Социально-экономическая география и природопользование региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В подготовленном научном издании содержится теоретический материал и практические предложения, рассчитанные как дополнительный источник географических, экологических и краеведческих знаний для проведения курсов повышения квалификации работников образования, организации и проведения факультативов и кружков учителями, самостоятельной и индивидуальной работы студентов при выполнении ими курсовых и дипломных работ.

Файлы: 1 файл

Sotsialno-ekonomicheskaya_geografia.doc

— 9.12 Мб (Скачать файл)

Использованию природно-сырьевого потенциала Севера противостоят экстремальные условия. В связи с действием ряда удорожающих факторов на Севере значительно выше издержки производства, чем в старообжитых районах, расположенных в умеренной зоне.

В северных районах существенно больше затраты на жизнеобеспечение населения: выше стоимость жилья, учреждений и предприятий социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры, дороже продовольствие и его требуется больший объем, одежды, обуви, велики расходы на организацию отдыха, лечения, оздоровительных мероприятий, на обеспечение экологической безопасности производственной деятельности.

Физико-географические условия не регулируются на уровне общественно-экономических отношений. Их негативное влияние может быть ослаблено только путем компенсационных мероприятий. В целях устойчивого развития данных территорий необходимо это учитывать при формировании возвратного финансирования из федеральных бюджетных источников

Экономический аспект.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является уникальным и специфическим регионом Российской Федерации. Он занимает ключевые позиции в экономике страны, в обеспечении ее безопасности и геополитических интересов.

Округ - основной нефтегазоносный регион России, один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Являясь энергетическим донором России, он лидирует по целому ряду основных экономических показателей:

I место-по добыче нефти;

I место-по производству электроэнергии;

I место-по поступлению налогов в бюджетную систему;

II место-по добыче газа;

II место-по объему инвестиций в основной капитал.

Нефтегазодобывающая промышленность является основным комплексным фактором воздействия на окружающую среду автономного округа, что определено природно-историческими особенностями развития экономики нашего округа. В общем объеме произведенной продукции доля предприятий ТЭК в округе составляет более 90%.

Общее поступление доходов в бюджет автономного округа только за 2006 год составило 97 507 346 тыс. рублей. Из федерального бюджета в округа поступило около 1,2 млрд.руб . Направлено в бюджет в виде налогов и сборов 945,5 млрд.руб.

На уровне субъекта РФ прямых рычагов для регулирования и перераспределения, поступающих от нефтегазодобывающей отрасли финансовых средств нет.

Социально-демографический аспект.

В округе на площади в 53 млн. 481 тыс.га, проживает 1478,2 тыс.человек,124 национальностей. Доля старожилов - 41,1%. По числу жителей он занимает 42 место среди 89 субъектов РФ;

По численности населения наш регион, полностью относимый к северным местностям, самый крупный. Численность населения автономного округа превышает вдвое число жителей шести остальных северных автономных округов.

Генетическая (в смысле происхождения) структура населения северных территорий существенно отличается от подобной структуры в старообжитых районах тем, что в населении первых значительно меньше доля постоянных жителей, чем в населении вторых. Так, доля уроженцев и тех, кто прожил в данной местности не менее 10 лет (старожилы), в 1989г. была в Ханты-Мансийском- 41,1, тогда как по стране, в целом, - почти 88 процентов.

На его территории находятся 213 населенных пунктов, в т.ч.:

16 городов, занимающих общую  площадь в 358,2 тыс.га,

24 поселка городского  типа на площади 149,7 тыс.га,

173 сельских населенных  пункта.

Все населенные пункты объединенных в 106 муниципальных образований.

Демографические процессы характеризуются устойчивой тенденцией к росту. В 1997 году в округе проживало 1371,15 тыс. человек, в 2006 году 1478,2 человек.

Отмечается высокая степень урбанизации - городское население составляет более 91%. Урбанизация характеризуется высоким уровнем потребления природных ресурсов и влечет такие проблемы, как: наркомания, проституция, преступность и экологические проблемы, в т.ч. высокий уровень образования отходов.

Характерна неоднородность расселения по территории. Особенности расселения и, по сути, незначительная численность и доля сельского, в т.ч. сельскохозяйственного населения, обусловливают слабое развитие агропромышленного комплекса. В Ханты-Мансийском автономном округе на долю собственной продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности приходится 0,2 и 0,4 процента в соответствующих отраслях России. При таких показателях неизбежны трудности в различных социальных сферах.

Специфика народонаселения автономного округа заключается и в том, что на его территории образовано 484 территории традиционного природопользования (родовые угодья) на площади 13,82 млн.га. или 25, 8%, где проживает немногим более 3,5 тыс.человек из числа коренных народов Севера. Общая численность коренных малочисленных народов Севера в Югре на 01.01.2005 г. составляла 30,150 тыс.человек.

Освоение недр ведется и на землях исконного проживания малочисленных народов Севера, на территориях традиционного природопользования, отнесенных к землям природоохранного назначения. 25 нефтяных компаний разрабатывают лицензионные участки недр в границах территорий традиционного природопользования. В процессе изъятия и предоставления земель для целей недропользования в границах ранее образованных родовых угодий, интересы хозяйствующих субъектов неизбежно пересекаются с интересами землепользователями–владельцами родовых угодий, вплоть до возникновения конфликтных ситуаций по вопросам возмещения убытков при изъятии земель из состава территорий традиционного (приоритетного) природопользования.

Вышеприведенный анализ показывает, что прирост населения в округе, учитывая высокую степень миграционных процессов в предыдущие годы, незначителен. Высокая смертность обусловлена, главным образом, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, что характеризует стрессовый характер окружающей человека социальной и природной среды. Этот важный вопрос еще недостаточно предметно обсуждается в настоящее время, но для этого существуют серьезные предпосылки.

