Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 10:15, курсовая работа
Цель данной работы: попытка выработки предложений и рекомендаций по улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности военнослужащих.
Для этого в первой главе данной работы мы ознакомимся с законодательством Российской Федерации и законами, принятыми в СССР по интересующему нас вопросу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………………………… 7
1.1. Законодательство СССР……………………………………………………7
1.2 Нормативно-правовые акты периода 1977- 1993 гг.……………………11
1.3 Законодательство России после 1993 года………………………………16
Глава 2 ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………….……19
2.1 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих….19
2.2 Ответственность военнослужащих ………………………………………22
2.3 Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР………………….24
Глава 3 ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ..……………………..27
3.1 Права военнослужащих ……………………………………………………27
3.2 Льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим……………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..53
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Балашовский филиал РАНХ и ГС
Специальность 081100.62 Государственное и муниципальное управление
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственная и муниципальная служба»
на тему:
«Административно правовой статус военнослужащего»
Автор работы:
студент 3 курса 32вв группы
заочной формы обучения
подпись__________________
Руководитель работы:
Оценка____________________
Подпись___________________
«_____»______________2014 г.
Балашов 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………………………… 7
1.1. Законодательство СССР……………………………………………………7
1.2 Нормативно-правовые акты периода 1977- 1993 гг.……………………11
1.3 Законодательство России после 1993 года………………………………16
Глава 2 ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………….……19
2.1 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих….19
2.2 Ответственность военнослужащих ………………………………………22
2.3 Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР………………….24
Глава 3 ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ..……………………..27
3.1 Права военнослужащих ……………………………………………………27
3.2 Льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим……………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..53
ВВЕДЕНИЕ
В семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века был принят ряд законов, определяющих права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей.
В соответствии с этими
законами военнослужащие
В названных законах
На тот период времени правовая база по этому вопросу была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но с принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации и в связи с переменами, произошедшими в нашем обществе, возникла необходимость принятия нового закона о статусе военнослужащих.
Новая конституция нашей страны потребовала коренного изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной вооруженные силы и спецслужбы нашего государства.
Демократические процессы, происходящие ныне в Российской Федерации, затронули все слои общества, включая Вооруженные Силы. В условиях резкого обострения общественных противоречий, когда развитие российского общества подчас приобретает непредсказуемый характер, роль правового регулирования строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает. При этом невозможно решать военные проблемы, не учитывая проблем экономических, правовых и гуманитарных.
На сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, спада производства и нехватки бюджетных средств, военнослужащие представляют одну из категорий населения нашей страны, которой весьма необходимы поддержка государства и правовая защита.
Военная мощь государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм. Регулирующая роль права способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов.
Регулирование сложных, комплексных правоотношений, характерных для Вооруженных Сил, требует применения норм многих отраслей права. Следовательно, военное право – это не самостоятельная, обособленная отрасль, а одна из органических частей всей правовой системы государства.
В военно-правовой литературе
наряду с термином “военное
право” часто встречается
По юридической силе, содержанию и уровню социальной защиты право и обязанности военнослужащих можно разделить на три группы.
Первая группа – содержащиеся в Конституции основные, неотъемлемые права и обязанности военнослужащего, которые определяют его статус как гражданина страны и защищают его неприкосновенность как особого должностного лица. Это те социально-экономические, политические и личные права и свободы, которые не могут быть изменены, отменены или ограничены другими нормативно-правовыми актами меньшей юридической силы. Недопустимы факты установления различных ограничений и запретов конституционных прав и свобод со стороны военного командования и отдельных ведомств. Только реальное обеспечение конституционных прав военнослужащих дает гарантии социальной защищенности этой категории российских граждан.
Международные пакты о правах человека предусматривают возможность ограничения прав военнослужащих только в отдельных, строго определенных случаях. Все эти случаи должны быть оговорены в Конституции.
Вторая группа – те права и обязанности, содержащиеся в нормах различных отраслей права, которые распространяются на военнослужащих, но, в отличие от первой группы, в некоторых случаях имеют свои особенности по отношению к военнослужащим.
Третья группа – права и обязанности военнослужащих, которые вытекают из условий военной службы и устанавливаются законами о вооруженных силах, а также изданными на их основе правовыми актами. Эти нормы определяют общие, должностные и специальные права и обязанности военнослужащих.
В данной работе мы постараемся рассмотреть все три группы прав и свобод военнослужащих, содержащихся в нормативно-правовых актах СССР и Российской Федерации, так как на сегодняшний день вопрос о статусе военнослужащих продолжает оставаться одним из актуальных и достаточно серьезных. Дальнейшая проработка этого вопроса позволит укрепить правовое положение военнослужащих, а также обеспечить должную правовую и социальную защищенность как их самих, так и членов их семей.
