Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:55, курсовая работа
Цель работы – изучить сущность стандартизации в области управления документацией в международном масштабе, а также проследить особенности унификации и приведения в соответствие с западными нормами и стандартами российского законодательства в области информационных технологий и электронных документов.
Стандартизация в области управления документацией позволяет более эффективно организовать работу с документами в сфере управленческой деятельности. Самостоятельным направлением совершенствования управления документацией является международная стандартизация.
Введение
1. Понятие международной стандартизации
2. Международная организация по стандартизации (ИСО)
Деятельность
Структура
Порядок разработки стандартов
3. Международная стандартизация в области управления электронной документацией
4. Международные стандарты на метаданные
4.1. Характеристика метаданных
4.2. Дублинское ядро
5. Информационные технологии в Российской Федерации как объект стандартизации
5.1. Информационные технологии
5.2. Информационные процессы
5.3. Информационные продукты и услуги
5.4. Обеспечивающие средства
5.5 Качество информационных продуктов и услуг
5.6. Автоматизированные системы управления
5.7. Классификация стандартов по видам
6. Национальные стандарты на описание информационных ресурсов
7. Проблемный подход в области международной и российской стандартизации информационных технологий
Заключение
Список использованных источников и литературы
5.3. Информационные продукты и услуги
Результатами информационных процессов являются информационные продукты и услуги. 9,5% проанализированных стандартов, посвященны информационным продуктам и услугам. Объектом регламентации послужили следующие информационные продукты и услуги: издания (ГОСТ 7.5-98 СИБИД. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов; ГОСТ 7.23-96 СИБИД. Издания информационные. Структура и оформление); каталоги промышленные (ГОСТ 7.22-80 СИБИД. Промышленные каталоги. Общие требования, ГОСТ 7.51-98 СИБИД. Карточки для каталогов и картотек. Каталогизация в издании. Состав, структура данных и издательское оформление ); аннотации (ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76)СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования) и др.
Таким образом, регламентирована лишь незначительная часть разнообразного ассортимента информационных продуктов и услуг.
5.4. Обеспечивающие средства
Обязательным компонентом производства информационных продуктов и услуг являются обеспечивающие средства В результате анализа было выявлено, что 31% стандартов исследованного массива имеют объектом стандартизации обеспечивающие средства. Среди них: лингвистические (ГОСТ 21551-76 Язык программирования АЛГАНС; ГОСТ Р 50754-95 Язык описания аппаратуры цифровых систем VHDL. Описание языка); программные (ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002 Информационные технологии. Классификация программных средств); технические (ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования; ГОСТ 27587-88 Средства технические аналоговой вычислительной техники. Общие технические условия) и др.
5.5. Качество информационных продуктов и услуг
Следующим атрибутом технологии является качество информационных продуктов и услуг. Качество определяет, насколько полученные продукты и услуги соответствуют предъявляемым к ним требованиям. К сожалению, стандартов, регламентирующих качество в области библиотечных и информационных технологий, всего 6% от общего количества проанализированных стандартов. К ним относятся: ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестированию и другие
Именно стандарты на качество и эффективность определяют критерии информационной деятельности.
В области библиотечных и информационных технологий выявлен лишь один стандарт, что составляет 0,2% экспериментального массива, определяющий эффективность деятельности. Найденный стандарт регламентирует эффективность автоматизированных систем управления (ГОСТ 24.702-85 Единая система стандартов АСУ. Эффективность АСУ. Основные положения.)
5.6. Автоматизированные системы управления
Важным объектом регламентации информационных технологий являются автоматизированные систем управления (АСУ). Им посвящены 1,2% стандартов. В массиве представлены стандарты, которые определяют основные положения и общие требования к АСУ.
28% стандартов посвящено
информационным системам. Регламенты
обеспечивают единообразие
Приведенная структура позволяет выявить компоненты библиотечных и информационных технологий, которые не стандартизированы и регламентировать их. Также данная классификация стандартов важна для практической деятельности. На основе проведенного анализа легко выявить необходимые стандарты, на которые можно опираться в практической деятельности, благодаря четкому разделению стандартов на компоненты, выбрать наиболее подходящие для данного учреждения.
