Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 05:52, контрольная работа
1. Воздушная масса может характеризоваться как неустойчивым, так и устойчивым равновесием. Данное разделение воздушных масс учитывает один из важнейших результатов теплового обмена – вертикальное распределение температуры воздуха и соответствующий ему вид вертикального равновесия. С устойчивыми и неустойчивыми воздушными массами связаны определенные условия погоды.
I. Авиационная метеорология
Неустойчивые и устойчивые воздушные массы
II. Метеорологическое обеспечение полётов
1. Метеорологическая информация для представления эксплуатантам и членам экипажей ВС
Неустойчивые и устойчивые воздушные массы
1. Воздушная масса может характеризоваться как неустойчивым, так и устойчивым равновесием. Данное разделение воздушных масс учитывает один из важнейших результатов теплового обмена – вертикальное распределение температуры воздуха и соответствующий ему вид вертикального равновесия. С устойчивыми и неустойчивыми воздушными массами связаны определенные условия погоды.
Устойчивой (УВМ) называют воздушную массу, в которой преобладает устойчивое вертикальное равновесие, т.е. в основной ее толще вертикальный температурный градиент γ меньше влажно адиабатического γва.
Термическая конвекция в УВМ не развивается, а динамическая развита слабо. Среднее значение вертикального температурного градиента в УВМ обычно меньше 0.6°/100м. Здесь встречаются слои инверсии и изотермии (задерживающие слои).
В УВМ могут возникать облака динамической конвекции – слоистые и слоисто-кучевые. Если же динамическая конвекция развита незначительно, например, при слабых ветрах, или же уровень конденсации лежит выше верхней границы динамической конвекции, то наблюдается ясная погода.
Значительных осадков
в УВМ не наблюдается, из слоистых
облаков, достигших значительной вертикальной
мощности, в ряде случаев могут
выпадать моросящие осадки, а из
слоисто-кучевых зимой – слабый
снег. Ввиду малого вертикального
обмена скорость приземного ветра более
или менее слабая. В случае мощных
приземных инверсий у земли преобладает
штиль. Благодаря слабому
2. Неустойчивой (НВМ) называется воздушная масса, в основной толще которой преобладает влажно-неустойчивое равновесие. Здесь различают абсолютную неустойчивость, или сухо-неустойчивость, когда γ>γва, и относительную неустойчивость, или влажно-неустойчивость, когда γ>γа.
Среднее значение вертикального
температурного градиента в НВМ
чаще всего более 0.6°/100м. В неустойчивой
воздушной массе может
Для НВМ характерны кучевые и кучево-дождевые облака. Если преобладает динамическая конвекция, то облачность частично или полностью имеет характер слоисто-кучевой, иногда довольно большой вертикальной мощности.
Скорость ветра в НВМ при одной и той же величине барического градиента больше, чем в устойчивой. Ветер часто бывает порывистым, а при прохождении кучево-дождевых облаков наблюдаются шквалы. Наиболее ярко неустойчивость проявляется в образовании мощных кучево-дождевых облаков, выпадении ливневых осадков, развитии гроз.
Чем больше неустойчивость ВМ, тем на большую высоту может подняться данная воздушная масса.
Поскольку величина gва сильно зависит от температуры воздуха и меньше от давления (табл. 1.):
Таблица 1.
Зависимость γва от температуры и давления воздуха
Давление, гПа |
Т, |
γва, |
1000 |
20 |
0.44 |
0 |
0.66 | |
-20 |
0.88 | |
<-45 |
γса=0.98 | |
500 |
20 |
0.34 |
0 |
0.52 | |
-20 |
0.78 |
Отсюда следует, что более
теплая воздушная масса относительно
и более неустойчива, чем холодная
– температура в ней с высотой
падает медленнее, чем в холодной,
поэтому более теплая воздушная
масса имеет возможность
Кроме того, при одних и тех же условиях более влажная масса относительно неустойчивее менее влажной воздушной массы. Другими словами, чем ниже уровень конденсации в воздушной массе, тем она относительно более неустойчива при прочих равных условиях. Это можно проиллюстрировать следующими соображениями. Температура поднимающейся частицы воздуха до уровня конденсации изменяется по сухоадиабатическому закону, т.е. температура воздуха понижается на 0.98°С/100м, выше уровня конденсации – по влажноадиабатическому закону, т.е. в среднем с γва=0.66 °С/м (см. табл. 10.2).
Очевидно, при одной и той же начальной разности между воздушной частицей и средой и при одном и том же значении g в окружающем воздухе частица поднимется на большую высоту (где ее температура сравняется с температурой окружающей среды и прекратится подъем), если происходит подъем влажного воздуха и в процессе подъема будет достигнуто насыщение водяного пара, и на меньшую высоту, если поднимается сухой или менее влажный воздух.
Особенно велико влияние на устойчивость воздушной массы свойств подстилающей поверхности.
Если воздушная масса теплее подстилающей поверхности, то в приземном слое она охлаждается, у земли температуры воздуха могут стать ниже, чем на более высоких уровнях, могут образоваться задерживающие слои. Воздушная масса становится устойчивой, по крайней мере, в нижнем слое атмосферы.
Если воздушная масса
холоднее подстилающей поверхности, то
в приземном слое она прогревается,
увеличиваются контрасты
Свойства УВМ и НВМ
подвержены суточному ходу. Например,
летом над сушей неустойчивая
воздушная масса ночью
Над морем наблюдается обратный суточный ход свойств УВМ и НВМ. Следовательно, над морем более показательны явления погоды, наблюдающиеся ночью, особенно это относится к неустойчивым воздушным массам.
Но все же более часто встречаются воздушные массы со слабо выраженной неустойчивостью или устойчивостью, и нелегко бывает решить, к какому типу их отнести.
Теплая устойчивая воздушная масса
Условия подстилающей поверхности. Теплая устойчивая воздушная масса над материками наблюдается, как правило, в холодную половину года. Обычно это воздушная масса, перемещающаяся с теплого океана на холодный материк. Над океанами и морями теплая устойчивая воздушная масса отмечается в основном в теплую половину года, когда теплый воздух с материка смещается на холодную водную поверхность.
Синоптические условия. Теплая устойчивая воздушная масса поступает в данный район в теплых секторах циклонов и примыкающих к ним северных окраин антициклонов.
Типичная погода. Сплошная
слоистая или слоисто-кучевая
Холодная устойчивая воздушная масса
Условия подстилающей поверхности. Холодная устойчивая воздушная масса наблюдается над материками, в основном, зимой. Над океанами и морями – как правило, не отмечается.
Синоптические условия. Антициклонические системы в целом, особенно – центральные части антициклонов.
Типичная погода. Основной тип – морозная безоблачная погода, иногда с радиационными туманами. Дополнительный тип – значительная и сплошная слоистая и слоисто-кучевая облачность, иногда слабые снегопады.
Теплая неустойчивая воздушная масса
Условия подстилающей поверхности. Теплая неустойчивая воздушная масса над материками наблюдается летом, вблизи побережий морей может наблюдаться и зимой. Над океанами и морями теплая неустойчивая воздушная масса наблюдается в холодную половину года.
Синоптические условия. Условия, при которых воздушная масса может быть неустойчивой достаточно разнообразны. Теплая воздушная масса может быть неустойчивой в теплых секторах циклонов и на западной периферии антициклонов. Как правило, неустойчива относительно теплая воздушная масса во вторичных теплых секторах циклонов.
Типичная погода. Кучевая, иногда кучево-дождевая облачность с ливневыми осадками, часто с грозами, в том числе, ночными, радиационными туманами (преимущественно после выпадения дождя и ночного прояснения).
Холодная неустойчивая воздушная масса
Условия подстилающей поверхности. Холодная неустойчивая воздушная масса над материками наблюдается летом, над океанами и морями – преимущественно в холодное полугодие.
Синоптические условия. Холодная неустойчивая воздушная масса наблюдается в тыловых частях циклонов за холодными фронтами и частично примыкающими к ним окраинами антициклонов.
Типичная погода. Кучевая,
кучево-дождевая облачность, ливневые
осадки, часто многократно
Нейтральные (местные) воздушные массы в любой сезон могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми в зависимости от начальных свойств и направления трансформации той воздушной массы, из которой образовалась данная воздушная масса. Над материками нейтральные воздушные массы летом, как правило, неустойчивы, зимой – устойчивы. Над океанами и морями такие массы летом чаще устойчивы, зимой неустойчивы.
Неравномерная адвекция температуры на различных высотах приводит к возрастанию устойчивости, если с высотой адвекция тепла усиливается или адвекция холода уменьшается. При уменьшении адвекции тепла с высотой или возрастании адвекции холода происходит повышение неустойчивости воздушной массы. Наибольший эффект имеет место, когда знак адвекции в нижнем слое противоположен знаку адвекции в верхнем слое. Радиационное охлаждение верхнего слоя воздушной массы способствует возрастанию неустойчивости, а нагревание – возрастанию устойчивости.
3. Мгла — сплошное помутнение воздуха, обусловленное наличием в нем большого количества аэрозоля (частичек пыли, дыма, гари). При мгле отдельные предметы принимают сероватый оттенок, а солнце, особенно когда оно у горизонта, часто имеет желтовато-красноватый цвет, контуры его диска не имеют резких границ (этим и обычно малой влажностью воздуха мгла отличается от дымки). При мгле видимость менее 10 км, но бывают случаи, когда она наблюдается и менее 1 км.
4. Туман — скопление продуктов конденсации (капель или кристаллов), взвешенных в воздухе, непосредственно над поверхностью земли при горизонтальной видимости менее 1000 м. При положительных температурах туман состоит из капелек воды радиусом с среднем 2-5 мкм, а при отрицательных - из переохлажденных капелек воды, ледяных кристаллов или замерших капелек.
Радиационные туманы образуются в результате радиационного охлаждения почвы, от которой затем охлаждается прилегающий к ней воздух. Постепенно охлаждение передается в более высокие слои. Образованию радиационных туманов благоприятствуют: достаточная относительная влажность, ясная или малооблачная погода, слабый ветер.
1. Метеорологическая информация для представления эксплуатантам и членам экипажей ВС, должна включать следующую информацию:
а) прогнозы:
1) ветра и температуры на высотах;
2) особых явлений погоды (верхнего уровня -SWH, среднего уровня - SWM);
б) METAR, SPECI (включая прогнозы TREND) для аэродромов вылета и намеченной посадки, для запасных аэродромов вылета, на маршруте и назначения;
в) TAF и коррективы TAF для аэродромов вылета и намеченной посадки, для запасных аэродромов вылета, на маршруте и назначения;
г) прогнозы для взлета;
д) информация SIGMET и/или соответствующие специальные донесения с борта, касающиеся всего маршрута;