Социально-экономическая география и природопользование региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В подготовленном научном издании содержится теоретический материал и практические предложения, рассчитанные как дополнительный источник географических, экологических и краеведческих знаний для проведения курсов повышения квалификации работников образования, организации и проведения факультативов и кружков учителями, самостоятельной и индивидуальной работы студентов при выполнении ими курсовых и дипломных работ.

Файлы: 1 файл

Sotsialno-ekonomicheskaya_geografia.doc

— 9.12 Мб (Скачать файл)

4.3.Программа Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры «Экономическое  и социальное развитие Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры»

В план мероприятий по реализации I этапа Программы автономного округа «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» вошло мероприятие: «Разработка Концепции по обеспечению экологической безопасности автономного округа», ответственным исполнителем по которому является Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа.

Средства федерального бюджета на реализацию природоохранных мероприятий автономного округа не привлекались в виду прекращения реализации федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России 2002-2010 годы», согласно решения Правительства РФ от 23.06.2005г. протокол № 25.

5. Организация взаимодействия  органов государственной власти  при осуществлении контроля за  состоянием производственной инфраструктуры и предупреждения аварийных разливов нефти.

Региональное нормативно-правовое обеспечение в данной сфере составляют:

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.04.2004 № 171-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в редакции Постановления Правительства автономного округа от 17 апреля 2006 Г. N 77-П.

В округе создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в состав которой входят представители таких служб автономного округа, как:

1. Департамент  гражданской защиты населения

2.Департамент  по нефти, газу и минеральным  ресурсам

3. Департамент  охраны окружающей среды и экологической безопасности

4. Главное управление  МЧС России по ХМАО-Югре, а также  федеральных структур, таких как:

- Управление  по технологическому и экологическому  надзору (Ростехнадзора) по ХМАО-Югре;

- Управление  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре.

6.Организация ведения  систем локального экологического  мониторинга на лицензионных  участках недр.

Региональное нормативно-правовое обеспечение: Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа "Об утверждении требований к определению исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению системы локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории ХМАО" от 29.07.2003 № 302-П., Постановление Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2004 г. № 441-п «Об утверждении регионального норматива «Предельно допустимый уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа».

В ведении локального экологического мониторинга на лицензионных участках недр участвуют 66 компаний-недропользователей. Проектированием и ведением экологического мониторинга охвачено 305 лицензионных участков. Количество пунктов наблюдений 6188, из них пунктов наблюдения за атмосферным воздухом – 2360, поверхностными водами 1665, за почвами – 1432, донными отложениями -440. В 2006 году количество измерений загрязняющих веществ в 5 средах составило 68933.

7. Организация и осуществление государственного экологического контроля.

Осуществление государственного экологического контроля в автономном округе базируется на следующих нормативно правовых актах:

Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об административных правонарушениях» 30 апреля 2003 года N 24-оз (в ред.. законов ХМАО – Югры от 08.10.2004 N 51-оз, от 12.10.2005 N 75-оз, от 11.01.2006 N 3-оз, от 20.02.2006 N 15-оз, от 10.10.2006 N 97-оз, от 16.12.2006 N 131-оз, от 18.04.2007 N 35-оз).

Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 30.04.2002 № 78 «О специально уполномоченном огране в области государственного экологического контроля» (в  ред.Постановления Губернатора ХМАО от 12.01.2004 №1).

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 Февраля 2007 Г. N 27-П «О вопросах исполнения норм Водного кодекса Российской Федерации»;

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10.12.2004 №466-п «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».

На учёте в Департаменте в 2006 году находилось 17 360 предприятий. За отчётный период в рамках реализации полномочий по осуществлению государственного экологического контроля Департаментом проведено 3561 проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе 678 совместных проверок с другими природоохранными органами. По результатам контрольных мероприятий выявлено 3202 нарушения. Большую часть из них составляют несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления – 1294 нарушения и загрязнение земель нефтью, нефтепродуктами и минерализованной водой – 750 нарушений.

8. Образование особо  охраняемых территорий регионального  значения. Создание и ведение  Красной книги автономного округа.

Всего в округе создано и действует 26 особо охраняемых природных территорий на площади 3738,4 тыс.га или 6,3% территории округа.

В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории автономного округа, было принято постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа «Об учреждении Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа» от 28.10.1999 № 439 в редакции Постановления Ханты-Мансийского автономного округа от 06.12.2002 № 233. Красная книга автономного округа является официальным документом, содержащим свод систематически обновляемых сведений о распространении состояния редки  и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, обитающих и произрастающих на территории автономного округа. В Красную книгу автономного округа внесены 71 вид животных, 140 видов растений 16 видов грибов.

9. Развитие системы экологического  образования и просвещения.

Региональное нормативно-правовое обеспечение развития системы экологического образования и просвещения:

Закон автономного округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа» от 22.06.02 года № 56-оз;

Закон автономного округа «О программе «Экологическое образование населения ХМАО на период до 2005 года» утвердил программу НЭО (II этап) от 04.12.01 года № 90-оз;

Закон автономного округа «О региональном (национально- региональном компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре» от 16.03.2005г.№ 2134.

