Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 04:27, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи метрологии
Метрология– наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности.
Классификация измерений
Основные характеристики измерений

Файлы: 1 файл

АРМАН !.doc

— 775.50 Кб (Скачать файл)

 

ВОПРОС 39. Уровни стандартизации. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений.

Стандартизацию, которая  проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Стандарт – это  нормативный документ, разработанный  на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. Свод правил может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта.Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Разновидность регламентов – технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации. Виды стандартов:

Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины.Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий.Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только указанные выше требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т.д. неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и т.п.)Стандарт на процесс, стандарт на услугу – это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс, услуга.Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей.

 

3Государственная система стандартизации (ГСС) в РФ, органы и службы по стандартизации в РФ

Согласно руководству 2 ИСО/МЭК органом, осуществляющим деятельность по стандартизации может быть юридическое  лицо или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. ИСО – международная организация стандартизации. В РФ наицональным органом по стандартизации является Федеральное агентство по техничсекому регулированию и метрологии.

В структуру ростехрегулирования  входят начные центры по стандартизации. На базе крупных предприятий, НИИ  создаются техничсекие комитеты по стандартизации в различных сферах (ТК). ТК – это добровольное собрание специалистов. На уровне субъектов федерации организованы территориальные органы стандартизации и регулирования – центры стандартизации и метрологии (ЦСМ).

 

4.Порядок разработки Государственных стандартов РФ

проводится по 5 стадиям:1Организация  разработки стандарта (работу оргнаизует ТК. На этой стадии собирается информация о предложениях, устанавливаются  сроки работ, дается информация о  стандарте в газетах. На этом этапе рассматриваются заявки заинтересованных лиц.2Разработка первой редакции проекта стандарта. Рабочая группа готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему, в которой приводится: основание для разработки стандарта, характеристика объекта стандартизации, сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ и о патентной чистоте проекта стандарта, сведения о рассылке на отзыв первой редакции стандарта.

Первая редакция стандарта  рассылается на отзывы в ведущие  НИИ по данному объекту стандартизации, на предприятии и организации. Подавшие заявку на рассылку первой редакции3Разработка окончательной редакции проекта стандарта. Рабочая группа обобщает все замечания и предложения по первой редакции проекта стандарта и дорабатывает проект стандарта.

4Принятие и введение  в действие стандарта. Госстандарт  принимает проект стандарта и  устанавливает срок его введения  в действие с учетом мероприятий,  необходимых для внедрения стандарта.5издание  стандарта. Госстандарт публикует  информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе (ИУС) «Государственные стандарты РФ» и издает стандарт для повсеместного использования.

 

 

ВОПРОС 40. Обозначение  стандартов. Требования к построению, содержанию, изложению стандартов.

 

Обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенного знаком «-» цифр года утверждения стандарта. Если стандарт входи в какую-либо систему стандартов, то в его регистрационном номере первые цифры с точкой определяют номер системы. Буква Р в индексе говорит о том, что стандарт является государственным стандартом РФ (национальным стандартом). Отсутствие индекса Р свидетельствует о том, что стандарт является межгосударственным (действует на территории СНГ). Наличие в индексе стандарта наименований международных организаций по стандартизации (ИСО – Международная организация по стандартизации, МЭК – Международная электротехническая комиссия, ЕН – Европейская норма и др.), говорит о том, что международный стандарт принят в РФ в качестве национального стандарта без изменений.

 

 

ВОПРОС 41  Информационное обеспечение работ по стандартизации в РФ

В России информационное обеспечение организовано на базе положений  ФЗ «О техническом регулировании».. исключительное право опубликования  государственных стандартов принадлежит государственным органам управления, утвердившим эти нормативные документы, причем порядок опубликования определяется Правительством РФ.

Головной институт в  области информационного обеспечения  – ВНИИКИ (Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству). ВНИИКИ выполняет функцию национального информационного центра ИСОНЕТ. В целях совершенствования системы информационного обеспечения Госстандартом РФ создан Информационный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС). ИНФКОС взаимодействует с отечественными и национальными органами стран СНГ, Балтии и Закавказья, решая задачи координации деятельности информационных служб, интеграции научных достижений и производства, содействия оперативной обработке и доведению до заказчиков комплексной информации, расширения сотрудничества и формирования соответствующего общественного мнения. ИНФКОС располагает информационно-вычислительной сетью, которая решает практические задачи по предоставлению заинтересованным сторонам отечественных, международных, зарубежных, региональных нормативных документов или информации о них в соответствии с возможностями Федерального фонда стандартов.

Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) имеет информационный центр стандартов, других нормативных и методических документов, относящихся к системе сертификации ГОСТ Р. Здесь можно найти сведения о разработке и сертификации систем качества, документы по сертификации продукции и услуг, об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификации средств индивидуальной защиты, по регламентации затрат на качество и др.

Всероссийский научно-исследовательский  институт стандартизации (ВНИИСтандарт) специализируется на информации о стандартах, касающихся оборонной техники.

Всероссийский научно-исследовательский  институт стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИМАШ) комплектует  свой информационный центр рекомендациями по стандартизации в области Машино- и приборостроения, копиями документов по аккредитации органов по сертификации,, государственными реестрами сертифицированной продукции и копиями их сертификатов соответствия.

Издательство стандартов также имеет свой центр информации, в котором собираются все издания по стандартизации, сертификации и метрологии.

 

 

ВОПРОС 42. Стандартизация систем управления качеством

Управление качеством, включающей в себя следующие элементы:

- политика в области  качества;

- планирование

- внедрение

- анализ, проведение корректирующих и предупреждающих действий

- анализ со стороны  руководства

- постоянное улучшение.

Эти элементы составляют петлю или спираль качества. Требования стандартов серии ИСО 9000 применимы  для всех предприятий и организаций  и являются аудируемыми (проверяемыми). В этой связи Системы качества могут создаваться на самых разных предприятиях, в том числе в сфере сервиса, и могут быть сертифицированы.

 

ВОПРОС 43. Стандартизация услуг

Стандартизация в сфере  услуг – это способ обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопасности для жизни и здоровья человека и экологии.

Как объект стандартизации, услуга представляет определенную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно.

Методической основой для стандартизации и сертификации услуг служит разарботанная ВНИИС и одобренная Госстандартом России «Концепция развития стандартизации и сертификации услуг». В этом документе первостепенными задачами определены: разработка Классификатора услуг населению, упорядочение терминологии.

Главными аспектами  стандартизации услуг являются: классификация, терминология, условные обозначения, общетехнические  нормы и требования.

В связи с необходимостью гармонизации стандартов с международными правилами и нормами по услугам на создание новых стандартов на услуги и переработка ранее принятых ориентируются прежде всего на «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2: Руководящие указания по услугам», который устанавливает две группы характеристик услуг: количественные и качественные.

Утвержден «Общероссийский  классификатор услуг населению», содержащий 13 классификационных группировок.

 

ВОПРОС 44. Стандартизация СУОС

В области охраны окр.среды  ИСО разработаны организации, а  именно:

-по экологической  политике организации и ее руководства

- по планированию экологической  деятельности (определение эколог.аспектов, установление целевых и плановых  эколог.показателей, разработка  программы управления окр.средой)

- по внедрению и  функционированию СУОС (закрепоение ответственных лиц, обучение персонала, управление документацией СУОС, управление операциями)

- по проведению проверок  и корректирующих действий (проведение  мониторинга и измерений, проведение  корректир.действий при выявлении  несоответствий, проведение предупреждающих действий, регистрация данных, аудит СУОС)

Система экологического управления предусматривает непрерывное  улучшение состояния окружающей среды. В России подготовлен проект государственного стандарта "Системы  управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию".Область применения стандарта — те аспекты охраны окружающей среды или экологические системы деятельности организации, которые можно контролировать и влияние на которые нужно оказывать Стандарт может использовать любая организация, которая преследует цели: удостовериться в соответствии своей деятельности государственной политике по охране окружающей среды; провести сертификацию системы; провести самооценку и сделать заявление-декларацию о соответствии системы настоящему стандарту.

 

ВОПРОС 45. Основные понятия системы управления окружающей средой по ГОСТ Р 14001-98: экологическая политика, система управления окр.средой

Экологическая политика (environmental policy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

Система управления окружающей средой (environmental management system) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

 

 

ВОПРОС 46. Основные положения «закона о техническом регулировании».

Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения, возникающие  при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к  связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Настоящий Федеральный  закон также определяет права  и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом  отношений.

.Техническое  регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения  единых правил установления требований к продукции или к связанным  с ними процессам проектирования,соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики,

Информация о работе Шпаргалка по "Метрологии и стандартизации"