Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.
формирование необходимых элементов инфраструктуры, доступных для субъектов малого предпринимательства в сфере торговли;
создание системы информационного обеспечения в области торговой деятельности;
повышение квалификации работников торговли.
Южный федеральный округ в сфере бытового обслуживания населения также занимает лидирующие позиции. По объему бытовых услуг в 2008 году (2971 рубль на душу населения) округ занял 2-е место среди федеральных округов Российской Федерации. Наиболее высокие показатели характерны для Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского края. Структура платных бытовых услуг, оказываемых населению, в Южном федеральном округе в значительной степени соответствует общероссийской.
Приоритетными задачами дальнейшего развития сферы бытовых услуг Южного федерального округа являются повышение уровня и качества обслуживания населения, создание условий для формирования на территории округа современной инфраструктуры объектов службы быта, ориентированной не только на ежегодно возрастающий приток туристов, но и на обслуживание участников и гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
Для решения указанных задач предусматривается выполнение следующих мероприятий:
повышение обеспеченности бытовыми услугами сельского населения, курортной и туристической зоны Южного федерального округа;
внедрение системного подхода к образованию центров, включающих многопрофильный комплекс бытовых услуг, оказываемых населению (в том числе в крупных торгово-развлекательных центрах);
дальнейшее развитие комплексных приемных пунктов, а также выездного обслуживания в труднодоступных населенных пунктах Южного федерального округа.
Оборот общественного питания в Южном федеральном округе по итогам 2008 года составил более 54 млрд. рублей (3988 рублей на душу населения). Более половины указанного показателя приходится на сферу общественного питания Краснодарского края. Деятельность крупных и средних организаций общественного питания, относящихся к ресторанному бизнесу, по итогам 2008 года была недостаточно прибыльной, а в отдельных регионах Южного федерального округа - убыточной, в то же время деятельность баров, предприятий быстрого питания и столовых при предприятиях и учреждениях дала положительный финансовый результат. Развитию недорогого сегмента сферы общественного питания способствовали франчайзинговые проекты. Лидерами по их осуществлению стали Краснодарский край и Ростовская область.
Для развития сферы общественного питания необходимо совершенствование предприятий быстрого питания и других объектов в местах массового отдыха и туризма, учреждениях спорта и культуры, а также использование инноваций в сфере общественного питания (в том числе активное внедрение на предприятиях питания новых прогрессивных технологий, новых видов сырья, не требующих больших трудозатрат в приготовлении блюд, а также применение новых форм расчетов с использованием компьютеризированных кассовых терминалов).
Совокупный объем страховых взносов по всем видам страхования (исключая обязательное медицинское страхование) в Южном федеральном округе по итогам работы за 2009 год впервые за последние 10 лет сократился и составил 23,5 млрд. рублей. По отношению к 2008 году падение составило 15,1 процента (в среднем по Российской Федерации падение составило 13 процентов). Сокращение объемов страхования произошло в значительной степени из-за того, что лидирующие по показателям виды страхования (обязательные и вмененные) осуществляются в комплексе с кредитованием, которое существенно сократило свои объемы в 2009 году.
Рынок недвижимости в Южном федеральном
округе также продемонстрировал значительное
падение осенью 2008 года, когда стоимость
одного квадратного метра жилья снизилась
на
20 - 25 процентов. Эта ситуация сохранялась
на протяжении всего 2009 года, что определялось
падением денежных доходов населения
и недоступностью кредитных ресурсов.
В силу тех же причин рынок аудиторско-консалтинговых
услуг в 2009 году сократился более чем на
40 процентов по сравнению с 2008 годом.
Основным приоритетом развития этих видов рыночных услуг является повышение их качества и доступности для населения, что, в свою очередь, будет способствовать ускорению экономического роста региона. Реализация указанных приоритетов предполагает принятие ряда мер как общей направленности, так и узконаправленных.
Основное направление - оптимизация условий для развития банковского обслуживания населения, совершенствование потребительского кредитования (включая выдачу жилищных и ипотечных кредитов), что будет стимулировать потребительский спрос. Увеличение объема выданных потребительских кредитов приведет к оживлению на рынке недвижимости. Рост кредитования приведет к увеличению объемов страхования.
К узконаправленным мерам относится проведение следующих мероприятий на рынке страховых услуг:
повышение надежности страхового сектора региональной экономики, обеспечивающего своевременное и полное возмещение ущерба и компенсацию потерь, связанных с природными, техногенными и социально-экономическими рисками;
принятие мер, направленных на регулирование отношений, возникающих между субъектами и участниками сельскохозяйственного страхования, а также на предоставление государственной поддержки развитию системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
определение механизмов взаимодействия государства и страховых организаций по совершенствованию процедур страхового надзора, защите прав потребителей страховых услуг, популяризации института страхования посредством разработки и реализации программы повышения страховой грамотности населения, совершенствованию отчетности страховых компаний - прежде всего по международным стандартам (МСФО, US GAAP).
Осуществление указанных мероприятий приведет к развитию сферы услуг округа, обеспечению большей доступности товаров и услуг для населения, формированию конкурентной среды в сфере потребительских услуг, поддержке российских производителей товаров, увеличению занятости населения и повышению его доходов. Оборот розничной торговли в Южном федеральном округе в 2013 году должен увеличиться на 20 - 30 процентов, а к 2020 году - в 2,3 раза по отношению к уровню 2009 года, среднегодовая численность населения, занятого в сфере услуг, в Южном федеральном округе в 2013 году должна составить 1500 тыс. человек и в 2020 году 1900 тыс. человек.
12. Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговый оборот Южного федерального округа в 2008 году вырос на 31 процент по отношению к 2007 году и достиг 27 млрд. долларов США, в том числе экспорт составил 15,5 млрд. долларов США, импорт - 11,5 млрд. долларов США. При этом положительное сальдо внешней торговли выросло до 4 млрд. долларов США за счет высокой цены на минеральные ресурсы - нефть, нефтепродукты и уголь.
В 2009 году, по оценочным данным, произошло сокращение внешнеторгового оборота Южного федерального округа на 40 процентов, что вызвано значительным удешевлением нефти и снижением оборотных средств для закупки импортных товаров.
В 2010 году продолжается процесс укрепления экономики, наметившийся со второго полугодия 2009 г. В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, улучшились показатели промышленного производства и состояние кредитно-банковской системы, что положительно повлияло на внешнеэкономическую деятельность Южного федерального округа.
Меры государственного регулирования
и поддержка со стороны государства привели
к росту объемов экспорта некоторых товаров,
в частности зерновых культур, подсолнечного
масла и минеральных удобрений. За первое
полугодие 2010 г. из Южного федерального
округа экспортировались продовольственные
товары на сумму около 1,2 млрд. долларов
США. Предполагается, что по итогам второго
полугодия 2010 г. в связи с временным запретом
на экспорт зерна общие показатели значительно
изменятся.
Основу экспорта Южного федерального округа составили топливно-энергетические товары, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, удельный вес которых в товарной структуре экспорта Южного федерального округа составил соответственно 37,3 процента и 19,7 процента.
В товарной структуре импорта Южного федерального округа на долю машин и оборудования в 2008 году приходилось 39 процентов. Удельный вес продовольственных товаров составил 15,6 процента, металлов и изделий из них - 17,9 процента.
География товарооборота Южного федерального
округа свидетельствует о сохранении
во внешней торговле высокой доли стран
дальнего зарубежья (2007 год - 68,2 процента,
2008 год - 73 процента,
2009 год - 70,8 процента). Крупнейшими из них остаются Турция, Италия, Республика Корея, Германия, Китай и Египет. Страны СНГ представлены в первую очередь ближайшими торговыми партнерами - Украиной, Казахстаном и Белоруссией.
Активная роль во внешнеэкономической деятельности принадлежит Ростовской области, Краснодарскому краю и Волгоградской области, на долю которых приходилось в 2008 году более 90 процентов общего товарооборота Южного федерального округа.
К 2020 году за Ростовской областью сохранится
лидерство во внешнеэкономической деятельности
округа, доля ее в экспортно-импортных
операциях Южного федерального округа
увеличится на 3,9 процента (с 31,1 процента
в 2009 до 35 процентов в 2020 году).
По экспертной оценке, в 2009 - 2020 годах внешнеторговый
оборот Ростовской области возрастет
в 2,9 раза (в среднем по Южному федеральному
округу - в 2,8 раза) и может достигнуть в
2020 году почти 16 млрд. долларов США, в том
числе за счет реализации областной целевой
программы поддержки экспорта в Ростовской
области, а также реализации крупных инвестиционных
проектов иностранных компаний. Перспектива
рынков продукции будет отражать традиционную
региональную специализацию Ростовской
области. Развитию внешнеэкономических
связей будет способствовать созданный
в 2010 году на территории Ростовской области
(Российская Федерация) и Луганской области
(Украина) еврорегион «Донбасс». Для придания
динамики приграничному сотрудничеству
с Луганской и Донецкой областями Украины
в экономической и гуманитарной сферах
необходимо решение вопросов, связанных
с обустройством мест пересечения границы.
