Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании экономического содержания понятия «российская олигархия» и в разработке на этой основе комплекса практических предложений относительно государственного воздействия на олигархические структуры.
Исходя из поставленной цели, в настоящей работе автор поставил следующие основные задачи:
Обосновать экономический подход к олигархии;
Введение
Существует общее утверждение – государством управляют элиты. Как они формируются и как влияют на политику государства – это зависит от исторических, национальных, культурных, социальных, религиозных особенностей той или иной страны, формы правления, политического режима, отношений собственности.
Важнейшим результатом изменений в социальной структуре российского общества после начала системных преобразований стало быстрое, по историческим меркам почти мгновенное, формирование слоя очень крупных предпринимателей, получивших название «олигархов». Этот слой стал ведущей силой российского предпринимательского класса, и он во многом определяет развитие России.
В данной работе стоит задача понять и объяснить роль олигархов, как одного из крупных участников политического процесса. Претензии крупного бизнеса на привилегированное положение не только в экономической, но и в политической жизни страны вызывают потребность со стороны политической элиты страны, ученых, публицистов, широких слоев общества изучить, обосновать и объяснить этот феномен, выработать свое отношение к нему.
Вполне очевидно, что сегодня олигархи значительно влияют на развитие национальной российской экономики. По оценкам специалистов, экономика России на 60-70% контролируется крупным бизнесом. Однако олигархи аккумулировали не только значительные экономические ресурсы, но и являются обладателями существенных человеческих, социальных и политических ресурсов, что позволяет активно участвовать во внутриполитических и внешнеполитических коллизиях. Взаимодействие олигархов с другими политическими субъектами, и, прежде всего, государством делает их важной составляющей всего политического процесса современной России.
Объектом настоящего исследования является специфическая система социально-экономических отношений, формирующих олигархические структуры в национальной экономике России.
Предмет исследования – социально-экономическое содержание российской олигархии как одной из разновидностей теневой экономики.
Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании экономического содержания понятия «российская олигархия» и в разработке на этой основе комплекса практических предложений относительно государственного воздействия на олигархические структуры.
Исходя из поставленной цели, в настоящей работе автор поставил следующие основные задачи:
Обосновать экономический подход к олигархии;
Раскрыть историческую эволюцию понятия «олигархия»;
Выявить роль коррупции как системообразующего фактора олигархии;
Обосновать деятельность олигархических структур как грубейшую форму нечестной конкуренции;
Раскрыть характерные черты и особенности российской олигархии;
Обосновать причины гипертрофированных масштабов олигархических структур в России;
Охарактеризовать олигархические структуры как фактор, деформирующий систему рыночных отношений;
Определить основные направления государственного воздействия на олигархические структуры.
1. Определение олигархии
В переводе с греческого олигархия означает власть немногих. Соответственно, олигархи это те немногие, кто властвуют. Древнегреческий философ Аристотель в своей классификации форм правления называл олигархией власть немногих родов. Противопоставляя олигархию демократии, он считал ее вырожденной формой аристократии.
Олигархией также называют саму правящую группу. Особо выделяют олигархию финансовую − это верхушка монополистической буржуазии, персонально представляющая финансовый капитал, в условиях империализма подчиняет себе государственный аппарат, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, осуществляет политическое и экономическое господство в стране.
В ноябре 1996 года об олигархическом строе в России писал
А.И. Солженицын, однако в его статье упоминалась «устойчивая и замкнутая олигархия из 150-200 человек», т.е. то, что раньше назвали бы верхушкой номенклатуры.
В круглосуточное употребление термин в нынешнем его значении вошел с 1 декабря 1997 года, когда Б.Е. Немцов, после несостоявшегося провозглашения Б.Н. Ельциным на Нижегородской ярмарке курса на построение народного капитализма, провозгласил его сам в интервью «Новой газете».
Представление о господстве олигархов в России появилось заметно раньше, чем прижился термин. В 1991-1993 гг. попытки новых бизнесменов и старых директоров влиять на большую политику заканчивались без особого успеха.
Очевидно, что наши современные олигархи не подходят под аристотелевское определение. Также ясно, что сегодня, называя крупных российских бизнесменов олигархами, мы ставим массу новых, серьезных вопросов. Кто такие олигархи и в чем заключается их власть? Можно ли отнести их к элите нашего общества? Как соотносится наличие олигархов с демократией и плюрализмом в российской политике? Куда ведут нас олигархи, или куда ведет их логика политического процесса? Ответив на эти вопросы, мы приблизимся к пониманию природы и перспектив современной российской олигархии, а также природы и перспектив нынешней российской политики.
2. Долгий путь в олигархи
Придя к власти, первый российский президент Б.Н.Ельцин и еще не вполне сформировавшийся клан представителей его окружения столкнулись с фактами развала экономики России и стремительной криминализацией обстановки в стране. В целях недопущения наступления полного краха им требовалось во что бы то ни стало изыскать хоть какие-то возможности и ресурсы для поддержания социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, выплат пенсий) и общественного порядка. Поставив всю страну в совершенно нетипичные для нее условия и слепо уповая на модные в ту пору мысли о том, что установление свободных экономических отношений в самое ближайшее время обернется запуском механизма рыночной саморегуляции и постепенным выходом экономики новой России из состояния глубокого кризиса, представители кремлевского клана в спешном порядке стали оглядываться по сторонам − в надежде на отыскание источников финансирования наиболее важных статей государственных расходов. В нормальных условиях во всех странах подобными источниками являются налоги, собираемые с доходов от деятельности юридических и физических лиц. Но это в нормальных условиях, а в обстановке России образца 1991 года, когда, с одной стороны, инфляция началась определяться многими сотнями и тысячами процентов в год, а с другой − существовал законодательный вакуум неопределенности, всерьез говорить о возможностях осуществления чего-либо подобного было просто невозможно.
Невозможно хотя бы по той простой причине, что производить любые товары для наполнения внутреннего рынка в таких условиях становилось убыточно. Вместе с тем в это же самое время стали обнаруживаться некие молодежные группы лиц комсомольской и изобретательно-
Берясь рисовать столь заманчивые перспективы, наиболее сообразительные представители российской молодежи конца 20-го века, в целях обеспечения большей убедительности своим словам принимались давить на слабые места директоров и руководящих хозяйственников. Суть их давления заключалась в выражении небезосновательных мыслей о скором наступлении полных развалов большинства производств и последующем их разграблений какими-либо случайными лицами в результате возникновения общественного хаоса. С другой стороны перед руководящими работниками достаточно высокого ранга они принимались развивать мысли о том, что при всей трагичности положения далеко не все является потерянным. Если хорошенько подналечь и не побояться проявить инициативу, то в результате осуществления предлагаемых экспортно-импортных операций и публичной подачи фактов их осуществления в выгодном свете можно будет снискать себе лавры мудрых директоров, оказавшихся способными спасти коллективы своих производств от развала и остановки производственной деятельности, и в то же самое время запросто обеспечить себе и кругам наиболее близких людей вполне комфортные условия жизни. После подробного изложения всех только что описанных моментов, будущие великие комбинаторы принимались изображать в своих лицах задумчивость и заговаривать о том, что при всей радужности открывающихся перспектив к этой бочке меда тем не менее примешана небольшая ложка дегтя. Суть высказывавшейся озабоченности в данном случае заключалась в следующем. Все дело в том, что экспортный потенциал постсоветской промышленной продукции был очень низким (в 99 случаях из 100 для цивилизованных стран она, сама по себе не была нужна) - по банальной причине ее несоответствия уровню мировых стандартов и убогости внешнего вида. Выражаясь иным языком, если те или иные зарубежные компании соглашались осуществлять ее закупки, то почти исключительно в целях последующего использования в качестве вторсырья − т. е. по ценам закупки металлолома и полезных бытовых отходов.
Разъяснения подобного рада начинали даваться постсоветским директорам государственных предприятий по двум причинам. Во-первых, в целях внушения мыслей о том, что им в любом случае не следует раскатывать губы и рассчитывать на что-то очень значительное. И во-вторых, исходя из стремления подтолкнуть таких директоров к проявлению весьма своеобразной изобретательности. Ведь в случаях вскрытия фактов продаж за рубеж свежеизготовленной промышленной продукции по ценам скупки вторсырья и отходов, руководителям таких производств точно бы не поздоровилось. Стало понятно, что все дело шито белыми нитками и оборачивается циничным разбазариванием государственных средств (в сочетании с одновременным нанесением непоправимого ущерба имиджу всего российского в глазах всех представителей цивилизованных стран мира), а вовсе не заботами о сохранении производственных коллективов и продолжении производственной деятельности. Именно по этой самой причине наиболее податливым директорам и их заместителям предлагалось вести свои дела таким образом, чтобы вся их экспортная продукция по документам проходила, как изготовленная из производственных остатков и некондиционного сырья, и подвергалась минимальным производственным воздействиям, т. е. в конечном представала чем-либо достаточно простым и дешевым по своему внешнему виду − типа лопат из титаномагниевых сплавов или рукояток для метел из особо ценных пород древесины.
В свою очередь занимаясь оформлением лицензий и решением таможенных вопросов, связанных с осуществлением внешнеторговых сделок, их молодежные организаторы принялись пользоваться подходящими случаями для завязывания личных отношений с отдельными чиновниками из лицензионных и таможенных органов в целях вхождения к ним в доверие и побуждения тех к выражению принципиальных согласий к оказанию разного рода содействий (на небезвозмездной основе) в деле оформления не вполне законных экспортно-импортных операций. В случаях удачного совершения первых сделок и успешного завязывания нужных контактов с ответственными госчиновниками изобретательные дельцы принимались повторно обращаться к однажды рискнувшим довериться им директорам с предложениями не останавливаться на первоначальных успехах и продолжить дальнейшее сотрудничество на постоянной основе. В целях побуждения таких руководителей к продолжению начатого сотрудничества успешные комбинаторы стали делать упор на два важных момента. С одной стороны указывать на факты обретения ими нужных связей и знакомств, благодаря которым они смогут пропихивать через границу партии любых видов грузов под удобными обозначениями их номенклатуры − т. е. обеспечивать возможность отправки на экспорт любых видов оборудования, производственных заготовок и партий сырья под видом металлолома, промышленных отходов и чего-либо малоценного с гарантией избежания угроз понесения уголовной ответственности для всех лиц, участвующих в оформлении подобного рода сделок. А с другой стороны предлагать однажды поверившим им директорам не слишком тратиться на закупки импортного ширпортреба для своих коллективов и большую часть валютной выручки, причитавшейся им с каждой сделки, различными хитроумными способами (типа оплаты счетов за фиктивное оказание консультативных услуг подставным компаниям, специально открытым в оффшорных зонах) отправлять на тайные личные счета в солидных зарубежных банках - берясь мотивировать подобные свои слова мыслями о том, что в условиях, когда экономика страны разваливается и самой России скоро наступит конец, только законченный идиот может отказаться от предоставившеся ему возможности обзавестись спасательным кругом и создать хоть какой-то задел на будущее для себя и своих близких. Факты использования столь убийственно звучавшей аргументации приводили к тому, что большая часть однажды соблазненных директоров и хозяйственных руководителей госпредприятий поддавалась состоянию искусно внушавшейся паники и попадались на удочку столь изощренно действовавших комбинаторов.
В ситуациях же когда отдельные из руководителей на каких-то этапах своего участия в регулярных внешнеторговых сделках начинали вдруг испытывать страхи и опасения по поводу возможного наступления уголовной ответственности в связи с тем, что их деятельность стала обретать откровенно криминальные черты и поражать окружающих своими масштабами, ловко подставлявшие их компаньоны из разряда относительно молодых дельцов принимались указывать на то, что менять что-либо уже слишком поздно и требовали идти до конца в своих общих деловых начинаниях. Аргументация подобного рода так же основывалась на четких и очень действенных логических посылах и сводилась к следующему. Изначально понимая на что они идут, изощренные молодые дельцы принимались использовать серьезные пробелы в существовавших законах и оформлять все осуществлявшиеся ими внешнеторговые операции так, как будто они являются не организаторами, а всего лишь посредниками, которые занимаются сведением между собой различных заинтересованных сторон и получают за оказание подобных услуг определенный процент - т. е. с юридической точки зрения не несут какой-либо ответственности в случаях выяснения незаконных характеров осуществления таких сделок. Зарубежные участники подобных сделок в таких случаях тоже ничем особо не рисковали − ведь они не совершали чего-либо предосудительного с точки зрения законодательств своих стран и фактически действовали во благо своего общества. Единственным, кто в таких случаях по-настоящему рисковал, оказывались соблазненные директора госпредприятий и их заместители. Но в подавляющем большинстве случаев их риск оказывался чисто теоретическим - в возникавшем хаосе и неразберихе многие чиновники советской закалки стали впадать в состояние ступора и просто переставали обращать внимание на происходящее, а наиболее беззастенчивые и сообразительные из них наоборот принялись целиком и полностью сосредотачиваться на урывании тех кусков и ошметков от общего пирога, которые стали разлетаться в разные стороны в ходе начинавшегося процесса его дележа между различными заинтересованными сторонами, и с проявлением полного безразличия отмахиваться от всего прочего. В то же самое время наиболее изощренные дельцы и фактические проворачиватели незаконных внешнеторговых сделок принимались указывать вдруг опомнившимся директорам, что их теоретические риски в любой момент могут обернуться реальными наступлениями весьма нежелательных последствий в случаях предания громкой огласке всех фактов их весьма неблаговидной и порочной деятельности. Действуя в указанном ключе, подобные лица стали вести себя беззастенчивее и наглее кого бы то ни было. Все это привело к тому, что уже с самых первых шагов начавшейся гонки они сумели быстро рвануть вперед и обойти всех своих коллективных конкурентов, которые в своих действиях оказались более скованными в силу природной склонности к соблюдению своих корпоративных норм и традиций и обнаружения некоторой инерционности характера своего поведения.