5.7. Классификация стандартов по видам
Другим аспектом анализа является видовая классификация стандартов, предложенная в ГОСТ 1.0-92.[24]
Таблица 1
Видовое распределение стандартов в области библиотечных и информационных технологийВид стандарта Удельный вес в общем массиве Примеры
Основополагающие стандарты 79% ГОСТ 13699-91 Запись и воспроизведение информации. Термины и определения; ГОСТ 28806-90 Качество программных средств. Термины и определения; ГОСТ Р ИСО/МЭК 10027-93 Информационная технология. Структура системы словаря информационных ресурсов (IRDS)
Стандарты на продукцию, услуги 9,5% ГОСТ 7.4-95 СИБИД. Издания. Выходные сведения; ГОСТ 7.5-98 СИБИД. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов; ГОСТ 7.69-95 (ИСО 5127-11-87) СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения
Стандарты на работы (процессы) 24%
ГОСТ Р 34.10-2001 Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи; ГОСТ 7.76-96 СИБИД. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения; ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002 Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программного средства
Стандарты на методы контроля 6% ГОСТ Р 51167-98 Качество служебной информации. Графические модели технологических процессов переработки данных; ГОСТ Р 51294.7-2001 (ИСО/МЭК 15416-2000) Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Линейные символы штрихового кода. Требования к испытаниям качества печати
Как показывают данные, приведенные в таблице 1, на современном этапе развития нормативной базы в области информационных и библиотечных технологий на первом месте по разработанности, выступают основополагающие стандарты. Они являются основными для любой сферы деятельности, поскольку закладывают основу для дальнейшего развития и совершенствования, определяют основные направления деятельности, дают характеристики и определения объектам стандартизации.
Каждый из рассмотренных видов стандартов важен, от их разработанности зависит дальнейшее применение этих стандартов, качественное выполнение предъявляемых к процессам требований.
Таким образом, стандарты в области библиотечных и информационных технологий можно дифференцировать по различным основаниям. Каждая из рассмотренных классификаций дает наглядное представление о различных видах стандартах и позволяет библиотекам и информационным учреждениям формировать надежную нормативную базу собственной деятельности.
6.
Национальные стандарты на
ресурсов
По определению Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», информационными ресурсами являются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Как было отмечено в Национальном докладе «Информационные ресурсы России»[25], эффективное использование информационных ресурсов возможно лишь при наличии необходимой информации о содержании, размещении и порядке функционирования этих ресурсов.
В 2004 году вступила в силу непосредственно в качестве национального стандарта РФ новая версия межгосударственного стандарта ГОСТ 7.70-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Описание баз данных и машиночитаемых информационных массивов. Состав и обозначение характеристик».
Стандарт устанавливает состав, содержание и представление реквизитов описания электронных информационных ресурсов, являющихся базами данных и машиночитаемыми информационными массивами.[26] Он рекомендован как для регистрирующих органов, составляющих каталоги информационных ресурсов, так и для разработчиков и распространителей электронных информационных ресурсов (на сменных носителях, в глобальных и локальных сетях). Стандарт ориентирует создателей и распространителей на представление пусть минимальной, но содержательной информации о своем продукте и составе его метаданных.[27]
В ГОСТ 7.70-2003 метаданные определены как «формализованное описание электронного информационного ресурса, используемое для идентификации и категоризации информационного ресурса при работе с большими совокупностями информационных ресурсов».
Новая версия ГОСТ 7.70 разработана на основе «Дублинского ядра», что значительно упрощает систему описания информационных ресурсов и приближает ее к международной практике, а также распространяется на сетевые ресурсы локальных и глобальных сетей.
Для описания информационного ресурса ГОСТ 7.70-2003 предлагает 29 реквизитов, из которых обязательными для всех категорий ресурсов являются следующие десять реквизитов:
1.
