Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:58, контрольная работа
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.
Введение..
1. Сущность, структура и функции политической системы общества
1.1. Сущность политической системы..
1.2. Функции политической системы..
2. Типология политических систем..
2.1. Авторитарная политическая система.
2.2. Тоталитарная политическая система.
2.3. Политическая система демократического типа.
3. Особенности политической системы современного российского общества
Заключение..
Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основание такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих.
Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.
"Устойчивое игнорирование
общественного мнения, формирование
государственной политики без
привлечения общественности в
большинстве случаев делают
2.2. Тоталитарная политическая система
Качественным типологическим своеобразием обладает и тоталитарная политическая система. Термин "тоталитаризм" (от лат. totalitas – целостность) появился в 20-х годах XX столетия в Италии. Его широко использовал Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей теории "органистского государства", олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма ДЖ. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях "левых коммунистов", Л. Троцкого.
Отдельные элементы тоталитарной
системы исторически
Наиболее важным механизмом
формирования таких политических и
социальных порядков, подлинным движителем
этого процесса являлись идеологические
факторы. Именно идеология определяла
социальные горизонты развития общества
на пути утверждения того или иного
политического идеала, формировала
соответствующие институты и
нормы, закладывала новые традиции,
создавала пантеоны своих героев,
ставила цели и задавала сроки
их реализации. Все, что отрицалось
идеологическим проектом, подлежало
уничтожению, все, что предписывалось
им, - непременному воплощению. Занимая
центральное место в
"Тоталитарные идеологии
относятся к типу
Непременным фактором роста влияния тоталитарных идеологем на общественное мнение является и их неразрывная связь с авторитетом сильного лидера, партии. Мифологические идеологии чрезвычайно конфронтационны. Они безапелляционно настаивают на своей правоте и бескомпромиссно настроены против идейных противников. В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные режимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею.
"…государственная мощь
создавала новое прошлое, по-
Закрепленная в конституции
страны руководящая роль коммунистической
партии в СССР означала полный приоритет
идеологических подходов при решении
любых общезначимых (государственных)
экономических, хозяйственных, региональных,
международных и прочих проблем.
Полное политическое господство этого
государства-партии проявилось в безусловном
и неоспоримом господстве централизованного
контроля и планирования в экономической
сфере. Полное господство крупных предприятий,
недопущение частной
Монолитность политической власти предполагала не разделение, а практическое срастание всех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Механизмы самоуправления и самоорганизации утратили присущие им автономность и самостоятельность. Власть делала акцент только на коллективные формы и способы социальной и политической активности. Выборы целиком и полностью подвергались беззастенчивому режиссированию, выполняя, таким образом сугубо декоративную функцию. Для контроля за этим монопольным политическим порядком власти создавалась мощная секретная политическая полиция (в Германии – отряды СС, в СССР – ВЧК, НКВД, КГБ). Это был механизм жесткого всепроникающего контроля и управления, не имевшего исключений и зачастую использовавшийся для решения конфликтов внутри правящего слоя.
Универсальная и по сути единственная политико-идеологическая форма регулирования всех социальных процессов стерла при тоталитаризме границу между государством и обществом. Власть получила неограниченный доступ во все сферы общественных отношений, вплоть до личной жизни человека, активно используя для этого методы террора, агрессии, геноцида против собственного народа.
Можно заключить, что тоталитарные политические системы характерны в основном для стран с пред - и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами. Поэтому тоталитаризм – это феномен только XX века, данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам.
2.3. Политическая система демократического типа
Несмотря на разнообразие
имеющихся теоретических
К сторонникам ценностного
подхода относятся и
Сторонникам такого понимания
демократии оппонируют приверженцы
т. н. "рационально-процедурного"
подхода. Философская база такой
позиции основана на том, что демократия
возможна лишь в условиях, когда
распространение ресурсов власти в
обществе приобретает столь широкий
характер, что ни одна общественная
группа не в состоянии подавить своих
соперников или сохранить властную
гегемонию. В таком случае наиболее
рациональным выходом из ситуации является
достижение компромисса и взаимное
разделение функций и полномочий,
обусловливающих чередование
"…демократия как определенная
система власти по существу
представляет собой форму
Демократия это законное
право формулировать и
Что касается нормативной
базы, то демократия организует и упорядочивает
конфликтное соперничество
Специфика и уникальность демократического устройства власти выражается в наличии у нее универсальных способов и механизмов организации политического порядка. В частности, такая политическая система предполагает:
- обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
- систематическую выборность основных органов власти;
- наличие механизмов, обеспечивающих
относительное преимущество
- абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти;
- профессиональный характер правления элит;
- контроль общественности
за принятием важнейших
- идейный плюрализм и конкуренцию мнений.
Действие таких всеобщих
способов формирования власти предполагает
наделение управляющих и
Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.
Близка по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения.
Представительная демократия
является более сложной формой политического
участия граждан. Она предполагает
опосредованное включение граждан
в процесс принятия решений через
их представителей, выбираемых ими
в законодательные или
Важнейшей предпосылкой и
одновременно фактором формирования политической
системы демократического типа является
наличие гражданского общества. Гражданское
общество характеризует всю совокупность
разнообразных форм социальной активности
населения, не обусловленную деятельностью
государственных органов и
Информация о работе Сущность, структура и функции политической системы общества