Библиотеки Древних государств мира (Шумер, Египет, Ассирия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – изучить особенности становления и развития библиотек в Шумере, Ассирии, Египте.
Анализ литературы. Становления и развития древних библиотек рассматривается в книге А.Глухова «Судьбы древних библиотек» в книге затрагиваются такие вопросы, как зарождение библиотек древнего мира, умение древних людей накапливать и сохранять полученные знания. Эти же вопросы рассматривает О.И. Талалакина в «История библиотечного дела за рубежом». В целом, исследования по данному вопросу базируются на данных археологических исследований и дают подробную информацию о развитии, Древних библиотек Шумера, Ассирии, Египта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ШУМЕРО-ВАВИЛОНСКИЕ БИБЛИОТЕКИ 5
1.1 Изобретения древних Шумеров 5
1.2 Вклад Шумеров в развитие библиотек 7
1.3 Держава Ассирия. Город Вавилон 10
II. БИБЛИОТЕКА ЦАРЯ АШШУРБАНАПАЛА. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 17
2.1 Библиотека царя Ассирии Ашшурбанапала 17
2.2 Библиотеки древнего Египта 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)


 

Харьковская  государственная  академия культуры

 

 

         Кафедра   библиографоведения и информационно-библиографической                     деятельности

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: История  библиотечного дела

 

на тему: БИБЛИОТЕКИ  ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ МИРА (ШУМЕР, ЕГИПЕТ, АССИРИЯ)

                     

 

 

                                                                Студентки ІІI курса заочного отделения 
                                                                 направление подготовки     бакалавр            
                                                                 Буйной Ю.В.________________
                                                                 Руководитель ______________________ 
                                                                 Национальна шкала___________
                                                                 Количество балов___    Оценка:ECNS_ 
г. Харьков – 2013год

                                                                                                  

 

ПЛАН

                                         

ВВЕДЕНИЕ                                                      

3

I.    ШУМЕРО-ВАВИЛОНСКИЕ БИБЛИОТЕКИ                                                                                    

5

1.1  Изобретения древних  Шумеров                                                       

5

1.2  Вклад Шумеров  в развитие библиотек                                                                    

7

1.3 Держава Ассирия.  Город Вавилон                                                                              

10

II.   БИБЛИОТЕКА  ЦАРЯ АШШУРБАНАПАЛА.    ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ                                                                                                                                     

17

2.1  Библиотека царя Ассирии Ашшурбанапала                                                                                                

17

2.2  Библиотеки древнего Египта                                                                     

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                               

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ                             

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Древний мир  — следующая за Первобытностью всемирно-историческая эпоха, сущность которой заключается в формировании классовых обществ и государств.

Хронологические рамки эпохи Древнего мира в целом — от рубежа IV — III тыс. до н. э. (появление первых цивилизаций ) до середины I тыс. н.э. (крушение античного мира), т. е. более 3,5 тыс. лет. В силу неравномерности исторического развития разные регионы вступали в эту эпоху не одновременно. Первыми были страны Древнего Востока.

На  рубеже IV — III тыс. до н. э. сложились древнейшие (так называемые «речные») цивилизации в плодородных долинах великих равнинных рек — Нила, Евфрата, Инда. Массы людей, заселившие их пустующие берега. Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии, Ассирии, Египта. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, первых древних библиотек, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда.Возникновение клинописи,  первых книг, библиотек, как хранилищ памятников письменности, относится именно к древнему миру.

 Цель данной контрольной работы – изучить особенности становления и развития библиотек в Шумере, Ассирии, Египте.

Анализ литературы.  Становления и развития древних библиотек рассматривается в книге А.Глухова «Судьбы древних библиотек» в книге затрагиваются такие вопросы, как зарождение библиотек древнего мира, умение древних людей накапливать и сохранять полученные знания. Эти же вопросы рассматривает О.И. Талалакина в «История библиотечного дела за рубежом». В целом, исследования по данному вопросу базируются на данных археологических исследований и дают подробную информацию о развитии, Древних библиотек Шумера, Ассирии, Египта.

I ШУМЕРО-ВАВИЛОНСКИЕ БИБЛИОТЕКИ

1.1 Изобретения  древних  Шумеров

В начале III тысячелетия  до н. э. на берегах рек Тигра и  Евфрата находился один из очагов древней цивилизации – Месопотамия.

Ее южная часть носила название Двуречье. Прекрасные географические и климатические условия создали  условия для жизни и развития людей на этой территории еще задолго  до рассматриваемого нами периода. Несколько  десятков небольших городов-государств были построены на холмах и окружены стенами. Именно древние Лагош, Ур, Ниппур и др. стали основными носителями шумерской цивилизации. Самый молодой из них – Вавилон развивался столь стремительно, что в I тысячелетии до н. э. греки стали называть Двуречье по его имени Вавилонией.

Шумеры обладали особым техническим изобретательским талантом. Уже древнейшие поселенцы пришли к идее орошения, что дало им возможность  собирать и направлять по каналам  богатые илом воды Тигра и Евфрата, чтобы орошать и оплодотворять поля и сады. Восполняя отсутствие минералов и камня, они научились обжигать речную глину, запас которой был практически неисчерпаем, и превращать ее в горшки, блюда и кувшины.

Вместо древесины они  использовали нарезанный и высушенный гигантских размеров болотный тростник, росший здесь в изобилии, вязали его в снопы или плели циновки, а также, применяя глину, строили хижины и загоны для скота. Позже шумеры изобрели изложницу для формовки и обжига кирпича из неисчерпаемой речной глины, и проблема строительного материала была решена. Здесь появились такие полезные орудия, ремесла и технические средства, как гончарный круг, колесо, плуг, парусное судно, арка, свод, купол, медное и бронзовое литье, шитье иглой, клепка и пайка, скульптура из камня, гравирование и инкрустация. Шумеры изобрели систему письма на глине, которая была заимствована и использовалась на всем Ближнем Востоке на протяжении почти двух тысяч лет. Практически все сведения о ранней истории Западной Азии почерпнуты нами из тысяч глиняных документов, покрытых созданной шумерами клинописью, которые были найдены археологами за прошедшие сто двадцать пять лет.

Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте  древнейших городов Месопотамии. Перед  археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда.

 Среди всех прочих  находок, они увидели большое  количество разнообразных по  размеру и форме шумерских  клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни.

Одним из наиболее оригинальных привнесений шумеров в искусство  была цилиндрическая печать, маленький  цилиндр из камня с гравировкой, рисунок которой проявлялся и обретал смысл, если его прокатить по глиняной табличке или глиняной крышке кувшина. Цилиндрическая печать стала своего рода фирменным знаком Месопотамии.

Религию шумеров условно  можно определить как верования, основанные на общинных культах; иначе  говоря, она принадлежала к древнейшему типу религий. Культы носили во многом еще первобытный характер. Этические учения в религиозных воззрениях не играли роли, а наиболее важную их часть составлял магический ритуал. Что касается воззрений на материальное бытие, они высоко ценили достаток и собственность, богатый урожай, полные житницы, овины и конюшни, удачную охоту на суше и хорошую рыбную ловлю в море.

1.2 Вклад Шумеров  в развитие библиотек

Клинописная система письменности была,  изобретена шумерами. Сегодня самыми древними надписями, найденными при раскопках, – а это более тысячи табличек и фрагментов начиная приблизительно с 3000 г. до н. э. – несомненно, являются надписи на шумерском языке. Независимо от того, кто изобрел эту форму записи, именно шумеры в 3-м тысячелетии до н. э. сделали ее эффективным инструментом письма. Ее практическая ценность постепенно осознавалась соседними народами, которые заимствовали ее у шумеров и приспосабливали для собственных языков. Ко 2-му тысячелетию до н. э. ею пользовались на всем Ближнем Востоке.

При раскопках в городе Ур были найдены несколько библиотек, небольшие собрания священных текстов, личные библиотеки. Особое значение имели  находки, сделанные учеными в  г. Ниппуре (совр. Ирак) - древнейшем религиозном  центре шумеров. Около 100 тысяч глиняных табличек, размещавшихся в 62 комнатах, порой расколотых на десятки кусочков или со стертыми надписями, были найдены на месте храмовой библиотеки Ниппура.

Глиняные  таблички дали возможность  ученым  впервые в мировой науке составить перечень профессий Шумера, описать характер выполнявшихся населением работ. Собрание текстов из библиотеки в Шуруппаке позволило составить и издать список архаических клинописных знаков. Также были найдены хозяйственные записи, таблички с мифами, пословицами, поговорками, баснями о животных.

Всего известно около 150 памятников шумерской литературы. Среди  них стихотворные записи мифов, эпические  сказания, молитвы, гимны богам и  царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика: поучения, назидания, споры-диалоги.

Таблички, найденные в  шумерских библиотеках, хранились  в закрытых ящиках или корзинах. Можно сделать вывод что библиотекари Шумера владели искусством хранения текстов. На каждой из корзин имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: “Документы, касающиеся сада”, “Посылка рабочих” и др. Имелись таблички с пометами об утрате текстов, списком 87 произведений - своеобразные прообразы каталога. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о “фондах” и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории.

Сами шумеры имели свою собственную классификацию - почти в каждом литературном произведении в последней строке обозначен его «жанр»: хвалебная песнь, диалог, плач и т. д. К сожалению, принципы этой классификации нам не всегда ясны: однотипные, с нашей точки зрения, произведения попадают в шумерских обозначениях в разные категории, и наоборот - к одной категории отнесены памятники заведомо разных жанров, скажем гимн и эпос. В ряде случаев классификационные обозначения указывают на характер исполнения или музыкального сопровождения (плач под свирель, песнь под барабан и т. д.), поскольку все произведения исполнялись вслух - пелись, а если не пелись, то читались нараспев после заучивания по табличке.

Такая находка  ученых, как списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, говорят о том что в городах Шумера существовали школы писцов (при храмах и вне их), которые назывались «домами табличек». Ученики или «сыновья домов табличек» овладевали шумерским и аккадским языками, сложной системой письма, искусством копирования текстов, изучали богословие, математику, географию, медицину. На рубеже III—II тысячелетия до н. э. цивилизация Шумера погибает и возникает Вавилон.

1.3 Держава Ассирия.  Город Вавилон.

В I тысячелетии  до нашей эры на Востоке, в междуречье рек Тигр и Ефрат возникла могущественная держава - Ассирия. Столицей великого государства была Ниневия - великолепный город-сад. О его величине в Библии сказано: "Ниневия же была город великий… на три дня ходьбы… в котором более 120 тысяч человек".

Государство просуществовало ровно 500 лет и затем уступило место другому, не менее великому царству - Вавилонскому. Многовековая история владычества Ассирии успешно складывалась благодаря невиданной по мощи и организованности армии.

Наиболее  полные сведения накоплены наукой о библиотеках Ассирии — наследницы шумерийской культуры. Богатые библиотеки составляют одну из культурных ценностей этой страны. В большинстве случаев библиотеки находились во дворцах царей, в храмах столичных и провинциальных городов. Основной способ собирания библиотек в древнем мире – копирование документов,  а также фонды библиотек пополнялись за счет разграбления  других держав.

Последним великим царем  Ассирии перед ее падением был  Ашшурбанипал (греки называли его  Сарданапалом) он имел самую большую библиотеку при двоце. Личное состояние этого владыки Азии, по оценкам некоторых историков, достигало трех триллионов долларов в современном денежном исчислении!

Ашшурбанипал правил великой  державой, доставшейся ему от отца, Ассар Хадона, с 669 по 633 год до нашей эры. Всю жизнь он беспрерывно вел военную и дипломатическую борьбу за сохранение ассирийского государства.

Когда Ниневия пала, захватчики сожгли город, а пески пустыни  засыпали его руины. В середине ХIХ в. английские археологи раскопали сгоревшие дворцы, храмы – и нашли библиотеку. Несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек – «того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашпур и Белит, а имя его и его наследников навсегда пусть будет предано забвению в этой стране» – глиняные таблички упаковали в ящики и отправили в Лондон. Огромного труда потребовала их обработка и расшифровка: ведь таблички были разбиты и разрознены. Помогли не только знания и мастерство ученых, но и порядок, в котором содержалась когда-то Ниневийская библиотека. Каждая книга в ней имела штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, которому бог Нату и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивал творения писателей моего царства».

Информация о работе Библиотеки Древних государств мира (Шумер, Египет, Ассирия)