Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:55, курсовая работа
Цель работы – изучить сущность стандартизации в области управления документацией в международном масштабе, а также проследить особенности унификации и приведения в соответствие с западными нормами и стандартами российского законодательства в области информационных технологий и электронных документов.
Стандартизация в области управления документацией позволяет более эффективно организовать работу с документами в сфере управленческой деятельности. Самостоятельным направлением совершенствования управления документацией является международная стандартизация.
Введение
1. Понятие международной стандартизации
2. Международная организация по стандартизации (ИСО)
Деятельность
Структура
Порядок разработки стандартов
3. Международная стандартизация в области управления электронной документацией
4. Международные стандарты на метаданные
4.1. Характеристика метаданных
4.2. Дублинское ядро
5. Информационные технологии в Российской Федерации как объект стандартизации
5.1. Информационные технологии
5.2. Информационные процессы
5.3. Информационные продукты и услуги
5.4. Обеспечивающие средства
5.5 Качество информационных продуктов и услуг
5.6. Автоматизированные системы управления
5.7. Классификация стандартов по видам
6. Национальные стандарты на описание информационных ресурсов
7. Проблемный подход в области международной и российской стандартизации информационных технологий
Заключение
Список использованных источников и литературы
· создание справочной службы о действующих и разрабатываемых государственных и международных стандартах в области информатизации сферы образования.
В настоящее время подавляющее большинство международных и отечественных стандартов в области информатики и информационных технологий, обеспечивающих возможность создания переносимых технологий, недоступны российским специалистам из-за их локального хранения только в организациях Госстандарта России, а также из-за недостаточной системной и программистской культуры специалистов и отсутствия механизмов стимулирования профессионального стремления освоить и использовать современные стандарты.
Осознавая важность вышеизложенной ситуации международные и отечественные органы стандартизации разработали и ввели в действие ряд основополагающих нормативных документов, регламентирующих создание систем терминологических стандартов и толковых словарей (см. Методические рекомендации по гармонизации терминологии на национальном и международном уровне. Р 50-603-2-93. М., 1993 г.).
Базовым понятием этих документов является понятие "гармонизация". При этом гармонизация собственно понятий определяется как целенаправленная деятельность, позволяющая устранить или снизить до приемлемого уровня различия, относящиеся к разным понятийным системам, описывающим один и тот же объект стандартизации. Гармонизация понятий осуществляется не только в рамках систем понятий, выраженных разными языками, но и в рамках одного языка.
Под гармонизацией терминов понимается целенаправленная деятельность, в результате которой одно понятие в различных языках обозначается терминами, имеющими одни и те же или сходные признаки понятия или имеющими одинаковую или слегка различающуюся форму. Данное определение приводится в документах ИСО/ТК 37, а в указанном выше Р 50-603-2-93 приводится ряд поправок, которые должны приниматься во внимание российскими разработчиками.
Во-первых, рекомендуется рассматривать гармонизированные термины в более широком плане как термины, обозначающие гармонизированные понятия вне зависимости от того, совпадают или нет термины по форме и/или буквальному значению.
Во-вторых, подчеркивается, что трактовка ИСО/ТК 37 может ложно ориентировать на введение в русскую терминологию гармонизированных терминов наряду с уже имеющимися терминами, что приведет к росту синонимии.
Важность терминологии, используемой при создании новых ИТ в образовании, подчеркнута в Декларации II Международного Конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика" (1-5 июля 1996 г., Москва), где признано необходимым обратиться к Международной организации стандартов с просьбой проверить, упростить и отредактировать терминологию в области новых информационных технологий, совместно со специалистами по образованию.[29]
Прекрасным примером сотрудничества зарубежных и российских организаций по стандартизации является организованная Евро-Азиатской ассоциацией производителей товаров и услуг в области безопасности (ЕВРААС) международная конференция «Международные проблемы стандартизации безопасности ИТ». В ходе конференции было принято решение о подготовке дополнения к международному стандарту ISO/IEC 14888-3:2006 “Information technology – Security techniques – Digital signatures with appendix – Part 3: Discrete logarithm based mechanisms”. Целью данной работы является включение в данный стандарт, наряду с уже имеющимися в нем американским, немецким и корейским алгоритмами, также и российского алгоритма цифровой подписи, описанного в ГОСТ Р 34.10-2001 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи».[30]
В соответствии с принципами стандартизации в Российской Федерации, закрепленными в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании",[31] международные стандарты применяются как основа разработки национальных стандартов (ст. 12). В ряде стран мира уже проведены работы по созданию на основе ИСО 15489 национальных стандартов по управлению деловой документацией.
На базе стандартов ИСО серии 9000 разработаны и действуют национальные стандарты системы качества,[32] а специалистами по документоведению предпринимались попытки определения места делопроизводства в системе качества на предприятии еще до введения стандарта ИСО 15489 в 2001 году. [33]
Стандартизация в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О техническом регулировании" осуществляется в целях обеспечения технической и информационной совместимости, сопоставимости экономико-статистических данных, рационального использования ресурсов, повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг и др. Стандарт ИСО 15489 помогает в решении всех указанных целей стандартизации. Экономическая ситуация в России доказывает, что именно сейчас в интересах экономики и управления настало время для включения в программу по разработке национальных стандартов РФ стандарта по управлению документацией, созданного на основе положений стандарта ИСО 15489. Что и было сделано в 2007 году.
Заключение
Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.
Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.
Международная стандартизация позволяет сэкономить время и средства необходимые для разработки национальных стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли.
Достижение соответствия требований международных и национальных стандартов позволит расширить границы сотрудничества и облегчить процессы информационного взаимообмена между государствами.
Стандартизация в области управления документацией позволяет более эффективно организовать работу с документами в сфере управленческой деятельности.
Международная организация по стандартизации – это глобальная сеть государственных и негосударственных организаций, занимающаяся разработкой стандартов для функционирования различных организаций. ИСО обладает достаточно сложной структурой, в которую входит технический комитет № 46, отвечающий за разработку норм и стандартов в сфере информации и документации. Создано огромное количество стандартов, посвященных бланкам, форматам, терминам и понятиям, нумерации, оформлению переводов, материалам и прочим характеристикам документации.
Метаданные – информация, позволяющая идентифицировать информационные ресурсы, управлять ими, осуществлять поиск и хранение. В традиционном делопроизводстве метаданные содержатся на обложках дел, в регистрационных карточках документов, номенклатурах дел. С применением автоматизированных систем метаданные закодированы в электронном информационном объекте. Универсальный набор метаданных содержит так называемое Дублинское ядро.
В России информационные технологии, включающие несколько параметров (процессы, средства, системы, продукты и услуги, методы, качество, АСУ) также подлежат стандартизации. Разработано достаточное количество ГОСТ ИСО/МЭК на запись, защиту, обмен, кодировку информации и пр.
Также в Российской Федерации действует ГОСТ 7.70-2003, разработанный на основе «Дублинского ядра», что значительно упрощает систему описания информационных ресурсов и приближает ее к международной практике, а также распространяется на сетевые ресурсы локальных и глобальных сетей.
Один из основополагающих стандартов по управлению документацией - ИСО 15489 "Информация и документация — Управление документацией" был разработан в 2001 году. Это стало важным событием в области создания и сохранения единого экономического пространства и поддержания международного сотрудничества. Одним из следствий процесса интеграции ИСО стала разработка в 2007 году Национального стандарта РФ 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». Данный стандарт идентичен международному ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General. Стоит лишь отметить, что в российском аналоге отсутствует понятие «запись», наличествует только «документ».
Пока рано говорить о сколько-нибудь значимых и эффективных результатах внедрения настоящего стандарта. Тем не менее, нельзя не отметить это значимое событие в области стандартизации информации и документации. Появление национального стандарта доказывает участие Российской Федерации в международном информационном обмене, подчеркивает стремление занять твердую позицию в экономическом пространстве и укрепиться в качестве полноправного члена формирующегося информационного общества. Преодоление международного электронно-цифрового разрыва позволит более эффективно мобилизовать ресурсы в целях улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры.
Список использованных источников и литературы:
Источники:
Опубликованные:
1. Окинавская хартия глобального информационного общества (принята 22 июля 2000 г. лидерами стран «Большой восьмерки»);
2.
Федеральный закон «О
3.
Федеральный закон «Об
4.
Концепция использования
5. ISO 9001, Quality management systems - Requirements; SO 14001, Environmental management systems - Specification with guidance for use;
6. ISO 8439:1990, Forms design – Basic Layout;
7. ISO 8601:2000, Data elements and interchange formats - Information interchange – Representation of dates and times;
8. BS ISO 15489-1:2001, Information and Documentation — Records Management — Part 1: General;
9. PD ISO/TR 15489-2:2001, Information and Documentation — Records Management — Part 2: Guidelines;
10. ISO 15483-2001 Information and Documentation – Records management;
11. ISO 5127:2001, Information and Documentation – Vocabulary:
12. ISO 14416:2003, Information and Documentation - Requirements for binding of books, periodicals, serials and other documents for archive and library use – Methods and materials);
13. ISO 15836:2003, Information and documentation – The Dublin Core metadata element set;
14. ISO/TS 23081-1:2004 Information and documentation - Records management processes – Metadata for records – Part 1: Principles;
15. ISO/TR 15801:2004, Electronic imaging – Information stored electronically – Recommendations for trustworthiness and reliability;
16. ISO/DIS 22310:2005, Information and Documentation – Requirements for records/documents management in standards;
17. AS 4390.1-1996 Records management - General; AS 4390.2-1996 Records management - Responsibilities; AS 4390.3-1996 Records management - Strategies; AS 4390.4-1996 Records management - Control; AS 4390.5-1996 Records management - Appraisal and disposal; AS 4390.6-1996 Records management – Storage;
18. UNESCO Thesaurus: A Structured List of Descriptors for Indexing and Retrieving Literature in the Fields of Education, Science, Social and Human Science, Culture, Communication and Information. Paris: UNESCO Publishing. 1995;
19. Treasury Board Information Management Standard, Part 1: Government On-Line Metadata Standard. Office of the e-Envoy, e-Government Metadata Standard (e-GMS), Version 3.0, April 2004;
20. AS 5044-2002 AGLS Metadata element set;
21. ИСО/МЭК 2382-1. Информационная технология. Словарь. Часть 1. Основные термины. — (Офиц. перевод);
22. ГОСТ Р
ИСО 9001-96 Системы качества. Модель
обеспечения качества при
23. ГОСТ Р
ИСО 9002-96 Системы качества. Модель
обеспечения качества при
24. ГОСТ Р
ИСО 9003-96 Системы качества. Модель
обеспечения качества при
25. ГОСТ Р
ИСО/МЭК 15910—2002. Процесс создания
документации пользователя
26. ГОСТ Р 7.70-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состав и обозначение характеристик;
27. ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-23—2004. Информационная технология. Словарь. Часть 23. Обработка текста;
28. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования;
29. Методические рекомендации по гармонизации терминологии на национальном и международном уровне. Р 50-603-2-93. М., 1993;
30. Рекомендации
по стандартизации Р 50.1.031—2001. Информационные
технологии поддержки
31. Национальные стандарты: Указатель: 2005: по состоянию на 1 января 2005 г.: издание официальное: В 3 томах / Коллективный автор, представлено федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. – М.: Издательство стандартов, 2005;
Литература:
1. Антошкова, О.Я. 20 лет системе стандартов в области информации, библиотечного и издательского дела (СИБИД) [Текст] / О.А. Антошкова, Ф.Е. Гришина // НТИ. Сер.1. – 1999. - №4. – С. 1-3;
2.
Белозеров В.Н., Шкловская Т.А. Стандарт
на описание информационных
3. Волкова Д.В. Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2.с 9-15;
4. Митченко О.Ю., Рысков
О.И. Международный стандарт по
управлению деловой
5. Митченко О.Ю. Международные
стандарты ИСО в сфере
6. Рысков О.И. Метаданные в делопроизводстве: зарубежный опыт стандартизации // Делопроизводство. 2004. № 4. с 42-46;
7. Рысков О.И. Национальный
стандарт на описание
Информация о работе Международная стандартизация в области управления документацией