Международная стандартизация в области управления документацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить сущность стандартизации в области управления документацией в международном масштабе, а также проследить особенности унификации и приведения в соответствие с западными нормами и стандартами российского законодательства в области информационных технологий и электронных документов.
Стандартизация в области управления документацией позволяет более эффективно организовать работу с документами в сфере управленческой деятельности. Самостоятельным направлением совершенствования управления документацией является международная стандартизация.

Содержание работы

Введение

1. Понятие международной стандартизации

2. Международная организация по стандартизации (ИСО)

Деятельность

Структура

Порядок разработки стандартов

3. Международная стандартизация в области управления электронной документацией

4. Международные стандарты на метаданные

4.1. Характеристика метаданных

4.2. Дублинское ядро

5. Информационные технологии в Российской Федерации как объект стандартизации

5.1. Информационные технологии

5.2. Информационные процессы

5.3. Информационные продукты и услуги

5.4. Обеспечивающие средства

5.5 Качество информационных продуктов и услуг

5.6. Автоматизированные системы управления

5.7. Классификация стандартов по видам

6. Национальные стандарты на описание информационных ресурсов

7. Проблемный подход в области международной и российской стандартизации информационных технологий

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

сама курсовая.docx

— 47.08 Кб (Скачать файл)

 

Во-первых, в условиях развития мировой торговли организации, применяющие этот стандарт, могут быть уверены в том, что их принципы и технологии работы с документами приняты во всем мире.

 

Во-вторых, для организации, работающей в нескольких странах, имеющих особые национальные системы делопроизводства, новый стандарт поможет создать единую функциональную систему управления документацией.

 

Стандарт регламентирует управление документами любого формата и на любых носителях, создаваемых и получаемых государственными и негосударственными организациями в процессе их деятельности, а также частными лицами, обязанными создавать и использовать документы.

 

Несмотря на то, что основной сферой применения стандарта является работа с документами в различных отраслях экономики, он может применяться и для таких специфических целей, как работа с научно-технической документацией. При этом стандарт не затрагивает управление архивными документами в архивных учреждениях, несмотря на то, что в некоторых странах понятие "управление документацией" включает и управление архивами. Управление документацией в международном стандарте рассматривается как часть системы управления качеством, базирующейся на требованиях стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001. [10]

 

Терминология стандарта ИСО 15489 основана на терминах, регламентированных стандартом ИСО 5127 "Документация и информация – Словарь терминов", используемым при разработке прикладных стандартов по информационным наукам, в том числе библиотечному делу, управлению документацией и архивными системами.[11] В стандарте ИСО 15489 термин "документация" определяется как информация, создаваемая, получаемая и сохраняемая в качестве свидетельства, обеспечивающая юридические взаимоотношения или деловую сделку. Термин "управление документацией" понимается как одна из функций управления, обеспечивающая эффективный и систематический контроль создания, получения, хранения, использования и размещения документов, в том числе процессов сбора и хранения в документной форме свидетельств и информации о деловой деятельности и сделках.

 

Стандарт состоит из двух частей. Часть 1 "Общие положения" содержит основные принципы по управлению документацией в государственных и негосударственных организациях, создающих документы. К этим принципам относятся установление и документальное закрепление: основных правил и стандартов работы с документами в организации, распределения ответственности и полномочий в области работы с документацией между сотрудниками организации, делопроизводственных процедур и технологий. Кроме того, управление документацией в организации должно включать создание, применение и администрирование специальных систем для управления документами, интегрированных с системой управления и управленческими процессами.

 

Часть 2 "Руководящие указания" содержит описание процедур, помогающих обеспечивать управление документацией в соответствии с принципами, описанными в части первой стандарта. Под процедурами в данном случае понимаются такие делопроизводственные операции, как регистрация, контроль, классификация, хранение документов и др.

 

Часть 1 предназначена для использования менеджерами в организациях, специалистами по управлению документацией, информацией и технологиями, а также для всех других работников организаций и частных лиц, обязанных создавать и использовать документы в своей деятельности. Часть 2 предназначена для использования специалистами по управлению документацией и работниками, в обязанности которых входит управление документацией в организации. Часть 2 обеспечивает единую методологию применения части 1 стандарта во всех организациях, желающих наладить процесс управления документацией в соответствии с требованиями ИСО. Кроме того, разработчики отмечают, что стандарт предназначен и для высшего руководства организаций.

 

В стандарте, в частности, определяется ответственность (responsibilities) организаций за документы и правильную работу с ними: основные правила работы с документами (policy) в организации должны быть определены и документально зафиксированы, подписаны высшим руководством организации. Обязанности должны быть распределены между всеми сотрудниками организации, которые в процессе своей деятельности создают документы, что должно отражаться в должностных инструкциях сотрудников.[12]

 

 

4.Международные стандарты  на метаданные

 

 

 

4.1. Характеристика метаданных

 

Метаданные – структурированные данные о данных – это информация, которая позволяет идентифицировать информационные ресурсы, управлять ими, осуществлять поиск и хранение. Стандарт ИСО 15483-2001 «Информация и документация. Управление документацией»[13] определяет метаданные как данные, описывающие контекст, контент и структуру документов, а также управление документацией в течение времени.

 

Из этого определения следует, что делопроизводственные метаданные используются, прежде всего, для описания различных свойств документов. Они образуются не только в момент создания (или получения и регистрации) документа в документационной системе организации, но и добавляются с течением времени.

 

За рубежом действуют различные стандарты метаданных, в том числе разработанные для целей делопроизводства и архивного дела.

 

Ряд стандартов устанавливает требования к элементам информации. Например, для элемента «дата» используется стандарт ИСО 8601-2000[14] , который устанавливает формат представления для дат (ГГГГ – ММ - ДД) и времени (чч:мм:сс). Элемент «предмет/тема» может стандартизироваться, например, тезаурусом ЮНЕСКО[15]  - словарем с контрольными терминами, применяемыми для предметного анализа и поиска документов и публикаций в сфере компетенции ЮНЕСКО, то есть в сфере образования, культуры, естественных наук, социальных и гуманитарных наук, коммуникации и информации.

 

 

4.2. Дублинское ядро

 

Существуют также стандарты, устанавливающие требования к составу (набору) элементов метаданных.  Универсальный набор метаданных содержит так называемое Дублинское ядро (Dublin Core)  - применимый для любых информационных ресурсов международный стандарт ИСО 15836.[16]

 

Задача Дублинского ядра состоит в том, чтобы поддержать широкий поиск информации по небольшому количеству общеиспользуемых элементов описания ресурсов.

 

Дублинское ядро содержит набор из 15 элементов описания информации:

 

1.   Заголовок (Title) – название ресурса.

 

2.   Автор (Creator) – создатель (персона, организация, служба), несущий первичную ответственность за создание содержания ресурса.

 

3.   Предмет (Subject) – тема, которая обычно выражается при помощи ключевых слов, ключевых фраз или классификационных кодов, которые описывают тему ресурса.

 

4.   Описание (Description) – изложение содержания ресурса.

 

5.   Издатель (Publisher) – физическое или юридическое лицо, ответственное за публикацию ресурса, ввод его в обращение.

 

6.   Соисполнитель (Contributor) – кто-либо, кроме издателя, внесший значительный вклад в публикацию ресурса.

 

7.   Дата (Data) – дата, связанная с событием в жизненном цикле ресурса.

 

8.   Тип ресурса (Type) – категория (жанр) содержимого ресурса.

 

9.   Формат (Format) – размер или продолжительность ресурса, материал или физический носитель ресурса, программное, техническое обеспечение и другое оборудование, необходимое для воспроизведения или работы с ресурсом.

 

10.      Идентификатор  ресурса (Identifier) – текстовое или цифровое уникальное обозначение ресурса, однозначная ссылка на ресурс в пределах данного контекста.

 

11.      Источник (Source) – ссылка на ресурс, из которого целиком или частично извлечен настоящий ресурс

 

12.      Язык (Language) – язык интеллектуального содержания ресурса.

 

13.      Связи (Relation) – отношение, ссылка на родственный ресурс.

 

14.      Охват (Coverage) – пространственные и временные характеристики интеллектуального содержимого ресурса.

 

15.      Права (Rights) – право на копирование и использование информации данного источника (положение о правовых нормах, регулирующих функционирование ресурса, или ссылка на службу, предоставляющую эту информацию).

 

Во многих развитых странах приняты государственные стандарты метаданных. Работа над ними обычно ведется в рамках создания «электронного правительства», то есть при внедрении информационно-коммуникационных технологий во взаимодействие органов власти разных уровней друг с другом, населением и бизнесом.

 

Так, в Канаде, которая по независимым оценкам занимает первое место  в деле реальной реализации электронного правительства, программ «Онлайновое правительство» (Government On-Line) включает стандарт метаданных, адаптирующий Дублинское ядро для сетевой информации и документации государственных органов Канады.[17]

 

В Великобритании развитие и применение стандарта метаданных является частью модели межведомственного взаимодействия в электронном правительстве. Британский стандарт метаданных[18] содержит перечень элементов метаданных для государственных информационных ресурсов и информационных систем.