10. Ведение работы по формированию экологической культуры населения.

Югра выступила организатором Международной экологической акции «Спасти и сохранить», которая проходит под патронатом ЮНЕСКО, под эгидой Международной Ассоциации «Северный форум», в том числе и в рамках российского движения «Природолюбие без границ». В 2007 году Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» пройдет в пятый раз.

Экологические проблемы, накопившиеся за более чем 40-летний период освоения территории автономного округа, не могут быть решены силами одного субъекта РФ, даже такого, как Ханты-Мансийский автономный округ. Необходимо формирование правовых условий и механизма природопользования, обеспечивающего возврат средств и поддержку энергетического потенциала территории. Речь идет, прежде всего, о действенном эколого-экономическом механизме регулирования недропользования.

Необходимые условия обеспечения устойчивого развития

Определяя пути устойчивого развития, в нефтегазодобывающих регионах в первую очередь, на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, приходим к следующему выводу:

В условиях сокращения доли государственной собственности в экономике страны повышается роль государства в качестве гаранта сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, роль государственного управления и контроля в данной сфере.

На уровне федеральных органов государственного управления ожидания связаны с тем, что должны быть:

- обеспечено долгосрочное  планирование на базе экологических  приоритетов, определены вехи, ведущие к энергосбережению на всех уровнях жизнедеятельности в государстве;

- обеспечен государственный  протекционизм в отношении северных  регионов, основанный на признании  их исключительного стратегического  значения в обеспечении экономических  показателей страны, уникальности и ранимости северной природы, пониженной комфортности условий окружающей среды для проживания человека;

- осуществлена диверсификация  природопользования и переход  с сырьевой направленности экономики  на перерабатывающую;

- установлен особый правовой режима природопользования для северных территорий, с более жесткими требованиями к используемым технологиям, к экологическим нормативам, к ответственности природопользователей, предусматривающий введение ограничений и запрещения наиболее опасных видов деятельности как существующих, так и вновь внедряемых;

- созданы условия для  законодательно-правового регулирования  проблем регионального значения, в том числе, в области рационального  природопользования и охраны  окружающей среды;

На уровне региональных органов государственного управления при поддержке государства должно быть обеспечено:

-законодательно-правовое  регулирование проблем природопользования  и охраны окружающей среды  с учетом региональных особенностей  развития;

- комплексное развитие  территории при соблюдении требований экологической безопасности;

- создание условий, обеспечивающих  сохранение традиционного образа  жизни и хозяйственной деятельности  коренного населения, являющегося  образцом гармоничного взаимодействия  человека с природой,

при участии органов местного самоуправления, должно быть обеспечено:

- формирование устойчивых  групп населения региона, сохранение  квалифицированного кадрового потенциала, повышение экологической культуры  населения;

- сохранение традиционных  экономики и культуры, исходя из признания жизненного права коренных жителей Севера, их тесной связи с ландшафтом;

- развитие инновационной  деятельности, в том числе, направленной  на саморазвитие и самообеспечение  групп населения на отдельных  территориях в целях создания возможностей для переработки продукции традиционных отраслей хозяйства, децентрализованного энергообеспечения, переработки отходов.

В основе государственной политики в области социально-экологических отношений должно приветствоваться развитие следующих принципов:

- народосберегающая политика  направленная на сохранение здоровья  людей, снижение смертности, обусловленной  в первую очередь, пребыванием  людей в стрессовой окружающей  среде;

- природосберегающая политика, направленная на рациональное  использование природных ресурсов, в первую очередь на рациональное использование водных, лесных ресурсов, попутного нефтяного газа, переработку и использование отходов, развитие сети особо охраняемых территорий;

- обеспечение дифференцированного  подхода к каждой северной территории с учетом природно-климатических условий, уровня социально-экономического развития, уровня техногенного воздействия на экосистемы и предоставление возможности развития регионального нормотворчества;

- формирование экологической  культуры населения, в том числе на основе традиционного для России религиозного мировоззрения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. КОНЦЕПЦИЯ демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа на период до 2015 года, утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.09.2003 г. № 387-п.
  2. Концепция экологической политики, утв. распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 апреля 2007 г. N 110-рп «О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года».
  3. Обзор состояния территорий приоритетного (традиционного) природопользования коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 2005
  4. О.К.Дрейер, В.А.Лось. Экология и устойчивое развитие, Учебное пособие. Москва, изд-во УРАО, 1997. -224 с.
  5. На пути к устойчивому развитию. Бюллетень Центра экологической политики России. Декабрь, 1996, № 4;1997, №2(6); 1999 № 1(12);
  6. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 75 лет, Энергия промышленного роста, спецвыпуск 2005 г.№ 7.
  7. Региональная экологическая политика в условиях существующих приоритетов развития нефтегазодобычи. Материалы Съезда экологов нефтяных регионов, Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2007.-236с.
  8. Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2006 год,2007

Информация о работе Социально-экономическая география и природопользование региона