Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших процессов внедрения новых информационных технологий в делопроизводстве, а также рассмотрение возникающих при этом основных проблем.
Введение
Глава 1. Делопроизводство и новые информационные технологии
1.1 Определение терминов «делопроизводство» и «новые информационные технологии», их взаимодействие. Информационные системы
1.2 Автоматизация делопроизводства
1.3 Электронный документооборот
Глава 2. Нормативное регулирование использования новых информационных технологий в делопроизводстве
2.1 Федеральные законы
2.2 Национальные (государственные) стандарты
2.3 Иные нормативно-методические документы
Глава 3. Примеры использования систем электронного документооборота (СЭД)
3.1 «Дело» – система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота
3.2 DocsVision 4.0. Приложение «Административное производство»
3.3 Опыт некоторых госструктур в автоматизации делопроизводства и внедрении СЭД
Заключение
Список использованных источников и литературы
Более того, компьютерная сеть может использоваться и для организации коллективной работы с электронными документами – для их перемещения, согласования, и т.д. С этой целью используется специальное программное обеспечение управления документационной деятельностью, обычно называемое системой автоматизации делопроизводства и документооборота (САДД) или системой электронного документооборота (СЭД). [5]
Таким образом, необходимо провести различие
между понятиями «автоматизация
делопроизводства» и «
1.2 Автоматизация делопроизводства
Автоматизация производства – процесс
в развитии машинного производства,
при котором функции управления
и контроля, ранее выполнявшиеся
человеком, передаются приборам и автоматическим
устройствам. Цель процесса заключается
в повышении эффективности
Автоматизация работы службы делопроизводства (канцелярии):
установка нескольких компьютеров в службе делопроизводства;
внедрение электронных регистрационных карточек вместо традиционных журналов и картотек;
автоматизированный поиск
автоматизированный контроль исполнения документов;
хранение электронных
Автоматизация делопроизводства в рамках организации:
внедрение локальной электронной сети внутри предприятия;
перемещение части внутренних и исходящих документов организации по электронной сети;
установка сервера в службе делопроизводства для хранения регистрационных форм самой службы и регистрационных форм документов структурных подразделений;
автоматизированный поиск и автоматизированное сопровождение хода исполненных документов;
формирование отчетных данных о документообороте предприятия. [21; с.142]
В автоматизации делопроизводства можно условно выделить следующие основные этапы:
традиционная технология делопроизводства на бумажных носителях:
получение документов по почте;
регистрация документов в журналах и на карточках;
ведение контрольно-сроковых картотек;
копирование документов и передача их в соответствии с резолюцией исполнителям (структурным подразделениям);
формирование дел с
передача дел на архивное хранение;
электронный документооборот между организациями:
замена перемещения и
автоматизированная
внедрение сканирования поступивших бумажных документов и дальнейшая работа с их электронными копиями;
использование электронно-цифровой подписи;
внедрение санкционированного доступа к документам, потокового сканирования и других технологий электронного документооборота;
создание электронного архива организации;
электронный документооборот в территориально-распределенной системе организаций:
внедрение единой электронной системы документооборота в рамках отрасли, ведомства;
автоматизация обмена электронными документами между органом управления (министерством) и предприятиями, а также между предприятиями и его удаленными подразделениями (филиалами, представительствами);
автоматическое формирование отчетности
по различным показателям
автоматическое формирование отчетности
по различным показателям
создание и управление большими массивами архивной документации.
[21; с. 142-143]
Таким образом, мы видим, что электронный
документооборот является частью процесса
автоматизации
1.3 Электронный документооборот
Электронный документооборот: - процесс движения, обработки, хранения и обмена электронными документами.
Электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»). [4]
Электронный документ, равнозначный
документу, подписанному собственноручной
подписью – это электронное сообщение,
подписанное электронной
Согласно ГОСТ Р 52292-2004 «Электронный обмен информацией. Термины и определения», электронный документ – это форма представления документа в виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде.
В Российской Федерации на сегодняшний день не существует отдельного закона «Об электронном документе».
Участниками обмена электронными документами могут являться физические и юридические лица, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления, участвующие в обмене электронными документами.
Отправителем электронного документа
является участник обмена электронными
документами, который составляет электронный
документ, подписывает его своей
электронно-цифровой подписью и направляет
в адрес получателя непосредственно
или через информационного
Получатель электронного документа – участник обмена электронными документами, в адрес которого поступил электронный документ.
Посредник в обмене электронными документами
(информационный посредник) – юридическое
лицо или индивидуальный предприниматель,
который выполняет услуги, связанные
с обменом электронными документами
между отправителями и
При обмене электронными документами должны использоваться средства защиты информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ.
Электронный документ подлежит проверке
для подтверждения его
Подтверждение подлинности электронного документа осуществляется получателем электронного документа с использованием средств проверки электронно-цифровой подписи, предоставленных ему отправителем или распространителем средств проверки электронно-цифровой подписи.
Подлинность электронного документа считается подтвержденной, если в результате выполнения получателем электронного документа процедур, предусмотренных средствами проверки электронно-цифровой подписи, устанавливается неизменность всех его реквизитов. [2]
Электронный документооборот регулируется государственными, межотраслевыми, отраслевыми и локальными (созданными на предприятии) нормативными актами (о чем более подробно будет рассказано в главе 2).
Правовое регулирование в
на реализацию единой государственной политики в сфере обращения электронных документов;
на обеспечение безопасности и защиты информации при ее создании, обработке, хранении, передаче и приеме;
обеспечение прав и законных интересов
пользователей электронных
правовое обеспечение
Делопроизводственные операции с электронными документами, посылаемыми по электронной почте, проводится аналогично работе с документами на бумажных носителях.
В настоящее время употребляются два термина: «Система автоматизации делопроизводства» и «Система электронного документооборота». Часто считается, что это одно и то же. Однако специалисты иногда различают эти два понятия. Например, А.М. Савельев в статье «Электронный документооборот» или «автоматизация делопроизводства?», опубликованной в журнале «Справочник секретаря и офис-менеджера» говорит о различиях между САД (системами автоматизации делопроизводства) и СЭД (системами электронного документооборота).
В своей статье А.М. Савельев приводит следующие различия и сходные элементы между указанными системами:
САД |
СЭД |
учет (регистрация) бумажных и электронных документов, но бумажный документ первичен; |
прежде всего ориентированы на работу с электронными документами; первичен электронный документ; |
в базе данных хранятся как реквизиты, так и содержание документов; |
в СЭД содержательная часть документа является главной и обязательной частью |
позволяет вести контроль исполнения документов; поддержка традиционной системы делопроизводства (электронные журналы регистрации с отдельными правами доступа); |
виртуальное движение документа реализуется методом изменения прав доступа; маршруты прохождения документов настраиваются согласно утвержденному в организации регламенту; |
возможен быстрый поиск документов по различным параметрам; |
поиск возможен не только по одному из реквизитов, но и посредством навигации по иерархии каталогов и папок (т.к. самые важные реквизиты электронного документа – его вид и тематика); |
возможность просматривать историю исполнения документа, но необязательна |
учтены все жизненные фазы электронного документа – от его создания до перемещения в архив, автоматизированы все процессы прохождения документов; |
возможность создания произвольных отчетов по хранящейся в системе информации; | |
территориальная распределенность, позволяющая организовать «сквозное делопроизводство» между подразделениями; |
наличие доверия к электронному документу – активное использование ЭЦП (электронно-цифровой подписи); |
основная функция - автоматизация делопроизводства. |
основные функции – автоматизация производства и управление электронными документами. |
Вывод, который делает автор статьи: САД реализуют только часть (пусть и очень важную), возможностей СЭД. [18]
Из проанализированной выше информации
следует неожиданный вывод. Несмотря
на то, что электронный
Глава 2. Нормативное регулирование
использования новых
В этой главе рассматривается
2.1 Федеральные законы
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Основные понятия: информация, информационные
технологии, информационная система, информационно-
Целью Федерального закона от 10 января
2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой
подписи» является обеспечение правовых
условий использования
Основные используемые понятия: ФЗ «Об электронно-цифровой подписи»:
электронный документ;
электронная цифровая подпись;
владелец сертификата ключа подписи;
средства электронной цифровой подписи;
сертификат средств
закрытый ключ электронной цифровой подписи;
открытый ключ электронной цифровой подписи;
сертификат ключа подписи;
подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
пользователь сертификата
информационная система общего пользования;
корпоративная информационная система.
2.2 Национальные (государственные) стандарты
Терминология электронного обмена информацией получила нормативное закрепление в разработанном Министерством информационных технологий и связи РФ национальном стандарте ГОСТ Р 52292-2004 «Электронный обмен информацией. Термины и определения», входящим в серию стандартов «Информационная технология». Этот стандарт, введенный в действие с 1 июля 2005 г., основан на международных стандартах по терминологии в области информационных технологий, по электронному обмену данными и обработке информации в распределенных системах. Согласно ГОСТ Р 52292-2004, документ есть явление социальное. В стандарте содержатся определения следующих терминов: «цифровая среда», «электронная среда», «данные», «документ», «электронный документ», «реализация электронного документа». Стандарт предъявляет к документу в социальной среде такие основные требования, как фиксированность документа, его доступность, целостность и легитимность. [16; 17]
Информация о работе Делопроизводство и новые информационные технологии