Задачи данной работы провести сравнительный анализ законодательства СССР и законодательства Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод военнослужащих, их обязанностей и ответственности, правовой и социальной защиты, постараться выявить достоинства, недостатки и недоработки современного законодательства в этой области.
Цель данной работы: попытка выработки предложений и рекомендаций по улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности военнослужащих.
Для этого в первой главе данной работы мы ознакомимся с законодательством Российской Федерации и законами, принятыми в СССР по интересующему нас вопросу.
Во второй главе мы рассмотрим обязанности и ответственность военнослужащих РФ.
Глава третья будет посвящена правам, свободам и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
1.1 Законодательство СССР
За время своего существования СССР вел достаточно много войн, как на своей территории, так и на территории других государств. Для этих целей стране была нужна достаточно большая профессиональная армия. С целью привлечения в армию молодежи и квалифицированных кадров была развернута пропаганда военной службы и приняты ряд законов о правах и обязанностях военнослужащих.
Военная служба считалась очень престижной. Со школьной скамьи советский человек готовился стать защитником родины и считал это почетной обязанность. Руководство страны всячески проявляло заботу о военнослужащих. “…Партия воспитывает коммунистов, всех советских людей в духе постоянной готовности к защите социалистической отчизны, любви к своей армии. Она будет всесторонне способствовать дальнейшему развитию деятельности общественных оборонных организаций. Защита отечества, служба в Советских Вооруженных Силах – высокая и почетная обязанность советского гражданина…”1.
Государство заботилось не только о военнослужащих, но и проявляло большую заботу о военно-патриотическом воспитании молодежи с целью подготовки кадров для службы в армии. Формирование точки зрения о престижности военной службы начиналось именно в школе. В школах и на предприятиях молодежь проходила начальную военную подготовку, положение о которой было утверждено министром обороны СССР 17 июня 1968 года.
Конечно, одним из основных законов, регламентирующих права и обязанности военнослужащих был закон СССР “О всеобщей воинской обязанности” от 12 октября 1967 года (глава VIII ст. 63 “…Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий военной службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами2…”).
Государство понимало необходимость повышения образовательного уровня военнослужащих и поэтому в то время существовало достаточно много нормативных актов, регламентирующих этот вопрос.
В этих целях и для реализации права военнослужащих на образование приказом Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4 было введено в действие “Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в вечерних и заочных высших и средних специальных гражданских учебных заведениях”.
Среднее военное и специальное образование в Вооруженных Силах осуществлялось через систему средних военно-учебных заведений. “Положение о средних военных училищах Вооруженных Сил СССР” было введено в действие приказом Министра обороны СССР от 8 мая 1962 года № 120.
В целях обеспечения возможности получения военнослужащими среднего военно-специального образования без отрыва от службы существовало “Положение об экстернате при военных училищах министерства обороны СССР” (приказ Министра обороны № 218 от 25 сентября 1974 года).
Военнослужащие также пользовались различными льготами в области образования. Так статья 43 Закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” гласит: “…За лицами, призванными на действительную военную службу в период обучения в учебных заведениях, при увольнении в запас сохраняется право быть зачисленными для продолжения учебы в том учебном заведении и на том курсе, где они обучались до призыва на военную службу…”3. Льготы установленные для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений распространялись и на военнослужащих обучающихся в этих учебных заведениях (приказ Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4). Согласно приказа Министра обороны СССР от 14 октября 1975 года № 245 льготы предоставлялись и военнослужащим обучающимся без отрыва от службы (работы) в общеобразовательных школах.
Военнослужащие имели льготы при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, прописанные в правилах приема в эти учебные заведения.
Такое многообразие нормативно-правовых актов, так или иначе регламентирующих вопрос об образовании военнослужащих, объясняется тем, что в армии потребовались образованные квалифицированные кадры. Естественно государство установило ряд льгот для военнослужащих в области образования.
Вопрос снабжения вещевым имуществом был прописан в “Положении о вещевом снабжении советской армии и военно-морского флота на мирное время” (приказ Министра обороны СССР № 60 от 12 марта 1971 года).
“Настоящим Положением определяется порядок вещевого снабжения воинских частей Советской Армии и Военно-Морского Флота…”4, кроме того, в данном положении прописывалось, кто может пользоваться правом на вещевое довольствие и в чем оно (снабжение) заключается.
Один из самых актуальных вопросов, который стоял в нашем обществе во все времена – квартирный. Министерство обороны СССР не обошло его стороной. В Законе СССР “О всеобщей воинской обязанности” этому вопросу посвящены статьи 70-72: “Статья 70. За военнослужащими действительной срочной военной служб сохраняется жилая площадь, и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилой площади.
Информация о работе Административно правовой статус военнослужащего