Идентификатор информационного
ресурса. Это строка символов, однозначно
идентифицирующая описываемый
2.
Наименование ресурса. Это название,
присваиваемое ресурсу
3. Владелец. Наименование юридического или физического лица, распоряжающегося ресурсом.
4.
Описание. Текстовое изложение
5. Коды рубрикатора. Тематика электронного информационного ресурса, выраженная кодами стандартного перечня тематических рубрик, принятого в странах СНГ, - Государственного рубрикатора научно-технической информации.
6.
Ключевые слова. Указывают ключевые
слова, описывающие тематику
7. Язык. Указывается язык, на котором написаны текстовые компоненты информационного ресурса.
8.
Период обновления. Периодичность
произведения обновления
9.
Финансирование. Форма финансирования
при создании и ведении
10. Дата последнего обновления ресурса.
Большинство элементов метаданных в национальном стандарте ГОСТ 7.70-2003 соответствуют международному стандарту ИСО 15836:2003. В российском стандарте не получил отражения только реквизит «Тип ресурса», значение которого в зарубежных нормативах рекомендуется выбирать из контрольного словаря – Словаря типов Дублинского ядра, содержащего перечень следующих терминов для идентификации категории ресурса: коллекция, набор данных, событие, услуга, визуальный образ, интерактивный ресурс, физический объект, программное обеспечение, текст.
Кроме того, ни один из реквизитов, содержащихся в ГОСТе, не охватывает пространственные характеристики содержимого информационного ресурса, включаемые в реквизит «Coverage» Дублинского ядра.
В целом, следует признать новую версию ГОСТ 7.70-2003 полностью отражающей достижения мирового сообщества в области описания электронных информационных ресурсов.[28]
В 2007 году был принят стандарт, идентичный международному ИСО 15489:2001 Информация и документация - Управление документацией, ГОСТ ИСО 15489-1-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования (СИБИД).
Стандарт заключает в себе требования к управлению документами, этапы проектирования и внедрения документных систем, процессы управления документами и контроль, особенности мониторинга и аудита.
Все термины и определения, включенные в ИСО 15489:2001 нашли отражение в российском методическом документе. Также ГОСТ содержит ссылки на другие стандарты, используемые при составлении, среди которых как международные, так и национальные.
Важно отметить, что наименование российского стандарта уточнено по отношению к переводу международного стандарта ИСО в части употребления термина «записи». Автор стандарта говорит об объединении англоязычных терминов «records» и «document» один русскоязычный «документ». Это сделано ввиду соображений неиспользования в российской документной практике термина «запись».
7. Проблемный подход в области международной и российской
стандартизации информационных технологий
Архитектурная, техническая и программно-информационная совместимость различных информационных технологий может быть обеспечена только путем стандартизации и сертификации программно-аппаратных средств в соответствии с требованиями государственных и международных стандартов. Для этого необходимо проведение стандартизации, сертификации и каталогизации средств, процессов и услуг, а также проведение единой технической политики при создании (приобретении) совместимых аппаратных и программных средств, организации взаимодействия и комплексирования информационных технологий различных уровней.
Это должно быть обеспечено развитием следующих основных направлений в области стандартизации информационных технологий:
· развитие и совершенствование нормативно-технической базы, определяющей все виды совместимости компонент ИТ, взаимодействие и комплексирование информационных систем, регламентирующей важнейшие потребительские свойства ИТ и требования качества, безопасности и экологии;
· создание и поэтапное введение в действие в рамках реализации настоящей Концепции системы сертификации ИТ, обеспечивающей объективную и независимую оценку их потребительских свойств и гарантии качества;
· создание системы каталогизации отечественных и импортных ИТ в образовании, организация на ее базе их классификации и сертификации с целью информационного обеспечения пользователей в системе Минобразования России и других заинтересованных ведомств, организаций и физических лиц;
Информация о работе Международная стандартизация в области управления документацией