Критерии эффективности предприятия в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Предприятие представляет собой имущественную обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели.
Предприятия
реально используют факторы производства для изготовления и продажи продукции
стремятся к получению дохода
Предприятия отличаются друг от друга отраслевыми принадлежностями. Они подразделяются на предприятия производственные и непроизводственные сферы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Предприятие как основное звено экономики
1.1 Понятие предприятия. Организационные формы предприятий
1.2 Место и роль предприятия в рыночной экономике в различных рыночных структурах
Глава 2. Формы предприятий в экономике
2.1 Сущность предпринимательства, как фактора экономического развития
2.2 Преимущества и недостатки различных форм предпринимательства
Глава 3. Критерии эффективности предприятия в условиях рынка
3.1 Показатели эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики
3.2. Пути повышения показателей эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в Кыргызской Республике
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Затравина.docx

— 69.20 Кб (Скачать файл)

4.1. Показатели эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики

     Главным показателем эффективности хозяйственной и финансовой деятельности фирмы (предприятия) в условиях рынка является прибыль.

Прибыль - это главный обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из осн. экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.

      Таким образом, любое предприятие  в условиях конкурентной среды  создается с единственной целью:  для извлечения прибыли и повышения  уровня собственного благосостояния.

      Прибыль - это сумма всех доходов предприятия минус сумма всех его расходов.

     Естественно  при этом, что максимальная эффективность  будет достигнута тогда, когда  сумма всех доходов предприятия  будет максимальной, а расходы и статьи затрат на обеспечение жизнедеятельности предприятия - минимальными.

     Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца (менеджера).

    Любое предприятие, вне зависимости от вида деятельности и формы собственности, в условиях рынка решает две задачи -- произвести продукцию и реализовать ее.

     В  зависимости от решения этих  задач оно будет процветать  или станет несостоятельным.

     Одним из самых важных составных элементов реализации эффективной хозяйственной и финансовой деятельности предприятия является экономическая тактика и стратегии развития предприятия.

     Эффективная хозяйственно-финансовая деятельность предприятия должна быть тесно увязана со стратегией снижения производственных издержек.

     Для всех производителей, работающих в условиях конкурентного рынка, независимо от форм собственности и специализации предприятия, вопрос эффективной ценовой политики имеет очень большое значение.

     Цены, находясь в тесной взаимосвязи со всеми переменными маркетинга, определяют рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность. От цен во многом зависит достижение коммерческих результатов, верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса предприятия.

     Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия, организации, учреждения в жестких условиях рынка.

      Далее следует сказать, что выделяют три основные цели ценообразования, из которых может выбирать предприятие: основанные на сбыте, основанные на прибылях и основанные на существующем положении.

     Для реализации эффективного развития фирмы (предприятия) в условиях рынка эти цели должны быть установлены в долгосрочной перспективе в следующем порядке:

1) На начальном этапе  цели предприятия является основанными  на текущем положении, то есть, предприятие стремиться обеспечить  себе безубыточное существование,  испытывая острую конкуренцию  и изменение потребностей клиентов;

2) На следующем этапе  цели ценообразования должны  быть основанными на сбыте,  то есть предприятие в данном  случае, предприятие будет больше  заинтересованы в росте реализации  или максимизации доли на рынке;

3) И на последнем этапе  цели ценообразования могут быть  основанными на прибылях, то есть, суть состоит в максимизации  прибыли, получении удовлетворительного  дохода, оптимизации дохода от  инвестиций, или обеспечения быстрого поступления наличных средств.

     Ни для кого не секрет, что одним из главных показателей эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является насыщение рынка товарами повышенного спроса - что, в свою очередь, опять же указывает на необходимость расширения ассортимента продукции и улучшения качественных характеристик конечных материальных, информационных и др. продуктов.

     Одним из способов получения конкурентного преимущества для предприятия является повышение качества продукции за счет снижения производственных издержек, а именно покупка более качественного сырья и по более низким ценам, чем это осуществлялось ранее.

     Экономия на издержках, основанная на приобретённом опыте, может быть получена от повышенной производительности оборудования и рабочей силы, улучшенного использования технологий, разработки модификаций продукции, дающих большую эффективность производства усовершенствования машин и оборудования для повышения интенсивности производства, изучения продукции конкурентов и способов её изготовления, привлечения поставщиков.

     Производственная стадия, связанная с накоплением опыта производства, может принести экономию в зависимости от той доли внимания, которую управляющие предприятия уделяют накоплению информации о ходе работы, как у самого предприятия, так и у его соперников.

    Большие, но не всегда оправданные с точки зрения конкурентоспособности продукции преимущества может получить предприятие, если найдет какие-либо иные пути для повышения своих активов, сократив "излишки" и предложив новые, более экономичные способы их выполнения. Перечислим далее основные пути достижения преимуществ путем сдерживание роста издержек в этом направлении:

· автоматизация основных операций и активностей, имеющих большие издержки;

· нахождение путей использования более дешевых материалов;

· использование новых  способов рекламы и других активностей  по продвижению товара по сравнению с принятыми в отрасли;

· усиление вертикальной интеграции обоих типов по сравнению с конкурентами

     Любое предприятие должно проводить разумную, сбалансированную и взвешенную экономическую стратегию развития, основанную на имеющемся опыте и научных разработках в этой области; уметь отсеивать из всех вариантов деятельности те, которые не соответствуют бюджетным требованиям, ограничивать привилегии и дополнительные условия для служащих всех уровней.

3.2. Пути повышения показателей эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в Кыргызской Республике

     За период реформирования национальной экономики и переходу к рынку, в Кыргызстане достигнуты значительные успехи по целому ряду направлений. Это обеспечило макроэкономическую стабильность и среднегодовой экономический рост на уровне 5%, выросли реальные доходы населения, по некоторым показателям улучшилось обслуживание в сфере здравоохранения и образования, что в целом привело к снижению уровня бедности с 52% до 44%.

     Однако события 2005 года обнажили назревшие в течение нескольких последних лет недостатки и упущения, главными из которых стали крайнее ослабление политической системы страны, рост коррупции в государственных структурах и отсутствие подлинной прозрачности в принятии значимых для общества решений, откат в вопросах равноправия, ухудшение положения женщин, детей, инвалидов и других уязвимых слоев населения. Слабость и неэффективность государственного управления замедлили темпы развития и стали основной причиной недостаточно справедливого распределения результатов экономического роста.

     Экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и слаб, не решен ряд краеугольных вопросов. До сих пор незавершен этап приватизации стратегических предприятий экономики. Политика оздоровления энергетики оказалась неэффективной. Инвестиционный климат, сложившийся в Кыргызстане, характеризуется неэффективностью и непредсказуемостью. Практически все сектора экономики охвачены теневой деятельностью.

    В последние годы прежние источники роста стали терять свое значение: запасы золота на Кумторе постепенно исчерпываются, а сельское хозяйство сталкивается с серьезным кризисом производительности. Поэтому перед Кыргызстаном в полном масштабе встала задача диверсификации источников экономического роста, обеспечения его долгосрочной устойчивости.

    Несмотря на снижение общего уровня бедности, уровень жизни большей части населения продолжает оставаться низким. Данная проблема чрезвычайно актуальна для сельской местности и высокогорных районов, где больше половины населения не имеют элементарных жизненных благ, в том числе жилья. Масштабная и растущая трудовая миграция свидетельствует о высоком уровне безработицы и неполной занятости. По-прежнему возможности республики по поддержке социального блока реформ и осуществления важнейших инвестиций в значительной степени зависят от финансирования международными финансовыми институтами.

    В этой связи, назрела необходимость в выработке и реализации новой действенной стратегии развития государства, учитывающей текущую ситуацию и направленной на преодоление имеющихся препятствий. Парадигма Стратегии будет заключаться в необходимости перехода на такой путь развития, когда в большей мере задействованы собственные ресурсы и особое внимание уделяется вопросу повышения конкурентоспособности республики. Проводимые преобразования охватят широкий круг реформ, сфокусированных на четырех приоритетных направлениях: (i) повышение экономического потенциала, (ii) борьба с коррупцией, (iii) ориентированное социальное развитие и (iv) обеспечение экологической устойчивости.

Одним из известных  путей эффективного развития и получения  конкурентных преимуществ для фирм, мелких и средних предприятий в Кыргызстане является стратегия развития, связанная со снижением фирменных затрат на производство и доведение конечной качественной продукции до своего потребителя по более низким ценам в сравнении с конкурентами.

     Кроме того, в условиях переходной рыночной экономики я вижу следующие пути повышения показателей эффективности хозяйственной и финансовой деятельности фирмы (предприятия) в следующем:

1) Эффективная  товарная стратегия развития, которая  в условиях Кыргызской Республики  может осуществляться в следующих  направлениях:

  • Расширение товарной номенклатуры предприятий, за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров, изделий, фабрикатов, услуг;

  • Увеличение насыщенности товарной номенклатуры в рамках существующих ассортиментных групп;

  • Углубление товарной номенклатуры за счет увеличений числа вариантов каждого товара;

  • Изменение гармоничности между товарами в зависимости от целей фирмы

   При этом при определении товарного ассортимента, необходимо исключить те виды продукции, которые не являются прибыльными, или станут не оплачиваемыми по безнадежным долгам.

2) Повышение качества  продукции, включая новизну, технический  уровень, отсутствие дефектов  при исполнении, надежность в  эксплуатации, в условиях Кыргызстана  является одним из важнейших  средств конкурентной борьбы, завоевания  и удержания позиций на рынке.  Поэтому в современных условиях  предприятия уделяют особое внимание  обеспечению высокого качества  продукции.

3) Эффективная  организация производственных циклов  на предприятии стабилизирует  качество продукции и сокращает  брак, увеличивает выпуск годной  продукции с единицы оборудования  или площади, а поскольку устранение  причин брака проводится путем  совершенствования технических  и технологических условий, обеспечивается  снижение издержек производства.

     Таким образом, говоря о путях повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, маркетинговая деятельность которых направлена на расширение рынков сбыта, можно выделить основные направления повышения эффективности и качества производства товаров, продукции, работ или услуг на предприятии, в объединении, на фирме или в организации:

     Во-первых, повышение качества должно быть обязательной составной частью стратегии развития предприятия,

     Во-вторых, высокое качество продукции должно обеспечиваться, главным образом, путем налаживания бездефектного производства, а не контроля уже готовой продукции.

     Все возможные дефекты должны устраняться на промежуточных стадиях изготовления продукта, а не в готовом изделии. Использование такой системы позволит ликвидировать возможные потери времени и материалов, резко сократить расходы на аппарат управления, обнаруживать дефекты в ходе производства и устранять их сразу же на месте, обеспечить работу всех подразделений при минимальных затратах,

     В-третьих, поставщики сырья и материалов должны быть партнерами, что позволяет повысить надежность поставок, снизить затраты на входной контроль, устранять на месте брак поставляемого сырья,

     В-четвертых, высокое качество продукции напрямую связано с высоким уровнем квалификации работников предприятия, а значит, необходимо организовывать курсы повышения квалификации работников для достижения конкурентоспособности предприятия.

4) Повышение конкурентоспособности,  которая включает в себя большой  комплекс экономических характеристик,  определяющих положение предприятия  на отраслевом рынке. Этот комплекс  может включать характеристики  товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие  в целом экономические условия  производства и сбыта товаров фирмы.

Информация о работе Критерии эффективности предприятия в условиях рынка