Взаимодействие государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это определение употребляется по-разному как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т.д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.
При осуществлении служебной деятельности служащие различных органов и организаций вступают в специфические отношения, содержание которых зависит от вида службы и от организации (органа), в которой (котором) она осуществляется. Так, служебными отношениями являются государственно-служебные правовые отношения, служебные отношения в общественных объединениях и иных негосударственных организациях (частных, коммерческих), в органах местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Государственная гражданская служба: понятие, принципы, виды
Раздел 2. Муниципальная служба: понятие, принципы, задачи, функции
Раздел 3. Взаимосвязь, сравнительный характер государственной гражданской службы и муниципальной службы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

Так же как и государственная гражданская служба, муниципальная служба ведет свою деятельность на основе принципов, которые установлены в федеральном и региональном законодательстве о муниципальных служащих.

Принципы муниципальной службы - это основные идеи, отображающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти.

Принципы муниципальной службы должны выражать сущность муниципальной службы, ее особенности; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих и закрепляют их в нормативно-правовых актах. Принципы муниципальной службы устанавливают закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они выражают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и  свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком  Российской Федерации, к муниципальной  службе и равные условия ее  прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными  и деловыми качествами муниципального  служащего;

3) профессионализм и компетентность  муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной  службы;

5) доступность информации  о деятельности муниципальных  служащих;

6) взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами;

7) единство основных требований  к муниципальной службе, а также  учет исторических и иных местных  традиций при прохождении муниципальной  службы;

8) правовая и социальная  защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных  служащих за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной  службы. Федеральный закон Российской  Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в  ред. от 04. 03.2014 г.) «О муниципальной  службе в Российской Федерации»

Рассмотрим подробно каждый их этих принципов:

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Данный принцип закреплен в ст.2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Исходя из содержания ст.18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Из этого следует, что данный принцип имеет значение не только для муниципальной службы, но и для всей системы публичной службы Российской Федерации. Можно отметить, что принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты закреплен и в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" в качестве принципа построения и функционирования системы государственной службы (ст.3) и в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" как принцип гражданской службы (ст.4).

Данный принцип находит выражение в отдельных статьях Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Так, в соответствии с п.3 ч.1 ст.12 закона муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

С учетом всего вышеизложенного при отборе кандидатов на должности муниципальной службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами муниципальные служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности.

Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе. Этот принцип основывается на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления.

Ограничения права равного доступа к муниципальной службе могут устанавливаться только федеральным законом.

Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, требующая для своего осуществления специальных знаний и навыков. Осуществление принципа профессионализма и компетентности муниципальных служащих должен способствовать созданию стабильной и эффективной муниципальной службы, решающей вопросы местного значения, исходящих из интересов населения. Для осуществления этого принципа необходимы законодательно закрепленные квалификационные требования для лиц, претендующих на занятие должности муниципальной службы. Принцип профессионализма и компетентности служащих устанавливает содержание и функционирование системы государственной службы.

Принцип стабильности муниципальной службы. Данный принцип означает сведению к минимуму текучести кадров при стабильном штатном составе. Гарантией стабильности службы муниципальных служащих является трудовой договор, который предусматривает правила изменений трудового договора и его расторжения.

Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих. Этот принцип закреплен в ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Данный принцип означает, что муниципальная служба взаимодействует с гражданским обществом. Местное самоуправление это публичная власть, приближенная к населению. В основе местного самоуправления лежит реализация в решении вопросов местного значения самостоятельно и под свою ответственность. Ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами осуществляется в различных иных формах. Такими формы являются публичные слушания, конференции, сход граждан и другие формы.

Принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций. Отражение особенности правового регулирования муниципальной службы, осуществляемого как на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований является основой данного принципа.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12), также предопределяет организационное отделение муниципальной службы от государственной; в ст.72 устанавливается, что установление общих принципов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в силу чего законодательное регулирование муниципальной службы осуществляется на двух уровнях; статьи 130-133 Конституции в общем виде регулируют вопросы организации местного самоуправления.

Указанные нормативные акты и закрепляют единые основные требования, предъявляемые к муниципальной службе и муниципальным служащим.

Общие положения о муниципальной службе обычно содержатся в уставах муниципальных образований. Иные вопросы организации муниципальной службы в муниципальном образовании могут регулироваться решениями представительного органа, постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования и главы местной администрации и другими муниципальными правовыми актами.

Именно на уровне муниципальных образований в наибольшей степени проявляется учет исторических и национальных традиций в организации муниципальной службы.

Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Указанный принцип призван обеспечить стабильность кадров в органах местного самоуправления, а также защитить муниципальных служащих от политической конъюнктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему необходимые условия работы, ежемесячное денежное содержание, пенсионное обеспечение, помощь семье муниципального служащего в случае его смерти, связанной с исполнением им должностных обязанностей, и т.п.

Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Ответственность является необходимым условием функционирования любого публичного института, которым, как было указано выше, является и муниципальная служба.

Применительно к муниципальным служащим позитивная ответственность выражается в осознании их личной ответственности за порученное дело. Однако указанный выше принцип говорит об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Следовательно, в данном случае речь идет о негативной ответственности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей является дисциплинарным проступком и влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности (ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Принцип внепартийности муниципальной службы. Данный принцип является заключительным в перечне, приведенном в ст. 4 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Суть его заключается в том, что муниципальная служба, как публичная организация, должна быть свободна от контроля отдельных политических организаций и движений.

Задачи, выполняемые муниципальными служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

Муниципальным служащим запрещено использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего (п.12 ч.1 ст.14 закона), а также создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур (п.13 ч.1 ст.14 закона).

В то же время принцип "политической нейтральности" муниципальных служащих неправильно трактуется. Законом не ограничивается свобода совести, мысли и слова. Каждый муниципальный служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не использовать статус служащего внеслужебных целях. Таким образом, запрет имеет целью обеспечить объективность и нейтральность профессиональной муниципальной службы в отношении всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений.

Основные цели муниципальной службы:

1. Муниципальная служба  должна стать эффективной структурой  социального обслуживания, ответственной  перед государством и подотчетной  населению.

2. Муниципальная служба  может успешно функционировать  на нижних уровнях управления, не дожидаясь команд с "верхних  этажей", в соответствии с принципом  оперативности управления.

3. Муниципальная служба  способна эффективнее разрабатывать  природные, экономические, человеческие  ресурсы муниципального образования  посредством самоорганизации местных  коллективов и профессионального  управления.

Основными задачами муниципальной службы являются:

обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

защита прав и законных интересов муниципального образования.

Более того, с точки зрения задач, муниципальная служба представлена:

1) в социальном аспекте: это профессиональное осуществление  по поручению государства общественно  полезной деятельности лицами;

2) в политическом: как  деятельность по реализации государственной  политики, достижение целей и  задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности  и эффективности зависит устойчивость  общественных отношений;

Информация о работе Взаимодействие государственной и муниципальной службы