В результате реализации Стратегии Краснодарский край к 2020 году станет динамично развивающимся регионом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, рекреационным и инновационным потенциалом. Развитие транспортной инфраструктуры остается в перспективе важнейшим условием устойчивого развития экономики края, способствующим росту товарооборота, объемов передачи информации и производственных мощностей (предполагается строительство нового мощного грузового порта «Тамань» и газопровода «Южный поток»).
В соответствии с инновационным сценарием доля Краснодарского края во внешней торговле Южного федерального округа увеличится с 30,4 процента в 2013 году до 32 процентов в 2020 году. Объем внешнеторгового товарооборота края к 2020 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 2,3 раза и составит, по экспертным оценкам, 14,4 млрд. долларов США.
Планируется усиление позиции Волгоградской области. Предполагается активизация новых факторов экономического роста (прежде всего в обрабатывающих отраслях), направленных на создание и внедрение новых технологий в экономику региона и развитие высокотехнологичных производств. По экспертным оценкам, в 2020 году внешнеторговый оборот Волгоградской области возрастет по сравнению с 2009 годом в 2,9 раза (до 10 млрд. долларов США). При этом доля области в структуре товарооборота Южного федерального округа достигнет 22 процентов.
Расширение специализации Астраханской области будет происходить посредством перехода от обслуживания экспортных потоков в Иран к обслуживанию азиатского импорта в Россию и Европу. В условиях проведения масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройки рынков, формирования новых отраслей региональной экономики, наращивания конкурентоспособности области в Каспийском регионе повысится значимость внешнеэкономической деятельности Астраханской области в Южном федеральном округе и в целом в Российской Федерации. Темпы роста внешней торговли области в 2009 - 2020 годах могут составить 450 процентов (в среднем по Южному федеральному округу - 278 процентов). Товарные потоки к 2020 году могут достигнуть 4,5 млрд. долларов США, доля в структуре товарооборота Южного федерального округа увеличится с 6,2 процента в 2009 году до 10 процентов в 2020 году.
Внешнеэкономическая деятельность Республики Адыгея и Республики Калмыкия в период до 2020 года будет направлена на продвижение продукции предприятий за рубеж и поиск потенциальных партнеров. По результатам прогноза экспортно-импортных операций в 2020 году объем товарооборота Республики Адыгея может достигнуть 200 млн. долларов США, а Республики Калмыкия - 300 млн. долларов США.
С учетом ресурсного обеспечения, характеристики
трудовых ресурсов, многоотраслевой структуры
хозяйства, географического положения
и природно-климатических условий внешнеторговый
оборот Южного федерального округа к 2020 году
оценивается в размере 45 - 50 млрд. долларов
США (рост по сравнению с 2008 годом - 1,7 - 1,9 раза,
по сравнению с 2009 годом -
2,8 - 3,1 раза). При этом более высокие темпы
роста взаимного товарооборота в 2020 году
по сравнению с 2008 годом предполагаются
с государствами - участниками СНГ - в 1,7
- 2 раза, а со странами дальнего зарубежья
- в 1,7 - 1,8 раза.
При условии сохранения современной региональной структуры Южного федерального округа во внешнеторговом обороте со странами дальнего зарубежья в 2020 году можно ожидать сохранения лидерства во внешней торговле округа за Ростовской областью, Краснодарским краем и Волгоградской областью (77 процентов объема внешнего товарооборота в 2020 году). При этом удельный вес товарооборота со странами дальнего зарубежья к 2020 году в общем объеме торговли Южного федерального округа несколько сократится с учетом приоритетного направления внешнеэкономических связей с государствами - участниками СНГ.
Приоритетным направлением развития международных связей Южного федерального округа в перспективе останется приграничное сотрудничество, которое является одной из эффективных форм межгосударственных экономических отношений.
В соответствии с Соглашением между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Республики Казахстан о межрегиональном
и приграничном сотрудничестве от 7 сентября
2010 г. удастся не только не допустить разрыва
торгово-экономических связей, сложившихся
между сопредельными регионами, но и обеспечить
их успешное развитие в принципиально
новых условиях межгосударственных отношений.
В настоящее время между двумя странами
уже действует Программа приграничного
сотрудничества регионов России и Казахстана
на
2008 - 2011 годы, а также реализуется план соответствующих
мероприятий.
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа