Административно правовой статус военнослужащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: попытка выработки предложений и рекомендаций по улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности военнослужащих.
Для этого в первой главе данной работы мы ознакомимся с законодательством Российской Федерации и законами, принятыми в СССР по интересующему нас вопросу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

Глава 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………………………… 7

1.1. Законодательство СССР……………………………………………………7

1.2 Нормативно-правовые акты периода 1977- 1993 гг.……………………11

1.3 Законодательство России после 1993 года………………………………16

Глава 2 ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………….……19

2.1 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих….19

2.2 Ответственность военнослужащих ………………………………………22

2.3 Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР………………….24

Глава 3 ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ..……………………..27

3.1 Права военнослужащих ……………………………………………………27

3.2 Льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим……………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..53

Файлы: 1 файл

кур раб адм прав ст всл2.docx

— 92.70 Кб (Скачать файл)

Статья 71. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, состоящие на действительной военной службе, и военнослужащие сверхсрочной службы оплачивают занимаемую ими жилую площадь по льготным ставкам согласно действующему законодательству.

Статья 72. Обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР…”5

22 апреля 1965 года приказом Министра обороны  СССР № 100 было введено “Положение  о квартирно-эксплуатационной службе  и квартирном довольствии советской  армии и военно-морского флота”. Кроме того, продолжали действовать “Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей”, утвержденный постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года и циркуляр Всесоюзного совета коммунального хозяйства при ЦИК СССР от 8 апреля 1936 года о порядке применения постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 17 апреля 1936 года “О ставках квартирной платы для военнослужащих кадрового командного и начальствующего состава, кадрового младшего командного и начальствующего состава сверхсрочной службы и кадрового рядового состава сверхсрочной службы РККА, пограничной и внутренней охраны НКВД Союза ССР”.

Как видно вопрос квартирного обеспечения регламентировался довольно большим количеством нормативно-правовых актов, но этот перечень далеко не полон. Существовал еще ряд постановлений СМ СССР так или иначе затрагивающих этот вопрос (“О расширении льгот инвалидам отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в великую отечественную войну”, “О размерах земельных участков и денежных ссуд, предоставляемых генералам, адмиралам и старшим офицерам для индивидуального строительства жилых домов” и т. д.).

Эти законодательные акты определяли льготы для различных категорий военнослужащих, размеры квартирной платы, размеры земельных участков, суммы ссуд на строительство жилых домов и другие вопросы, касающиеся квартирного обеспечения.

В вопросе медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей советское государство также установило ряд льгот. Существовали различные ведомственные инструкции и приказы, регламентирующие вопрос медицинского обеспечения. Примером может служить введенная в действие приказом Военного Министра СССР от 10 марта 1952 года № 20 “Инструкция о порядке отбора и направления военнослужащих, членов их семей, пенсионеров и вольнонаемного состава в санатории и дома отдыха военного министерства СССР”, определяющая кто из членов семей военнослужащих имел право на санаторное лечение, стоимость санаторных билетов (путевок) и порядок их оплаты.

Вопрос пенсии военнослужащих, регламентировался Законом СССР от 14 июля 1956 года “О государственных пенсиях”, постановлением СМ СССР от 2 января 1957 года № 1 “О пенсиях офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям”, “Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий”, утвержденным постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 года № 590, постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 “О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям” и др.

В этих нормативно-правовых актах определялись лица, имеющие право на государственное пенсионное обеспечение, порядок исчисления пенсий, порядок обращения за назначением пенсий, порядок исчисления выслуги лет на пенсию, порядок пересмотра ранее назначенной пенсии.

Военнослужащие армии СССР пользовались довольно большим перечнем льгот, и этот перечень периодически пополнялся. Так в марте 1965 года было принято постановление Совета Министров СССР  № 140 “О расширении льгот инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну”, а в постановлении СМ СССР от 20 мая 1965 года № 401 было сказано: “Совет Министров СССР постановляет:

Распространить льготы, установленные постановлением Совета Министров СССР от 6 марта 1965 года № 140 для инвалидов Отечественной войны, на других инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте”.6

Таким образом, льготы распространялись не только на военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, но и на других военнослужащих, так или иначе получивших ранения или увечья при защите СССР.

Военнослужащие имели также ряд льгот по перевозкам. Закон СССР “О всеобщей воинской обязанности”: “Статья 68. Перевозка и обеспечение питанием в пути следования лиц, призванных на действительную военную службу и на сборы, а также уволенных их рядов Вооруженных Сил СССР по окончании действительной военной службы и сборов к месту жительства, производятся за счет государства.

Статья 69. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и их семьи, а также военнослужащие срочной службы при переездах по железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным путям сообщения пользуются льготами в соответствии с действующим законодательством…”7

Льготы по перевозкам были установлены “Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей”, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года. Этот кодекс устанавливал льготы по перевозкам и определял круг лиц, имеющих право на эти льготы.

Оплата воинских перевозок производилась в соответствии с инструкцией “О порядке учета, оформления и использования воинских перевозочных документов и оплате воинских перевозок”, введенной в действие приказом Министра обороны СССР от 15 сентября 1964 года № 200. Инструкция определяла, какие документы давали право на проезд и перевозку грузов, срок действия перевозочных документов, основания для  получения перевозочных документов.

 

 

 

2.1 Нормативно-правовые акты периода 1977-1993 гг.

 

В 1977 году в СССР была принята новая Конституция. По мнению юристов тех лет это шаг вперед в развитии советского законодательства: “Огромная работа, проведенная за последнее время в области совершенствования советского законодательства, позволила, как это отмечалось на XXV съезде КПСС, привести юридические нормы в соответствие с новым уровнем, достигнутым нашим обществом. Однако общественная жизнь не стоит на месте. Не может не развиваться и наше законодательство.

Исключительная роль в дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка принадлежит новой Конституции СССР. Закрепляя основы общественного строя и политики СССР, устанавливая права, свободы и обязанности граждан, принципы и цели социалистического общенародного государства, Конституция СССР формулирует руководящие положения для всей системы советского законодательства и практики его осуществления, создает прочные конституционные гарантии строго и неуклонного исполнения правовых предписаний государства всеми организациями, должностными лицами и гражданами”.8

В Вооруженных Силах воздействие советского права проявлялось особенно активно, поскольку здесь в силу специфики военной службы жизнь, быт и деятельность людей регламентируются нормативно-правовыми актами гораздо более детально, чем в любой сфере гражданской жизни.

“Законодательство служит необходимым и действенным средством государственного регулирования общественных отношений в области устройства, комплектования, жизни и деятельности Вооруженных Сил. В нормах права получают юридическое закрепление основные направления политики партии и государства по вопросам укрепления обороноспособности нашей страны, совершенствования Вооруженных Сил, повышения качества боевой подготовки и идейной закалки личного состава, обеспечения сознательной воинской дисциплины, порядка и организованности, поддержания высокой боевой готовности войск и сил флота.

Советское законодательство служит надежным средством охраны боеспособности Вооруженных Сил, воинской дисциплины, уставного порядка несения воинской службы, прав и законных интересов военнослужащих.

Советское военное законодательство является правовой основой строительства Советских Вооруженных Сил, средством регулирования их жизни и деятельности. Будучи составной частью единого законодательства СССР, оно представляет собой систему законов и иных правовых актов, в которых выражены нормы различных отраслей законодательства, регулирующие отношения в сфере строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил СССР, а также охраны установленного в них порядка.

Военное законодательство характеризуется теми же основными чертами и принципами, которые присущи всему советскому законодательству. Вместе с тем оно имеет и определенные особенности, отражающие специфику военной организации. Эти особенности состоят, в частности, в том, что военное законодательство, во-первых, представляет собой наиболее централизованный вид советского законодательства и, во-вторых, более детально регламентирует различные стороны общественных отношений, которые складываются в Вооруженных Силах.

Военное законодательство призвано прежде всего юридически оформить правовое положение военной организации в государстве, организационные принципы формирования и структуру Советских Вооруженных Сил, систему государственных органов управления ими; установить определенный порядок комплектования и прохождения действительной военной службы и службы в запасе с учетом интересов Советского государства и граждан, призываемых на воинскую службу; определить правовое положение военнослужащих и военнообязанных; установить основные начала боевой и политической подготовки, материально-технического снабжения и культурно-бытового обеспечения войск; закрепить правовые основы советской воинской дисциплины и обеспечить охрану установленного порядка. Понятно, что такого рода задачи не могут быть решены с помощью актов, издаваемых местными и даже республиканскими органами. Поэтому советское военное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые издаются общесоюзными органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, определяемой Конституцией СССР и другими общесоюзными законами. В этом находит свое выражение первая из названных особенностей.

Вторая особенность обуславливается тем обстоятельством, что назначение и само существование Вооруженных Сил требуют высокой степени определенности и детальной упорядоченности воинских отношений, ибо только четкие и слаженные действия органов военного управления, всех военнослужащих, подразделений, частей м кораблей могут обеспечить успешное выполнение задач, возложенных на армию и флот”.9

Большое значение в вопросе регулирования армейской жизни придавалось уставам: “Среди военно-правовых актов, регулирующих различные стороны армейской и флотской жизни, ведущая роль принадлежит воинским уставам, представляющим собой систематизированные своды правил поведения и деятельности военнослужащих. Уставы являются основой всего воинского порядка. Закрепленные в них правовые нормы позволяют обеспечить единство, слаженность и четкость действий всех звеньев военной организации Советского государства”10.

Права и обязанности советских граждан, закрепленные в Конституции СССР 1977 года распространялись и на военнослужащих: “Права и обязанности как социальные категории – это установленные законом и гарантированные государством меры возможного и должного поведения личности в области экономических, политических и иных общественных отношений, в том числе в области строительства, укрепления и применения Вооруженных Сил.

Закрепленные государством в законах, воинских уставах и других правовых актах права и обязанности военнослужащих являются юридическим выражением отношений между советским обществом и его воинами.

Конституционные права и обязанности военнослужащих как граждан СССР установлены Конституцией СССР и являются фундаментом для военно-служебных прав и обязанностей. Согласно ст. 63 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные запаса пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности граждан СССР.

Конституция СССР не делает для военнослужащих исключений и в области личных свобод граждан (неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести). Как и все граждане, военнослужащие пользуются правом на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство, имеют право обращаться с жалобой на действия должностных лиц в государственные органы и общественные организации, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных учреждений и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В то же время принцип политического и гражданского равноправия военнослужащих предполагает их равную со всеми гражданами ответственность за исполнение конституционных обязанностей, продиктованных высшими интересами нашего общества и соответствующих коренным интересам советских граждан. На воинов Вооруженных Сил в полной мере распространяется установленное ст. 59 Конституции СССР положение о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей”11.

Но все же права военнослужащих отличались от прав других граждан в силу специфики военной службы: “В то же время нельзя упускать из виду, что правовое положение военнослужащих по сравнению с положением других граждан имеет определенные особенности, вытекающие из специфики военной службы, из необходимости поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил. Например, право на образование реализуется военнослужащими преимущественно через систему военно-учебных заведений; повседневная служебная деятельность военнослужащих регламентируется нормами военного законодательства, трудовое законодательство на них не распространяется. Есть особенности и в порядке осуществления некоторых других прав граждан.

Информация о работе Административно правовой статус военнослужащего