Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:07, курсовая работа
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Исследователи полностью
отрицают стилистические функции термина
или допускают их ограниченное употребление.
«Эмоционально-экспрессивная
Традиционно терминологи
считают, что термин безразличен
к контексту. «Принцип независимости
термина от контекста скорее означает
требование того, чтобы термин всегда
одинаково понимался
Бурное развитие науки и техники в ХХ веке привело к быстрому развитию соответствующих терминологий. Возникла необходимость в стандартизации терминов, а также в анализе, регулировании и упорядочении терминологий различных областей науки и техники.
Упорядочение понимается как приведение терминологической системы в соответствие с предъявленными к терминам требованиями. Е.Н. Толикина пишет: «Упорядочить - значит создать последовательную и единственную концепцию науки, это можно сделать далеко не во всякое ее состояние».
Д.С. Лотте предлагает методы работы по упорядочению технической терминологии с целью устранения ее существенных недостатков, а именно: многозначность, синонимия, неточность, наличие терминов, которые не имеют твердо фиксированных значений, употребление громоздких и неудобопроизносимых терминов, лишняя загруженность иноязычными терминами, отсутствие терминов для некоторых понятий, отсутствие систематичности в построении терминов.
«Все прочие признаки, обычно
приписываемые терминам и терминологии
в целом: точность значения, однозначность,
системность, отсутствие синонимии
и т.п. - не более как их тенденция
или их желательные качества, или,
наконец, требования к «хорошей»
рационально построенной
На рубеже XX-XXI столетий выдвигается новая идея, «что в традиционном терминоведении лингвистические факты были подменены требованиями к создаваемой терминологии», что нельзя говорить об однозначности термина или об однозначном соответствии (изоморфизме) «один термин - одно понятие», хотя бы потому, что есть элементарное развитие понятий и категорий…».(7)
2.История развития управления информационными ресурсами в зарубежных странах(страны СНГ-Литва)
Для управления информационными ресурсами необходимо знать его объект (информационные ресурсы), но знание только объекта управления не дает ответа на вопрос о возможности и целесообразности его применения. Без целостного знания о системе управления может быть вообще неясным смысл описания ее элементов.
Сущность проблемы, поэтому, состоит в анализе системы управления в целом, которая в свою очередь определяется экономическим механизмом общества. Экономический механизм нашего общества был всегда невосприимчив к эффективности, в силу чего управление информационными ресурсами зародилось и совершенствовалось на Западе, но перемены в нашей стране сделали актуальной эту проблему и у нас. Именно по этой причине далее будут рассмотрены формы управления информационными ресурсами за рубежом. 8
В то время участники различных дискуссий на эту тему признавали, что информация является ценным ресурсом, но мнения их расходились при определении путей реализации этого понимания на практике.
Одной из причин этих расхождений E.M. Trouth видит в том, что в эволюционном плане концепция управления информационными ресурсами (УИР) ведет свое происхождение от трех различных областей: управления базами данных, организации ведения записей и управления обработкой данных.
Управление базами данных
- одна из областей, оказавших существенное
влияние на становление УИР. Необходимость
такого направления в управлении
появилась практически
На первых порах функции управления рассматривались в основном как технические: например, разграничение обязанностей между отдельными сотрудниками, включаемых в группу администраторов банков данных, и координация деятельности, связанной с ведением и обновлением баз данных на основе разработки и совершенствования программного обеспечения.
В конце 70-х - начале 80-х годов
управление данными стало рассматриваться
шире, чем только в функционально-
В 80-годы наблюдались дальнейшие сдвиги
сферы интересов службы администратора
данных от технических вопросов функционирования
в сторону определения политики и процедур
управления данными как ресурсом фирмы,
а также организации коллективного использования
данных.
Окончательное распределение административных
и технических аспектов обработки данных
связано с появлением понятия (и соответственно
службы) УИР. При этом масштаб управления
резко увеличился: служба УИР должна была
отвечать на следующие вопросы: какая
информация наиболее критична для обеспечения
успеха фирмы; как можно добиться повышения
точности, надежности, актуальности информации;
как можно уменьшить избыточность информации
и т.д.9
Важную роль в утверждении значения термина
УИР как функции, связанной с управление
данными, сыграло Национальное бюро стандартов
США. В серии рекомендаций, касающихся
организации эффективной эксплуатации
банков данных, УИР определяется как "совокупность
стратегических действий и процедур в
области обработки информации (как автоматизированной,
так и не автоматизированной), направленных
на управление процессами обеспечения
текущих и перспективных потребностей
фирмы в информации".
С появлением баз данных
на компактных дисках (СD-ROM) и с развитием
возможностей теледоступа произошел
качественный скачек в обеспечении
ученых и специалистов научно-технической,
экономической и коммерческой информацией.
Эти два метода, как и обеспечение
данными и информацией на гибких
магнитных дисках, не должны рассматриваться
как альтернативные, а как взаимно
связанные, дополняющие друг друга
(1). Особенно это характерно для библиотечно-
библиографических баз данных, для
которых стандартизированы
Качество информационного
обслуживания из баз данных определяется
уровнем соответствия состава баз
и/или их частей потребностям пользователей.
В настоящее время формирование
фонда баз данных в Литве осуществляется
традиционными методами, не позволяющими
получить высокого качества. При определении
априорной полезности баз данных
в отраслевых и академических
информационных и библиотечных системах
используется информация, получаемая
от специалистов и ученых соответствующих
ведомств. В информационных и библиотечных
системах, в которых абоненты обслуживаются
межотраслевой информацией, качество
определения априорной
Проблема выбора баз данных
близка к проблеме автоматизированного
управления ведением справочно-информационных
фондов в информационно- библиотечных
системах. Отдельные базы данных и/или
их части можно рассматривать
как документы справочно-
Для выбора индивидуальных характеристик баз данных и определения их действия на полезность или опрос необходимы их статистические исследования. В общем случае индивидуальных характеристик распространяемых баз данных много. В частности на CD-ROM и в печатном виде распространяется база данных о базах данных на CD-ROM. Запись этой базы данных включает ряд харатеристик. Поскольку обработка больших массивов данных при поиске управленческих решений требует много ресурсов ЭВМ, необходимо выяснить природу и взаимосвязи индивидуальных характеристик баз данных и определить те из них, которые будут использованы в качестве параметров при автоматизированной подготовке управленческих решений для конкретных информационных и\или библиотечных систем. Для отыскания скрытых, но объективно существующих закономерностей, которые определяются воздействием внутренних и внешних причин на полезность баз данных, сжатия факторов или главных компонент, число которых значительно меньше количества первоначально взятых признаков, а также выявления и изучения статистической связи индивидуальных характеристик с факторами или главными компонентами наиболее подходящим методом является факторный анализ.
Для более глубокого исследования
природы отдельных
Для определения прогнозируемой
полезности баз данных, полезность
которых в периоде
Для ведения баз данных
имеющихся в Литве и
3. Международная организация по стандартизации (ИСО): деятельность, структура, порядок разработки стандартов. Деятельность ИСО
Международная организация
по стандартизации, ИСО (
ИСО объединяет 64 страны. ИСО - негосударственная организация: ее члены не являются правительственными делегатами, как, например, в Организации Объединенных Наций. Тем не менее, ИСО занимает особую позицию между государственными и негосударственными организациями. Это происходит оттого, что, с одной стороны, многие из учреждений ИСО являются частью государственных структур в своих странах или находятся под опекой своего государства. С другой стороны, другие члены ИСО являются абсолютно частными, созданными местными союзами промышленных организаций.
Организационная структура10
Международная организация по стандартизации имеет довольно сложную организационную структуру.
Организационная структура ИСО
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы:
- Генеральная ассамблея (высший орган);
- Совет;
- Техническое руководящее бюро.
Рабочие органы:
- технические комитеты (ТК);
- подкомитеты;
- технические консультативные группы (ТКГ).
Генеральная ассамблея - это
собрание должностных лиц и делегатов,
назначенных комитетами-
Совет руководит работой
ИСО в перерывах между сессиями
Генеральной ассамблеи. Совет имеет
право, не созывая Генеральной ассамблеи,
направить в комитеты-члены
Совету ИСО подчиняются семь комитетов:
· ПЛАКО (Техническое бюро);
· СТАКО (Комитет по изучению
научных принципов
· КАСКО (Комитет по оценке соответствия);
· ИНФКО (Комитет по научно-технической информации);
· ДЕВКО (Комитет по оказанию помощи развивающимся странам);
· КОПОЛКО (Комитет по защите интересов потребителей);
· РЕМКО (Комитет по стандартным образцам).
ИСО трактует понятие «стандарт», как технические условия или другой документ, рассчитанный на специалистов, соответствующего профиля, совместно разработанный, согласованный или одобренный всеми заинтересованными сторонами, основанный на совокупности научных, технологических и практических результатов, способствующий получению всеобщих оптимальных преимуществ, утвержденный компетентным национальным, региональным или международным органом. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов. - М.: «Дело», 1999, С.180
Порядок разработки стандартов в сфере информации и документации
Разработка международных норм и стандартов в сфере информации и документации в ИСО поручена техническому комитету № 46 «Информация и документация», в работе которого принимают участие 34 национальных комитета - члена ИСО, в числе которых и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России, Ростехрегулирование.
Этот комитет занимается
стандартизацией в области
Он имеет в своей
структуре четыре подкомитета: подкомитет
№ 4 «Техническое взаимодействие»; подкомитет
№ 8 «Качество - Статистика и оценка
технических характеристик»; подкомитет
№ 9 «Идентификация и описание»; подкомитет
№ 11 «Управление архивами/