Международная стандартизация в области управления документацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить сущность стандартизации в области управления документацией в международном масштабе, а также проследить особенности унификации и приведения в соответствие с западными нормами и стандартами российского законодательства в области информационных технологий и электронных документов.
Стандартизация в области управления документацией позволяет более эффективно организовать работу с документами в сфере управленческой деятельности. Самостоятельным направлением совершенствования управления документацией является международная стандартизация.

Содержание работы

Введение

1. Понятие международной стандартизации

2. Международная организация по стандартизации (ИСО)

Деятельность

Структура

Порядок разработки стандартов

3. Международная стандартизация в области управления электронной документацией

4. Международные стандарты на метаданные

4.1. Характеристика метаданных

4.2. Дублинское ядро

5. Информационные технологии в Российской Федерации как объект стандартизации

5.1. Информационные технологии

5.2. Информационные процессы

5.3. Информационные продукты и услуги

5.4. Обеспечивающие средства

5.5 Качество информационных продуктов и услуг

5.6. Автоматизированные системы управления

5.7. Классификация стандартов по видам

6. Национальные стандарты на описание информационных ресурсов

7. Проблемный подход в области международной и российской стандартизации информационных технологий

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

сама курсовая.docx

— 47.08 Кб (Скачать файл)

 

·           создание справочной службы о действующих и разрабатываемых государственных и международных стандартах в области        информатизации сферы образования.

 

В настоящее время подавляющее большинство международных и отечественных стандартов в области информатики и информационных технологий, обеспечивающих возможность создания переносимых технологий, недоступны российским специалистам из-за их локального хранения только в организациях Госстандарта России, а также из-за недостаточной системной и программистской культуры специалистов и отсутствия механизмов стимулирования профессионального стремления освоить и использовать современные стандарты.

 

Осознавая важность вышеизложенной ситуации международные и отечественные органы стандартизации разработали и ввели в действие ряд основополагающих нормативных документов, регламентирующих создание систем терминологических стандартов и толковых словарей (см. Методические рекомендации по гармонизации терминологии на национальном и международном уровне. Р 50-603-2-93. М., 1993 г.).

 

Базовым понятием этих документов является понятие "гармонизация". При этом гармонизация собственно понятий определяется как целенаправленная деятельность, позволяющая устранить или снизить до приемлемого уровня различия, относящиеся к разным понятийным системам, описывающим один и тот же объект стандартизации. Гармонизация понятий осуществляется не только в рамках систем понятий, выраженных разными языками, но и в рамках одного языка.

 

Под гармонизацией терминов понимается целенаправленная деятельность, в результате которой одно понятие в различных языках обозначается терминами, имеющими одни и те же или сходные признаки понятия или имеющими одинаковую или слегка различающуюся форму. Данное определение приводится в документах ИСО/ТК 37, а в указанном выше Р 50-603-2-93 приводится ряд поправок, которые должны приниматься во внимание российскими разработчиками.

 

Во-первых, рекомендуется рассматривать гармонизированные термины в более широком плане как термины, обозначающие гармонизированные понятия вне зависимости от того, совпадают или нет термины по форме и/или буквальному значению.

 

Во-вторых, подчеркивается, что трактовка ИСО/ТК 37 может ложно ориентировать на введение в русскую терминологию гармонизированных терминов наряду с уже имеющимися терминами, что приведет к росту синонимии.

 

Важность терминологии, используемой при создании новых ИТ в образовании, подчеркнута в Декларации II Международного Конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика" (1-5 июля 1996 г., Москва), где признано необходимым обратиться к Международной организации стандартов с просьбой проверить, упростить и отредактировать терминологию в области новых информационных технологий, совместно со специалистами по образованию.[29]

 

Прекрасным примером сотрудничества зарубежных и российских организаций по стандартизации является  организованная Евро-Азиатской ассоциацией производителей товаров и услуг в области безопасности (ЕВРААС) международная конференция «Международные проблемы стандартизации безопасности ИТ». В ходе конференции было принято решение о подготовке дополнения к международному стандарту ISO/IEC  14888-3:2006 “Information technology – Security techniques – Digital signatures with appendix – Part 3: Discrete logarithm based mechanisms”. Целью данной работы является включение в данный стандарт, наряду с уже имеющимися в нем американским, немецким и корейским алгоритмами, также и российского алгоритма цифровой подписи, описанного в ГОСТ Р 34.10-2001 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи».[30]

 

В соответствии с принципами стандартизации в Российской Федерации, закрепленными в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании",[31] международные стандарты применяются как основа разработки национальных стандартов (ст. 12). В ряде стран мира уже проведены работы по созданию на основе ИСО 15489 национальных стандартов по управлению деловой документацией.

