Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:39, курсовая работа
В подготовленном научном издании содержится теоретический материал и практические предложения, рассчитанные как дополнительный источник географических, экологических и краеведческих знаний для проведения курсов повышения квалификации работников образования, организации и проведения факультативов и кружков учителями, самостоятельной и индивидуальной работы студентов при выполнении ими курсовых и дипломных работ.
Рис. 2. Динамика строительства полигонов ТБО на территории округа, шт
На территории округа имеется более 20 мест несанкционированного складирования производственных отходов, 120 организованных шламонакопителей и более 1600 нерекультивированных шламовых амбаров.
Площадь, занятая свалками и полигонами составляет 511, 85 га, кроме того, ежегодно обнаруживается порядка 80-100 мест несанкционированного складирования отходов.
В настоящее время рекультивировано 50 несанкционированных свалок в рамках окружной целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2005-2010 годах», утвержденной законом от 18.12.2005 № 9-оз.
Динамичное развитие промышленной инфраструктуры на территории округа оказывает значительное влияние на природные комплексы, обедняя их энергетический потенциал, ухудшая функциональную значимость и способность к самовосстановлению. Причем это происходит не только в полосе официального земельного отвода, негативное влияние распространяется и на прилегающие земли в виде пятен загрязнения, зон подтопления, зон деградации болотных систем, шумового и электромагнитного воздействия, вызванного как ошибками при проектировании, так и низким уровнем реализации проекта. Кроме того, при инвентаризации земель нефтегазовых предприятий выявлено, что каждый гектар официального отвода сопровождается 3-10 га фактически используемых земель.
Темпы проводимой природопользователями рекультивации нарушенных земель не обеспечивают своевременной очистки и восстановления природного ландшафта.
В округе по-прежнему острой остается проблема загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами, минерализованными водами и производственными отходами, причиной являются аварийные ситуации на площадных и линейных инженерных коммуникациях нефтегазодобывающего комплекса. На 01.01.2006 года на территории автономного округа по сведениям нефтегазодобывающих предприятий площадь загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель составляет 6862 га. Увеличение площади нефтезагрязненных земель сохраняется и вызвано снижением темпов рекультивации и ростом количества аварийных разливов нефти (рис.3) [5].
Рис. 3. Динамика аварийности и площади нефтезагрязненных земель
Промышленность на территории Югры является основным потребителем воды, на ее долю приходится 81,8 % от общего использования свежей воды. С 2000 по 2002 год наблюдалось некоторое снижение суммарного объема водопотребления, начиная с 2003 года, забор воды из источников увеличивается, особенно на производственные нужды и составляют более 1 млрд. м3.
За период с 2003-2006 гг. рост объема водопотребления составил 18 %.
Общее водоотведение сточных и других вод составило в 2005 году 661,82 млн. м3, в поверхностные водные объекты сбрасывается 98,5 % общего объема водоотведения. Через очистные сооружения в 2004 году было сброшено почти 130 млн. м3. или около 20 % от общего объема стоков. Общая мощность очистных сооружений в Югре составляет 185,8 млн. м3.
В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре остро стоит проблема качества питьевой воды. Воду, не соответствующую Российским стандартам для питьевых и хозяйственно-бытовых целей получает 48 % населения.
По данным гидрохимической сети наблюдений Ханты-Мансийского окружного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды вода в р. Обь по комплексным оценкам в 2006 году оценивалось «грязной» 4 класс, разряды А и Б. Среднегодовые концентрации основных загрязняющих веществ на участке от г. Нижневартовск до д. Белогорье составили: ХПК 2,1-2,8 ПДК, БПК5 0,6-1,1 ПДК, азота аммонийного 1,4-2,5 ПДК, азота нитритного 0,2-0,6 ПДК, соединений железа 10-12 ПДК, меди 4,3-19,3 ПДК, цинка 0,9-4,6 ПДК, марганца 12,7-19 ПДК, фенолов 2,1-2,8 ПДК, нефтепродукты 4,7-9,1 ПДК.
В 2006 г. качество воды реки Иртыш в сравнении с 2005г. оставалась на прежнем уровне. Вода реки по гидрохимическим показателям оценивалась как «грязная» и относилась к 4А и Б классу. Ингредиенты, среднегодовые концентрации которых превышали установленные нормативы: ХПК 1,8-3 ПДК, БПК5 0,6-1,2 ПДК, азот аммонийный 0,8-3 ПДК, азот нитритный 0,2-0,8 ПДК, соединения железа 2,4-7,6 ПДК, меди 2,4-21,3 ПДК, цинка 0,5-2,2 ПДК, марганца 9,5-20,3 ПДК, фенолы 1,8-4,3 ПДК, нефтепродукты 1,8-10,7 ПДК.
Гидрохимическое исследование основных водотоков Югры на протяжении ряда лет выявило ухудшение качества воды, связанное с нефтедобычей по увеличению показателей загрязнения приоритетными веществами – нефтепродуктами (в среднем до 3,3 ПДК) и хлоридами.
Оценка состояния Обь-Иртышского бассейна в границах автономного округа в округе может быть дополнена сведениями по результатам осуществляемого на территории округа локального экологического мониторинга.
Анализ данных 2005-2006 гг. показал рост количества образцов поверхностной воды, в которых содержание хлоридов превышало предельно допустимый норматив, до 2,7 %. А также увеличение числа проб с высокими и аномально высокими концентрациями.
Наиболее высокие концентрации хлоридов отмечены на лицензионных участках ООО «РН Юганскнефтегаз», ОАО «Самотлорнефтегаз», ОАО Нижневартовское НП и ОАО Томскнефть ВНК, нефтепродуктов – на лицензионных участках ООО «РН Юганскнефтегаз», ОАО ТНК-Нягань ОАО Томскнефть ВНК, ООО ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь (рис. 4).
Остается высоким содержание некоторых тяжелых металлов в поверхностных водах водных объектов на лицензионных участках недр автономного округа, таких как медь, цинк.
Результаты определения содержания нефтепродуктов в донных отложениях зафиксировали уменьшение числа проб в интервале от 50 до 100 мг/кг «пороговое состояние, видовая замена, выраженное обеднение донной экосистемы» и увеличение числа
Рис. 5. Карта-схема содержания нефтепродуктов
в поверхностных водах в границах лицензионных
участков недр (по данным 2006 г.)
проб в интервале от 20 до 50 мг/кг «область нарастающих изменений в донной экосистеме, обедняющей ее биотические (бентические сообщества)».
Выводы:
1. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре создана нормативная база по созданию системы комплексного экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории автономного округа.
Порядок организации
и ведения регионального
В целях ведения мониторинга донных отложений водных объектов на территории округа разработан и утвержден региональный норматив предельно допустимого уровня (ПДУ) содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (Постановление Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2004 г. № 441-п).
2. Принят и реализуется Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2005-2007 годах», сумма средств на реализацию программы составляет 1 586 729 тыс. рублей.
3. На территории автономного округа с 2004 года проводится экологический мониторинг в границах и вне границ лицензионных участков недр.
Анализ данных по уровню загрязнения водотоков на лицензионных участках, приведенный за последние пять лет свидетельствует о негативной тенденции. В 2006 году продолжена работа по обеспечению функционирования региональной системы экологического мониторинга окружающей среды и созданию единой информационной базы о состоянии окружающей среды. Получена информация о состоянии окружающей среды в границах и вне границ лицензионных участков недр (на общей площади 546,3 тыс. км2, в том числе лицензированных участков недр на общей площади 152,9 тыс. км2). Получена оперативная космическая информация о природных и техногенных воздействиях на окружающую среду на территории автономного округа.
4. При заключении лицензионных соглашений недропользователю предлагается принять программу мероприятий по утилизации (использованию) нефтяного попутного газа, типовая форма которой разработана Департаментом по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа. Цель данной программы достижение уровня утилизации попутного нефтяного газа не ниже 95 % от имеющихся ресурсов по каждому лицензионному участку.
ЛИТЕРАТУРА
5. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
5.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА В ПОЙМАХ РЕК
Поймы рек – особый природный объект. Это - «часть дна речной долины, затопляемая в период высокой водности; формируется в результате отложений переносимых потоком наносов в ходе деформации речного русла» [1]. Они образуются под влиянием водного режима весенних половодий, который формирует литогенную основу пойм, рельеф, биотические компоненты и определяет режим природопользования. В связи с тем, что поймы находятся на границе двух сред – водной и поверхности земли их биотические компоненты отличаются разнообразием, а продуктивность в условиях таежной природной зоны в 7-9 раз выше, чем на соседних водораздельных (плакорных) территориях.
Поймы рек являются активной частью биосферных процессов. Половодье тесно связано с бассейном реки, так как именно на его поверхности воды в течение полугода в зимнее время накапливаются в снеге, и затем весной в форме поверхностного и грунтового стока поступают в русло реки. Вместе с ними привносится масса взвешенных и растворенных веществ, формируя гидрохимические свойства вод. Таким образом, гидрологический режим поймы регулируется не только стоком реки, ее половодьем, но и воздействием климатических факторов того региона, где расположен бассейн реки и территорией самого бассейна.
Благодаря ежегодному затоплению поймы часть взвешенных веществ поступает на поверхность пойм рек, где осаждается в форме наилка и стимулирует развитие растительности. Большая часть стока рек проходит весной в условиях затопления поймы поэтому, они вместе с руслом рек активно участвуют в активной геохимической связи суши с Мировым океаном [2].
Поймы рек активно осваиваются человеком. На территории пойм появляются новые техногенных объекты, не созданных природой и естественные природные системы частично дополняются антропогенными, Этот процесс приводит к уменьшению числа естественных компонентов природных систем, изменению структуры систем и их свойств.
К основным
видам антропогенной
Особенности организации природопользования в поймах рек заключается в том, что деятельность человека зависит от водного режима реки. Это определяется различной продуктивностью отдельных участков поймы, различными условиями ее доступности. Поэтому, организация природопользования и охраны природы в поймах рек должна опираться на информацию не только о пространственном распределении ресурсов, их использовании, но и обязательно включать динамическую составляющую, отражающую динамику изменения ресурсов в зависимости от действия половодий.
Cоздание оптимального режима природопользования в поймах рек является важной эколого-экономической проблемой. Для организации научно-обоснованного, регионально-адаптированного и экологически регламентированного природопользования необходимо разработать концепцию адаптированного к поймам рек гидроэкологического мониторинга. На наш взгляд она должна включать условия выделения системы, правила описания ее функционирования и ряд теоретических положений, которые характеризуют динамику развития пойм.
Информация о работе Социально-экономическая география и природопользование региона