Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

в сфере подвижной радиотелефонной связи - увеличение площади территории, на которой осуществляется предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, а также увеличение плотности базовых станций для повышения качества связи;

в сфере радио- и телевещания - увеличение охвата населения вещанием центральных телеканалов и радиостанций, повышение доступности региональных телеканалов и переход к цифровому телевещанию;

в сфере предоставления доступа к сети Интернет - прокладка новых магистральных каналов связи, подключение всех крупных населенных пунктов и районных центров к магистральной сети связи, обеспечение населенных пунктов резервированными подключениями к магистральной сети связи, увеличение объема услуг в сфере широкополосного доступа к сети Интернет, а также предоставление беспроводного доступа к сети Интернет за счет развития имеющихся сетей связи третьего поколения и создания сетей связи следующих поколений.

Развитие сетей широкополосного доступа к сети Интернет позволит жителям малых городов и сельским жителям Южного федерального округа к 2020 году получить современный качественный доступ к информационно-коммуникационным ресурсам с увеличением зон покрытия сети до 80 процентов общей площади округа.

Расширение номенклатуры и повышение доступности услуг связи нацелено на развитие социальной и экономической жизни общества, предусматривающее:

предоставление наиболее полного набора услуг связи всему населению округа;

расширение набора услуг, предоставляемых операторами подвижной радиотелефонной связи;

снижение тарифов на услуги по доступу (в том числе широкополосному) к сети Интернет и повышение качества оказываемых услуг при сохранении прежних тарифов.

К 2020 году на территории Южного федерального округа предполагается переход к оказанию таких услуг связи, как интерактивное телевидение и видеотелефония.

Приоритетами развития информационно-коммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа в перспективе являются:

увеличение доступности государственных услуг, в том числе получение наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет;

снижение административных барьеров;

развитие дистанционного консультирования высококлассными специалистами (для повышения качества медицинского обслуживания населения);

внедрение дистанционного образования в удаленных населенных пунктах, разработка новых учебных программ для повышения качества образования;

дальнейшая информатизация учреждений культуры - подключение к сети Интернет;

оцифровка и размещение в сети Интернет фондов библиотек и музеев.

Для быстрого развития информационно-коммуникационных технологий в Южном федеральном округе предполагается принять следующие меры:

снижение административных барьеров, обеспечение радиочастотным ресурсом организаций, внедряющих перспективные технологии связи;

создание благоприятного инвестиционного климата для развития конкурентоспособной отрасли информационно-коммуникационной технологии;

развитие механизмов рискового финансирования;

создание и развитие технопарков;

повышение качества образования в области информационно-коммуникационной технологии;

увеличение уровня информированности граждан о предоставляемых услугах и стимулирование к пользованию ими.

Основным механизмом реализации направлений и приоритетов развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет являться привлечение инвестиций со стороны операторов связи для развития услуг широкополосного доступа к сети Интернет, расширения пропускной способности магистральных, зоновых и местных транспортных сетей связи, достижения полной цифровизации телефонных сетей связи и расширения зоны покрытия сетей подвижной радиотелефонной связи.

Развитие фиксированной телефонной связи в сельской местности будет осуществляться в рамках механизма реализации универсальных услуг.

 

V. Развитие научно-инновационной сферы

Южного федерального округа

 

По основным параметрам инновационной деятельности Южный федеральный округ в масштабе России пока относится к числу аутсайдеров. На макрорегион, концентрирующий более 9,6 процента демографического потенциала страны и обеспечивающий 5,6 процента ее валового регионального продукта, приходится лишь 2,6 процента внутренних затрат на исследования и разработки. По этому показателю Южный федеральный округ опережает только Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, уступая лидеру (Центральному федеральному округу) по объему затрат почти в 22 раза. В общероссийском научно-техническом и инновационном развитии роль округа стабильно снижается (в 1995 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в округе достигла 3,8 процента, в 2000 году - 3,1 процента). В округе локализованы 226 организаций, выполняющих исследования и разработки (6,2 процента их общего количества по России). В исследованиях занято 27,5 тыс. человек (3,6 процента общероссийского показателя), в том числе 644 человека - со степенью доктора наук (2,6 процента общероссийского показателя). Доля лиц, занятых исследованиями и разработками, в общей структуре занятости федерального округа составляет лишь 0,4 процента (при среднем по России значении в 1,2 процента). Численность работников научно-исследовательской сферы существенно (в 1,4 раза) сократилась в 
1990-е годы и остается практически без изменений.

Региональная научная система лишь в слабой степени ориентирована на потребности экономики и общества. Восприимчивость регионального бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. Наблюдается технологическая многоукладность региональной экономики с выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам. Налицо существенный разрыв между имеющимися ресурсами (научно-технологическим потенциалом) и эффектом от их использования - производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий.

Технологические инновации в Южном федеральном округе осуществляют 244 организации, что на 11 процентов превышает значение 2000 года. На территории округа в 2008 году выданы 1431 патент на изобретения (6 процентов) и 484 патента на полезные модели (5,2 процента), созданы 22 передовые производственные технологии (2,6 процента). Затраты на технологические инновации в целом по округу составили 13,8 млрд. рублей (в 2008 году), что эквивалентно 4,5 процента общероссийского показателя. Объем инновационных товаров, работ и услуг в 2008 году достиг 37 млрд. рублей, или 3,5 процента, что выше аналогичного значения 2000 года (2,2 процента). Количество используемых передовых производственных технологий в 2008 году достигало 7756 (4 процента). Это в 2,1 раза превышает уровень 1995 года. Инновационная активность в макрорегионе возрастает, отставая по-прежнему от крайне низкого (в глобальных сопоставлениях) среднероссийского уровня. В научно-технологическом плане субъекты Российской Федерации, входящие в состав Южного федерального округа, в целом выступают преимущественно как реципиенты инноваций, причем степень их использования существенно ниже общего вклада макрорегиона в национальную экономику.

Лидируют в научных исследованиях и инновациях в округе Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области. На долю последней приходится 44 процента всех научно-исследовательских организаций округа, 57,5 процента персонала, занятого исследованиями и разработками, а также 51 процент внутренних затрат на исследования и разработки (в 1995 году - 60,3 процента, что свидетельствует о некоторой деконцентрации инновационной активности).

Особенностью институциональной модели науки в Южном федеральном округе является существенное влияние высшей школы. Роль узлового элемента инновационного потенциала играет в первую  
очередь федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», чья доля в общем объеме финансирования  
научно-инновационной деятельности в системе высшего образования в России составила 2,4 процента, среди высших учебных заведения округа - 26,1 процента, Ростовской области - свыше 50 процентов.  
Указанный университет имеет развитую инновационную инфраструктуру (6 конструкторских бюро, 2 опытных производства,  
технопарк, включающий в себя около 70 малых инновационных предприятий, 6 бизнес-инкубаторов, центр трансфера технологий др.), развитие его научно-инновационного потенциала в 2009 году осуществлялось по 84 научным направлениям в рамках  
35 областей знаний, которые соответствуют 8 приоритетным направлениям развития науки и техники. Кроме того,  
узловыми элементами формирующейся региональной инновационной системы выступают федеральные государственные  
бюджетные образовательные учреждения высшего  
профессионального образования «Кубанский государственный университет», «Кубанский государственный технологический университет», «Южно-Российский государственный технический университет», «Ростовский государственный университет  
путей сообщения» и др. На территории округа с 2002 года действуют структуры Южного научного центра Российской академии наук, объединяющие 11 процентов докторов наук, выполняющих исследования и разработки в Южном федеральном округе.

Способствуют инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа следующие факторы:

традиции индустриальной и постиндустриальной деятельности в крупнейших городских агломерациях (ростовской, волгоградской, краснодарской и сочинской);

повышенная трансграничная активность в ведущих регионах Южного федерального округа (Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области), благоприятствующая трансферу технологий и высокообразованных трудовых ресурсов;

наличие сложившихся кластеров крупных, обладающих существенным научно-инновационным потенциалом и традициями подготовки квалифицированных кадров высших учебных заведений.

К числу ограничений инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа относятся:

доминирование в ряде секторов экономики округа бизнеса, локализующего свою инновационную активность преимущественно за пределами округа;

недостаточно развитая и пока еще слабо ориентированная на решение задач инновационного развития региона наука;

низкий уровень интеграции вузовской и академической науки;

динамично развивающаяся количественно, но отстающая по качеству знаний система высшего профессионального образования;

отсутствие сложившейся инфраструктуры инновационной деятельности;

недостаточная скоординированность элементов региональных инновационных систем и их взаимодействие в масштабе округа.

Наиболее серьезными вызовами и угрозами развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в перспективе являются следующие тенденции:

отставание уровня технологического развития ключевых секторов экономики округа от уровня аналогичных секторов экономики стран-лидеров на фоне усиления межрегиональной и межстрановой конкуренции в сфере инновационной активности;

старение научных кадров и замедленные темпы модернизации системы среднего и высшего профессионального образования, ведущие к практическому исчерпанию преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала;

снижение расходов на исследования и разработки в условиях сохраняющегося бюджетного дефицита при одновременном росте издержек на воспроизводство человеческого капитала и генерирование инноваций, инициирующие дальнейшую утечку умов в центральные районы России и зарубежные страны.

Стратегической целью инновационной деятельности в Южном федеральном округе является существенное повышение конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов на глобальных рынках товаров и услуг, обеспечение ускоренной модернизации и диверсификации региональной экономики, рост уровня и качества жизни населения.

Продвижение Южного федерального округа по инновационно-ориентированному сценарию, нацеленное на превращение макрорегиона в базовый для России ареал технико-технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, туризма и рекреации, транспорта и логистики, энергетики и др., связано с интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов, а также третичной сферы. Доминантной стратегией, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни округа, должно стать опережающее (по отношению к общероссийскому тренду) формирование системы науки и воспроизводства высококвалифицированных кадров на базе ведущих высших учебных заведений в кооперации с инновационно активными бизнес-структурами. Основой для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики может стать научно-исследовательский и образовательный потенциал ведущих урбанистических центров (Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край).

В ростовской, краснодарской и волгоградской агломерациях 
(с совокупным демографическим потенциалом до 3, 1,5 и 1,3 млн. человек соответственно) и, прежде всего, в гг. Ростове-на-Дону и Краснодаре с относительно высоким качеством среды обитания и человеческого капитала, развитой и динамичной инфраструктурой, концентрирующей значительную часть научного, индустриально-технического, финансово-инвестиционного и творческого потенциала, отдача от массированных бюджетных и внебюджетных вложений в науку и подготовку кадров наиболее высока, а эффекты от концентрации исследовательской и образовательной активности мультипликативны, носят межрегиональный характер и полностью соотносятся с общефедеральными интересами.

Приоритетными направлениями инновационной деятельности в Южном федеральном округе являются:

формирование межрегиональной инновационной системы в масштабе округа;

создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций и преодоление ее фрагментарности;

увеличение эффективности сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки) и системы высшего профессионального образования, а также усиление ориентации на потребности инновационной экономики;

стимулирование создания малых инновационных предприятий и их взаимодействия с крупным и средним бизнесом, а также создание технологических платформ;

привлечение внешних, в том числе федеральных, инвестиций в сферу высоких технологий;

эффективная интеграция округа с глобальной инновационной системой;

стимулирование действующих в макрорегионе хозяйствующих субъектов к использованию инноваций;

повышение в округе уровня инновационной культуры;

формирование в регионах Южного федерального округа правовой и нормативной базы инновационной деятельности.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа