Зарубежный опыт государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………….………………………………………………………3
1. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных
странах
1.1. Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах …….………………………………………………………4

2. Особенности государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции …6
2.2. Особенности государственного регулирования экономики в США……..10
2.3. Особенности государственного регулирования экономики в Канаде…...15
2.4. Особенности государственного регулирования экономики в Швеции….18
2.5. Особенности государственного регулирования экономики в Японии…..23
2.6. Особенности государственного регулирования экономики в Китае…….26
2.7. Особенности государственного регулирования экономики в Италии…...30
3. Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) ……………………………………………………...33
4. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
4.1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом……41
4.2.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)…………………48
4.3.Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения…………………………………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………………………………………57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

• стимулирования (на основе бюджетного перераспределения ресурсов, кредита и т.п.) быстрого внедрения прогрессивных технологий с ускоренным преодолением барьеpa достижения экономически эффективного производства массовой продукции;

• активного государственного стимулирования расширения рынка продукции  фирм на основе внутреннего и международного разделения труда.

Общее для США и  Японии - территориальная научно-производственная концентрация высокотехнологичных  фирм со сложной продукцией, что  является важным фактором ускорения  НТП.

Но наряду с общими чертами государственное регулирование  в США и Японии имеет много отличий. Исторически формирование национальных научно-технических потенциалов этих двух стран преследовало различные цели: в США - достижение научно-технического лидерства и военного превосходства, в Японии - обеспечение долгосрочной конкурентоспособности промышленности, ее перестройки в соответствии с новыми условиями. Существенно отличаются и пути реализации поставленных целей. В США это путь научнотехнических прорывов и поддержки новейших отраслей и производств. При этом широки масштабы ресурсного обеспечения, отличающие США от других развитых стран, позволяющие быстро создавать необходимую «критическую массу» ресурсов для решения сложнейших научно-технических проблем. В Японии это путь, во-первых, концентрации ресурсов на ключевых направлениях научно-технического и экономического развития и, во-вторых, - активного заимствования зарубежного опыта в области НТП (как через приобретение лицензий, так и через другие формы, например, прямые закупки необходимой техники и технологии).

Для США характерны развитая система государственного финансирования теоретических исследований и безвозмездная передача их достижений в руки частного бизнеса. В Японии такая система стала формироваться с середины 70-х годов и сталкивается с трудностями, т.к. в Японии частные источники покрывают 78% общенациональных вложений в НИОКР (в США - 52%), а неопределенность результатов и длительный срок их окупаемости делают вложения в теоретические разработки мало привлекательными для бизнеса.

Существенно отличает США  и Японию уровень государственного вмешательства в развитие НТП. В США основной функцией государства в развитии научно-технического потенциала является косвенное стимулирование нововведений, инновационного предпринимательства и создание для них соответствующей среды. В самом общем виде государственное вмешательство в США в развитие НТП осуществляется по следующим направлениям:

• государство в США  в большой мере несет прямую ответственность  за начальные стадии, прежде всего  фундаментальные исследования, а  также за ряд областей (здравоохранение, энергетика, сельское хозяйство, экология), которые являются необходимыми с точки зрения совокупных интересов;

• государство распределяет государственные ресурсы между  различными секторами сферы научных  исследований и определяет структуру государственных научных приоритетов, исследования и разработки выполняются в государственных научных центрах;

• государство косвенно стимулирует науку и освоение ее достижений в частном секторе  хозяйства с помощью налоговой, амортизационной, антимонопольной, патентной, внешторговой политики; поддерживает необходимый с точки зрения

темпов и эффективности  НТП уровень конкуренции;

• государство формирует  инновационный климат в экономике  и инфраструктуре обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучения зарубежного опыта и международное сотрудничество; прогнозирует научно-техническое развитие; оценивает всевозможные негативные последствия научно-технического прогресса, стимулирует позитивное общественное мнение о научно-технических достижениях;

• государство занимается стратегией подготовки и переподготовки кадров.

В деятельности японского  государства можно выделить следующие  особенности:

• специфической чертой является определенный синтез двух подходов - государственного программирования и использования системы косвенных мер экономического, социального и политического характера, стимулирующих процесс нововведений;

• государство влияет на формирование общей стратегии научно-технического развития и выбор его приоритетных направлений, начиная от провозглашения курса на превращение страны в «государство научно-технической революции» и кончая созданием разветвленной системы государственных органов, формирующих научно-технические приоритеты, регулирующих и стимулирующих заинтересованность фирм в ускорении темпов научно-технического прогресса;

• использование механизма  согласования интересов фирм, центральных  местных властей, научных кругов на основе интенсивного обмена информацией через деятельность японского управления по науке и технологиям, всевозможные комитеты и ассоциации, через неформальные связи специалистов различных отраслей экономики.

США и Япония имеют  различную структуру государственного регулирования. Так в структуре США выделяют три уровня.

Высший государственный, на котором определяются стратегия  развития науки и техники, национальные приоритеты, принимаются законодательные  меры по стимулированию НТП, представлен  конгрессом, президентом страны и  главным консультационным органом - Управлением по вопросам научно-технической политики, при котором создан Совет по науке и технике. Контроль за проведением научных исследований осуществляет административно-бюджетное управление, входящее в состав исполнительного аппарата администрации Белого дома на правах самостоятельного органа.

Средний государственный  уровень обеспечивает руководство  наукой по отраслям экономики, типам  исследований и регионам. Этот уровень  представляют министерства обороны, энергетики, сельского хозяйства, здравоохранения и социальных услуг, труда, образования, внутренних дел, транспорта, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Агентство по охране окружающей среды, Национальный научный фонд, федеральные независимые агентства (Министерство торговли, Министерство по делам науки и др.). Эти ведомства разрабатывают долгосрочные научно-технические программы по типам исследований и регионам, формируют и на конкурсной основе размещают «портфель заказов», выделяют субсидии и осуществляют контроль за их исполнением. Национальный научный фонд курирует фундаментальную науку, совместно с Министерством по делам науки и национальными академиями разрабатывает долгосрочные комплексные программы государственной научно-технической политики.

Низший государственный  уровень обеспечивает тактическое  оперативное управление ходом выполнения программ или их частей и непосредственно  осуществляет научные исследования в государственных или смешанных  лабораториях. Низший уровень представлен государственными лабораториями (более 750) и федерально финансируемыми центрами исследований и разработок. Государственные лаборатории, как правило, работают на свое ведомство и субсидируются соответствующими ведомствами. Эффективность субсидий оценивается системой показателей, характеризующих:

• объем инвестиций на исследовательскую работу;

• непосредственные результаты исследований;

• промежуточные результаты инновационного процесса;

• побочный социально-экономический  эффект исследований, конечные результаты инновационного процесса.

Государственное финансирование в США имеет целевой характер и подразделяется на прямое (ассигнования на конкретные исследования) и косвенное (средства на соответствующие программы  и подготовку кадров, приобретение оборудования, развитие научной инфраструктуры).

Налоговое стимулирование осуществляется в двух видах:

• через вычитание  из суммы облагаемого дохода «затрат  на исследование и эксперимент», связанные  с основной производственной или  торговой деятельностью налогоплательщика;

• налоговую скидку в  размере 20% прироста стоимости затрат на ИР по сравнению с уровнем предшествующих лет.

В США эффективно действует  кредитно-финансовый механизм оказания государственной помощи венчурному предпринимательству в инновационной  сфере, предусматривающий прямые и гарантированные займы, субсидии, налоговые льготы, ускоренную амортизацию.

По оценкам специалистов, американская система государственного регулирования и финансирования развития научно-технического потенциала имеет два важных преимущества:

во-первых, она обеспечивает широкий спектр видов научной  деятельности, который был бы невозможен при какой-то одной форме;

во-вторых, возможность  выбора механизма финансирования защищает независимость научного сообщества от политических перемен в государственных ведомствах.

В Японии регулирование  развития НТП осуществляют четыре ведомства:

Управление по науке  и технике (УНТ) при канцелярии премьер-министра. УНТ координирует и направляет исследовательскую  деятельность в масштабах страны, курирует особо важные отраслевые ИР, прежде всего в области ядерной энергетики и космической техники. Важнейшие консультативные органы УНТ - Совет по науке и технике, Комиссия по атомной энергии и Комиссия по космической деятельности;

Министерство просвещения, при котором имеется консультативный орган - Научный совет. Министерство финансирует значительную долю фундаментальных исследований, проводимых государством, и 96 вузов страны;

Министерство внешней  торговли и промышленности (МВТП) с  консультативным органом - Советом по структуре промышленности. Фактически через одно это министерство государство координирует всю деятельность в области науки и техники. Его основными функциями являются:

• выработка общенациональной научно-технической политики (8-10 лет);

• совершенствование отраслевой структуры экономики;

• организация и частное  финансирование крупных научно-исследовательских  проектов;

• стимулирование НТП  путем введения льготных ставок налога на прибыль;

• выделение бюджетных  субсидий;

• регистрация и распространение патентов;

• установление экологических  и санитарных норм, правил техники  безопасности;

• сбор и публикация достоверной  информации;

Министерство почт и  связи, ведающее исследованиями в области  техники связи.

Главными инструментами  государственного воздействия на инновационную сферу в Японии выступают долгосрочные прогнозы развития экономической структуры и программы научно-технического развития. Программы носят рекомендательный характер и по сути представляют собой японский вариант индикативного планирования.

В системе экономических  стимулов, с помощью которых государство  побуждает частный сектор к расширению ИР и направляет их в нужное русло, используются целевые субсидии на проведение фундаментальных исследований, налоговые  и амортизационные льготы, финансовое посредничество и предоставление гарантий в случае разработки и освоения новой техники.

Следует отметить все  возрастающую роль японского государства  в развитии национальной науки. Усиливаются  плановые регулирующие функции государственных  органов, укрепляется взаимодействие промышленных, академических и правительственных кругов в развитии исследований, увеличиваются финансовые средства на НИОКР, подготавливаются исследовательские кадры, совершенствуется стимулирование фундаментальной науки, повышается эффективность обращения научно-технической информации, усиливается международная научная деятельность.

Основу японской государственной  научно-технической политики составляют три направления:

• доверие к частному сектору,

• быстрое распространение  новшеств,

• конкуренция между  компаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Зарубежный опыт государственного регулирования  социальной сферы

4.1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом

 

Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в  том числе и рынок труда, не находится во власти стихии.

Наряду с рыночными  механизмами существуют, развиваются  и взаимодействуют механизмы  регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в  регулировании занятости отводится государству.

Проблемы занятости  для большинства стран мира становятся острее по мере усиления конкуренции  на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения  эффективности использования рабочей  силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и т.д.

Если проанализировать накопленный в развитых капиталистических  странах опыт в области государственного регулирования занятости, можно  отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.

В развитии государственного регулирования занятости за рубежом  в послевоенный период выделяют четыре этапа:

• начало 60-х - середина 70-х  годов;

• середина 70-х - начало 80-х  годов;

• 80-е годы;

• конец 80-х гг. - до настоящего времени.

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования