Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Динамичное развитие Южного федерального округа предусматривает реализацию на федеральном  уровне ряда крупных межрегиональных инвестиционных проектов.

Межрегиональные инвестиционные проекты в основном относятся к сфере железнодорожного и трубопроводного транспорта. В частности, на территории регионов округа предполагается строительство второй очереди Волго-Донского канала, железной дороги Элиста - Волгоград, комплексная реконструкция железной дороги на участке им. М.Горького - Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла, организация железнодорожного скоростного сообщения Москва - Адлер, Ростов - Минеральные Воды - Кисловодск, Краснодар - Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоград - Саратов.

В части расширения трубопроводной инфраструктуры планируется модернизация трубопровода «Каспийский трубопроводный консорциум», строительство продуктопровода Сызрань - Волгоград - Новороссийск (проект «Юг»), расширение нефтепровода до Туапсинского нефтеперерабатывающего завода.

Особую роль в расширении межрегионального сотрудничества призван сыграть проект подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, который оказывает комплексное влияние на развитие территории Краснодарского края и прилегающих субъектов Российской Федерации.

Важное значение имеют проекты, направленные на углубление связей с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа: реконструкция и развитие автомобильных дорог, связывающих регионы Северного Кавказа с черноморским побережьем; освоение нефтегазовых месторождений Каспийского моря с переработкой части ресурсов на предприятиях Северо-Кавказского федерального округа; организация скоростного железнодорожного сообщения между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов; строительство электросетевой инфраструктуры для повышения надежности энергоснабжения.

Взаимодействие регионов может быть инициировано для согласованного развития таких отраслей специализации Южного федерального округа, как сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и логистика, туризм и рекреация. В сельском хозяйстве могут развиваться проекты, направленные на создание общей инфраструктуры на границе субъектов, развитие связей между сельскохозяйственными предприятиями, развитие территориально-производственных кластеров. В рыболовстве сотрудничество целесообразно осуществлять в рамках федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса  
в 2009 - 2014 годах», предусматривающей строительство рыбоводных заводов, а также других аналогичных программ. В области транспорта и логистики взаимодействие регионов необходимо для выработки единой транспортной политики на юге России с учетом оптимальной специализации развиваемых транспортных узлов, обеспечения их взаимодополняемости, сбалансированного и согласованного развития транспортной инфраструктуры, создания и налаживания транспортных коридоров.

В туристической сфере взаимодействие может развиваться по пути разработки общих туристических маршрутов, создания единых туристических продуктов, выработки стандартов качества сервиса.

Реализацию этих направлений целесообразно осуществлять путем создания межрегиональных отраслевых ассоциаций, государственных институтов (агентств) развития, организации межрегиональных отраслевых конгрессов и форумов. Межрегиональные ассоциации Южного федерального округа могут представлять интересы субъектов регионов округа на национальном и глобальном (межнациональном уровне) для продвижения проектов, способствующих их ускоренному развитию.

Одним из важных приоритетов Стратегии является взаимосогласованное пространственное развитие Южного федерального округа. Данное направление предполагает реализацию проектов по развитию межрегиональной инфраструктуры, содействие в развитии прогрессивных пространственных форм (зон опережающего роста, кластеров, особых экономических зон, агломераций), межрегиональное территориальное планирование, развитие транспортных систем и ускоренного транспортного сообщения.

Важным направлением межрегионального взаимодействия является разработка совместных проектов в социальной сфере. Сотрудничество может эффективно развиваться, в частности, в сфере образования, подготовки специалистов, обмена студентами, поддержки крупных научных исследований.

Важнейшим направлением должна стать также совместная работа в экологической сфере, что предусматривает создание общих экологических программ, учет мнения соседних регионов при реализации крупных проектов, совмещение усилий для решения экологических проблем. 
В числе особых приоритетов - вопросы рационального водопользования, 
(в частности, обеспечения питьевой водой, очистки поверхностных вод, развития мелиоративных систем, судоходства, защиты от негативного  
воздействия поверхностных вод). Участие всех регионов Южного федерального округа требуется в дополнительных исследованиях по вопросу целесообразности строительства на территории округа канала Евразия с учетом проблем наполнения его водой, комплексной оценки экологического воздействия и потребностей транспортного комплекса России в его создании.

 

IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа

 

1. Развитие транспортной инфраструктуры

 

Транспортная отрасль Южного федерального округа представлена всеми видами магистрального транспорта - железнодорожным, морским, речным, автомобильным и воздушным транспортом, а также объектами транспортно-логистической инфраструктуры. Она является одной из ведущих в экономике округа, обеспечивая до 10 процентов валового регионального продукта Южного федерального округа и предоставляя комплекс транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщении.

Развитие транспортной системы Южного федерального округа обусловлено его географическим положением, особенностями хозяйственного комплекса, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в национальном и международном разделении труда.

Геополитическое положение Южного федерального округа определяет его стратегическую роль в обслуживании транзитных грузопотоков в рамках развивающего международного транспортного коридора «Север  -  Юг», а также ответвления Транссибирской железнодорожной магистрали и международных транспортных коридоров № 3 и № 7.

Современной специализацией транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа является обеспечение внешнеэкономических связей России и экспортно-импортных перевозок грузов в бассейнах Азовского, Черного и Каспийского морей. Изменения географии и структуры транспортно-экономических связей на постсоветском пространстве (значительный рост доли внешнеторговых грузов в общем объеме перевозок на юге России) обусловили основное направление развития транспортной инфраструктуры региона, характеризуемое наращиванием мощностей портовых комплексов и припортовой инфраструктуры, пропускных способностей соответствующих железнодорожных направлений (развитие грузового направления Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Новороссийск), модернизацией и развитием автодорожного хозяйства, гидротехнических объектов внутреннего водного транспорта.

Другая особенность Южного федерального округа как главной курортно-рекреационной зоны страны состоит в сезонном кратном росте объемов пассажирских перевозок и соответствующем увеличении нагрузки на транспортную инфраструктуру региона. Совмещенное грузовое и пассажирское движение на магистральном направлении центр - юг 
с учетом сезонного фактора является основной причиной низких эксплуатационных характеристик и конкурентоспособности данных коммуникаций.

Актуальность разработки перспективных направлений развития транспортно-логистического комплекса обусловлена:

решением задач модернизации российской экономики, предполагающим осуществление перехода от экспортно-сырьевой к инновационной социально-ориентированной модели развития общества;

процессом интеграции транспортной инфраструктуры Южного федерального округа в мировую, который сопровождается усилением внутриотраслевой и международной конкуренции, растущими требованиями ко всем составляющим транспортного процесса;

наличием системных проблем в развитии транспортно-дорожного комплекса округа и необходимостью устранения инфраструктурных ограничений долгосрочного развития его экономики.

Современное состояние транспортной инфраструктуры Южного федерального округа характеризуется следующим образом.

Ведущее место среди магистральных видов транспорта округа занимает железнодорожный. Северо-Кавказская железная дорога, а также Волгоградское и Астраханское отделения Приволжской железной дороги обеспечивают перевозку более 60 процентов грузов в пределах Южного федерального округа. Эксплуатационная длина железнодорожных путей на территории округа составляет 7,6 процента, отправление грузов - 6,7 процента, пассажиров - 3,5 процента соответствующих общероссийских показателей. 

В Южном федеральном округе расположены основные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Оля, Таганрог, Ейск, Кавказ, Азов, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань). Суммарный объем перевалки грузов в портах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов превышает 180 млн. тонн в год, в том числе 35 процентов приходится на сухие грузы и 65 процентов - на наливные грузы. Удельный вес перевалки грузов в морских портах Южного федерального округа в соответствующем грузообороте России составляет 36 процентов.

