Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа
Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.
в сфере подвижной радиотелефонной связи - увеличение площади территории, на которой осуществляется предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, а также увеличение плотности базовых станций для повышения качества связи;
в сфере радио- и телевещания - увеличение охвата населения вещанием центральных телеканалов и радиостанций, повышение доступности региональных телеканалов и переход к цифровому телевещанию;
в сфере предоставления доступа к сети Интернет - прокладка новых магистральных каналов связи, подключение всех крупных населенных пунктов и районных центров к магистральной сети связи, обеспечение населенных пунктов резервированными подключениями к магистральной сети связи, увеличение объема услуг в сфере широкополосного доступа к сети Интернет, а также предоставление беспроводного доступа к сети Интернет за счет развития имеющихся сетей связи третьего поколения и создания сетей связи следующих поколений.
Развитие сетей широкополосного доступа к сети Интернет позволит жителям малых городов и сельским жителям Южного федерального округа к 2020 году получить современный качественный доступ к информационно-коммуникационным ресурсам с увеличением зон покрытия сети до 80 процентов общей площади округа.
Расширение номенклатуры и повышение доступности услуг связи нацелено на развитие социальной и экономической жизни общества, предусматривающее:
предоставление наиболее полного набора услуг связи всему населению округа;
расширение набора услуг, предоставляемых операторами подвижной радиотелефонной связи;
снижение тарифов на услуги по доступу (в том числе широкополосному) к сети Интернет и повышение качества оказываемых услуг при сохранении прежних тарифов.
К 2020 году на территории Южного федерального округа предполагается переход к оказанию таких услуг связи, как интерактивное телевидение и видеотелефония.
Приоритетами развития информационно-коммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа в перспективе являются:
увеличение доступности государственных услуг, в том числе получение наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет;
снижение административных барьеров;
развитие дистанционного консультирования высококлассными специалистами (для повышения качества медицинского обслуживания населения);
внедрение дистанционного образования в удаленных населенных пунктах, разработка новых учебных программ для повышения качества образования;
дальнейшая информатизация учреждений культуры - подключение к сети Интернет;
оцифровка и размещение в сети Интернет фондов библиотек и музеев.
Для быстрого развития информационно-коммуникационных технологий в Южном федеральном округе предполагается принять следующие меры:
снижение административных барьеров, обеспечение радиочастотным ресурсом организаций, внедряющих перспективные технологии связи;
создание благоприятного инвестиционного климата для развития конкурентоспособной отрасли информационно-коммуникационной технологии;
развитие механизмов рискового финансирования;
создание и развитие технопарков;
повышение качества образования в области информационно-коммуникационной технологии;
увеличение уровня информированности граждан о предоставляемых услугах и стимулирование к пользованию ими.
Основным механизмом реализации направлений и приоритетов развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет являться привлечение инвестиций со стороны операторов связи для развития услуг широкополосного доступа к сети Интернет, расширения пропускной способности магистральных, зоновых и местных транспортных сетей связи, достижения полной цифровизации телефонных сетей связи и расширения зоны покрытия сетей подвижной радиотелефонной связи.
Развитие фиксированной телефонной связи в сельской местности будет осуществляться в рамках механизма реализации универсальных услуг.
V. Развитие научно-инновационной сферы
Южного федерального округа
По основным параметрам инновационной
деятельности Южный федеральный округ
в масштабе России пока относится к числу
аутсайдеров. На макрорегион, концентрирующий
более 9,6 процента демографического потенциала
страны и обеспечивающий 5,6 процента ее
валового регионального продукта, приходится
лишь 2,6 процента внутренних затрат на
исследования и разработки. По этому показателю
Южный федеральный округ опережает только
Дальневосточный и Северо-Кавказский
федеральные округа, уступая лидеру (Центральному
федеральному округу) по объему затрат
почти в 22 раза. В общероссийском научно-техническом
и инновационном развитии роль округа
стабильно снижается (в 1995 году доля внутренних
затрат на исследования и разработки в
округе достигла 3,8 процента, в 2000 году -
3,1 процента). В округе локализованы 226 организаций,
выполняющих исследования и разработки
(6,2 процента их общего количества по России).
