Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании экономического содержания понятия «российская олигархия» и в разработке на этой основе комплекса практических предложений относительно государственного воздействия на олигархические структуры.
Исходя из поставленной цели, в настоящей работе автор поставил следующие основные задачи:
Обосновать экономический подход к олигархии;
Но это только в принципе или теоретически, а на деле все обстоит не столь гладко и радужно. Выражаясь простым языком, сдача в концессии месторождений полезных ископаемых и иных участков территории в мировой практике считается не очень выгодным делом, пойти на которое правительства тех или иных слаборазвитых стран если и соглашаются, то почти исключительно по причине их впадения в совершенно безысходное состояние. Подобная невыгодность заключается в двух моментах. Во-первых, использование современных технологий в таких случаях оказывается направленным исключительно на обеспечение интересов иностранных компаний и не приводит к началу их применения в менее привлекательных отраслях экономики и появлению высококвалифицированных национальных кадров. Иначе говоря, это невыгодно в стратегическом плане. Вторая невыгода, относящаяся к разряду тактических, заключается в следующем. Характер развития человеческого общества является таковым, что даже в рамках вполне цивилизованных стран оказывается невозможным предсказание всех поворотов в происходящем процессе развития событий их общественной жизни. Если же говорить о странах не очень цивилизованных и традиционно отличающихся непредсказуемым характером своего общественного поведения, то данный момент там оказывается еще более заметным и очень сильно влияющим на различные стороны жизни их населения. С практической точки зрения главная трудность в управлении такими государствами заключается в том, что никому не известно когда и через какую дыру там вырвется наружу очередная общественная проблема, какими последствиями она обернется и затратами каких объемов средств и сил ее окажется возможным хоть как-то заглушить, чтобы избежать наступления непоправимых последствий.
Политическим руководствам государств, отличающихся своей нестабильностью, приходится регулярно сталкиваться с возникновением ситуаций, когда они, с точки зрения сегодняшнего дня, определив объемы текущих государственных потребностей, на следующий день - под воздействием неожиданно возникших событий − вдруг приходят к осознанию фактов недостаточности объемов всего ими предварительно запланированного и предусмотренного. Во избежании наступления для своих стран полного краха им не остается ничего иного, как в авральном режиме озабочивать свои головы вопросами того, как им в самые короткие сроки и любыми правдами и неправдами заполучить недостающие объемы средств и возможностей. В принципе для решения подобного рода вопросов существует два пути. Первый из них заключается в обращениях к правительствам экономически развитых государств и международным банковским организациям с просьбами о предоставлении крупных займов. Но весь фокус заключается в том, что просьбы подобного рода обычно рассматриваются подолгу и в случаях принятия положительных решений обременяются многочисленными ограничительными условиями и особыми оговорками. По этой самой причине правящие круги не очень развитых стран в ситуациях возникновения кризисных моментов в общественно-политической жизни оказываются гораздо более склонными к использованию второго способа решения своих проблем. Суть этого способа заключается в неожиданном оказании психологического и экономического давления на всех представителей крупного бизнеса, заинтересованных в развитии своих дел на территориях указанных государств, в целях их побуждения скинуться и в самые короткие сроки собрать для своих властных просителей недостающие суммы и дополнительные объемы средств, совершенно не предусмотренные всеми ранее достигнутыми договоренностями и законодательными нормами.
Однако попытки оказания откровенного и наглого давления на представителей иностранных корпораций всегда оказываются чреватыми поднятием ими шума в средствах массовой информации, обращениями за защитой к правительствам своих государств и международным судебным органам, выводом своего бизнеса с территории России и внушением всем своим партнерам мыслей о том, что им ни в коем случае не следует иметь каких-либо дел в этой стране. В первую очередь именно по этой самой причине Ельцин и представители его ближайшего окружения оказались очень заинтересованными в том, чтобы крупные иностранные компании стали разворачивать свой бизнес в России не самостоятельным образом, а с участием в нем в качестве компаньонов российских предпринимателей, давить на которых им было гораздо сподручней и проще. Но весь фокус заключался в том, что крупные иностранные компании, которые обнаруживали заинтересованность в осуществлении крупных инвестиционных проектов на территории РФ, категорически не желали иметь дел с множеством не очень крупных российских партнеров. С другой стороны представителям ельцинской власти тоже было весьма обременительно и непросто обеспечивать налаживание желательного характера взаимоотношений в весьма щекотливых вопросах, требовавших избежания всякой огласки, с множеством задействованных участников таких экономических процессов. По этой самой причине Ельцин и представители его ближайшего окружения оказались кровно заинтересованными в том, что бы в среде достаточно большого количества молодых хищных дельцов российского пошиба в самые короткие сроки возникла небольшая группа очень крупных предпринимателей (или, иначе говоря, олигархов), которые бы оказались потенциально способными выступать с равных позиций в своих совместных деловых начинаниях с крупными иностранными компаниями. А уже из всего только что сказанного становится окончательно понятной и ясной та причина, почему именно представители высшей политической власти России позволили будущим российским олигархам и их пособникам вести себя столь бесцеремонно и нагло и фактически отдали им на разграбление большую часть экономики страны.
Дальнейший ход разворачивавшихся событий выглядел следующим образом. Как только в России давала о себе знать какая-либо очередная беда или серьезная социальная проблема, грозившая возникновением непоправимых последствий, представители высшего политического руководства страны стали брать себе в правило приглашать к себе наиболее заметных представителей российского бизнеса, чтобы доверительным образом сообщить им о неожиданно возникших проблемам и попросить о срочном предоставлении определенных объемов дополнительных средств. Попросить в смысле намекнуть указанной категории бизнесменов на то, что в случаях неисполнения озвученных просьб им придется столкнуться с большим количеством серьезных проблем в своих совместных деловых начинаниях с иностранными компаниями и в деле дальнейшего продолжения разграбления экономики своей страны. В то же самое время в целях поощрения своих «новых друзей» к проявлению всяческой инициативы в деле срочного отыскания значительных объемов дополнительных средств, представители ельцинского руководства принимались раздавать обещания о своей готовности начать оказывать им (и их компаньонам) всяческое содействие в деле заключения новых контактов на разработку богатых месторождений на очень выгодных для них условиях и получения разрешений на беспошлинный вывоз крупных партий добытого сырья за границу.
Выслушивая такие слова, заметные представители российского бизнеса всякий раз отправлялись к своим иностранным компаньонам в целях разъяснения сути возникавших дел и убеждения последних в необходимости перехода к практике регулярного осуществления добровольных уступок в пользу высшего российского руководства. Прекрасно понимая, что практика предоставления каких-либо уступок, никак не предусмотренных письменными договорными обязательствами, противоречит всем традициям цивилизованного ведения бизнеса и связана с неожиданными понесениями дополнительных расходов, крупные российские предприниматели брались всячески уговаривать своих иностранных компаньонов на осуществление подобных шагов путем рисования перед ними радужных перспектив на будущее. По той простой причине, что рисовавшиеся перспективы оказывались очень заманчивыми, представители иностранных компаний в большинстве случаев, пусть и скрипя сердцем, но соглашались с подобной постановкой вопроса в своих делах. Тем не менее будучи весьма многоопытными представителями делового мира, которые не привыкли покупаться на туманные обещания со стороны кого бы то ни было, компании иностранных инвесторов принимались требовать от своих российских партнеров более конкретного подхода к делу − предварительного обговаривания вопросов того, чего бы им хотелось получить от российского правительства взамен за возможность получения с них непредусмотренных объемов дополнительных средств. Подобный поворот дела приводил к тому, что заметные представители российского бизнеса стали превращаться в своего рода посредников, которые брались то и дело сновать туда-сюда между кругами высшей политической власти России и фактическими хозяевами крупных иностранных компаний − в надежде на достижение между ними взаимоприемлемых компромиссов.
Те крупные российские бизнесмены, которые стали достигать серьезных успехов в осуществлении начинаний подобного рода, очень скоро начали обретать широкие спектры возможностей для усиления своих влияний и получения еще больших доходов. Выражалось это прежде всего в том, что Ельцин и представители его ближайшего окружения, оказывавшиеся весьма впечатленными способностями отдельных российских бизнесменов в кратчайшие сроки добывать им необходимые объемы валютных средств, начинали испытывать по отношению к последним искренние симпатии и советоваться в вопросах всего того, что имело отношение к экономике и установлению законодательных норм в этой сфере. Выражаясь простым языком, наиболее удачливые российские предприниматели с этого времени стали превращаться в очень авторитетных консультантов, вхожих в двери кабинетов самых высокопоставленных представителей российской власти, и благодаря этому обретать огромные возможности влияния на внутригосударственную политику в интересах дальнейшего развития своего бизнеса. Именно с этого самого момента они стали превращаться из просто очень богатых российских граждан в почти всемогущих олигархов, которые обрели возможность к сосредоточению в своих руках не только огромных денег, но и вполне реальной власти.
3. Чем отличаются российские олигархи от своих заокеанских коллег?
1