Критерии эффективности предприятия в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Предприятие представляет собой имущественную обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели.
Предприятия
реально используют факторы производства для изготовления и продажи продукции
стремятся к получению дохода
Предприятия отличаются друг от друга отраслевыми принадлежностями. Они подразделяются на предприятия производственные и непроизводственные сферы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Предприятие как основное звено экономики
1.1 Понятие предприятия. Организационные формы предприятий
1.2 Место и роль предприятия в рыночной экономике в различных рыночных структурах
Глава 2. Формы предприятий в экономике
2.1 Сущность предпринимательства, как фактора экономического развития
2.2 Преимущества и недостатки различных форм предпринимательства
Глава 3. Критерии эффективности предприятия в условиях рынка
3.1 Показатели эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
3.2. Пути повышения показателей эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в Кыргызской Республике
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Затравина.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Предприятие  как основное звено экономики

1.1 Понятие предприятия.  Организационные формы предприятий

1.2 Место и роль предприятия  в рыночной экономике в различных  рыночных структурах

Глава 2. Формы  предприятий в экономике 

2.1 Сущность предпринимательства,  как фактора экономического развития

2.2 Преимущества и недостатки  различных форм предпринимательства

Глава 3. Критерии эффективности предприятия в условиях рынка

3.1 Показатели  эффективности хозяйственной и  финансовой деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики

3.2. Пути повышения  показателей эффективности хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  в Кыргызской Республике

Заключение

Список литературы  

 

 

Введение

      Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация — сложный  организм. В нем переплетаются  и уживаются интересы личности и  групп, стимулы и ограничения, жесткая  технология и инновации, безусловная  дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда  имеют обоснованную стратегию и  эффективно используют ресурсы. Они  перестраиваются, когда перестают  отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая  сущности организаций и закономерностей  их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации  нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности  открывают, почему их участники действуют  так, а не иначе, — ответы на эти  вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего  мирового опыта.

       В условиях рыночных экономики центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Предприятие является разновидностью организации. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководители предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными “архитекторами” развития новых хозяйственных связей и методов ведения экономики предприятия.

     Предприятие – основное звено экономики. Основной формой организации бизнеса является предприятие.

     Предприятия – экономические агенты, действующие в рыночной экономике, занятые производством и реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации.

     Предприятие представляет собой имущественную обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели.

      Предприятия

  • реально используют факторы производства для изготовления и продажи продукции
  • стремятся к получению дохода
  • Предприятия отличаются друг от друга отраслевыми принадлежностями. Они подразделяются на предприятия производственные и непроизводственные сферы.

     Одной из важных характеристик являются размеры предприятия.

Цель исследования — рассмотреть  предприятие как объект рыночных отношений.

     Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:

    -   сущность и рассмотреть виды предприятия;

    -   рассмотреть формы предприятий;

    -   проанализировать деятельность конкретного предприятия

     Объектом исследования является предприятие.

Предмет исследования - предприятие  как объект рыночных отношений.

Методы исследования, использованные в работе: аналитический метод, монографический  метод, расчетный метод.

 

 

Глава 1. Предприятие  как основное звено экономики

1.1 Понятие предприятия.  Организационные формы предприятий

     На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей [10, C. 233].

     В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. 

     Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

     Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.

     Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

     Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

     На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми [6, C. 183].

     Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение  рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки, внедрение технологических,  организационных, управленческих  и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение  работ и оказание услуг, разработка  номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность  предприятия на рынке (организация  и стимулирование сбыта произведенной  продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое  обеспечение производства (поставка  сырья, материалов, комплектующих  изделий, обеспечение всеми видами  энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность  предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда,  анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис  продукции производственно-технического  и потребительского назначения (пусконаладочные  работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне  условий труда и жизни трудового  коллектива, создание социальной  инфраструктуры предприятия, включающей  собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские  дошкольные учреждения, ПТУ и  т.д.).

     В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [11, C. 290].

     Часто в экономическом обороте используется термин “фирма”, под которым понимается экономический субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Иначе, фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии.

     По формам собственности предприятия подразделяются на:

- частые, которые могут  существовать либо как полностью  самостоятельные, независимые фирмы,  либо в виде объединений и  их составных частей. К частным  можно отнести и те фирмы,  на которых у государства есть  доля капитала (но не преобладающая);

- государственные, под которыми понимают как чисто государственные (в том числе муниципальные), где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.

     По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух параметров - численности занятых и объема производства.

     Классификация предприятий по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага и услуги.

     Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

     По правовому статусу различают, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей [13, C. 184].

 

1.2. Место и роль предприятия в рыночной экономике в различных рыночных структурах

     В условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить - какой ассортимент, в каком количестве - предприятие должно изучить рынок, т. е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции.

     Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:

- характеристику товаров:  являются они товарами конечного  потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами,  необходима служба сервиса или  нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цены у конкурентов;

- общую характеристику  рынка: большое или малое число  потребителей, способы покупки товаров,  отношение покупателей к товарам,  к условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;

- каналы распространения  товаров: наличие посредников  между производителями и потребителями, их количество;

- конкретное состояние  рынка: сущность и степень конкуренции,  существует ли конкуренция между  производителями товаров и каков  ее уровень;

- законодательные ограничения:  существуют ли законодательные  ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;

- уровни управленческой  деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы, учитывающие  ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей.

     В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий [14, C. 194]:

- внедрение, требующее  больших затрат, поэтому торговля  товаром на этой стадии, как правило убыточна;

- рост как результат  признания покупателем товара  и быстрого увеличения спроса  на него. При росте объема продаж  и соответственно прибыли стабилизируются  расходы на рекламу;

- зрелость, характерна тем,  что большинство покупателей  товар уже приобрели, поэтому  темпы роста продаж, достигнув  максимума, начинают падать, прибыль  также начинает снижаться в  связи с увеличением расходов  на рекламу и другие маркетинговые  мероприятия;

- насыщение, в этом  периоде, несмотря на принятые  меры, рост продаж больше не  наблюдается. Прибыль от торговли  продолжает увеличиваться из-за  снижения расходов на производство;

- спад, представляет собой  период резкого снижения продаж, а затем и прибыли;

     Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости. Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого предмета, как экономика предприятия. Ее интересует соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной.

Информация о работе Критерии эффективности предприятия в условиях рынка