Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 13:59, реферат

Описание работы

Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств -- 38%, мимики, жестов, позы -- 55%.

Содержание работы

Введение
1. Кинесика
1.1. Походка
1.2. Поза
1.3. Жесты
1.4. Мимика
1.5. Визуальный контакт
2. Голосовые характеристики
3. Такесика
4. Проксемика
4.1. Дистанция
4.2. Ориентация
4.3. Невербальные средства повышения делового статуса
5. Особенности невербального общения в разных странах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

невербальное средство общения.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует  о твердости характера,

часто об

отсутствии  желания продолжить разговор, об отрицании  возможности компромисса.

Сжатый  рот (часто побелевшие губы втянуты, полоска рта узкая) означает отказ,

отрицание,

Упорство  и даже жесткость, упрямство и  досаду.

"Вытянутое"  лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ. Такое

расслабление  говорит о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма. Степень 

расслабленности, дополняемая тусклыми глазами, приоткрытым  ртом, вертикальными 

складками на лбу говорит о глубине подобного эмоционального состояния, вплоть до

страдания. Опущенные уголки губ при напряженном  рте (замкнута щель между губами)

характеризуют активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение,

досаду, насмешку, издевку.

Обычно  эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:  

удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ,

приоткрытый рот;  

страх - приподнятые и сведенные над  переносицей брови, широко открытые глаза,

уголки  губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот

может быть открыт;  

гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы

сомкнуты, зубы сжаты;  

отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и 

сомкнута  с верхней губой;  

печаль - брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;  

счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.  

3. Непроизвольные  реакции и их значение

Непроизвольные  реакции - эти реакции обычно плохо  поддаются контролю (хотя

различными  приемами пытаются их маскировать) и  потому весьма информативны.

Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике  обмана, осуществляемой

приборами, известными под обобщающим названием  «детектор лжи» (а также «полиграф).

Стандартное прочтение этих реакций таково:  

покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев;  

побеление лица - страх, признак виновности;  

расширение  зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;  

сужение зрачков - неудовольствие, отвергание;  

усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (подергивание галстука на

шее из-за активного сердцебиения...) - тревога, страх, стыд, обман;  

снижение  частоты пульса - повышенное внимание;  

быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение;  

короткое  дыхание через нос - злость;  

нарушение дыхания, спазматические движения горла  и рефлекторные сглатывания 

слюны - тревога, стыд, обман;  

пересыхание рта (сглатывание, облизывание губ, жажда...) - страх, обман;  

внезапное обнажение зубов - признак ярости, агрессивность;  

испарина, пот - гнев, смущение, нервозность, обман;  

дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица...) - внутреннее напряжение, страх,

обман;  

частое  моргание - возбуждение, обман;  

урчание в животе - страх (не всегда, разумеется...);  

скрип зубами - сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности 

осуществить задуманное.  

4. Жесты

Механические  жесты отвлекают внимание слушателя  от содержания речи, мешают ее

восприятию. Нередко они бывают результатом  волнения говорящего, свидетельствуют

о его  неуверенности в себе.

В зависимости  от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные,

указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи,

место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Произнося пословицу  «Говорит,

что воду цедит», мы делаем несколько замедленное  движение рукой в правую сторону,

при этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. «Строчит, как  из

пулемета» - производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки,

напоминающие  рубку капусты.

Речь  наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть,

огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это 

проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты,

передающие  разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из

них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку  такие жесты стали 

общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть

(ударить)  себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками,

указать на дверь.

Изобразительные жесты. Задайте тому, кто находится  сейчас рядом с вами или 

близко  от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ

услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой 

по вертикали), а рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)».

Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько  угодно раз, и вы убедитесь, что

почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную 

дефиницию (толкование): винтовая лестница - лестница, идущая спиралью,

винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие

волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет,

показывает  его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется

изобразительным.

Если  изобразительный жест связан с конкретными  внешними признаками, то жест-символ

связан  с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или

определенному коллективу. Это - приветствия, прощания, утверждения, отрицания,

призыв  к молчанию, предвкушению приятного.

Так, русские  в знак согласия покачивают головой  вперед-назад, а болгары влево-вправо.

О национальном характере некоторых жестов свидетельствует  такой факт. В 

Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два  разведенных пальца (указательный и 

средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь

повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты подальше!» Жители

Европы  воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как 

знак  победы. Поэтому, если англичанин сделает  оскорбительный жест, то европеец

может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих

странах Европы этот жест равнозначен цифре  «2». В связи с этим возможна такая 

ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой Гнев,

показывает  бармену-европейцу два пальца с  повернутой ладонью к себе - знак

оскорбительный, а бармен в ответ на этот жест наливает две кружки пива.

При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в 

своем воплощении. Однако бывают случаи, когда  характер жеста несколько 

изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать

лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки

влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест

заимствован с Запада.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый,

фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой 

палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье

пальцем по шее с правой стороны - «выпить бы»; кручение пальцем около виска, что

означает  «из ума выжил», «разума лишился».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена  и характером говорящего.

Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким 

характером  не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному,

сдержанному в проявлении своих чувств, жесты  несвойственны.

Лучшим  жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается 

со словом и усиливает его воздействие  на слушателей.  

5. Особенности  невербального общения в разных  странах

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти  не задумываемся об их смысле.

Известно, что основные коммуникационные жесты  во всем мире не отличаются друг от

друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда не

знают или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко  одно и 

то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное 

значение, и легкомысленное обращение с  обычными для нас жестами может привести к

неожиданным последствиям.

Жест, которым  русский демонстрирует пропажу  или неудачу, у хорватов означает

признак успеха и удовольствия. Говоря о  себе, европеец показывает рукой на грудь,

японец - на нос. В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и

замешательства. Жители Мальты вместо слова «нет»  слегка касаются кончиками 

пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест

означает, что у человека что-то болит. В  Греции и Турции официанту ни в коем

случае  нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) -

это считается  очень оскорбительным жестом.

Довольно  часто один и тот же жест имеет  не только различное, но и прямо 

противоположное значение. Образовав колечко из большого и указательного пальцев,

американцы  и многие другие народы сообщают, что  дела «о`кей». Но этот же жест

используют  в Японии, говоря о деньгах, во Франции  он означает ноль, в Греции и 

на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с

извращенными  половыми инстинктами. Обычный утвердительный кивок головой на юге 

Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания. Немцы часто поднимают брови  в 

Информация о работе Невербальные средства общения