 

В Австралии стратегия электронного правительства требует обязательного использования государственными органами стандарта метаданных AGLS, принятого в 2002 году и предназначенного в основном для описания сетевых информационных ресурсов в любой сфере.[19]

 

Cтандарты делопроизводственных метаданных – особый тип стандартов метаданных – призваны обеспечить значимость, управляемость и длительность существования документации организации.[20]

 

Международный стандарт ИСО 23081 «Информация и документация – Процессы управления документами – Метаданные документов» посвящен делопроизводственным метаданным в управленческой деятельности, их типам, функциям по обеспечению управленческих и делопроизводственных процессов, а также управлению метаданными. Первая часть стандарта (ISO/TS 23081-1:2004 Information and documentation  - Records management processes – Metadata for records – Part 1: Principles) содержит определение сущности делопроизводственных метаданных, их роли в управленческой деятельности, описание процессов управления метаданными. В ней установлены требования к различным категориям метаданных.

 

Международный стандарт ИСО/ТО 15801:2004 «Электронный имиджинг – Информация, хранящаяся в электронном виде – Рекомендации по обеспечению достоверности и надежности» (ISO/TR 15801 Electronic imaging – Information stored electronically – Recommendations for trustworthiness and reliability) регламентирует внедрение и эксплуатацию систем управления информацией, которые хранят информацию в электронном виде и для которых важны достоверность, надежность, аутентичность и целостность информации. Он охватывает полный жизненный цикл электронных документов, от включения документов в систему до уничтожения.[21]

 

 

5. Информационные технологии  в Российской Федерации как 

 

объект стандартизации

 

 

 

5.1 Информационные технологии

 

Развитие информационных технологий обусловило объективную необходимость их регламентации. Требуется привести к единообразию технологию: процессы, средства, методы, продукты производства и т.д. Кроме того, как и любая деятельность, сфера библиотечных и информационных технологий  должна располагать собственной четкой и непротиворечивой терминосистемой.

 

Первые отечественные стандарты в области библиотечно-информационных технологий были разработаны и утверждены Госстандартом в 1969-1977 гг. Их разработкой были заняты крупнейшие библиотеки и органы научно-технической информации.

 

На первых этапах стандартизации  сферы библиотечных и информационных технологий принятым регламентам уделялось достаточное  внимание со стороны разработчиков: их пересматривали, вносили изменения и приводили в соответствие с международными стандартами.

 

В течение 1967-1978 гг. указанные стандарты были пересмотрены с учетом требований международной и отечественной практики стандартизации и опыта работы библиотек и информационных учреждений.[22]

 

В настоящее время сроки  пересмотра действующих стандартов (раз в пять лет) не соблюдаются разработчиками.  Многие библиотечно-информационные процессы опережают развитие стандартизации, и регламенты не в силе их регулировать (ГОСТ 26525-85 Системы обработки данных. Показатели использования; ГОСТ 22771-77 Автоматизированное проектирование. Требования к информационному обеспечению;  ГОСТ 7.52-85 СИБИД. Коммуникативный формат для обмена библиографическими данными и на магнитной ленте. Поисковый образ документа и др.). В результате многие стандарты утратили свой статус обязательных и выполняют рекомендательную функцию.

 

За основу  классификации взята структура, предложенная И.С. Пилко.[23] Автор выделяет такие  компоненты технологии, как: процесс, методы, ресурсы, средства, информационные продукты и услуги, качество и др.

 

 

 

Рисунок 1 – Количественное распределение стандартов по признаку объект регламентации

 

 

 

5.2. Информационные процессы

 

Главным компонентом любой технологии являются процессы. Установлено, что 24% регламентов посвящены информационным процессам: передача данных (ГОСТ 22731-77 Системы передачи данных. Процедуры управления звеном передачи для данных в основном режиме для полудуплексного обмена информацией; ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98 Информационная технология. Передача данных и обмен информацией между системами. 34-контактный соединитель стыка ООД/АКД. Стыковочные размеры и распределение контактов); обмен информацией (ГОСТ Р ИСО/МЭК 7809-98 Информационная технология. Передача данных и обмен информацией между системами. Процедуры управления звеном данных верхнего уровня. Классы процедур; ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10735-2000. Информационная технология. Передача данных и обмен информацией между системами. Стандартные групповые адреса на подуровне управления доступом к среде); защита информации (ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования; ГОСТ 34.311-95 ГОСТ Р 34.11-94 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция кэширования); запись информации (ГОСТ 13699-91 Запись и воспроизведение информации. Термины и определения); кодирование штриховое (ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики EAN/UPC (ЕАН/ЮПиСи); ГОСТ 30742-2001 (ИСО/МЭК 16388-99) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Code 39 (Код 39))  и др.

Информация о работе Международная стандартизация в области управления документацией