Государственная программа обеспечения безопасности полетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:28, реферат

Описание работы

Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации(далее - безопасность полетов) представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска. При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.50 Кб (Скачать файл)

Важным направлением является разработка для государственных  инспекторов технических документов по безопасности полетов с описанием  в административных регламентах  уполномоченного органа гражданской  авиации и в федеральных авиационных  правилах процедур осуществления надзора  в отношении организаций гражданской  авиации, воздушных судов и авиационного персонала.

Предусмотрена разработка нормативных  правовых актов Российской Федерации  на основе технологий связи, навигации  и наблюдения/ организации воздушного движения Международной организации  гражданской авиации (CNS/ATM), в том  числе устанавливающих обеспечение  вихревой безопасности полетов, с учетом приоритетных российских разработок в  этой области.

Предусмотрена работа по пересмотру всех ранее выпущенных нормативных  правовых актов по вопросам организации, обеспечения и выполнения полетов  с целью устранения противоречий, отмены устаревших или дублирующих  друг друга документов.

2. Координация деятельности  ведомств и организаций в интересах  обеспечения безопасности полетов

Это направление предусматривает  скоординированный подход к решению  вопросов обеспечения безопасности полетов, основной целью которого является понимание всеми участниками  процесса обеспечения безопасности полетов своей ответственности за предотвращение авиационных происшествий. Для этого предлагается разработать процедуры межведомственного рассмотрения проблем обеспечения безопасности полетов. Решения не должны приниматься без комплексного анализа их последствий.

Скоординированный подход предусматривает:

внедрение системы контроля за безопасностью полетов путем постоянного мониторинга выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов при выполнении основных производственных функций авиапредприятий, аэропортов, организаций по техническому обслуживанию воздушных судов и организаций по обслуживанию воздушного движения;

применение в случае необходимости  принудительных мер в соответствии с воздушным законодательством  Российской Федерации;

мониторинг новых технологий отраслевой практики в целях повышения эффективности авиационной системы государства;

ведение баз данных о свидетельствах авиационного персонала, удостоверениях о летной годности воздушных судов  и сертификатах организаций гражданской  авиации, о нарушениях воздушного законодательства Российской Федерации и сведениях, касающихся авиационных происшествий (инцидентов);

проведение анализа тенденций  в области безопасности полетов, включая данные об авиационных происшествиях (инцидентах) и результаты оценки выполнения требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов в части безопасности полетов, инспекций и проверок состояния безопасности полетов;

информационное обеспечение  безопасности полетов посредством  распространения специализированных материалов по безопасности полетов, проведения семинаров и конференций по данной тематике.

Для указанных целей в  рамках работы Межведомственной комиссии по безопасности полетов, образованной по поручению Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N Пр-248, предусмотрено рассмотрение всех аспектов обеспечения безопасности полетов  и организация ежегодной оценки выполнения требований международных  стандартов и обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации. Оценка производится в соответствии со стандартными процедурами организации  контроля за обеспечением безопасности полетов, предусмотренными в документах Международной организации гражданской авиации (Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9734 AN/959, Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов, Doc 9735 AN/960).

3. Совершенствование подготовки  авиационного персонала

Практическое снижение влияния  человеческого фактора на безопасность полетов возможно за счет реализации современных международных стандартов подготовки летного экипажа.

Повышение качества подготовки авиационного персонала предполагает использование современных комплексных  тренажеров для обучения летного  и диспетчерского состава и отработки  навыка парирования возможных особых ситуаций, использование современных  средств и методов контроля действий экипажа в полете, разработку высокого качества документации по летной эксплуатации воздушных судов и программ подготовки членов экипажей воздушных судов.

В целях организации подготовки летного состава в соответствии с международными стандартами планируется  закупка для образовательных  учреждений гражданской авиации  необходимого количества учебных воздушных  судов, тренажеров и учебных пособий  для первоначального летного  обучения. В этих целях предусматривается  разработка соответствующих предложений  долгосрочного характера, которые  будут включены в федеральную  целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы". При  этом будет обеспечено введение федеральных  авиационных правил, соответствующих современным требованиям международных стандартов в части подготовки авиационного персонала и выдачи им свидетельств.

Федеральные авиационные  правила, регламентирующие подготовку авиационного персонала, должны учитывать  современные подходы к профессиональной подготовке. Это исключит отставание профессиональной подготовки авиационного персонала от уровня развития авиационной  техники и технологий.

Одним из основных условий  реализации Программы является подготовка по специальным программам необходимого количества государственных инспекторов  для организации контроля за производством полетов и поддержанием летной годности воздушных судов.

4. Система мер по введению  в эксплуатацию современной отечественной  авиационной техники и бортовых  технических средств повышения  безопасности полетов

Для сокращения числа авиационных  происшествий, связанных с человеческим фактором, необходимо осуществить модернизацию парка воздушных судов и обеспечить предприятия современной авиационной  техникой. Обновление парка воздушных  судов авиапредприятий Российской Федерации будет решаться путем  приобретения воздушных судов российского  производства нового поколения (среднемагистральных, ближнемагистральных и региональных) либо путем приобретения воздушных судов зарубежного производства, которые не производятся в Российской Федерации.

Требования воздушного законодательства Российской Федерации по реализации международных стандартов в части  безопасности полетов будут стимулировать  предприятия приобретать современные  отечественные воздушные суда и  такие смежные изделия авиационной  техники, как комплексные тренажеры  и средства технического обслуживания.

Воздушным законодательством  Российской Федерации предусматривается  комплекс действий по оборудованию воздушных  судов модернизированными регистраторами параметров полетов, системами предотвращения столкновений воздушных судов в  воздухе и с землей, точной навигацией с учетом развития системы ГЛОНАСС.

В целях реализации требований воздушного законодательства Российской Федерации по сохранению летной годности воздушных судов необходимо расширить  влияние результатов авторского сопровождения эксплуатации воздушных  судов со стороны производителей воздушных судов для своевременного устранения опасных факторов. Это  повысит эффективность организации  контроля в области сохранения летной годности воздушных судов.

5. Совершенствование и  развитие наземной инфраструктуры

При разработке федеральными органами исполнительной власти федеральных  и ведомственных целевых программ должна предусматриваться система  мер для решения задач технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры и создания благоприятных условий  для максимального использования  возможностей современных воздушных  судов, включая полеты в сложных  метеорологических условиях и сокращение интервалов эшелонирования.

Программа направлена на совершенствование  метеорологического, радиотехнического  и наземного обеспечения (включая  обеспечение авиатопливом) с учетом в том числе перспективрегиональных перевозок и развития авиации общего назначения.

Мероприятия по развитию медицинского обеспечения полетов включают обновление нормативно-правовой медицинской документации, совершенствование предполетного (предсменного) контроля авиационных специалистов, внедрение новых видов современной оценки функционального состояния здоровья, разработку оздоровительно-реабилитационных мероприятий с целью сохранения здоровья, работоспособности и продления их профессионального долголетия.

6. Формирование научно-теоретических  и методических основ предотвращения  авиационных происшествий и анализа  эффективности принятых профилактических  мероприятий

Научное сопровождение безопасности полетов является необходимым условием для выбора перспективных направлений  и повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности полетов  гражданской авиации.

Работы в области безопасности полетов должны основываться на выявлении, анализе и устранении (уменьшении до приемлемого или допустимого  уровня) тех опасных факторов, а  также последующих рисков, которые  угрожают безопасности воздушных перевозок  и сдерживают развитие гражданской  авиации.

Это направление предполагает мобилизацию научного потенциала на всестороннее изучение и решение  проблем обеспечения безопасности полетов и влияния на них человеческого  фактора, надежности авиационной техники  и внешней среды, а также на инициирование инновационных проектов, касающихся человеческого фактора  и авиационных технологий.

Планом мероприятий предусматривается  разработка методических пособий и  рекомендаций в области безопасности полетов с научным обоснованием путей предотвращения авиационных  происшествий на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации воздушных  судов.

7. Обеспечение безопасности  полетов при аэронавигационном  обслуживании воздушного движения

Мероприятия по обеспечению  безопасности полетов при аэронавигационном  обслуживании воздушного движения направлены на управление процессом создания и  совершенствования аэронавигационной  системы с целью устранения или  смягчения факторов риска и достижение установленных государством приемлемых уровней безопасности. Эти мероприятия  будут осуществляться на всех этапах жизненного цикла системы: от разработки и проектирования ее компонентов  до их сертификации, внедрения и  эксплуатации.

Указанные мероприятия должны реализовываться во всех организационных  структурах, входящих в аэронавигационную  систему, а также в поддерживающих их деятельность организациях. Они  ориентированы на важнейшие направления  деятельности по обеспечению безопасности воздушного движения в период реорганизации  единой системы организации воздушного движения в аэронавигационную систему  России, среди которых:

реализация комплекса  мероприятий по усилению государственной  поддержки в области создания и развития аэронавигационной системы  России;

разработка структуры  взаимосвязанных показателей безопасности полетов при аэронавигационном  обслуживании для различных этапов полета воздушных судов и организационных  структур аэронавигационной системы, определение их приемлемых (целевых) значений, оценка фактических значений показателей и их тенденций, реализация необходимых действий для обеспечения приемлемых значений показателей безопасности в аэронавигационной системе;

совершенствование нормативно-правового  обеспечения безопасности воздушного движения;

разработка научных методов  обеспечения безопасности полетов  при аэронавигационном обслуживании на основе моделирования рисков безопасности воздушного движения;

внедрение в практику аэронавигационного обслуживания воздушного движения передовых  технических и организационных  решений, одобренных Международной  организацией гражданской авиации  и предусмотренных Концепцией создания и развития аэронавигационной системы  России на основе научных методов  обеспечения и управления безопасностью  воздушного движения, в том числе  внедрение сокращенных норм эшелонирования (RVSM), создание объединенных районов  аэронавигационного обслуживания воздушного движения, формирование органов управления воздушным движением;

совершенствование профессиональной подготовки инженерно-технического и  диспетчерского персонала, непосредственно  обеспечивающего аэронавигационное  обслуживание, а также инспекторской  службы;

обеспечение повышенных требований по авиационной безопасности в связи с расширением функциональных обязанностей органов управления в период перехода от единой системы организации воздушного движения к аэронавигационной системе России, внедрением в практику обслуживания новых технических и технологических решений;

совершенствование взаимодействия с обслуживающими подсистемами аэронавигационной  системы России, в первую очередь  авиационно-космического поиска и спасания, метеорологического обеспечения полетов, обеспечения аэронавигационной  информацией с целью уменьшения их влияния на риски воздушного движения.

Информация о работе Государственная программа обеспечения безопасности полетов