Основной водной артерией, связывающей порты 5 морей, в том числе бассейны Каспийского и Черного морей, является Волго-Донской судоходный канал протяженностью 100 километров. Базовыми параметрами, определяющими условия судоходства в Волго-Донском судоходном канале, являются глубина водного пути, составляющая 4 метра и ограничивающая грузоподъемность судов 6500 тоннами, сезонность навигации (8 - 9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. К числу барьерных объектов на пути движения судов по данному направлению относится разводной железнодорожный мост через р. Дон в г. Ростове-на-Дону.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Южном федеральном округе составляет 6,6 процента общероссийской, а проникновение в 3,8 раза превышает среднероссийский показатель. Территорию Южного федерального округа пересекают федеральные автомагистрали М-4 «Дон», М-6 «Каспий», М-21 «Волгоград - Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев)», А-147 «Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия», 
М-29 «Кавказ».

Основную роль в региональных перевозках грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. По уровню автомобилизации Южный федеральный округ занимает ведущее место среди федеральных округов России. Доля перевозок грузов, осуществляемых грузовым автопарком крупных и средних предприятий Южного федерального округа, составляет 3,1 процента общего объема грузовых перевозок в стране.

Крупные города (административные центры субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, центры курортных зон) обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России и рядом иностранных государств. В округе действуют 10 аэропортов федерального значения, в том числе 6 международных. Объем перевозок пассажиров воздушным транспортом Южного федерального округа в 2008 году составил 2,9 млн. человек (4,3 процента общероссийского объема).

Современное состояние транспортно-дорожного комплекса, 
в первую очередь транспортно-логистической инфраструктуры, в Южном федеральном округе без изменения направлений и темпов модернизации может стать системным ограничением социально-экономического развития не только федерального округа, но и страны в целом.

Наиболее существенными, требующими решения в рассматриваемой перспективе, являются следующие проблемы развития подотраслей транспорта:

в сфере железнодорожного транспорта:

несоответствующая перспективным грузо- и пассажиропотокам провозная способность железнодорожной инфраструктуры на отдельных участках магистральных направлений - пассажирском (Москва - Адлер, Москва - Минеральные Воды) и грузовом (Москва - Новороссийск, Котельниково - Новороссийск);

возрастающий дефицит современных транспортно-логистических центров и мощностей терминально-складского хозяйства;

в сфере автодорожного комплекса:

несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог темпам роста автомобилизации и спроса на автомобильные перевозки;

необеспеченность части сельских населенных пунктов округа круглогодичной связью с опорной транспортной сетью по дорогам с твердым покрытием;

существенная перегруженность движением магистральных автомобильных дорог в пределах крупных транспортных узлов (Краснодар, Ростов-на-Дону, Большой Сочи, Волгоград);

низкие транспортно-эксплуатационные характеристики дорог;

в сфере автомобильного транспорта:

необеспеченность современным общественным пассажирским транспортом в городах и в пригородных зонах;

сверхнормативный износ парка городских и пригородных автобусов;

низкий уровень обеспеченности современными автоматизированными системами управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;

несовершенство законодательной и нормативной правовой базы для создания конкурентных условий функционирования отечественных автоперевозчиков на рынке международных грузовых перевозок;

высокий уровень аварийности в крупных городах и на автомобильных магистралях;

в сфере морского и внутреннего водного транспорта:

недостаточная пропускная способность глубоководных морских портов Черноморского и Каспийского бассейнов и транспортных подходов к ним. Мощности портовой инфраструктуры не обеспечивают переработку российских внешнеторговых грузов в портах округа;

высокий износ гидротехнических сооружений Волго-Донского канала и других внутренних водных путей на юге страны;

острая необходимость замены устаревшего флота и в первую очередь, судов типа «река - море» (доля российского флота во внешнеторговых перевозках составляет 4 процента);

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа