На
пути освоения информационного рынка
существуют ниже сформулированные трудности,
которые предстоит преодолеть.
- Убежденность
пользователей, а также значительной части
производителей в превосходстве импортных
продуктов.
- Кажущееся
огромным количество импортных программных
продуктов.
- Ориентированность
приложений, в том числе отечественных
на импортные операционные системы и системы
программирования.
- Исключительно
агрессивное поведение на рынке ведущих
зарубежных разработчиков.
- Отсутствие
отечественной системы стандартизации
и сертификации, а также каких-либо механизмов
влияния на выработку таких стандартов.
- Неблагоприятный
инвестиционный климат в области создания
отечественных средств информатики, обусловленный
общим спадом в отечественной экономике,
старением производственной инфраструктуры
и оборудования, а самое главное, недооценкой
правительственными органами стратегической
роли ускоренного развития информационной
сферы общества как базы решения многих
социально-экономических проблем.
- Отсутствие
федеральной программы развития информационной
индустрии.
- Развал отечественной
индустрии производства вычислительной
техники и элементной базы.
В
тоже время в стране сегодня есть
определенные предпосылки преодоления
указанных трудностей. Основными
из них являются следующие:
- программные
заявления первых лиц государства о приоритетности
информационной сферы и о необходимости
обеспечения информационной безопасности
страны, как важного фактора ее национальной
безопасности;
- вполне конкретные
программные документы на уровне Правительства
РФ, направленные на изменение сложившейся
ситуации [федеральные целевые программы
«Развитие электронной торговли в России»,
«Электронная Россия», «Развитие единой
образовательной информационной среды»
и др.];
- сильные
школы разработчиков, как на фундаментальном,
так и на прикладном уровне, способные
реально обеспечить пользователя программными
продуктами отечественного производства,
в стране есть опыт разработки не только
прикладного программного обеспечения,
но и базисного;
- появление
отечественных инвесторов, готовых вкладывать
средства в развитие российской информационной
индустрии;
- хаотичность
отечественного информационного рынка
и отсутствие системы сертификации и стандартизации,
что позволяет внедрить выгодную отечественному
производителю систему, не преодолевая
сложившихся на внутреннем рынке ограничений;
- усиливающаяся
тяга отечественного потребителя к использованию
собственных продуктов, особенно в госструктурах
и, прежде всего, в силовых ведомствах.
Анализ
ситуации показывает, что в качестве
исходного плацдарма целесообразно
использовать сферу образования. Для
обоснования этого выбора можно
привести следующие аргументы:
- Возможность
внедрения новых технологий без риска
нарушения функционирования, как самой
системы образования, так и эксплуатируемых
в различных ведомствах и организациях
информационных систем.
- Возможность
организации оперативной апробации отечественных
информационных технологий при их массовом
использовании.
- Возможность
задействовать лучшие научные кадры страны
из ведущих ВУЗ-ов и научно-исследовательских
институтов.
- Сочетание
открытости системы образования и централизованной
разработки образовательных программ
в соответствии с государственными образовательными
стандартами.
- Заинтересованность
и активное участие государства в развитии
сферы образования.
- Огромный
в количественном отношении и разнообразный
по предметным областям рынок, который
в то же время является достаточно цельным
и управляемым со стороны государства.
- Финансирование
образования, как из бюджета, так и из внебюджетных
источников, что открывает возможность
привлечения средств частных инвесторов.
- Устойчивость,
прогнозируемость спроса на технические
и программные средства информатики.
- Относительно
небольшие начальные капитальные вложения
при достаточно быстром возврате средств
за счет массовости тиражирования при
постоянном притоке новых потребителей
в виде ежегодно появляющихся новых поколений
людей, которым необходимо получить современное
образование.
- Возможность
формирования национальных кадров специалистов
на отечественной информационной базе,
что создаст серьезный задел на будущее.
- Отсутствие
«зашоренности» и привычки к импортным
продуктам у потенциальных пользователей
– преподавателей и учащихся сферы
образования.
К
рассматриваемому сектору рынка
следует отнести общеобразовательную
школу, систему профессионального
образования, высшую школу и различные
системы переподготовки и повышения
квалификации, а также пользовательские
курсы и уже формирующиеся
в России системы дистанционного
и открытого образования.
В
рамках программы информатизации образования,
а на самом деле в целях создания
базиса отечественного программного обеспечения,
необходимо решить следующие основные
задачи:
- Модернизировать
и адаптировать имеющиеся отечественные
операционные системы.
- Разработать
новые операционные системы и их оболочки.
- Разработать
российскую национальную систему программирования,
включающую трансляторы с языков высокого
уровня и средства создания приложений.
- Разработать
отечественные наиболее употребительные
офисные приложения: текстовые редакторы,
графические редакторы, мультимедийные
средства, электронные таблицы и т. п.
- Разработать
отечественные сетевые технологии, по
которым в стране уже имеется серьезный
научно-технический задел и опыт использования
в оборонных системах.
- Создать системы
управления базами данных.
- Разработать
и внедрить обучающие программы, ориентированные
на изучение отечественных информационных
технологий.
- Разработать
средства обучения различным предметам,
включающие базы данных, электронные учебники,
тренажеры, тестеры, средства автоматизации
проектирования, средства обработки математических,
химических и др. формул, игры и т. д.
- Создать отечественные
геоинформационные системы различного
назначения.
- Разработать
и внедрить в систему образования учебники
и пособия:
- по информатике
с ориентацией на отечественные разработки,
- по изучению
конкретных продуктов, указанных выше,
- по пользованию
компьютерными технологиями в обучении.
- Наладить
массовый выпуск литературы, компакт-дисков,
периодических изданий.
- Обеспечить
сетевой доступ к информации и программным
продуктам разработчиков и пользователей.
- Создать
специальные TV программы, популяризирующие
отечественные продукты и обеспечивающие
обучение информационным технологиям.
- Создать
несколько специализированных печатных
органов для разработчиков, школьников,
студентов, преподавателей, ученых и массового
потребителя.
- Создать
условия для отработки всевозможных информационных
технологий и программных пакетов в процессах
обучения и проведения научной деятельности
в ВУЗ-ах. Это даст существенные заделы
для расширения сферы влияния на весь
отечественный рынок в будущем.
- Разработать
модели предметных областей, систем интерактивного
взаимодействия, телеконференций как
прообразов будущих ситуационных центров,
которые будут внедряться в системе государственного,
отраслевого и корпоративного управления.
Необходимо
обеспечить равные рыночные условия
для отечественных производителей
в рамках установленных стандартов,
которые и должны оградить национального
разработчика от импортной экспансии.
Обеспечение системы стандартизации
и сертификации возможно путем лоббирования
через государственные органы, связанные
с формированием образовательных
программ, и организацией всевозможных
образовательных и обучающих
систем.
По
итогам успешного осуществления
проекта будут получены следующие
основные результаты:
1.
Созданы организационно-хозяйственные,
организационно-правовые и творческие
структуры разработчиков, способные
развивать отечественную информационную
индустрию на уровне современных
требований.
2. Получен опыт программирования
без ориентации на импортные
программные среды, что необходимо
для решения проблем обеспечения
информационной безопасности России.
3.
Подготовлено новое поколение
отечественных разработчиков, работающих
в отечественном базисе. При этом
будут «сожжены мосты» для
возврата на импортные платформы,
у новых поколений при работе
с импортными продуктами возникнет
языковой барьер.
4.
Произойдет смена общественного
менталитета: на практике будет
доказана возможность разработки
и использования собственных
современных информационных продуктов,
что даст уверенность и творческий
подъем разработчикам, а потребителям
позволит приобретать более дешевые
и более дружественные (на родном
языке) продукты.
5.
Произойдет реальный захват одного
из важнейших, перспективных и
емких секторов отечественного
информационного рынка.
6.
Произойдет формирование системы
сертификации и стандартизации,
что создаст хорошие стартовые
условия для использования отечественных
продуктов на других секторах
информационного рынка.
7.
Появится реальная основа для
расширения сферы влияния на
внешних информационных рынках
и, в первую очередь, в странах
ближнего зарубежья.
Для
успешного осуществления проекта
необходимы следующие условия:
- Политическая
поддержка государства для обеспечения
административного воздействия на систему
образования и влияния на образовательные
органы страны. Влияние должно осуществляться
через механизмы формирования образовательных
программ.
- Разработка
настоящего проекта должна стать составной
частью федеральной целевой программы
создания отечественной информационной
индустрии.
- Разработка
нормативной базы для создания системы
сертификации, лицензирования и стандартизации.
- Обеспечение
благоприятного инвестиционного климата,
налоговых и других льгот, гарантий государства.
- Появление
патриотично настроенного, национально
ориентированного инвестора, понимающего
важность перспективных направлений развития
научно-технического прогресса в ХХI веке.
В
перспективе результаты проекта
необходимо и возможно развить на
другие секторы рынка, в первую очередь
это государственные структуры,
а среди них первыми должны
быть силовые ведомства. Обязательность
сертифицирования информационных систем
в этих ведомствах, жесткая иерархичность,
принцип единоначалия позволит осуществить
внедрение информационных систем в
силовых ведомствах в кратчайшие
сроки и с минимальными затратами.
Переход образовательного и государственного
сектора на отечественные продукты
вынудит и коммерческий сектор переориентироваться
на отечественного производителя.
С
появлением удовлетворительных отечественных
программных продуктов, способных
обеспечить выполнение функциональных
задач государственными органами государство
должно активно и всецело поддержать
импортного производителя в вопросах
легитимного использования его
продукции в нашей стране, т. е.
начать активно выполнять все международные
соглашение об охране прав импортных поставщиков
и принимать новые нормативные акты, которые
будут обеспечивать права импортных производителей
на свои продукты, и вынуждать отечественных
потребителей использовать исключительно
лицензионные продукты.
Государство
должно строго следить за использованием
«пиратских» копий. Кроме того, необходимо
ввести пошлины за использование
и ввоз импортных продуктов, а
с импортных производителей взимать
налог на прибыль. Тем самым будет
продемонстрирована добрая воля России
по вхождению в правовое информационное
экономическое пространство и обеспечены
ее преимущества на внутреннем рынке
отечественным производителям.