Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 10:15, курсовая работа
Цель данной работы: попытка выработки предложений и рекомендаций по улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности военнослужащих.
Для этого в первой главе данной работы мы ознакомимся с законодательством Российской Федерации и законами, принятыми в СССР по интересующему нас вопросу.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………………………………………… 7
1.1. Законодательство СССР……………………………………………………7
1.2 Нормативно-правовые акты периода 1977- 1993 гг.……………………11
1.3 Законодательство России после 1993 года………………………………16
Глава 2 ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………….……19
2.1 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих….19
2.2 Ответственность военнослужащих ………………………………………22
2.3 Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР………………….24
Глава 3 ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ..……………………..27
3.1 Права военнослужащих ……………………………………………………27
3.2 Льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим……………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..53
Военно-служебные права и обязанности военнослужащих – это права и обязанности, которые, базируясь на конституционных, возникают у граждан в связи с зачислением их в ряды Вооруженных Сил и прохождением действительной военной службы. Они установлены законом СССР о всеобщей воинской обязанности, военной присягой, воинскими уставами, наставлениями, руководствами, положениями и инструкциями, а также приказами соответствующих командиров и начальников. По характеру и условиям осуществления военно-служебные права и обязанности подразделяются на общие, должностные и специальные”12.
Но кроме всеобщих прав и прав обусловленных спецификой военной службы Советское государство предоставило военнослужащим дополнительные права (льготы): “Военнослужащие Вооруженных Сил СССР наряду с правами, предоставленными всем советским гражданам, пользуются рядом дополнительных прав – специальными льготами (преимущественными), которые предоставляются им и их семьям в связи с характером и особенностями военной службы”13.
Льготы военнослужащим и их семьям относились к различным областям производственной, социальной и культурной жизни. Одни из них предоставлялись при прохождении действительной военной службы, другие – при увольнении в запас или отставку. Особую группу образовали льготы инвалидам войны и военной службы и семьям погибших воинов.
Действовавшие в то время льготы военнослужащим и их семьям были установлены Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей 1930 г., Законом СССР о всеобщей воинской обязанности и другими правовыми актами.
Нормативные акты, определяющие различные льготы для военнослужащих, были рассмотрены в первом параграфе данной работы. Кроме того следует указать еще “Примерное положение о районном совете депутатов трудящихся” и “Примерное положение о городском, районном в городе совете депутатов трудящихся”, одобренные Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года, а также “Примерное положение о сельском, поселковом совете депутатов трудящихся” одобренное Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 08 апреля 1968 года.
Данные положения возлагали на Советы депутатов трудящихся обязанности по трудоустройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан и т. д.
В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР “О прапорщиках и мичманах Вооруженных Сил СССР” было установлено, что: “…прапорщики, мичманы и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством СССР для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей…”14
Так же следует указать, что основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Верховным Советом СССР 15 июля 1970 года устанавливали гарантии для рабочих и служащих на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей, в том числе и на время службы по призыву (ст.47), обязывали работодателя выплачивать выходное пособие работникам в связи с призывом на действительную военную службу (ст. 19), а сам призыв рассматривался как основание для прекращения трудового договора (ст. 15).
Для военнослужащих, участников боевых действий в Республике Афганистан, были установлены льготы Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 года № 989 “О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей”
3.1 Законодательство России после 1993 года.
Особенность военного законодательства России данного периода состоит в том, что оно учитывает опыт аналогичного законодательства зарубежных стран, а также практику внутреннего законодательства, связанную с изменением характера собственности, переходом к рынку, департизацией армии и разделением властей.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, потребовала коренного изменения законодательства нашей страны. Этот процесс не мог не коснуться армии, где практически вся жизнь и быт регламентированы различными нормативно-правовыми актами.
В январе 1993 года был принят Закон “О статусе военнослужащих”, который: “…устанавливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей”15.
Но данный закон был принят до 12 декабря 1993 года, поэтому с принятием Конституции РФ он потребовал доработки, тем не менее, этот закон продолжал действовать (с различными изменениями и дополнениями) до 1998 года, когда был принят новый закон “О статусе военнослужащих”.
В Закон 1998 года тоже вносились изменения и дополнения (Федеральные законы от 31 декабря 1999 года № 229-ФЗ, от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ16). Данный Закон устанавливает, что “статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”17.
Закон “О статусе военнослужащих” 1998 года определяет, какие граждане имеют статус военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обязанности и ответственность военнослужащих. С принятием этого закона Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих” от 1993 года и поправки, вносившиеся в него, утратили силу.
В январе 1995 года был принят Федеральный закон “О ветеранах”18, определяющий категории ветеранов и меры их социальной защиты. Поправки в данный закон вносились в 2000 году, и на сегодняшний день, с учетом поправок, этот закон продолжает действовать.
28 марта 1998 года принимается закон “О воинской обязанности военной службе”19. Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Федеральные законы РФ от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ внесли поправки в закон 1998 года “О воинской обязанности и военной службе”, с учетом которых он продолжает действовать по настоящее время.
Конкретные вопросы прохождения военной службы определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.
Некоторые дополнительные меры социальной защиты военнослужащих прописаны в Указе Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 года № 791 “О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву” (с изменениями от 12 октября и 11 ноября 1998 года) и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 1999 года № 495 “О некоторых вопросах прохождения военной службы по призыву”.
Вещевое обеспечение военнослужащих определяется Положением о вещевом обеспечении военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 605, Федеральным законом “О статусе военнослужащих” и целым рядом других нормативно-правовых актов.
Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей осуществляется через систему военной торговли, которая была создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 873 “О создании единой системы военной торговли”.
Все военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному страхованию, условия которого регламентируются Федеральным законом от 28 марта 1998 года “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”20.
Льготы по проезду на транспорте устанавливаются и регламентируются Федеральным законом “О статусе военнослужащих” постановлением Правительства Российской Федерации “О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом “О статусе военнослужащих””21 от 6 июля 1994 года № 806, приказом Министра обороны РФ “О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей” от 2 сентября 1994 года № 300.
В области здравоохранения военнослужащие имеют ряд льгот, которые регламентируются большим количеством нормативно-правовых актов. Это Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке возмещения, расходов связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей”22 от 26 сентября 1994 года № 1093, Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”23 и другие.
На основании вышеизложенного можно сказать, что законодательство России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется. Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты, касающиеся армии и статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что не все законы работают в нашей стране. Примером может служить пункт 2 статьи 12 Федерального закона РФ “О статусе военнослужащих”, где сказано, что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих, но в течение 2001 года ожидаемого повышения денежного довольствия военнослужащих так и не произошло.
2.1 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные. Это деление сохранилось по сей день и прописано в Федеральном законе “О статусе военнослужащих”.
Общими обязанностями являются: “Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”.24
Статья 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определяет случаи в которых военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющие обязанности военной службы. К таким случаям относятся:
а) участия в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождение в служебной командировке;
з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно;
и) следование к месту военной службы и обратно;
к) прохождение военных сборов;
л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Должностные и специальные обязанности военнослужащих прописаны в статье 27 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы, общевоинские уставы и другие.
Информация о работе Административно правовой статус военнослужащего