Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:23, дипломная работа
Целью исследования является разработка теоретических и методических основ системы минимизации аэропортовых сборов чартерной авиакомпании. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:
рассмотреть влияние мирового экономического кризиса на авиационную отрасль;
проанализировать восприимчивость и устойчивость к кризисам структур авиакомпаний;
исследовать спектр предоставления аэропортовых услуг авиакомпаниям;
разработать систему минимизации аэропортовых расходов;
создать эффективную модель чартерной авиакомпании, работающей в условиях кризиса.
ВВЕДЕНИЕ
1.Анализ состояния латвийского рынка авиаперевозок
1.1.Описание сети аэропортов Латвии и их возможности
1.1.1. Международный аэропорт «Рига», как важный хаб в Европе
1.2. Роль национальной авиакомпании airBaltic в развитии пассажирских потоков через Латвию в условиях конкуренции
1.2.1.Исследование летного парка компании airBaltic
1.2.2.Анализ направлений полетов (загрузка) компании airBaltic
1.3.Выводы к первой главе
2.Модель «Воздушное Судно (ВС)- авиакомпания (АК)– стоимость» (В-А-С)
2.1.Классификация моделей, значение моделирования в исследовании реальных транспортных процессов
2.1.1.Выбор модели
2.2.Формулирование и описание модели В-А-С. Стоимость пассажиро-километра (S p/km), как критерий эффективности деятельности АК
2.3.Расчет S p/km для фиксированной сети авиалиний и существующего авиапарка airBaltic
2.4.Обоснование выбора оптимального типа самолета для (рассматриваемых) маршрутов сети авиалиний airBaltic
2.5.Расчет S p/km для фиксированной сети авиалиний и модифицированного парка самолетов airBaltic на базе среднемагистрального самолета ERJ 190
2.6.Выводы ко второй главе
3.Анализ эффективности мероприятий от замены типа самолета для airBaltic
3.1.Сравнительный анализ «поведения» двух вариантов airBaltic (модифицированный и не модифицированный)
3.2.SWOT-анализ и обоснование повышения конкурентоспособности airBaltic с модифицированным парком самолетов
3.3.Выводы к третьей главе
4.Разработка рекомендаций по модификации сети авиалиний и мощности парка
4.1.Определение зависимости эффективности авиалиний от мощности парка АК и его расстановки. Понятие – План движения
4.2.Расписание движения самолетов (РДС), как основа деятельности авиакомпании
4.3.Пример расчета сбалансированного РДС для модернизированного airBaltic
4.4.Выводы к четвертой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Табл. 8
Развитие транзитного движения пассажиров через аэропорт «Рига» с 2007 по 2009 год
Доля от общего годового количества пассажиров | |||
Год |
Транзит |
Прилетело |
Вылетело |
2007 |
4,40% |
47,70% |
47,90% |
2008 |
14,03% |
42,37% |
43,60% |
2009 |
34,91% |
32,20% |
32,89% |
Графическое отображение развития пассажиропотока в аэропорту «Рига» с 2007 по 2009 год
Рис. 6
Географическое положение Риги позволяет аэропорту стать связующим звеном между востоком, севером и западом Европы.
Начало полетов Ryanair дало толчок для развития рынка авиаперевозок в Латвии. 31 октября 2004 года ирландская низкотарифная авиакомпания Ryanair начала полеты из международного аэропорта «Рига» в Тампере (Финляндия), Лондон – аэропорт Стэнстед и Стокгольм – аэропорт Скавста. За пять лет рейсами Ryanair перевезено 3,6 миллиона пассажиров. Из года в год авиакомпания стремительно увеличивает количество перевезенных пассажиров, чему способствует ценовая политика Ryanair (низкие цены на пассажирские билеты), а также растущее число пунктов назначения и новых рейсов. На сегодняшний день Ryanair – вторая по величине авиакомпания в международном аэропорту «Рига», занимающая 22,15 % рынка авиаперевозок Латвии в 2009 году.
Ниже приведен график (рис. 7), отображающий количество пассажиров Ryanair, перевезенных в, из международного аэропорта «Рига»:
График количества обслуженных пассажиров в, из аэропорта «Рига»
Рис. 7
Своему стремительному развитию Международный аэропорт «Рига» обязан благодаря началу деятельности авиакомпании Ryanair на латвийском рынке. Для жителей Латвии и соседних прибалтийских стран появление Ryanair открыло новые возможности – перелеты по доступной цене. Таким образом воздушное сообщение перестало быть дорогим способом передвижения, и начиная с 2004 года аэропорт претерпел быстрое увеличение пассажиропотока с каждым последующим годом (см. рис. 8)
Рис. 8 Динамика роста пассажиропотока в аэропроту «Рига» на период с 2000 по 2009 год
Сегодня Ryanair обеспечивает 12 прямых рейсов из Международного аэропорта «Рига»: в Стокгольм (Skavsta), Дюссельдорф (Niederrhein), Лондон (Stansted), Ливерпуль, Дублин, Брюссель (Šarlerua), Тампере, Глазго (Prestwick), Истмидленд, Франкфурт (Hahn), Бремен и Милан (Bergamo)8.
Главным событием и результатом модернизации аэропорта Рига, в 2009 году для Латвии в сфере авиационных перевозок, стала первая группа туристов из Японии. 4 августа 2009 года впервые в истории международного аэропорта «Рига» авиакомпания Japan Airlines (JAL – вторая крупнейшая авиакомпания Азии) выполнила чартерный рейс из Японии в Ригу. Первыми пассажирами нового рейса стали должностные лица и представители ведущих организаций туристической индустрии Японии. Воздушное судно ожидало крещение водой, а гостей – особая церемония встречи в латвийских традициях. Первую группу туристов, прибывшую в страны Балтии чартерным рейсом из Японии, встречали высокопоставленные лица государства и посол Японии в Латвии.
Этот чартерный полет является важным шагом для укрепления партнерских отношений. Так как осуществление межконтинентальных перелетов из Азии в Европу и Америку наиболее приемлемо и экономически выгодно через международный аэропорт «Рига», благодаря его географическому расположению. Рижский аэропорт признан соответствующим нормам безопасности японских авиакомпаний, а приземление в аэропорту воздушного судна Boeing 747 стало возможным благодаря проведенной модернизации и удлинению взлетно-посадочной полосы 9.
Табл. 9 (привязать)
Результаты работы авиакомпаний в аэропорту «Рига» в 2008 и 2009 году
Авиакомпания |
2008, пасс. |
Доля в 2008 году |
2009, пасс. |
Доля в 2009 году |
Air Baltic Corporation |
2765303 |
67,52% | ||
Ryanair |
886108 |
21,64% | ||
KLM |
90290 |
2,20% | ||
Lufthansa |
54863 |
1,34% | ||
Smartlynx |
59615 |
1,46% | ||
Norwegian Air Shuttle |
39740 |
0,97% | ||
Aeroflot |
44098 |
1,08% | ||
CSA |
41800 |
1,02% | ||
Finnair |
37425 |
0,91% | ||
Turkish Airlines |
27142 |
0,66% | ||
LOT Polish Airlines |
21685 |
0,53% | ||
Uzbekistan Airways |
14667 |
0,36% | ||
SAS |
6023 |
0,15% | ||
VIP Aviation |
178 |
0,00% | ||
Другие |
6607 |
0,16% | ||
Всего |
4095540 |
100,00% |
Долевое участие на рынке пассажирских
авиаперевозок в аэропорту «
Рис. 9 привязать
Влияние экономического кризиса на планы развития аэропорта «Рига».
Развитие аэропорта «Рига» приостановлено
В конце 2009 года конкурс развития Международного аэропорта «Рига», победителями которого являлись «TAV Havalumanlari Holding AS» (Турция) и «Skonto būve» (Латвия), приостановлен правлением аэропорта. Проект строительства нового терминала, предусматривавший обслуживание 30 миллионов пассажиров в год признан неосуществимым на данный момент. В то время, когда был объявлен конкурс, кризиса в индустрии авиации еще не было. На сегодняшний день ситуация на авиационном рынке резко изменилась. Вместо турецкой компании строительством нового терминала на 5 миллионов пассажиров может заняться авиакомпания airBaltic. По результатам исследований европейских аналитиков, объема пассажиропотока в 10 миллионов Международный аэропорт «Рига» может достигнуть только к 2022 году (при наличии межконтинентальных полетов и привлечении новых авиапредприятий). Примерно до 2013 года рижскому аэропорту с модернизированным терминалом вполне хватит мощности для обслуживания 6 миллионов пассажиров. Несмотря на ухудшение экономической ситуации в стране, прирост пассажиров рижского аэропорта держится в пределах 10%, отчасти за счет увеличения числа транзитных пассажиров – более 30%10.
В проекте развития Международного аэропорта «Рига» немаловажную роль сыграла авиакомпания airBaltic, предложив разработку новой концепции строительства терминала по более привлекательной цене. Первоначальный проект с огромными инвестициями и неоправданно высокая стоимость терминала не позволили бы аэропорту «Рига» конкурировать с другими аэропортами. При осуществлении проекта развития турецкой компанией TAV строительство проходило бы в два этапа: первый на 15 миллионов пассажиров и второй на 25 миллионов. Срок введения в эксплуатацию первого терминала был намечен на 2012 год. Второй терминал с гостиницами, магазинами, выставочными и конференц-залами возводили бы на месте имеющегося. Также планировалась еще одна взлетно-посадочная полоса. Затраты, таким образом, составили бы от 250 до 500 миллионов евро. При объеме 10 миллионов пассажиров в год также предполагается работа двух терминалов: строительство нового терминала airBaltic для своих транзитных пассажиров и модернизация имеющегося для обслуживания пассажиров других авиакомпаний. Затраты на строительство нового терминала около 100 миллионов евро. Вторая взлетно-посадочная полоса планируется после 2022 года. Стоянки, гостиницы, офисные помещения и торгово-развлекательные комплексы должны быть возведены до 2020 года.
Несмотря на сложившуюся ситуацию разработка краткосрочных и долгосрочных мероприятий по развитию инфраструктуры столичного аэропорта, с учетом прогноза увеличения пассажиропотока, будет продолжаться. По данным Международного аэропорта «Рига» и Международного совета аэропортов Европы (ACI Europe) в 2009 году объем пассажиропотока снизился на 8%. В рижском аэропорту прирост пассажиропотока составляет 9.7% (в основном благодаря транзитным пассажирам airBaltic). В таллиннском аэропорту падение составляет 26.8%, в вильнюсском – 39.5%.
Анализируя деятельность международного аэропорта «Рига», можно сделать вывод: аэропорт модернизируют и планируют строить новые аэровокзальные здания, обновляют аэронавигационное оборудование, внедряют современные информационные системы, включая современную систему продажи и бронирования билетов, развивают неавиационный сервис (гостиницы, кафе, парковки, такси, сопровождение детей и т.д.). Вблизи построены крупные складские комплексы, способные представить весь комплекс транспортно-логистических услуг. Таким образом, аэропорт «Рига» имеет все возможности стать мультимодальным транспортным узлом, вписавшись прежде всего в международную сеть хабов11.
1.2. Роль национальной
авиакомпании airBaltic в развитии пассажирских
потоков через Латвию в
1.2.1.Исследование летного парка компании airBaltic
На данный момент летный парк авиакомпании airBaltic (табл. 10) составляют:
• 2 самолетa типа Boeing 757–200
• 10 самолетов типа Boeing 737–500
• 8 самолетов типа Boeing 737–300
• 11 самолетов типа Fokker 50
Boeing 737 – самая продаваемая серия самолетов в истории авиации: их общее число достигло 5200. Моторы для него произведены CFM International (владельцы - General Electric (США) и SNECMA (Франция)), их особенность заключается в очень низком уровне шума.
Fokker
50 – самолет с двумя
Табл. 10
Технические характеристики летного парка компании airBaltic
Boeing 757-200 |
Boeing 737-500 |
|
|
Количество мест – 200 Максимальный взлетный вес - 115 тонн Максимальная грузоподъемность - 23 т Длина – 47,3 м Размах крыла – 38 м Скорость полета – 800 км/ч Дальность полета – 7222 км Потолок полета 12500 м Расход топлива – 3900 л/ч Двигатель – Rolls Royce RB211-535R4 Максимальный уровень шума 97,2 дБ |
Количество мест - 120/126 Максимальный взлетный вес - 57 тонн Максимальная грузоподъемность – 13,5 т Длина – 31 м Размах крыла – 28,9 м Скорость полета – 800 км/ч Дальность полета – 3500 км Потолок полета 11300 м Расход топлива – 3000 л/ч Двигатель – CFM56-3 Максимальный уровень шума 98,6 дБ |
Boeing 737-300 |
Fokker 50 |
|
|
Количество мест – 149 Максимальный взлетный вес – 62,8 тонн Максимальная грузоподъемность – 14,2 т Длина – 32,18 м Размах крыла – 31,22 м Скорость полета – 900 км/ч Дальность полета – 3500 км Потолок полета 11300 м Расход топлива – 3000 л/ч Двигатель – CFM56-3C-1 Максимальный уровень шума 97,6 дБ |
Количество мест – 46/50/52 Максимальный взлетный вес – 20,8 тонн Максимальная грузоподъемность – 4,9 т Длина – 25,3 м Размах крыла – 29,0 м Скорость полета – 520 км/ч Дальность полета – 1300 км Потолок полета 7000 м Расход топлива – 800 л/ч Двигатель – Pratt and Whitney 125 B Максимальный уровень шума 96,9 дБ |
В 2010 году авиакомпания airBaltic получит первые из двенадцати заказанных новых самолетов канадского самолетостроительного предприятия «Bombardier» – DHC 8-Q400 NextGen (рис. 10), которые к 2013 году полностью заменят воздушные суда Fokker-50. Модель DHC 8-Q400 NextGen (табл. 11) по сравнению с Fokker-50 имеет возможность летать на более высоких эшелонах, с большей скоростью и дальностью. На борт самолета от «Bombardier» вмещается до 78 пассажиров, он оборудован новейшей авионикой и более мощными двигателями.
Рис. 10 Воздушное судно DHC 8-Q400 NextGen авиакомпании airBaltic.
Технические характеристики нового самолета DHC 8-Q400 NextGen в таблице 8.
Табл. 11
Технические характеристики DHC 8-Q400 NextGen
DHC 8-Q400 NextGen |
Количество мест -74 Максимальный взлетный вес – 29,26 тонн Максимальная грузоподъемность – 8,67 т Длина – 32,84 м Размах крыла – 28,42 м Скорость полета – 667 км/ч Дальность полета – 2522 км Потолок полета – 8230 м Расход топлива – 1600 л/ч Двигатель - Pratt and Whitney PW150A Максимальный уровень шума 94,8 дБ |
Изучив более детально технические характеристики воздушного судна Fokker 50 и DHC 8-Q400 NextGen выявились некоторые преимущества у закупленных самолетов компании «Bombardier», которые скорее всего стали ключевым моментом к принятию решения о закупки руководством компании «airBaltic». Рассмотрим некоторые сравнительные результаты.
Рис. Дистанция, потребная воздушному судну, для набора высоты в условиях стандартной атмосферы
Рис. Время затрачиваемое воздушным судном при наборе высоты при условиях стандартной атмосферы
Рис. Дистанция, пройденная воздушным судном, за первый час полета
1.2.2.Анализ направлений полетов (загрузка) компании airBaltic
В настоящее время airBaltic предлагает прямые перелеты из трех столиц Балтийских государств – из Риги, Латвия, из Таллинна, Эстония и из Вильнюса, Литва. Из Риги airBaltic производит полеты в Алесунд, Алма-Ату, Афины, Амстердам, Баку, Барселону, Берген, Белград, Берлин, Биллунд, Брюссель, Ваасу, Варшаву, Венецию, Вену, Вильнюс, Гетеборг, Гамбург, Ганновер, Дубаи, Дублин, Душанбе, Дюссельдорф, Ереван, Женеву, Калининград, Каунас, Киев, Кишинев, Копенгаген, Куопио, Лаппеенранта, Лондон, Мадрид, Милан, Минск, Москву, Мюнхен, Ниццу, Одессу, Осло, Оулу, Палангу, Париж, Псков, Рим, Санкт-Петербург, Симферополь, Ставангер, Стамбул, Стокгольм, Таллинн, Тарту, Темпере, Ташкент, Тбилиси, Тель-Авив, Тромсе, Турку, Франкфурт, Хельсинки и Цюрих (Рис. 11).
Информация о работе Развитие авиакомпании в условиях кризиса