Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 14:39, курсовая работа
В подготовленном научном издании содержится теоретический материал и практические предложения, рассчитанные как дополнительный источник географических, экологических и краеведческих знаний для проведения курсов повышения квалификации работников образования, организации и проведения факультативов и кружков учителями, самостоятельной и индивидуальной работы студентов при выполнении ими курсовых и дипломных работ.
В 2007 г. неблагоприятные демографические тенденции сохранятся. Смертность в целом по России превысит среднемноголетнее значение (среднее число умерших в год – 2,1 млн.), рождаемость останется ниже среднего уровня (среднее число родившихся в год – 1,4 млн. чел.) [4].
И.А. Гундаров [5] вводит понятие «время полураспада нации»; под ним понимается продолжительность периода, в течение которого численность коренного населения сократится в 2 раза. По его расчетам, для России это время составляет 60-80 лет, для некоторых территорий (Псковская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области) — 25-35 лет. По расчетам, с учетом не только количества, но и качества поколений для восточных регионов России (Зауралье, Восточная Сибирь, Западная Сибирь, Крайний Север) это время еще короче: 20-25 лет, т.е. волна полутора поколений.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра самый крупный по численности населения регион, полностью относимый к северным местностям, по числу жителей он занимает 42 место среди 88 субъектов РФ. Численность населения автономного округа превышает вдвое число жителей шести остальных северных автономных округов. Оно больше чем население во всех северных субъектах Федерации (исключение - Архангельская область). Более того, численность населения ХМАО превышает число жителей в Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях вместе взятых.
Хотя ХМАО не достиг еще тех демографических параметров, при которых должен прекратиться рост населения и наступить период лишь его дальнейшей стабилизации, тем не менее, время бурной демографической динамики в этом регионе, как это имело место в 70-80-е годы ХХ века, прошло (рис. 1) [6].
Именно в эти годы широкое распространение получили затратные технологии с высокими степенями риска. Примеров тому множество: вахтовый метод работ с транспортировкой рабочей силы за тысячи километров, возведение крупных городов в неблагоприятных для жизни условиях, причем с очень высокими затратами на их строительство и эксплуатацию.
Рис. 1. Динамика демографических процессов
Демографическая ситуация, сложившаяся в ХМАО к началу 2006 года, носит позитивный характер. Для округа, в отличие от Российской Федерации в целом, не характерна тенденция уменьшения численности населения, что объясняется благоприятной социально-экономической ситуацией.
Однако избежать снижения темпов добычи нефти в будущем, очевидно, не удастся. Кроме того, конкуренция заставит предприятия увеличивать производительность труда, а значит, сокращение персонала неизбежно. Всё это даёт основания полагать: количество занятых в сфере нефтедобычи будет снижаться от 144,5 тыс. чел. в 2001 г. до 122,8 тыс. чел. в 2007 г. и 100,9 тыс. чел. в 2020 г. [7]. Таким образом, миграционная убыль в 2005 г. была 1153 человек, в 2006 г. более 1100 человек, в 2007 г. она сохранится в близких цифрах.
По предварительным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ХМАО, численность постоянного населения округа на 01.01.2006 г. составила 1478,2 тыс. человек и увеличилась за год на 9,2 тыс. человек, в сентябре 2007 г. она превысила 1,5 млн. человек.
Устойчивость демографического развития Югры достигается за счет двух факторов: молодой возрастной структуры населения (удельный вес детей – 26,5 %) и сравнительно низким уровнем смертности в сравнении с другими регионами Российской Федерации. Средний возраст жителей округа составляет 32,4 года. У мужчин этот показатель ниже и составляет 31,6 против 33,2 у женщин [8]. Однако, общеизвестно, что уровень смертности в регионе выше, чем на юге Тюменской области [9]. Поэтому автору остаётся лишь подчёркивать, здесь и ниже, «мысли» вызывающие явное неприятие.
Например, в Концепции демографической политики [6], под демографической политикой понимается система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, эти структуры (федеральные, региональные), а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение целей как для данного, так и последующего этапов развития. Данное определение не характеризует понятие «демографическая политика», а ряд учёных испытывают удовлетворение оттого, что их никто не понимает.
