В-четвертых, государственные органы
(например, Федеральная комиссия
по рынку ценных бумаг и
ее территориальные органы), иные
органы, должностные лица, прокуроры,
когда им предоставлено право участия
в арбитражном процессе с целью защиты
имущественных интересов государства
и представляемых ими органов.
В-пятых, в случаях, установленных
АПК и другими федеральными
законами, арбитражному суду подведомственны
дела с участием образований,
не являющихся юридическими лицами, и
граждан, не имеющих статуса индивидуального
предпринимателя в соответствии с правилом
специальной подведомственности (ст. 33
АПК).
В-шестых, иностранные организации,
международные организации, иностранные
граждане, лица без гражданства, осуществляющие
предпринимательскую деятельность, организации
с иностранными инвестициями (ч. 5 ст. 27
АПК), если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации.
Дополнительные
критерии
Помимо указанных критериев — экономического
характера (предмета) спора и его связи
с предпринимательской и иной экономической
деятельностью, а также субъектного состава
— в процессуальном законодательстве
используются иные дополнительные критерии
подведомственности: наличие договора
между сторонами спора, спорность либо
бесспорность права, а также характер
нормативного акта (по признаку нормативности
и предмета его регулирования).
Наличие договора (арбитражного
соглашения) между сторонами спора
разграничивает подведомственность
между арбитражными и третейскими судами,
включая международные коммерческие арбитражи.
Критерий спорность либо бесспорность
права разграничивает подведомственность
юридических дел между арбитражными
судами и органами исполнительной
власти, осуществляющими регистрацию
юридических фактов.
Таким же образом разграничивается
подведомственность между создаваемыми
органами по регистрации прав
на недвижимое имущество и
сделок с ним и судами. При
наличии бесспорности права такая
регистрация производится учреждением
юстиции, а при возникновении спора —
на основании решения суда или арбитражного
суда (п. 3 ст. 165 ГК) с учетом субъектного
характера спора.
По признаку нормативности и
предмета его регулирования при
определении подведомственности
дел следует исходить из необходимости
прямого указания закона о возможности
оспаривания нормативных правовых актов.
Для определения подведомственности в
сфере нормоконтроля в качестве дополнительных
критериев должны учитываться:
- характер правоотношения;
- субъект обращения;
- орган, который принял оспариваемый
нормативный акт;
- нормативный правовой акт, которому
не соответствует оспариваемый
нормативный акт.
Виды
подведомственности дел арбитражным судам
В зависимости от того, относит
ли закон разрешение определенной категории
дел к ведению исключительно каких-либо
одних органов или нескольких различных
органов, подведомственность подразделяется
на исключительную (специальную) и множествен-ную.
Специальная (исключительная) подведомственность
дел арбитражным судам определяется только
характером отношений, послуживших причиной
обращения в суд. Дела специальной подведомственности
рассматриваются независимо от правового
статуса лиц, участвующих в деле и других
критериев.
Указанные дела рассматриваются арбитражным
судом независимо от того, являются ли
участниками правоотношений, из которых
возникли спор или требование, юридические
лица, индивидуальные предприниматели
или иные организации и граждане.
Правила множественной подведомственности
позволяют разрешать определенные категории
дел как государственным (общей юрисдикции,
арбитражным), так и третейским судам.
Множественная подведомственность в зависимости
от способа выбора из нескольких юрисдикционных
органов, которым дело подведомственно
по закону, может быть подразделена на
договорную, императивную и альтернативную.
Договорной является подведомственность,
определяемая взаимным соглашением
сторон. Например, при наличии соглашения
сторон принимается к рассмотрению
третейского суда спор, возникший из гражданских
правоотношений, между организациями.
Императивной называют подведомственность,
при которой дело рассматривается
несколькими юрисдикционными органами
в определенной законом последовательности.
Императивной подведомственностью
охватываются следующие случаи:
1) дело до передачи в арбитражный
суд подлежит рассмотрению в
соответствии с федеральным законом
или договором сторон в обязательном
претензионном порядке;
2) федеральным законом предусмотрен
предварительный внесудебный порядок
разрешения дела в административном порядке,
включая возможность бесспорного списания
средств либо обращения взыскания на имущество
(налоговыми органами и т. п.).
Претензионный порядок установлен
федеральным законом.
Правовая возможность досудебного порядка
разрешения конфликтов установлена федеральными
законами, в основном по спорам, связанным
с уплатой налоговых и обязательных неналоговых
платежей.
Альтернативной называют подведомственность
по выбору лица, ищущего защиты
своих прав. В соответствии с традиционно
принятой трактовкой правил альтернативной
подведомственности заинтересованное
в разрешении спора лицо вправе обратиться
по своему усмотрению к любому из органов,
названных в законе. Такой выбор может
быть между судом либо органом административной
юрисдикции, в т.ч. органом местного самоуправления.
По действующему законодательству заинтересованное
лицо, обратившись за разрешением спора
в несудебном порядке в соответствии с
правилами альтернативной подведомственности,
не лишается права на обращение в суд.
Такое понимание правил альтернативной
подведомственности вытекает из ст. 46
Конституции РФ, согласно которой каждому
гарантируется судебная защита его прав
и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных
актов.
Иногда правила подведомственности формулируются
таким образом, что создается впечатление
о наличии правил альтернативной подведомственности,
однако это исключено действующим законодательством.
Коллизии
подведомственности и порядок их разрешения
По общему правилу подведомственность
дела определяет соответствующий юрисдикционный
орган, в том числе и арбитражный суд.
Поэтому реальны случаи незаконного
отказа в судебной защите за
неподведомственностью, о чем свидетельствует
судебная практика, в том числе по
применению новых АПК и ГПК.
Полностью избежать возникновения
споров о подведомственности
вряд ли возможно в силу
динамизма развития частноправовых
отношений, сложности самой юрисдикционной
системы, что определяет неизбежность
таких случаев (коллизий).
На практике могут встречаться
случаи пересечения компетенции
различных органов по рассмотрению
одного дела (положительная коллизия
подведомственности) или когда конкретное
юридическое дело не подведомственно
ни одному из судебных органов
в связи с их отказом принять его к своему
рассмотрению (отрицательная коллизия
подведомственности).
Разрешение спорных вопросов
подведомственности возможно различными
способами. Так, направления разрешения
коллизий подразделяются на нормотворческие,
правоприменительные и организационные.
Основные
категории дел, подведомственные арбитражным
судам
Для удобства правоприменительной
деятельности законодатель приводит
в ст. 28—32 АПК основные категории
дел, которые подлежат рассмотрению
арбитражными судами.
1. Подведомственность экономических
споров и иных дел, возникающих
из гражданских правоотношений (ст.
28 АПК, п. 3 ст. 426 ГК, п. 5 ст. 429 ГК).
2. Подведомственность экономических
споров и других дел, возникающих
из административных и иных
публичных правоотношений (ст. 29 АПК ).
3. Подведомственность дел об установлении
фактов, имеющих юридическое значение
для возникновения, изменения и
прекращения прав организаций
и граждан в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности
(ст. 30 АПК, гл. 27 АПК)
4. Подведомственность дел об оспаривании
решений третейских судов по
спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности; о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов по спорам,
возникающим при осуществлении предпринимательской
и иной экономической деятельности (ст.
31 АПК)
5. Подведомственность дел о признании
и приведении в исполнение
решений иностранных судов и
иностранных арбитражных решений
по спорам, возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности (ст. 32 АПК)
- Подсудность дел арбитр суду
Подсудность
дел арбитражным судам
Институт подсудности разграничивает
подведомственные арбитражным судам
дела между различными звеньями
судебно-арбитражной системы.
Подсудность дел арбитражному
суду - это правило, в соответствии
с
которым разграничивается компетенция
между арбитражными судами
внутри единой системы арбитражных
судов. Для арбитражного процесса
характерны два вида подсудности — родовая
и территориальная.
Родовая подсудность разграничивает
дела между арбитражными судами
различного уровня.
По общему правилу родовой
подсудности все споры (дела), подведомственные
арбитражному суду, рассматриваются
в первой инстанции арбитражными судами
субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных
к подсудности Высшего Арбитражного Суда
РФ (ч. 2 ст. 34 АПК).
Территориальная подсудность разграничивает
компетенцию арбитражных судов
одного уровня, т. е. практически краевых,
областных и приравненных к ним арбитражных
судов субъектов РФ. По общему правилу
территориальной подсудности, иск предъявляется
в арбитражный суд субъекта РФ по месту
нахождения или месту жительства ответчика.
Территориальная подсудность может
быть нескольких видов:
= Общая (по месту нахождения или
жительства ответчика);
= альтернативная (по выбору истца),
= исключительной;
= по связи дел;
= договорная.
В соответствии с правилами
общей территориальной подсудности
иск предъявляется в арбитражный суд субъекта
РФ по месту нахождения или месту жительства
ответчика (ст. 35 АПК). Дела о несостоятельности
(банкротстве) юридических лиц и граждан
рассматриваются по месту нахождения
должника — юридического лица или по месту
жительства гражданина (ст. 33 Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения
юридического лица определяется
местом его государственной регистрации,
если в соответствии с законом
в учредительных документах не указано
иное. Наименование и место нахождения
юридического лица указываются в его учредительных
документах.
Правила альтернативной подсудности
по выбору истца установлены
ст. 36 АПК.
В частности, иск к ответчику,
место нахождения или место жительства
которого неизвестно, может быть предъявлен
в арбитражный суд по месту нахождения
его имущества либо по его последнему
известному месту нахождения или месту
жительства в Российской Федерации.
Иск к ответчикам, находящимся
или проживающим на территориях разных
субъектов РФ, предъявляется в арбитражный
суд по месту нахождения или месту жительства
одного из ответчиков и др.
Подсудность по общему правилу,
а также альтернативная подсудность
могут быть изменены по соглашению
сторон до принятия арбитражным судом
заявления к своему производству.
Исключительная подсудность характеризуется
тем, что дело должно быть рассмотрено
только строго определенным в
АПК арбитражным судом (ст. 38 АПК).
Например, иски о правах на
недвижимое имущество предъявляются
в арбитражный суд по месту нахождения
этого имущества. Заявление о признании
должника банкротом подается в арбитражный
суд по месту нахождения должника.
Подсудность по связи дел характеризуется
тем, что независимо от территориальной
принадлежности спор подлежит разбирательству
в арбитражном суде, где рассматривается
другое дело, с которым связан спор. Так,
встречный иск независимо от его подсудности
предъявляется по месту рассмотрения
первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК). В
этот же арбитражный суд предъявляется
исковое заявление третьего лица, заявляющего
самостоятельные требования относительно
предмета спора (ст. 50 АПК).
В соответствии с правилами
договорной подсудности (ст. 37 АПК) общая
территориальная и альтернативная
подсудность, установленная в АПК, могут
быть изменены по соглашению сторон (пророгационные
соглашения).