В исследованиях занято 27,5 тыс. человек
(3,6 процента общероссийского показателя),
в том числе 644 человека - со степенью доктора
наук (2,6 процента общероссийского показателя).
Доля лиц, занятых исследованиями и разработками,
в общей структуре занятости федерального
округа составляет лишь 0,4 процента (при
среднем по России значении в 1,2 процента).
Численность работников научно-исследовательской
сферы существенно (в 1,4 раза) сократилась
в
1990-е годы и остается практически без изменений.
Региональная научная система лишь в слабой степени ориентирована на потребности экономики и общества. Восприимчивость регионального бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой. Наблюдается технологическая многоукладность региональной экономики с выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам. Налицо существенный разрыв между имеющимися ресурсами (научно-технологическим потенциалом) и эффектом от их использования - производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий.
Технологические инновации в Южном федеральном округе осуществляют 244 организации, что на 11 процентов превышает значение 2000 года. На территории округа в 2008 году выданы 1431 патент на изобретения (6 процентов) и 484 патента на полезные модели (5,2 процента), созданы 22 передовые производственные технологии (2,6 процента). Затраты на технологические инновации в целом по округу составили 13,8 млрд. рублей (в 2008 году), что эквивалентно 4,5 процента общероссийского показателя. Объем инновационных товаров, работ и услуг в 2008 году достиг 37 млрд. рублей, или 3,5 процента, что выше аналогичного значения 2000 года (2,2 процента). Количество используемых передовых производственных технологий в 2008 году достигало 7756 (4 процента). Это в 2,1 раза превышает уровень 1995 года. Инновационная активность в макрорегионе возрастает, отставая по-прежнему от крайне низкого (в глобальных сопоставлениях) среднероссийского уровня. В научно-технологическом плане субъекты Российской Федерации, входящие в состав Южного федерального округа, в целом выступают преимущественно как реципиенты инноваций, причем степень их использования существенно ниже общего вклада макрорегиона в национальную экономику.
Лидируют в научных исследованиях и инновациях в округе Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области. На долю последней приходится 44 процента всех научно-исследовательских организаций округа, 57,5 процента персонала, занятого исследованиями и разработками, а также 51 процент внутренних затрат на исследования и разработки (в 1995 году - 60,3 процента, что свидетельствует о некоторой деконцентрации инновационной активности).
Особенностью институциональной модели
науки в Южном федеральном округе является
существенное влияние высшей школы. Роль
узлового элемента инновационного потенциала
играет в первую
очередь федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет», чья
доля в общем объеме финансирования
научно-инновационной деятельности в
системе высшего образования в России
составила 2,4 процента, среди высших учебных
заведения округа - 26,1 процента, Ростовской
области - свыше 50 процентов.
Указанный университет имеет развитую
инновационную инфраструктуру (6 конструкторских
бюро, 2 опытных производства,
технопарк, включающий в себя около 70 малых
инновационных предприятий, 6 бизнес-инкубаторов,
центр трансфера технологий др.), развитие
его научно-инновационного потенциала
в 2009 году осуществлялось по 84 научным направлениям
в рамках
35 областей знаний, которые соответствуют
8 приоритетным направлениям развития
науки и техники. Кроме того,
узловыми элементами формирующейся региональной
инновационной системы выступают федеральные
государственные
бюджетные образовательные учреждения
высшего
профессионального образования «Кубанский государственный университет»,
«Кубанский государственный технологический
университет», «Южно-Российский государственный
технический университет», «Ростовский
государственный университет
путей сообщения» и др. На территории округа
с 2002 года действуют структуры Южного научного
центра Российской академии наук, объединяющие
11 процентов докторов наук, выполняющих
исследования и разработки в Южном федеральном
округе.
Способствуют инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа следующие факторы:
традиции индустриальной и постиндустриальной деятельности в крупнейших городских агломерациях (ростовской, волгоградской, краснодарской и сочинской);
повышенная трансграничная активность в ведущих регионах Южного федерального округа (Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области), благоприятствующая трансферу технологий и высокообразованных трудовых ресурсов;
наличие сложившихся кластеров крупных, обладающих существенным научно-инновационным потенциалом и традициями подготовки квалифицированных кадров высших учебных заведений.
К числу ограничений инновационной деятельности в регионах Южного федерального округа относятся:
доминирование в ряде секторов экономики округа бизнеса, локализующего свою инновационную активность преимущественно за пределами округа;
недостаточно развитая и пока еще слабо ориентированная на решение задач инновационного развития региона наука;
низкий уровень интеграции вузовской и академической науки;
динамично развивающаяся количественно, но отстающая по качеству знаний система высшего профессионального образования;
отсутствие сложившейся инфраструктуры инновационной деятельности;
недостаточная скоординированность элементов региональных инновационных систем и их взаимодействие в масштабе округа.
Наиболее серьезными вызовами и угрозами развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в перспективе являются следующие тенденции:
отставание уровня технологического развития ключевых секторов экономики округа от уровня аналогичных секторов экономики стран-лидеров на фоне усиления межрегиональной и межстрановой конкуренции в сфере инновационной активности;
старение научных кадров и замедленные темпы модернизации системы среднего и высшего профессионального образования, ведущие к практическому исчерпанию преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала;
снижение расходов на исследования и разработки в условиях сохраняющегося бюджетного дефицита при одновременном росте издержек на воспроизводство человеческого капитала и генерирование инноваций, инициирующие дальнейшую утечку умов в центральные районы России и зарубежные страны.
Стратегической целью инновационной деятельности в Южном федеральном округе является существенное повышение конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов на глобальных рынках товаров и услуг, обеспечение ускоренной модернизации и диверсификации региональной экономики, рост уровня и качества жизни населения.
Продвижение Южного федерального округа по инновационно-ориентированному сценарию, нацеленное на превращение макрорегиона в базовый для России ареал технико-технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, туризма и рекреации, транспорта и логистики, энергетики и др., связано с интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов, а также третичной сферы. Доминантной стратегией, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни округа, должно стать опережающее (по отношению к общероссийскому тренду) формирование системы науки и воспроизводства высококвалифицированных кадров на базе ведущих высших учебных заведений в кооперации с инновационно активными бизнес-структурами. Основой для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики может стать научно-исследовательский и образовательный потенциал ведущих урбанистических центров (Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край).
В ростовской, краснодарской и волгоградской
агломерациях
(с совокупным демографическим потенциалом
до 3, 1,5 и 1,3 млн. человек соответственно)
и, прежде всего, в гг. Ростове-на-Дону и
Краснодаре с относительно высоким качеством
среды обитания и человеческого капитала,
развитой и динамичной инфраструктурой,
концентрирующей значительную часть научного,
индустриально-технического, финансово-инвестиционного
и творческого потенциала, отдача от массированных
бюджетных и внебюджетных вложений в науку
и подготовку кадров наиболее высока,
а эффекты от концентрации исследовательской
и образовательной активности мультипликативны,
носят межрегиональный характер и полностью
соотносятся с общефедеральными интересами.
Приоритетными направлениями инновационной деятельности в Южном федеральном округе являются:
формирование межрегиональной инновационной системы в масштабе округа;
создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций и преодоление ее фрагментарности;
увеличение эффективности сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки) и системы высшего профессионального образования, а также усиление ориентации на потребности инновационной экономики;
стимулирование создания малых инновационных предприятий и их взаимодействия с крупным и средним бизнесом, а также создание технологических платформ;
привлечение внешних, в том числе федеральных, инвестиций в сферу высоких технологий;
эффективная интеграция округа с глобальной инновационной системой;
стимулирование действующих в макрорегионе хозяйствующих субъектов к использованию инноваций;
повышение в округе уровня инновационной культуры;
формирование в регионах Южного федерального округа правовой и нормативной базы инновационной деятельности.
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа