Критерии эффективности предприятия в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Предприятие представляет собой имущественную обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели.
Предприятия
реально используют факторы производства для изготовления и продажи продукции
стремятся к получению дохода
Предприятия отличаются друг от друга отраслевыми принадлежностями. Они подразделяются на предприятия производственные и непроизводственные сферы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Предприятие как основное звено экономики
1.1 Понятие предприятия. Организационные формы предприятий
1.2 Место и роль предприятия в рыночной экономике в различных рыночных структурах
Глава 2. Формы предприятий в экономике
2.1 Сущность предпринимательства, как фактора экономического развития
2.2 Преимущества и недостатки различных форм предпринимательства
Глава 3. Критерии эффективности предприятия в условиях рынка
3.1 Показатели эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
3.2. Пути повышения показателей эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в Кыргызской Республике
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Затравина.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)

     Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами: материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и капитал; людские ресурсы - труд и предпринимательская деятельность [8, C. 144].

     Получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т.е. когда оно работает с прибылью. В этом случае и говорится, что прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Формы предприятий  в экономике

2.1 Сущность предпринимательства,  как фактора экономического развития

     На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

     Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

     Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

     "Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. "Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. "Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

     Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

     В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству. Термин "интрапренер" был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он же впервые использовал и другой термин, производный от первого, — "интракапитал".

     Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие капитала, необходимого для продажи идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

     Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая человеком, на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг. Предпринимательская деятельность может вестись гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) при соблюдении установленных законом требований. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

     Организации - юридическому лицу присуща организационная оформленность, т.е. установленный порядок отношений между участниками или членами организации. Это некоторая целостность, способную самостоятельно решать различные хозяйственные и социальные задачи.

     Юридическое лицо обладает следующими признаками:

1. Оно имеет устав или учредительный договор и устав.

2. Юридическое лицо обладает обособленным имуществом.

3. Способность нести самостоятельную  имущественную ответственность,  выражается в том, что организация  по своим обязательствам отвечает принадлежащим ей имуществом.

4. Выступление в гражданском  обороте от своего имени. Собственным  наименованием, в том числе  фирменным, обладают лишь самостоятельные  организации, но не входящие  в их состав внутренние звенья. От своего имени и, как правило,  непосредственно для себя юридические  лица приобретают и осуществляют  имущественные и личные неимущественные  права, исполняют обязанности,  выступают истцами и ответчиками в суде.

     В законе и учредительных документах определяются органы юридического лица, порядок их назначения или избрания. Органами юридического лица выступают общие собрания членов (участников) организации, правления, советы директоров, наблюдательные советы или отдельные лица: председатели, директора, управляющие и другие. Органы юридического лица в соответствии с их компетенцией вправе принимать акты, касающиеся различных вопросов деятельности юридического лица. Действиями органов обеспечивается совершение разнообразных сделок по поводу имущества, выполнения работ и оказания услуг.

     Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом. Отказ в государственной регистрации возможен лишь в случаях нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

     Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, если такая возможность предусмотрена учредительными документами. Оно может быть ликвидировано также по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо в связи с допущенными неоднократными или грубыми нарушениями закона и в иных установленных случаях.

     Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Шумпетер. Он указал, что предприниматель – то человек, который новым способом обеспечивает комбинирование факторов производства. В основе новой комбинации факторов производства:

  • Создание нового материального блага или нового его качества
  • Внедрение новой технологии производства или нового метода использования техники.
  • Изучение и освоение нового рынка
  • Получение новых источников сырья и материалов вне зависимости от того, существовал он ли ранее
  • Осуществление соотношения реорганизации производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Преимущества  и недостатки различных форм  предпринимательства

     Различают следующие организационно-правовые формы бизнеса: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.

     Единоличное предприятие.

     Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

Преимущества:

1. Единоличное владение  легко учредить, так как юридическая  процедура оформления весьма  легка и регистрация фирмы  такого рода обычно не требует  больших затрат.

2. Владелец сам себе  хозяин и располагает значительной  свободой действий. Для принятия  решений о том, что и как  производить. Не надо ждать  решений никаких собраний, партнеров  или директоров.

3. Владелец может предоставлять  клиенту персональные услуги.

4. Стимулы эффективной  работы - самые энергичные. Владелец  получает все в случае успеха  и теряет все в случае неудачи. 

     Однако существуют и недостатки этой организационной формы, и они весьма значительные.

Недостатки:

1. За редким исключением,  финансовые ресурсы единоличного  предпринимателя недостаточны для  того, чтобы фирма могла вырасти  в крупное предприятие. Такая как единоличных владений процент банкротства относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

2. Осуществляется полный  контроль над деятельностью предприятия,  владелец должен выполнять все  основные решения, например, относительно  покупки, продажи, привлечения  и содержания персонала; не  упускать из внимания технические аспекты, которые могут возникнуть в производства, в рекламе и в распределении продукции.

3. Наиболее важным недостаток  заключается в том, то единоличный  владелец являет субъектом неограниченной  ответственности. Это означает, что  самостоятельные предприниматели  рискуют не только активами  фирмы, но и своими личными  активами. Если предприятие обанкротилось,  он персонально и единолично  отвечает по долгам фирмы. Для  уплаты долгов в этом случае  может быть продано личное имущество владельца.

     Партнерство. 

     Партнерство - это форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения.

     По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлению ею.

Преимущества:

1. Подобно единоличному (частному) владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается  письменное соглашение, причем бюрократические  процедуры необременительны.

2. Поскольку в партнерство  (товарищество) объединяется много  людей, начальный капитал может  быть большим, чем в единоличном  частном предприятии. 

3. Управление фирмой может  быть специализировано. Каждый из  партнеров может принять на  себя ответственность за конкретный  участок работы. Например за управление, производства и т.п.

Недостатки:

1. Когда несколько человек  участвуют в управлении. Подобное  разделение власти может привести  к несовместимости интересов,  к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, когда партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруднительным.

2. Финансы компании все  еще ограниченны, хотя значительно  превосходят возможности частного  владения. Финансовых ресурсов трех  или четырех партнеров может  не хватить, или они могут  быть таковы, что все же будут  сильно ограничивать потенциальный рост прибыльного предприятия.

3. Продолжительность деятельности  партнерства непредсказуема. Выход  из партнерства или смерть  партнера, как правило, влекут  за собой распад и полную  реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

4. Партнерство (товарищество) страдают от неограниченной ответственности  за деятельности предприятия.  Полное партнерство означает, что  каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия.

Информация о работе Критерии эффективности предприятия в условиях рынка