую силу — ориентация на трудовые ресурсы.
Так как все не региональные факторы общего характера могут быть только агломерационными или деагломерационными, то их действие можно изучать совместно, как некоторую объединенную агломерационную силу, определяющую третий штандортный фактор: агломерацию.
На первое место поставлена транспортная ориентация, поскольку она определяет формирование исходной схемы оптимального размещения производства. Тогда различия в издержках на рабочую силу будут представлять первое отклонение от оптимального по транспортным издержкам размещения. Аналогично совокупность агломерационных факторов будет представлять вторую отклоняющую силу, также нарушающую первоначальную схему размещения. Так формируется промышленный ландшафт обособленной области. Рассмотрим более подробно каждый из трех факторов.
Транспортная ориентация. Транспортные издержки определяются только двумя факторами: весом перевозимых грузов и расстоянием перевозки. Все остальные факторы сводятся к этим двум: например, изменение тарифных ставок в зависимости от причин сводится либо к изменению расстояния перевозки, либо к изменению веса перевозимых грузов. При расчете транспортных издержек учитываются издержки по перевозке материалов к местам перевозки, а затем готовой продукции к местам ее потребления.
В методологических предпосылках места добычи сырья и потребления готовой продукции были фиксированы заранее. Теперь введем новое предположение: штандорт данного производства находится либо в каком-нибудь из этих фиксированных мест, либо на прямой между ними. Тогда постоянной величиной станет один из двух элементов транспортных издержек — расстояние; переменной величиной, дифференцирующей общую величину транспортных издержек от места к месту, останется только вес транспортируемых грузов.
Это требует более детального анализа распределения сырья и топлива по территории и характера их производственного использования. Поэтому в теории выделяется два основных вида подобных материалов: