Арбитражные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Арбитражное процессуальное право – это система право¬вых норм, регулирующих арбитражно-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками арбитражного процесса.

Файлы: 1 файл

АРБ ПРОЦ.doc

— 783.50 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие арб проц, его стадии, виды. Источники арб процес права.

Понятие арбитражного процессуального права, его предмет и метод

Арбитражное процессуальное право – это система правовых норм, регулирующих арбитражно-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками арбитражного процесса.

Арбитражное процессуальное право является самостоятельной отраслью права и имеет свой предмет и метод регулирования.

Предметом регулирования выступает арбитражный процесс, т.е. урегулированная арбитражным процессуальным правом совокупность процессуальных действий и арбитражно-процессуальных правоотношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении арбитражного дела. В такой формулировке представление о предмете арбитражного процессуального права ограничивается судопроизводством.

В качестве метода регулирования арбитражно-процессуальных отношений в основном используется императивно-диспозитивный, что обусловлено спецификой субъектов арбитражно-процессуальных отношений. Императивность проявляется в том, что арбитражно-процессуальные отношения – это отношения власти и подчинения в силу обязательного участия в них суда. Диспозитивность проявляется в свободной реализации в рамках закона прав и обязанностей, равенстве прав и обязанностей применительно к одному и тому же виду субъектов (стороны в процессе равны) и прочее.

В совокупности императивность и диспозитивность характеризуют метод арбитражного процессуального права.

Система арбитражного процессуального права подразделяется на общую и особенную части и отражает содержание Арбитражного процессуального кодекса.

2.3. Соотношение  арбитражного процессуального права  с другими отраслями права

Арбитражное процессуальное право является частью всего российского права и неизбежно взаимодействует с другими отраслями.

Наиболее тесная связь арбитражного процессуального права проявляется с гражданским, налоговым, государственным, экологическим, хозяйственным, административным правом.

При нарушении норм данных отраслей права уполномоченное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенного права, если оно связано с экономическими интересами. Такие споры разрешаются с помощью арбитражного процесса. При этом, если спор не находится в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то он не относится к подведомственности арбитражного суда и подлежит рассмотрению в другом суде.

При рассмотрении арбитражного дела суд руководствуется нормами указанных отраслей права. Так, расторжение в судебном порядке договора аренды между двумя юридическими лицами осуществляется арбитражным судом по правилам арбитражного процесса и на основании норм АПК и ГК.

Некоторые вопросы административных дел, определенные в административно-правовых источниках, подведомственны арбитражному процессу. Раздел III АПК посвящен производству в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Таким образом, налицо взаимосвязь арбитражного процессуального права с административным.

Существование норм арбитражного процессуального права, регулирующих рассмотрение судами дел о взыскании недоимок по налогам и сборам, а также наличие такого правового института, как государственная пошлина, отражает взаимосвязь арбитражного процесса с финансовым правом.

Арбитражное процессуальное право находится в тесной связи с государственным правом, которое определяет правовую природу арбитражного суда, его место в системе государственных органов, роль судебной власти в обществе.

Арбитражное процессуальное право находится в тесной связи с гражданским процессуальным и уголовным процессуальным правом, так как все они являются процессуальными, имеют одинаковые принципы, одни и те же институты и т.д. Несмотря на очень большое сходство, эти отрасли имеют различия, определяющие их отраслевую самостоятельность. Предметом рассмотрения в гражданском процессе являются гражданские дела, в уголовном процессе – уголовные дела, а в арбитражном процессе – споры в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности. Но эти отрасли права регламентирует деятельность различных судов: общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам и арбитражного суда соответственно.

2.4. Источники арбитражного  процессуального права

Источники права – это внешняя форма выражения права. Под источниками понимаются нормативные акты различного уровня.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

В арбитражном процессуальном праве нет норм, распространяющихся на отдельные регионы РФ. Все нормы данной отрасли носят общий характер, охватывая всю территорию РФ.

Характерным для отрасли арбитражного процессуального права является то, что оно кодифицировано. 1 сентября 2002 г. был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ – основной источник любого права, в том числе и арбитражного процессуального, В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, формирование и основные принципы деятельности судов, в том числе и арбитражных. Конституция определяет судебную систему РФ, уполномочивая только суды и никакие иные органы и лица осуществлять правосудие. Согласно ст. 127 Конституции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации «является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».

2. Арбитражный процессуальный  кодекс – один из самых значительных и объемных источников арбитражного процессуального права. Именно в АПК закреплен порядок производства по арбитражным делам, основные начала и принципы арбитражного судопроизводства, подведомственность и подсудность арбитражных дел, порядок доказывания, процессуальные сроки, порядок исполнения судебных актов и т.д.

3. Федеральные законы обеспечивают реализацию положений Конституции РФ, в частности, право обжаловать в суд решения органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и т.п., нарушающие интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражно-процессуальные нормы, содержащиеся в Федеральных законах, регулируют порядок исполнения судебных актов, уплату государственной пошлины при рассмотрении дел в суде и т.д. Кроме того, характерная особенность источников арбитражного процессуального права заключается в том, что только к компетенции органов федеральной государственной власти относятся вопросы арбитражного процессуального законодательства, что отражено в договоре предметов ведения и разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, а также закреплено в ст. 71 Конституции РФ. Важную роль играют такие Федеральные законы, как: ФКЗ от 20 апреля 1995 г. № 1-ФУЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1\ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», ФЗ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине».

4. Особое место в источниках  арбитражного процессуального права  занимают Постановления и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии со статьей 13 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд «дает разъяснения по вопросам судебной практики». В своей деятельности суды действуют в соответствии с Конституции РФ, законами РФ, актами Пленума ВАС РФ. Так, Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.07.1997 г. № 7 утвержден Регламент арбитражных судов РФ. Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12. 2003 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняет некоторые вопросы применения нового АПК, обращая особое внимание судов на вопросы подведомственности дел, представительства в арбитражных судах, применения норм права об исполнительном производстве и т.д.

Понятие арбитражного процесса (арбитражно-процессуальная форма)

Слово «арбитраж» может присутствовать в названии органов, разрешающих различные споры, но не входящих в систему арбитражных судов. Например, на бирже создается орган по разрешению споров, который может называться биржевым арбитражем, но не имеющий ничего общего с арбитражным процессом и являющийся, по сути, третейским судом.

Также понятие арбитражного процесса следует отличать от понятия арбитражного процессуального права.

Арбитражный процесс – это урегулированная арбитражным процессуальным правом совокупность процессуальных действий арбитражно-процессуальных правоотношений, складывающихся между арбитражным судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении арбитражного дела.

Предметом арбитражного процесса как деятельности суда является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Конечной целью арбитражного процесса выступает восстановление нарушенного права.

Процессуальной формой называется установленный нормами арбитражного процессуального права порядок возбуждения процесса, подготовка дела к разбирательству, рассмотрения и разрешения дела, обжалования и пересмотра актов суда, а также их исполнения.

Арбитражный процесс является одной из форм отправления правосудия, для которой характерны следующие черты:

• законодательная урегулированность (порядок рассмотрения и разрешения арбитражных дел в суде определяется самостоятельной отраслью права – арбитражным процессуальным правом);

• детальность разработки всей процедуры рассмотрения дела в суде (последовательность совершения всех действий судом и другими участниками процесса, содержание этих действий и процессуальных документов закреплены в АПК);

• универсальность процессуальной формы разрешения дела в суде (в АПК предусмотрена процедура рассмотрения и разрешения дел во всех видах арбитражного судопроизводства, на всех стадиях арбитражного процесса);

• императивность процессуальной формы (установленный в АПК порядок рассмотрения дел обязателен для всех, а его нарушение может привести к отмене судебного решения, наложению штрафа и иным нежелательным последствиям).

Значение арбитражно-процессуальной формы состоит в том, что она, при ее строгом соблюдении, гарантирует гражданам и юридическим лицам защиту их экономических интересов и восстановление нарушенных прав. Процессуальная форма ведет к достижению истины в правосудии.

2.6. Стадии арбитражного  процесса

Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется и разрешается в определенной логической последовательности.

Можно выделить следующие стадии арбитражного процесса:

1. Возбуждение дела в  арбитражном суде.

2. Подготовка дела к  судебному разбирательству.

3. Разбирательство дела  по существу в суде первой  инстанции.

4. Производство в апелляционной инстанции.

5. Производство в кассационной  инстанции.

6. Производство по пересмотру  судебных актов в порядке надзора.

7. Производство по пересмотру  вступивших в законную силу  судебных актов по вновь открывшимся  обстоятельствам.

8. Исполнительное производство.

В разделе VI АПК «Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов» объединены такие стадии, как:

• производство в апелляционной инстанции;

• производство в кассационной инстанции;

• производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора;

• производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Исходя из этого, можно выделить следующие стадии арбитражного процесса:

1. Возбуждение дела в  арбитражном суде.

2. Подготовка дела к  судебному разбирательству.

3. Разбирательство дела  по существу в суде первой  инстанции.

4. Производство по пересмотру  судебных актов арбитражных судов.

5. Исполнительное производство.

Наличие указанных стадий не означает, что любое арбитражное дело должно пройти их все.

В каждой стадии арбитражного процесса процессуальные отношения имеют специфический характер, определяемый объектом этих отношений, субъективным составом участников на каждой стадии, содержанием и целью процессуальных действий.

Анализ АПК позволяет выделить следующие виды арбитражного процесса:

1. Исковое производство.

2. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений, к которым относятся следующие дела:

• об оспаривании нормативных правовых актов;

• об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;

• рассмотрение дел об административных правонарушениях (рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности и рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности);

• рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

3. Производство в арбитражном  суде по отдельным категориям дел, к которым относится следующее:

• рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

• рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве);

• рассмотрение дел в порядке упрощенного производства;

• производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение третейских судов;

• производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2.7. Понятие, классификация арбитражно-процессуальных отношений (объект, субъект, содержание)

Арбитражно-процессуальные отношения – это отношения, регулируемые арбитражным процессуальным правом, возникающие в арбитражном судопроизводстве между арбитражными судами и иными участниками арбитражного процесса.

Как и любые правоотношения, арбитражно-процессуальные отношения можно охарактеризовать с позиции трех составляющих:

• объект;

• субъект;

• содержание.

Объект арбитражно-процессуальных отношений

Объектом арбитражно-процессуальных отношений является все то, по поводу чего они возникают. Различают:

• Общий объект – само арбитражное дело, разрешаемое арбитражным судом или возникающие по его поводу все процессуальные связи;

• Специальный объект, характерный для каждого правоотношения в отдельности. Так, в отношениях арбитражного суда с истцом в качестве объекта выступает правовой интерес истца, а в отношении арбитражного суда с ответчиком – правовой интерес ответчика.

Субъект арбитражно-процессуальных отношений

Для арбитражно-процессуальных отношений характерно то, что с одной стороны всегда выступает суд, причем не любой, а только арбитражный. Это обусловлено особым положением арбитражного суда. Согласно ст. 1 АПК правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в Российской Федерации осуществляется арбитражными судами. С другой стороны в арбитражных правоотношениях выступают граждане, учреждения, предприятия, организации, государственные органы, общественные организации. Для того чтобы стать субъектом арбитражно-процессуального правоотношения (участником арбитражного процесса), необходимо выполнять определенную функцию в процессе: осуществлять правосудие, защищать свое субъективное право или охраняемый законом интерес, осуществлять надзор за законностью и др.

Арбитражно-процессуальные отношения непосредственно не возникают только между самими заинтересованными по делу лицами. Эти отношения всегда в той или иной степени должны быть опосредованы арбитражным судом. Отношения между сторонами по делу регулируются иными отраслями права.

Содержание арбитражно-процессуальных отношений

Содержание арбитражно-процессуальных отношений образуют субъективные права и обязанности, приобретаемые их участниками.

Арбитражно-процессуальные отношения носят организационный характер. Несмотря на множество участников арбитражного процесса, каждому из них отведено соответствующее место и каждый наделен определенными правами и обязанностями.

Арбитражно-процессуальные отношения носят властный характер. Арбитражный суд – это орган власти. Следовательно, его воля, касающаяся лиц в деле, будет властной. Арбитражные суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к арбитражному суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Классификация арбитражно-процессуальных отношений может быть проведена по различным основаниям.

Правоотношения подразделяются на отношения: между арбитражным судом первой инстанции и всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, органами государственного управления, прокуратурой, принимающими в той или иной форме участие в арбитражном процессе;

• между арбитражным судом апелляционной инстанции и участниками арбитражного процесса;

• между арбитражным судом кассационной инстанции и участниками арбитражного процесса;

• между арбитражным судом надзорной инстанции и заинтересованными в правильном разрешении дела субъектами;

• отношения между вышестоящими и нижестоящими арбитражными судебными органами.


 

  1. Система, устройство арбитражных судов в РФ. Статус судейарб судов.

1.1. Система арбитражных  судов

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации согласно ФКЗ от 20 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» составляют:

• Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

• Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов. В настоящее время создано 10 окружных арбитражных судов;

• Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Апелляционные суды создаются в пределах округа. Например, в Северо-Кавказском судебном округе созданы – 15-й арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Краснодарского края, Ростовской области, и 16-й арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики;

• Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

1.2. Состав и  структура Высшего Арбитражного  Суда арбитражных судов

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство.

Согласно ст. 11. ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

2. Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации;

3. Судебной коллегии по  рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

4. Судебной коллегии по  рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе:

1. Председателя Высшего  Арбитражного Суда;

2. Заместителей Председателя;

3. Судей Высшего Арбитражного Суда.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, в том числе и в пределах своей компетенции осуществляет следующее:

• рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

• решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

• решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

• решает организационные вопросы;

• утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов;

• другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федераций по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава.

Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе:

1) Председателя Высшего  Арбитражного Суда Российской  Федерации;

2) заместителей Председателя  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации;

3) председателей судебных  составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на два года.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

• рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

• рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Уда Российской Федерации по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возглавляют председатели – заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на три года.

Общее руководство Высшим Арбитражным Судом и организация его деятельности осуществляется Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения, а также вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и системы арбитражных судов в Российской Федерации.

В случае отсутствия Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а в отсутствие первого заместителя – один из заместителей Председателя.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие в заседаниях, Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей арбитражных судов в Российской Федерации.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по опросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет.

Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

1.3. Состав и  структура федеральных окружных арбитражных судов

В Российской Федерации действуют десять окружных арбитражных судов, перечень которых определен в ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе:

• президиума федерального арбитражного суда округа;

• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

• судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Президиум федерального арбитражного суда округа действует в составе:

• председателя федерального арбитражного суда округа;

• его заместителей;

• председателей судебных составов;

• судей.

Президиум федерального арбитражного суда округа осуществляет следующие полномочия:

• утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа, членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

• рассматривает другие вопросы организации работы суда;

• рассматривает вопросы судебной практики.

В федеральном арбитражном суде округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители председателя суда.

Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа осуществляют следующие полномочия:

В судебных коллегиях федерального арбитражного суда могут быть образованы судебные составы из числа судей входящих в соответствующую судебную коллегию.

Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа.

Общее руководство федеральным арбитражным судом округа осуществляется Председателем федерального арбитражного суда округа, который является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председатель федерального арбитражного суда округа издает приказы и распоряжения.

Заместители председателя федерального арбитражного суда округа являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Заместители председателя федерального арбитражного суда округа в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда.

В случае отсутствия председателя федерального арбитражного суда округа, его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей председателя.

Состав и структура арбитражных апелляционных судов

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе: 1) президиума арбитражного апелляционного суда; 2) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Суда Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

Президиум арбитражного апелляционного суда состоит из:

• председателя арбитражного апелляционного суда;

• его заместителей;

• председателей судебных составов;

• судей.

Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума арбитражного апелляционного суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного апелляционного суда сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав президиума арбитражного апелляционного суда неоднократно.

Президиум арбитражного апелляционного суда осуществляет следующие полномочия:

• утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

• рассматривает другие вопросы организации работы суда;

• рассматривает вопросы.судебной практики.

В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители председателя суда.

В арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей этого суда.

Судебные составы формируются председателем арбитражного апелляционного суда.

Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного апелляционного суда сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Общее руководство и организация деятельности апелляционного арбитражного суда осуществляется Председателем арбитражного апелляционного суда, который является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председатель арбитражного апелляционного суда издает приказы и распоряжения.

Заместители председателя арбитражного апелляционного суда являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В случае отсутствия председателя арбитражного апелляционного суда его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей председателя.

1.5. Состав и  структура арбитражных судов  субъектов РФ

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии:

• по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

• по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации действует в составе:

• председателя этого суда;

• его заместителей;

• председателей судебных составов;

• судей.

Судьи арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации сроком на два года.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители председателя суда.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей этого суда.

Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации сроком на три года.

Общее руководство и организация деятельности арбитражного суда субъекта РФ осуществляется Председателем арбитражного суда субъекта РФ, который является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Заместители председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В случае отсутствия председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации, его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в отсутствие первого заместителя – один из заместителей председателя.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

1.6. Единоличное  и коллегиальное рассмотрение  дел в арбитражном суде. Арбитражные  заседатели. Замена судьи (состава суда)

Единоличное рассмотрение дел в арбитражном суде

Подавляющее большинство дел, подведомственных арбитражному суду, рассматриваются в первой инстанции судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение прямо не предусмотрено АПК.

Анализ соответствующих статей АПК позволяет дать перечень дел, рассматриваемых судьей единолично, к которым относятся:

• экономические споры и другие дела, возникающие из гражданских правоотношении, за исключением случаев, когда по ходатайству какой-либо стороны дело может быть рассмотрено с участием арбитражных заседателей;

• дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (ч. 1 ст. 200 АПК), в том числе решений и действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя (ч. 1 ст. 329 АПК);

• дела о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 205 АПК);

• дела об оспаривании решений административных органов (ч. 1 ст. 210 АПК);

• дела о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 215 АПК);

• дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч. 1 ст. 221 АПК);

• дела упрощенного производства (ч. 2 ст. 228 АПК); • заявления об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 232 АПК);

• заявления по вопросу компетенции третейского суда (ч. 3 ст. 235 АПК);

• заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК);

• заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (ч. 1 ст. 243 АПК);

• заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, принятого единолично судьей (гл. 37 АПК);

• перечисленные выше дела с участием иностранных лиц, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 253 АПК).

В отличие от АПК 1995 г. дела об оспаривании ненормативных правовых актов рассматриваются не коллегиально, а судьей единолично.

АПК не содержит статью, в которой бы был приведен указанный выше перечень. Кроме того, данный перечень не является исчерпывающим.

В случае единоличного рассмотрения дела и разрешения отдельных процессуальных вопросов судья действует не от своего имени, а от имени арбитражного суда.

Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде

Коллегиальный состав судей в арбитражном суде первой инстанции формируется двояко:

1) дела могут рассматриваться  в составе трех профессиональных судей;

2) дела могут рассматриваться  в составе одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей.

Коллегиально рассматриваются:

1. Дела в первой инстанции, которые п. 2 ст. 17 АПК подразделяет на четыре группы:

• дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

• дела об оспаривании нормативных правовых актов;

• дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

• дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.

2. Дела в апелляционной инстанции.

3. Дела в кассационной  инстанции.

4. Дела, рассматриваемые  в порядке надзора.

В арбитражном суде первой инстанции дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде в составе одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей допускается лишь с соблюдением следующих условий:

1. Если дело рассматривается  в суде первой инстанции. В иных инстанциях дела рассматриваются только в составе трех профессиональных судей.

2. Если спор возник  из экономических и иных, вытекающих  из гражданских и других правоотношений. Не все дела в первой инстанции подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей.Исключение составляют:

• дела, предусмотренные ч. 2 ст. 17 АПК, рассматриваемые коллегиально в составе трех профессиональных судей;

• дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;

• дела особого производства.

3. Если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Ни суд, ни кто-либо из участников арбитражного процесса не вправе выступать с инициативой о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Это прерогатива только истца или ответчика.

Арбитражные заседатели

Впервые после начала судебной реформы в России арбитражные заседатели стали привлекаться к рассмотрению дел в арбитражных судах в порядке эксперимента в 1995 г. Это было предусмотрено ст. 8 ФЗ «О введении в действие АПК РФ» 1995 г., а в 2001 г. был принят ФЗ от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», закрепивший участие арбитражных заседателей на постоянной основе.

Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

В ст. 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях» установлено, что арбитражными заседателями могут быть граждане:

• достигшие 25 лет;

• с безупречной репутацией;

• имеющие высшее профессиональное образование;

• стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражными заседателями не могут быть:

• лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

• лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

• лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

• лица, замещающие государственные должности, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

• прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы и т.п.;

• лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет.

Арбитражные заседатели привлекаются к участию в арбитражном заседании по ходатайству истца или ответчика. Иные участники арбитражного процесса правом подавать такие ходатайства не обладают.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее, чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела.

Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство.

Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства.

Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

Замена судьи (состава суда)

Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда.

Замена судьи или одного из судей возможна в случае: 1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном главой 3 АПК, самоотвода или отвода судьи; 2) длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе.

Данный перечень является исчерпывающим и замена судьи по иным основаниям не допускается.

В случае если по предусмотренным законом мотивам происходит замена хотя бы одного из судей, процесс начинается заново.

 

 

  1. Функциональные принципы арб процесса.
  2. Организационные принципы арб проц.
  3. Подведомственность дел арбитражному суду

1. Понятие, критерии и виды подведомственности  дел арбитражным судам

 

Правила подведомственности дел арбитражному суду

 

    Арбитражные суды с точки зрения  их компетенции не являются специализированными, она наделены общей компетенцией по разрешению большинства экономических споров.

 

    Существуют терминологические различия  между действующим и предыдущим  АПК. Если гл. 3 АПК 1995 г. называлась "Подведомственность  и подсудность", то гл. 4 нового АПК — "Компетенция арбитражных судов". Под компетенцией понимается полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела.

 

    Органы, осуществляющие юрисдикцию  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

 

    Для правильного понимания подсудности  и подведомственности важно иметь  представление об органах, осуществляющих  юрисдикцию в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности

 

    Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

 

   Экономические споры, возникающие  из гражданских, административных  и иных правоотношений (связанных  с предпринимательской и иной  экономической деятельностью), разрешаются  различными органами гражданской  юрисдикции:

 

   Во-первых, государственными органами  судебной власти — в основном  арбитражными судами, а также  судами общей юрисдикции.

 

   Во-вторых, государственными органами  исполнительной власти, в основном  в предварительном внесудебном  порядке, например налоговыми органами, когда последним предоставлено право бесспорного взыскания.

 

   В-третьих, в частноправовом порядке: в согласительном порядке сторонами (при наличии установленного федеральным  законом обязательного претензионного  порядка разрешения спора), а также третейскими судами, международными коммерческими арбитражами как органами частноправового применения.

 

    Возможно также использование  института посредничества для  разрешения экономических споров, однако такая частноправовая  деятельность не имеет достаточной нормативной основы.

 

 

Критерии подведомственности дел арбитражным судам

 

     Подведомственность дел арбитражному  суду - это правило, в соответ­ствии  с которым разграничивается компетенция  арбитражных судов и иных органов. Она определяется характером отношений, явившихся причиной обращения в суд, и особым кругом участников.

 

    В новом АПК окончательно сформировалось  понимание основного критерия  подведомственности как характера  спорного правоотношения и содержания  спора (дела) — связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет.

 

    Указанные критерии сформулированы  в § 1 гл. 4 АПК, ст. 22 ГПК и других  федеральных законах, а также  разъясняются и конкретизированы  в судебной практике, прежде всего  в ряде совместных постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

    На указанной основе можно  выделить несколько таких критериев:

 

  1) характер или предмет дела (экономический  и связанный с предпринимательской  или иной экономической деятельностью);

 

  2) субъектный состав (сторон);

 

  3) наличие соглашения сторон;

 

  4) спорность или бесспорность  права;

 

  5) характер нормативного акта (по  признаку нормативности и предмета  его регулирования).

 

   Первый и основной критерий  — спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью. Данный критерий экономического спора носит основной характер определения подведомственности поскольку прямо сформулирован и закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах.

 

   Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

 

   К экономическим спорам относятся  споры из гражданских и публичных  правоотношений.

 

   Согласно ч. 3 ст. 27 АПК круг дел, отнесенных к подведомственности  арбитражных судов, не является  закрытым и может расширяться путем принятия новых федеральных законов.

 

   Второй критерий — субъектный  состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК арбитражные суды разрешают  экономические споры и рассматривают  иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, — с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

 

   Субъектный состав спора, а именно  юридический статус сторон, также  наряду с характером дела позволяет  более точно разграничить подведомственность  между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие.

 

    Во-первых, юридические лица, т. е. организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 49 ГК).

 

   Следует иметь в виду, что не  все споры между организациями  подведомственны арбитражному суду.

 

    Во-вторых, граждане, осуществляющие  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

 

   Для подведомственности экономического  спора арбитражному суду необходимо, чтобы спор возник между гражданами-предпринимателями  либо между организацией и  гражданином-предпринимателем. Правило о подведомственности спора арбитражному суду сохраняется до тех пор, пока гражданин не утратит статус индивидуального предпринимателя.

 

   С момента прекращения действия  государственной регистрации гражданина  в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т. п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

 

   Споры с участием нотариусов арбитражным судам не подведомственны, поскольку в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Поэтому такое дело подведомственно суду общей юрисдикции в порядке гл. 37 ГПК.

 

   В-третьих, Российская Федерация, субъекты  РФ, муниципальные образования, когда  они выступают в качестве участников  отношений гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК) или публично-правовых  отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов.

Информация о работе Арбитражные процессы