Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:39, курсовая работа
В подготовленном научном издании содержится теоретический материал и практические предложения, рассчитанные как дополнительный источник географических, экологических и краеведческих знаний для проведения курсов повышения квалификации работников образования, организации и проведения факультативов и кружков учителями, самостоятельной и индивидуальной работы студентов при выполнении ими курсовых и дипломных работ.
Подтолкнуть нефтяные компании к утилизации попутного газа можно в первую очередь, путем внесения изменений в действующее законодательство - обязательства по переработке ПНГ станут неотъемлемой частью лицензионного соглашения. По сути, это означает полный запрет на сжигание. Во-вторых, путем ужесточения экономических санкций за сжигание ПНГ в значительных объемах.
Возникает закономерный
вопрос: почему же в факелах
продолжает сгорать огромное
количество столь ценного
Существуют две основные группы причин, не позволяющие решить проблему быстро и радикально: технические и экономические.
Технические причины заключаются прежде всего в том, что максимально полная утилизация ПНГ требует строительства даже не отдельных объектов, а целой инфраструктуры: систем сепарации газа на промыслах, компрессорных станций, газопроводов, ГПЗ, специальных трубопроводов для ШФЛУ, нефтехимических комбинатов и пр. Фактически – это самостоятельная отрасль промышленности, причем специфическая: и не газовая, и не нефтяная. Вот почему к утилизации ПНГ нефтяники проявляют слабый интерес, а газовики – вообще, можно сказать, никакого.
В частности, очень важно решить, как будет доставляться попутный газ на перерабатывающие заводы, - в цистернах возить это практически нерентабельно, а потому встает вопрос, кто будет строить продуктопроводы. Еще одним сдерживающим фактором для нефтяников является сам процесс утилизации попутного нефтяного газа. Дело в том, что после переработки появляется не только жидкое сырье для химических производств широких фракций легких углеводородов (ШФЛУ), которое можно транспортировать железнодорожным транспортом, но и сухой газ, требующий доступа в трубу «Газпрома». А свободного места в ней нет даже для поставок с новых месторождений природного газа, которые собираются разрабатывать независимые производители.
Экономические причины: цены на ПНГ устанавливаются государством волевым порядком; цены эти низкие, так как ПНГ рассматривается как альтернатива природному газу – метану, а не как ценное нефтехимическое сырье.
Сейчас нефтяные компании рассматривают инвестиции в строительство мощностей по переработке ПНГ как менее приоритетные. Это объясняется высокой капиталоемкостью проектов газопереработки, отсутствием в лицензионных соглашениях требований по использованию ПНГ, крайне низким размером штрафных санкций.
В июне 2007 года в Ханты-Мансийске состоялось представительное совещание по проблеме использования попутного нефтяного газа (ПНГ). Представители нефтедобывающих компаний высказали свои предложения и рассказали о реализуемых ими программах утилизации этого сырья.
Нефтяные компании готовы инвестировать средства в переработку и утилизацию ПНГ. Крупнейшим переработчиком попутного газа в России является СИБУР - ему принадлежат семь из девяти заводов в Тюменской области. ОАО «Сибур Холдинг» планирует увеличить к 2011 году мощности по переработке ПНГ на 6 млрд. кубометров. ОАО «Газпромнефть» к 2011 г. обеспечит переработку ПНГ на 95 %. Компании ТНК-ВР и «Роснефть» достигнут этого показателя уже к 2010 году. ОАО «Сургутнефтегаз» уже перерабатывает попутный газ в указанном объеме.
В связи с тем, что на пути использования попутного газа в качестве продукта нефтехимии существует объективное препятствие в виде отсутствия транспортной (трубопроводной) инфраструктуры, наиболее эффективный способ утилизации попутного газа для нефтяных компаний сегодня – строительство газовых электростанций. По этому пути в свое время пошла нефтяная компания «Сургутнефтегаз». Ей удалось в последние два года в утилизации попутного газа выйти на уровень 95 %, во многом это стало возможным благодаря строительству газопоршневых электростанций. Сегодня «Сургутнефтегаз» является безусловным лидером в утилизации ПНГ малой энергетики среди нефтяных компаний ХМАО. Сургутские нефтяники эксплуатируют 13 газопоршневых электростанции. По три ГТЭС – у «ЛУКОЙЛа» и «Славнефти.
Об использовании попутного газа в малой энергетике заявляют и в нефтяной компании «Салым Петролеум Девелопмент», ведущей разработку салымской группы месторождений в Нефтеюганском районе. Осенью 2007 года компания намерена запустить газотурбинную электростанцию мощностью 45 МВт. Это позволит обеспечить стабильность энергоснабжения объектов промысловой инфраструктуры Салымского проекта, уменьшить эксплуатационные затраты, эффективно использовать добываемый попутный газ и улучшить экологические показатели на территории. Станция «СПД» будет подключена на параллельную работу с Тюменской энергосистемой и присоединена к сети ОАО «Тюменьэнерго».
На совещании министр природных
ресурсов РФ Юрий Трутнев заявил, что МПР
России предпримет ряд мер, которые будут
стимулировать компании к реализации
программ утилизации ПНГ. В частности,
предполагается поэтапно увеличивать
штрафные санкции за сжигание попутного
газа на факелах, начиная с 2008 г. Причем
для этого необходимо внести изменения
лишь в постановление Правительства РФ
от 12 июня 2003 года №344 «О нормативах платы
за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих
веществ…».
Кроме того, министр утвердит
приказом МПР России требования к технологическим
проектам разработки месторождений, в
соответствии с которыми компании будут
перерабатывать ПНГ на 95 % спустя 4 года
после ввода месторождения в эксплуатацию.
Также технические проекты будут содержать
требования к технологиям переработки
попутного газа и ряд природоохранных
требований. Данные изменения нормативно-правовой
базы будут введены до конца 2007 года.
МПР России проведет переговоры
с ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» о либерализации
доступа продуктов глубокой переработки
ПНГ в распределительные газовые и электросети.
Кроме того, по итогам совещания принято
решение о проведении консультаций с Федеральной
службой по тарифам РФ относительно возможности
либерализации цен на ПНГ.
В заключение следует
отметить, что в качестве основных
направлений рационального
1. В нефтехимическом
2. В качестве топлива для
3. В технологическом процессе добычи нефти путем закачки в нефтяной пласт или при газлифтном способе добычи.
4. ПНГ можно сжижать и отправлять его на экспорт.
5. Использовать в качестве экологически чистого автомобильного топлива, а также в качестве бытового топлива (пропан-бутан).
6. С помощью методов синтеза возможно получение из ПНГ промежуточных химических продуктов (метанола и пр.), применяемых в различных отраслях химической промышленности.
В условиях большой удаленности новых месторождений от ГПЗ можно рассматривать два наиболее перспективных варианта эффективного использования нефтяного газа с упрощенной или ограниченной системой его сбора и транспортировки. Первый - переработка попутного газа с получением ценных продуктов, таких, как высокооктановый бензин, дизельное топливо, сжиженный газ и т.д. Второй – выработка электроэнергии и тепла прежде всего для собственных нужд путем сжигания газа в камерах дизельных двигателей и промышленных газовых турбин в составе специальных теплоэлектростанций.
На ранних стадиях освоения месторождений могут образоваться излишки ПНГ при его использовании на нужды местной энергетики в альтернативных системах энергообеспечения, а на поздних – нехватка. В последнем случае дефицит энергии может покрываться транспортом ПНГ с ближайших месторождений, подключением части энергопотребителей к государственной электроэнергетической системе, либо использованием закачанных в продуктивные пласты излишков ПНГ на ранних стадиях освоения месторождений. Конкретное решение должно приниматься на стадиях технико-экономического обоснования с учетом стоимости и сроков строительства объектов освоения месторождения и принимаемой энергетической системы.
Таким образом, рациональная утилизация ПНГ зависит от экономических, географических и геологических условий, а также технических и законодательных решений. На сравнительно небольших удаленных нефтяных месторождениях с небольшим количеством пробуренных скважин наиболее эффективным будет строительство газотурбинных электростанций. На крупных же месторождениях, где добываются значительные объемы нефти – необходимо заблаговременно предусматривать строительство современной инфраструктуры для подготовки и транспорта ПНГ на ГПЗ. В обоих случаях можно рассматривать технологии закачки газа в нефтяные пласты.
В настоящее время вопрос о полной утилизации газа остаётся открытым. Для решения этой проблемы требуется строительство газотурбинных электростанций для производства электроэнергии, либо комплексных установок по производству сжиженных газов, либо ГПЗ и современных нефтехимических комплексов. На самом деле требуется и первое, и второе, и третье. При этом необходимо понимать, что это строительство требует колоссальных капиталовложений и немалого времени. Кроме этого, и в первую очередь, потребуется строительство широкой сети газопроводов, сооружений по первичной подготовке и переработке газа на нефтепромыслах.
Решить технические проблемы невозможно без принятия ряда законодательных решений, которые способствовали бы развитию рыков сбыта и конкурентоспособности отечественного сырья по качеству и цене.
3.3. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
От развития экономики
Поэтому основой программы
По обеспеченности земельными ресурсами (16,2 га), сельскохозяйственными угодьями (2,2 га) на душу населения Югры занимает ведущее место в России, однако по обеспеченности пашней (0,008 га) уступает большинству регионов, в том числе регионам в Уральском Федеральном округе. Наиболее обеспеченными территориями округа сельскохозяйственными угодьями на одного жителя являются Ханты-Мансийский район -2,62 га и Березовский район -1,39 га. По обеспеченности пашней на одного жителя ведущую роль играет Кондинский (0,54 га), затем Ханты-Мансийский (0,2 га) и Белоярский (0,018 га) районы.
Общая земельная площадь, занятая сельскохозяйственным производством в округе на 1.01.2005 года по данным государственного учета земель, составила 304,0 тыс. га, из них площадь пашни -12,3 тыс. га, многолетних насаждений - 10,6 тыс. га, кормовых угодий, в том числе оленьих пастбищ - 279,3 тыс. га (табл.1.). Под коллективными садами и огородами занято 2,8 тыс. гектаров земельной площади.
За 1998-2001 годы допущено значительное сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и пашни, снизился уровень использования земельного фонда. Тенденция по сокращению посевных площадей не измени-лась. Так, например, в 2001 году в сравнении с 2000 годом площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 28,6 тыс. га. В результате ликвидации сельскохозяйственных предприятий 28,6 тыс. га переданы в фонд перераспределения: в Нижневартовском районе 0,7 тыс. га, Кондинском -2 тыс. га, Сургутском - 25,9 тыс. га.
Таблица 1. Распределение сельскохозяйственных угодий округа на 1.01.2005 г., тыс. га
Наименование землепользователей |
Все с/х угодья |
в том числе: | |||
| пашня |
залежь |
многолетние насаждения |
кормовые угодья | |
Землепользователи, занимающиеся с/х производством, всего, в том числе: |
304,0 |
12,3 |
1,8 |
10,6 |
279,3 |
-сельскохозяйственные организации; |
262,2 |
4,9 |
1,3 |
0,1 |
255,9 |
-крестьянские (фермерские) хозяйства; |
16,8 |
0,7 |
0,1 |
16,0 | |
- в личном пользовании граждан; |
22,2 |
6,7 |
- |
10,5 |
5,0 |
- другие землепользователи |
2,8 |
0,4 |
2,4 |
Информация о работе Социально-экономическая география и природопользование региона