 

На базе стандартов ИСО серии 9000 разработаны и действуют национальные стандарты системы качества,[32] а специалистами по документоведению предпринимались попытки определения места делопроизводства в системе качества на предприятии еще до введения стандарта ИСО 15489 в 2001 году. [33]

 

Стандартизация в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О техническом регулировании" осуществляется в целях обеспечения технической и информационной совместимости, сопоставимости экономико-статистических данных, рационального использования ресурсов, повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг и др. Стандарт ИСО 15489 помогает в решении всех указанных целей стандартизации. Экономическая ситуация в России доказывает, что именно сейчас в интересах экономики и управления настало время для включения в программу по разработке национальных стандартов РФ стандарта по управлению документацией, созданного на основе положений стандарта ИСО 15489. Что и было сделано в 2007 году.

 

 

Заключение

 

Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.

 

Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.

 

Международная стандартизация позволяет сэкономить время и средства необходимые для разработки национальных стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли.

 

Достижение соответствия требований международных и национальных стандартов позволит расширить границы сотрудничества и облегчить процессы информационного взаимообмена между государствами.

 

Стандартизация в области управления документацией позволяет более эффективно организовать работу с документами в сфере управленческой деятельности.

 

Международная организация по стандартизации – это глобальная сеть государственных и негосударственных организаций, занимающаяся разработкой стандартов для функционирования различных организаций. ИСО обладает достаточно сложной структурой, в которую входит технический комитет № 46, отвечающий за разработку норм и стандартов в сфере информации и документации. Создано огромное количество стандартов, посвященных бланкам, форматам, терминам и понятиям, нумерации, оформлению переводов, материалам и прочим характеристикам документации.

 

Метаданные – информация, позволяющая идентифицировать информационные ресурсы, управлять ими, осуществлять поиск и хранение. В традиционном делопроизводстве метаданные содержатся на обложках дел, в регистрационных карточках документов, номенклатурах дел. С применением автоматизированных систем метаданные закодированы в электронном информационном объекте. Универсальный набор метаданных содержит так называемое Дублинское ядро.

 

В России информационные технологии, включающие несколько параметров (процессы, средства, системы, продукты и услуги, методы, качество, АСУ) также подлежат стандартизации. Разработано достаточное количество ГОСТ ИСО/МЭК на запись, защиту, обмен, кодировку информации и пр.

 

Также в Российской Федерации действует ГОСТ 7.70-2003,   разработанный на основе «Дублинского ядра», что значительно упрощает систему описания информационных ресурсов и приближает ее к международной практике, а также распространяется на сетевые ресурсы локальных и глобальных сетей.

 

Один из основополагающих стандартов  по управлению документацией - ИСО 15489 "Информация и документация — Управление документацией" был разработан в 2001 году. Это стало важным событием в области создания и сохранения единого экономического пространства и поддержания международного сотрудничества. Одним из следствий процесса интеграции ИСО стала разработка в 2007 году Национального стандарта РФ 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования». Данный стандарт идентичен международному ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General. Стоит лишь отметить, что в российском аналоге отсутствует понятие «запись», наличествует только «документ».

 

Пока рано говорить о сколько-нибудь значимых и эффективных результатах внедрения настоящего стандарта. Тем не менее, нельзя не отметить это значимое событие в области стандартизации информации и документации. Появление национального стандарта доказывает участие Российской Федерации в международном информационном обмене, подчеркивает стремление занять твердую позицию в экономическом пространстве и укрепиться в качестве полноправного члена формирующегося информационного общества. Преодоление  международного электронно-цифрового разрыва позволит более эффективно мобилизовать ресурсы в целях улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры.

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

 

 

Источники:

 

Опубликованные:

 

1.         Окинавская хартия глобального информационного общества (принята 22 июля 2000 г. лидерами стран «Большой восьмерки»);

 

2.         Федеральный закон «О техническом  регулировании» от 27.12. 2002 № 184-ФЗ;

 

3.         Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и  защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ;

 

4.         Концепция использования информационных  технологий в деятельности федеральных  органов государственной власти  до 2010 года (одобрена Распоряжением  Правительства Российской Федерации 27.09.2004 г. № 1244-р);

 

5.         ISO 9001, Quality management systems - Requirements;  SO 14001, Environmental management systems - Specification with guidance for use;

 

6.         ISO 8439:1990, Forms design – Basic Layout;

 

7.         ISO 8601:2000, Data elements and interchange formats - Information interchange – Representation of dates and times;

 

8.         BS ISO 15489-1:2001, Information and Documentation — Records Management — Part 1: General;

 