В округе разработана Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2015 года. Все концепции регионального уровня исходят из положений, одобренной Правительством РФ федеральной Концепции демографической политики, и адаптируют ее применительно к своеобразию геополитического статуса территорий и особенностей их демографического развития. Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – не исключение. Однако осенью 2007 г. принята новая Концепции демографической политики России, что требует доработки существующей концепции округа.

Принят Закон «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 28.02.2006 № 35-оз, который определяет механизмы и направления государственной политики качества жизни населения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в пределах компетентности субъекта Российской Федерации. Он содержит 18 показателей обеспечения качества жизни и немаловажно то, что одним из них является показатель – уровень экологической безопасности.

Принят Закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 28.12.2006 г. № 145-оз, который определяет данные территории как особо охраняемые природные территории регионального значения и устанавливает режим их использования и охраны.

Вопросы согласований размещения производственных объектов обустройства месторождений в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регулирует Закон Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «О недропользовании» от 18 апреля 1996 года N 15-оз (в ред. Законов ХМАО – Югры от 31.12.2004 N 94-оз, от 24.11.2006 N 117-оз, от 27.03.2007 N 29-оз).

Следовательно, социально-демографические условия могут быть отчасти отрегулированы на региональном уровне.

Поддержка федерального уровня требуется:

в обеспечении государственной политики, направленной на снижении стрессовых условий жизнедеятельности;

в обеспечении компенсационных мероприятий, связанных с проживанием населения в суровых климатических условиях;

в совершенствовании адаптационных механизмов выживания представителей коренных народов Севера в условиях преобладающей урбанизации территории, государственного обеспечения развития их культурно-образовательного уровня.

Экологический аспект регионального развития с элементами идеологического, правового и других аспектов

Первое место в России по промышленному производству (добыче нефти) и по производству электроэнергии имеют оборотную сторону – мощное техногенное воздействие на природную среду и снижение ее качества.

Основные экологические проблемы, стоящие на пути устойчивого развития территории.

- высокая степень техногенного  воздействия на все компоненты  природной среды округа и вместе  с тем неуклонный рост общей площади нарушенных и загрязненных земель при низких темпах их восстановления;

- проблемы проектирования, недостаточное внедрение новых  ресурсосберегающих технологий,

- слабая действенность  систем предотвращения и снижения  негативного воздействия на природную среду;

- проблемы сохранения  качества окружающей природной  среды на лицензионных участках  недр и в целом на территории  автономного округа;

- проблемы законодательно-правового  регулирования в вопросах обеспечения  экологической безопасности;

-разбалансированность государственной системы управления природопользованием, государственного экологического контроля, недостаточная системность и развитость природоохранных структур внутри нефтегазодобывающих предприятий.

Среди характеристик высокой степени техногенного воздействия можно выделить следующее:

растущий уровень добычи нефти и развитие нефтепромышленной инфраструктуры;

рост аварийности на нефтепромысловых и магистральных трубопроводных системах;

проблема утилизации попутного нефтяного газа;

загрязнение атмосферного воздуха,

увеличение загрязнения водных объектов;

загрязнение земель, снижение объемов рекультивации  нефтезагрязненных земель,

накопление производственных отходов, низкая степень утилизации образующихся отходов,

угнетение среды обитания животного и растительного мира.

Основные меры, предпринимаемые органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в целях устойчивого развития территории можно обозначить следующим образом:

1. Разработана и принята  «Концепция экологической безопасности  Югры» - нормативно-правовой документ  ее определяющий - распоряжение Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры от 10 апреля 2007 г. N 110-рп  «О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года».

2. Реализация природоохранной  политики, регулирование природопользования, осуществление превентивных мер, в т.ч. в сфере сохранения биологического  разнообразия, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, водных объектов и иных объектов охраны окружающей среды.

3. Разработка региональной  нормативно правовой базы в  области природопользования и  охраны окружающей среды. Важными  являются такие документы, как:

Закон Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от18 апреля 2007 года 31-оз;

Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 26 февраля 2007 года N 4-оз (с изменениями на 18.04.2007 г);

Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об охоте и охотничьем хозяйстве на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 3 мая 2000 года N 21-оз (с изменениями на 18.04.2007 г);

Закон Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «О недропользовании» от 18 апреля 1996 года N 15-оз (в ред. Законов ХМАО – Югры от 31.12.2004 N 94-оз, от 24.11.2006 N 117-оз, от 27.03.2007 N 29-оз)

и другие нормативные акты.

4. Разработка, и выполнение  программ социально-экономического  развития автономного округа, финансирование  природоохранных мероприятий. Известны  такие программы, как:

4.1. Целевая программа «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2005 – 2010 годах»

Данную целевую программу обеспечивает Закон ХМАО – Югры от 18.02.2005г. № 9-оз (ред. от 16.10.2006г.) «О целевой программе ХМАО – Югры «Оздоровление экологической обстановки в ХМАО – Югре в 2005 – 2010 годах», Законом ХМАО – Югры № 122-оз от 06.12.2005г. (ред. от 16.12.2006г.), ежегодный окружной закон «О бюджете ХМАО – Югры …», а также постановления Правительства ХМАО – Югры «О перечне строек и объектов …».

4.2.Областная целевая  программа «Сотрудничество»

В целях реализации ОЦП «Сотрудничество» Совет Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа своим Постановлением от 14.03.2006 №156/СГ «О механизме реализации мероприятий областной целевой программы «Сотрудничество» определил Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа уполномоченным органом по реализации мероприятий раздела 3 «Организация и осуществление проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности».

Информация о работе Социально-экономическая география и природопользование региона