Представленная в Концепции [6] стратегическая цель не содержит в себе ничего нового и включает в себя элементы тавтологии. Стратегическая цель демографического развития ХМАО обусловливается тем, во-первых, что округ - это субъект РФ и интересы страны (в данном случае - демографические) в полной мере являются и его интересами; во-вторых, ХМАО - это часть северных территорий, имеющих во всем, в том числе, и в демографическом развитии, свою специфику, что отличает их от всех других (старообжитых, приграничных и т.д.) районов, имеющих также собственные стратегии демографического развития; в-третьих, округ - это уникальный регион не только страны, но и Российского Севера, который по демографическим параметрам находится в числе наиболее благоприятных субъектов РФ.
Определив в таком виде понятие «демографическая политика», и её цели разработчики концепции в очередной раз представили нас (по крайней мере, думающих жителей округа) папуасами, внимающих умным европейцам.
Геополитическая основа демографической политики. Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. Строительство демократии в сложносоставном обществе, которым является Российская Федерация, если еще учесть ее многоукладность и территориальный фактор, имеет большую специфику и большие трудности.
Известный политический деятель и далеко не друг России З. Бжезинский недавно выступил с интересными умозаключениями: «Поспешное насаждение демократии в отсутствие социально развитого и политически зрелого гражданского общества, скорее всего, послужит целям радикального популизма... Демократия для меньшинства без социальной справедливости для большинства была возможна в эпоху аристократизма, но в век массового политического пробуждения она уже не реальна. Сегодня одно без другого обречено на поражение» [10].
Ряд изменений законов о выборах, например, назначение губернаторов, отмена графы «Против всех» при голосовании все ступеней и др. не делают чести власти, усиливается отчуждение власти и народа, которое подкрепляется социальным и имущественным неравенством.
Трепет и преклонение перед властью легко переходят в отчуждение от власти, страх перед нею, в крайние формы протеста, ненависть к конкретным носителям и представителям власти. И это тоже реальность.
Сегодня Россия одновременно
ищет свое место в быстро
меняющемся мире и пытается
определить идеологический
В 90-е годы феномен межэтнической миграции из-за рубежа стал нормой и для России. Среднее расстояние перемещения мигрантов возросло к 1995 г., по сравнению с 1955 г., примерно в два раза, с концом прошлого века – в пять раз, (соответственно 1175, 562 и 230 км) [11].
Нефтедобывающие государства Юго-Западной Азии уже несколько десятилетий предпринимают меры по изоляции иммигрантов из Южной и Юго-Восточной Азии от местного населения. Иммигранты приглашаются не более чем на несколько лет и размещаются обычно за пределами населённых пунктов в трудовых лагерях с надписью у ворот «не входить». От места жительства до места работы их доставляют автобусами, питанием обеспечивают на месте. Для того чтобы иммигранты не превращались в местных жителей, им запрещается привозить с собой семьи. Их рабочий день длится 12 часов. Власти внимательно следят, чтобы иммигранты не создавали каких-либо группировок, организаций, даже культурных центров. При проявлении недовольства их тут же выдворяют за пределы страны.
В ряде государств, наоборот, проводится ассимиляционная политика: требуется знание языка, культуры, истории страны проживания. Приезжее население отказавшиеся выполнять предложенные требования, считается не гражданами (например, русские в странах Балтии). До периода «целинных» переселений русские, приезжавшие в другую республику СССР, считали нормой знать язык и культуру народа.
В России нет ни того, ни другого, в стране не проводится продуманная миграционная политика, не определены приоритеты, пути и меры по её проведению. А заявление некоторых политических деятелей о том, что в стране проживают русские православные и русские мусульмане оскорбляет национальные чувства национальных элит Татарстана, Башкортостана и др. Ещё один из первых юридических актов в России – 12 июня 1990 г. провозгласил суверенитет России по отношению к СССР. Националистическая окраска это акта только в последние годы позволила считать эту дату красной датой календаря. Но уже совсем неуклюжими выглядят попытки завуалировать православные религиозные праздники под светские в многоконфессиональной России (перенос красной даты с 7 на 4 ноября).
Считать в настоящее время русских неэтнической, а социальной категорией - опасная политическая игра последних лет, сопровождающаяся рядом официально признанных или закрытых для широкого знания общественности взрывов недовольства этнических русских. Закрытие властями дипломатического, мирного, парламентского диалога с рядом общественных организаций страны, загоняет проблему внутрь, открывая дорогу экстремизму этнических русских.
Уже сейчас власти следует решать, каким этномиграционным группам предпочтительней передавать российские пространства с учетом резкого возрастания риска межэтнических проблем невиданной остроты. С кем лучше жить? С выходцами из Кавказа (косовский вариант событий)? С арабами (французко-алжирский вариант)? С китайцами и вьетнамцами (индонезийский вариант)? С прибывающими из среднеазитских республик и Афганистана (индо-пакистанский вариант)? Или со всеми вместе взятыми?
Приезжие стремятся сохранить свою субкультуру (уклад жизни, традиции), явно отличную от вмещающей. Было бы ошибкой игнорировать факт того, что богатства округа осваивали представители разных народов: русские, украинцы, татары, башкиры, азербайджанцы, чеченцы и другие. Доля населения этих народов в ряде городов округа значительна. Возникает вопрос о мигрантах и коренном населении, кто они? Для ненцев – мигранты народы ханты, манси, русские и др., для ханты мигрантами являются русские. Эту цепь можно продолжить далее. Однако вопрос об адаптации или ассимиляции мигрантов остаётся открытым.
Сплачивающая эти народы в единое целое – советская идеология отсутствует. Духовный вакуум заполняется религией (прежде всего, радикальной, которая ближе молодому поколению), национальной идеологией, индивидуальной моралью, жаждой наживы.
Православные храмы и мусульманские мечети как грибы после дождя стали покрывать территорию ХМАО. Пассионарность ряда ветвей мусульманства приводит к переходу в ислам этнически русских граждан. Приверженность религии становится модой. В результате растёт число случаев, нарушающих религиозные чувства верующих и моральные принципы атеистов. Не следует забывать, что искажение общественной морали деятелями от церкви способствовало падению авторитета религии в обществе. Возрождение православной церкви в большой мере связано с укреплением её связи с народом.
Бездействия органов власти приводит к тому, что храмы, молельни стали открываться не только в тюрьмах и больницах, где это объяснимо с точки зрения христианской морали, но и в вузах округа, нарушая закон об образовании и устав вузов, не беря в расчёт чувства атеистов, которых в России большинство.
Нерешенность многих социальных проблем, отсутствие чёткой демографической политики позволяет считать достаточно обоснованным возможное развитие событий по сценарию ряда европейских государств, например, Франции, где уже несколько лет не прекращаются студенческие погромы.
Суть сценария в следующем: поначалу мигранты довольствуются низкооплачиваемыми должностями или теми, где в принимающих странах не хватает квалифицированных специалистов («утечка умов»). Затем начинают требовать экономического и культурного равноправия. Заметными среди них становится этноцентризм – склонность оценивать все жизненные явления с точки зрения ценностей своего этноса. На жителей страны пребывания начинают сыпаться упрёки в ксенофобии и расизме. Особенности демографической ситуации начинают переплетаться с проблемой дестабилизации межэтнических отношений.
Среди российских городов в кризисной ситуации находится г. Москва. По этому региону накоплен первый опыт анализа социокультурного пространства и проведены обобщения. В предкризисной - г. Санкт-Петербург, на очереди гг. Воронеж, Самара, Ханты-Мансийск, Владивосток, регионы с высоким уровнем дохода и широким привлечением дешёвой рабочей силы из-за рубежа.
В настоящее время, разрозненные жители Москвы не выдерживают экономической конкуренции с национальными землячествами и одно за другим сдают им наиболее прибыльные места, магазины, автостоянки в Москве и ближнем Подмосковье. Аналогичные процессы широко представлены и в ХМАО, ряд направлений бизнеса в городах округа контролируется национальными землячествами.
Между пребывающими мигрантами и коренными жителями столицы возникает доселе невиданный контраст. Мигранты привносят в город не толь свои нравы, обычаи и диалекты, но и паразитарные заболевания, сложную криминогенную обстановку, свои гены – в случае, если они вступают здесь в брак и имеют детей. Мутационный эффект миграции тем значительнее, чем разнообразнее национальный состав мигрантов и чем больше различия между мигрантами и коренным населением, в частности, чем больше географическое расстояние от места рождения мигранта до города, в который он прибыл [11]. Во всяком случае, последствия взрывообразного притока огромного нового генетического разнообразия в относительно однородную среду москвичей теоретически неоднозначны, а практически мало изучены. В истории нет примеров столь радикальных трансформаций национального состава крупного города или страны за пять-семь лет. Не ведает ни наука, ни статистика и о национальном колорите сфер деятельности новосёлов-москвичей. Хотя он хорошо прослеживается на бытовом уровне и неплохо известен жителям столицы. Всё вышесказанное, с некоторыми оговорками, актуально и для ХМАО.
Информация о работе Социально-экономическая география и природопользование региона