9.         PD ISO/TR 15489-2:2001, Information and Documentation — Records Management — Part 2: Guidelines;

 

10.      ISO 15483-2001 Information and Documentation – Records management;

 

11.      ISO 5127:2001, Information and Documentation – Vocabulary:

 

12.      ISO 14416:2003, Information and Documentation - Requirements for binding of books, periodicals, serials and other documents for archive and library use – Methods and materials);

 

13.      ISO 15836:2003, Information and documentation – The Dublin Core metadata element set;

 

14.      ISO/TS 23081-1:2004 Information and documentation  - Records management processes – Metadata for records – Part 1: Principles;

 

15.      ISO/TR 15801:2004, Electronic imaging – Information stored electronically – Recommendations for trustworthiness and reliability;

 

16.      ISO/DIS 22310:2005, Information and Documentation – Requirements for records/documents management in standards;

 

17.      AS 4390.1-1996 Records management - General; AS 4390.2-1996 Records management - Responsibilities; AS 4390.3-1996 Records management - Strategies; AS 4390.4-1996 Records management - Control; AS 4390.5-1996 Records management - Appraisal and disposal; AS 4390.6-1996 Records management – Storage;

 

18.      UNESCO Thesaurus: A Structured List of Descriptors for Indexing and Retrieving Literature in the Fields of Education, Science, Social and Human Science, Culture, Communication and Information. Paris: UNESCO Publishing. 1995;

 

19.      Treasury Board Information Management Standard, Part 1: Government On-Line Metadata Standard. Office of the e-Envoy, e-Government Metadata Standard (e-GMS), Version 3.0, April 2004;

 

20.      AS 5044-2002 AGLS Metadata element set;

 

21.      ИСО/МЭК 2382-1. Информационная технология. Словарь. Часть 1. Основные термины. — (Офиц. перевод);

 

22.      ГОСТ Р  ИСО 9001-96 Системы качества. Модель  обеспечения качества при проектировании, монтаже и обслуживании;

 

23.      ГОСТ Р  ИСО 9002-96 Системы качества. Модель  обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

 

24.      ГОСТ Р  ИСО 9003-96 Системы качества. Модель  обеспечения качества при окончательном  контроле и испытаниях;

 

25.      ГОСТ Р  ИСО/МЭК 15910—2002. Процесс создания  документации пользователя программного  средства. — (Информационная технология);

 

26.      ГОСТ  Р 7.70-2003  Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состав и обозначение характеристик;

 

27.      ГОСТ Р  ИСО/МЭК 2382-23—2004. Информационная технология. Словарь. Часть 23. Обработка текста;

 

28.      ГОСТ Р  ИСО 15489-1-2007 Система стандартов по  информации, библиотечному и издательскому  делу. Управление документами. Общие  требования;

 

29.      Методические  рекомендации по гармонизации  терминологии на национальном  и международном уровне. Р 50-603-2-93. М., 1993;

 

30.      Рекомендации  по стандартизации Р 50.1.031—2001. Информационные  технологии поддержки жизненного  цикла продукции. Терминологический  словарь. Часть 1. Стадии жизненного  цикла продукции;

 

31.      Национальные  стандарты: Указатель: 2005: по состоянию  на 1 января 2005 г.:  издание официальное: В 3 томах / Коллективный автор, представлено  федеральным  агентством по техническому регулированию и метрологии. – М.: Издательство стандартов, 2005;

 

Литература:

 

1.         Антошкова, О.Я. 20 лет системе стандартов в области информации, библиотечного и издательского дела (СИБИД) [Текст] / О.А. Антошкова, Ф.Е. Гришина // НТИ. Сер.1. – 1999. - №4. – С. 1-3;

 

2.           Белозеров В.Н., Шкловская Т.А. Стандарт  на описание информационных ресурсов//Научно-техническая  информация. Сер.1.2004. № 2;

 

3.         Волкова Д.В. Деятельность международной  организации по стандартизации (ИСО) // Делопроизводство.2006.№ 2.с 9-15;

 

4. Митченко О.Ю., Рысков  О.И. Международный стандарт по  управлению деловой документацией  ИСО 15489-2001//Делопроизводство. 2003 № 3;

 

5. Митченко О.Ю. Международные  стандарты ИСО в сфере информации  и документации//Секретарское дело.2005. № 2;

 

6. Рысков О.И. Метаданные  в делопроизводстве: зарубежный  опыт стандартизации // Делопроизводство. 2004. № 4. с 42-46;

 

7. Рысков О.И. Национальный  стандарт на описание электронных  информационных ресурсов//Делопроизводство. 2005.№ 2. с 54-59;

Информация о работе Международная стандартизация в области управления документацией