Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.
Введение…………………….………………………………………………………3
1. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных
странах
1.1. Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах …….………………………………………………………4
2. Особенности государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции …6
2.2. Особенности государственного регулирования экономики в США……..10
2.3. Особенности государственного регулирования экономики в Канаде…...15
2.4. Особенности государственного регулирования экономики в Швеции….18
2.5. Особенности государственного регулирования экономики в Японии…..23
2.6. Особенности государственного регулирования экономики в Китае…….26
2.7. Особенности государственного регулирования экономики в Италии…...30
3. Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) ……………………………………………………...33
4. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
4.1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом……41
4.2.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)…………………48
4.3.Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения…………………………………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………………………………………57
Характерным для экономики в период с начала 60-х до середины 70-х годов был общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа - развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.
В этих условиях участие государства в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его деятельности стали:
• достижение относительно постоянной занятости в масштабах всей национальной экономики;
• повышение отраслевой, профессионально-
• расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;
• укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения.
Период с середины 70-х и до начала 80-х годов для большинства развитых капиталистических стран - время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во-первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во-вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.
Для решения проблем занятости широко используются общественные работы.
В этот период в государственном
регулировании занятости
• усиление мер поддержки занятости и увеличение государственных ассигнований на их осуществление;
• проведение политики децентрализации и повышение роли местных органов власти в регулировании занятости;
• государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и лиц с пониженными шансами на трудоустройство;
• увеличение числа программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;
• принятие правительственных программ компенсации потерь заработка трудящихся при переводе их на сокращенную рабочую неделю.
80-е годы отличаются неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.
Аналогичные тенденции проявились и в политике регулирования занятости: программы переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.
Приоритетными направлениями в регулировании рынка труда становятся:
• повышение гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные ее аспекты;
• «либерализация» правил найма и увольнения;
• усиление мер, ограничивающих
предложение рабочей силы (поощрение
частичной и временной
• снижение роли общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, которая не требует высокой квалификации, вызванное увеличением удельного веса длительной безработицы;
• ориентация на «селективный» характер программ поддержания занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным образом на нетрудоустроенную молодежь.
На современном этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве стран мира наблюдаются замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.
В этих условиях занятость является важнейшей проблемой для всего современного развитого общества, которое считает своими основными целями повышение материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики. Исходя из таких целевых установок, в 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств - членов МОТ:
• увеличение размера пособий и срока их выплаты;
• увеличение численности охватываемых пособием лиц;
• сокращение периода ожидания работы;
• обеспечение безработных медицинским обслуживанием;
• стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест;
• стимулирование безработных
через систему социального
• создание специальных программ по содействию занятости для низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).
В 90-е годы в большинстве
стран мира в системе государственного
регулирования занятости
Коррективы в налоговой системе направлены на снижение налогов на низкие доходы и увеличение разрыва между заработной платой неквалифицированного работника и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.
При формировании системы страхования по безработице в большинстве стран учитывается корреляция между размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.
Для снижения общего объема затрат на выплату пособий страны прибегают к различным методам:
• снижению максимального размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);
• ограничению сроков выплат в максимальном объеме (Франция);
• изменению порядка индексации (Ирландия при корректировке величины пособия вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);
• удлинению стажа работы, необходимого для получения пособия;
• возрастному лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему доступ к получению пособия лицами,
не достигшим определенного
возраста (в Норвегии, Новой Зеландии
и Канаде не выплачиваются пособия
молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах
сокращен размер пособия для молодежи;
в Дании снижена
Одновременно сокращаются другие социальные выплаты безработным (например, в Великобритании снижен размер жилищных субсидий безработным семьям).
Параллельно с ужесточением контроля за процессом трудоустройства отдельные страны вводят систему материального поощрения активных поисков работы безработными. Этот подход широко применяется в Японии: размер выплачиваемого поощрения (оно может достигать суммы четырехмесячного пособия по безработице) напрямую зависит от скорости трудоустройства безработного на новое рабочее место. Практика выплаты премиальных длительно безработным, сумевшим трудоустроиться, стала вводиться и в некоторых американских штатах.
Другое направление
активизации трудоустройства
В большинстве стран в последнее время наблюдается тенденция постепенного замещения пассивных мер регулирования занятости активными.
Наряду с общими для всех стран тенденциями, характеризующими государственное регулирование занятости, каждая сторона имеет свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.
В США регулирование занятости осуществляется при минимальном вмешательстве государства. Американская модель ориентирована на:
• максимальную свободу экономических сил на рынке труда;
• невысокую степень контролируемости условий продажи рабочей силы;
• децентрализацию политики занятости, т.е. перенос центра тяжести в решении этих проблем с общегосударственного на региональный уровень;
• предоставление широких прав нанимателю в области, регулирующей увольнение или сокращение наемного работника;
• соблюдение прав трудящихся при найме на работу;
• искоренение дискриминации при найме на работу (в связи с семейным положением, по расовой принадлежности, полу, религиозным убеждениям, политическим связям и т.д.).
Важнейшая роль в решении проблемы занятости принадлежит профсоюзам.
Результатом сведенного до минимума государственного регулирования занятости в США является относительно высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень безработицы: в период «великой депрессии» безработица составляла более 24%, в середине 80-х гг. - более 10%, на сегодняшний день - 6-8%.
Для стран Западной Европы характерны активная роль государства и его значительное, а зачастую и определяющее влияние на развитие ситуации на рынке труда, высокий уровень социальной защищенности трудящихся. Западноевропейскую модель рынка труда отличает наличие развитой организационной структуры, охватывающей многочисленные государственные, общественные и частные институты, учреждения, организации.
Государство и работодатели обеспечивают выдачу пособий по безработице, различные виды социального вспомоществования. Средства на решение проблем безработицы поступают по двум основным каналам: из государственного бюджета и от нанимателей. При этом государство применяет и льготное налогообложение.
В странах Западной Европы
широко используется принцип «пожизненного
субсидирования»
В результате государственной политики в сфере занятости в странах Западной Европы наблюдается относительно невысокий уровень безработицы - 3-5%.
Особый интерес вызывает шведская модель рынка труда, существовавшая в Швеции до начала 90-х годов. Ее отличали высокая степень вмешательства государства, заметная роль профсоюзов, ориентация на применение мер превентивного характера, предупреждающих появление безработицы. Основными элементами данной модели, заложенной более 40 лет назад шведскими учеными, являлись:
ограничительная фискальная
политика (ее цель - ограничение темпов
инфляции посредством установления
косвенных налогов на товары и
услуги; недопущение конкуренции
между высокорентабельными
политика солидарности
в заработной плате (равная оплата труда
за равный труд вне зависимости от
финансового положения
активная политика на рынке труда, направленная на достижение полной занятости в долгосрочной перспективе, основанная на:
• дифференциации наемных
работников, обладающих различной
• стимулировании нанимателей посредством субсидий на сохранение рабочих мест за проблемными группами работников;
• создании специальных рабочих мест на государственных предприятиях при активном участии профсоюзов.
Применение данной модели рынка труда позволило Швеции достичь полной занятости: уровень безработицы составлял 1,5-2%.
Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования