Управление информационными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Файлы: 1 файл

Управление инф.ресурсами.docx

— 69.90 Кб (Скачать файл)

Исследователи полностью  отрицают стилистические функции термина  или допускают их ограниченное употребление. «Эмоционально-экспрессивная нейтральность, неотмеченность составляет второе непременное  свойство любого термина. Эмоционально-стилистические качества термины приобретают лишь в «несобственных условиях и контекстах их употребления». «Термин точен  и холоден, и сфера экспрессии для термина в пределах терминологии внеположена». (Бачило., 2010)

Традиционно терминологи  считают, что термин безразличен  к контексту. «Принцип независимости  термина от контекста скорее означает требование того, чтобы термин всегда одинаково понимался представителями  одной профессии, чтобы его однозначное  истолкование обеспечивала система  научных понятий, а не лексико-семантическая  система языка». А.А. Реформатский считает, что термину не нужен контекст, так как он связан с терминологическим полем, которое и заменяет собой контекст. Такая точка зрения вполне приемлема для идеального термина, отвечающего соответствующим требованиям. Для понимания значения полисемантичных терминов (и редко встречающихся омонимов) требуется нейтрализующий контекст, в котором реализуется лишь одно из его значений.

Бурное развитие науки  и техники в ХХ веке привело  к быстрому развитию соответствующих  терминологий. Возникла необходимость  в стандартизации терминов, а также  в анализе, регулировании и упорядочении терминологий различных областей науки  и техники.

Упорядочение понимается как приведение терминологической  системы в соответствие с предъявленными к терминам требованиями. Е.Н. Толикина пишет: «Упорядочить - значит создать последовательную и единственную концепцию науки, это можно сделать далеко не во всякое ее состояние».

Д.С. Лотте предлагает методы работы по упорядочению технической терминологии с целью устранения ее существенных недостатков, а именно: многозначность, синонимия, неточность, наличие терминов, которые не имеют твердо фиксированных значений, употребление громоздких и неудобопроизносимых терминов, лишняя загруженность иноязычными терминами, отсутствие терминов для некоторых понятий, отсутствие систематичности в построении терминов.

«Все прочие признаки, обычно приписываемые терминам и терминологии в целом: точность значения, однозначность, системность, отсутствие синонимии  и т.п. - не более как их тенденция  или их желательные качества, или, наконец, требования к «хорошей»  рационально построенной терминологии. Примеры недостаточной системности, нестрогости значений реальных терминов, их многозначности, омонимии и синонимии  хорошо известны». (Попов, 2011)

На рубеже XX-XXI столетий выдвигается  новая идея, «что в традиционном терминоведении лингвистические факты  были подменены требованиями к создаваемой  терминологии», что нельзя говорить об однозначности термина или  об однозначном соответствии (изоморфизме) «один термин - одно понятие», хотя бы потому, что есть элементарное развитие понятий и категорий…».(7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.История развития управления информационными ресурсами в зарубежных странах(страны СНГ-Литва)

Для управления информационными  ресурсами необходимо знать его  объект (информационные ресурсы), но знание только объекта управления не дает ответа на вопрос о возможности и  целесообразности его применения. Без  целостного знания о системе управления может быть вообще неясным смысл  описания ее элементов.

Сущность проблемы, поэтому, состоит в анализе системы  управления в целом, которая в  свою очередь определяется экономическим  механизмом общества. Экономический  механизм нашего общества был всегда невосприимчив к эффективности, в силу чего управление информационными  ресурсами зародилось и совершенствовалось на Западе, но перемены в нашей стране сделали актуальной эту проблему и у нас. Именно по этой причине  далее будут рассмотрены формы  управления информационными ресурсами  за рубежом. 8

В то время участники различных  дискуссий на эту тему признавали, что информация является ценным ресурсом, но мнения их расходились при определении  путей реализации этого понимания  на практике.

Одной из причин этих расхождений E.M. Trouth видит в том, что в эволюционном плане концепция управления информационными  ресурсами (УИР) ведет свое происхождение  от трех различных областей: управления базами данных, организации ведения  записей и управления обработкой данных. 

Управление базами данных - одна из областей, оказавших существенное влияние на становление УИР. Необходимость  такого направления в управлении появилась практически одновременно с началом широкого применения банков данных, то есть в начале 70-годов.

На первых порах функции  управления рассматривались в основном как технические: например, разграничение  обязанностей между отдельными сотрудниками, включаемых в группу администраторов  банков данных, и координация деятельности, связанной с ведением и обновлением  баз данных на основе разработки и  совершенствования программного обеспечения.

В конце 70-х - начале 80-х годов  управление данными стало рассматриваться  шире, чем только в функционально-организационном  аспекте. 
В 80-годы наблюдались дальнейшие сдвиги сферы интересов службы администратора данных от технических вопросов функционирования в сторону определения политики и процедур управления данными как ресурсом фирмы, а также организации коллективного использования данных. 
Окончательное распределение административных и технических аспектов обработки данных связано с появлением понятия (и соответственно службы) УИР. При этом масштаб управления резко увеличился: служба УИР должна была отвечать на следующие вопросы: какая информация наиболее критична для обеспечения успеха фирмы; как можно добиться повышения точности, надежности, актуальности информации; как можно уменьшить избыточность информации и т.д.9 
Важную роль в утверждении значения термина УИР как функции, связанной с управление данными, сыграло Национальное бюро стандартов США. В серии рекомендаций, касающихся организации эффективной эксплуатации банков данных, УИР определяется как "совокупность стратегических действий и процедур в области обработки информации (как автоматизированной, так и не автоматизированной), направленных на управление процессами обеспечения текущих и перспективных потребностей фирмы в информации".

С появлением баз данных на компактных дисках (СD-ROM) и с развитием  возможностей теледоступа произошел  качественный скачек в обеспечении  ученых и специалистов научно-технической, экономической и коммерческой информацией. Эти два метода, как и обеспечение  данными и информацией на гибких магнитных дисках, не должны рассматриваться  как альтернативные, а как взаимно  связанные, дополняющие друг друга (1). Особенно это характерно для библиотечно- библиографических баз данных, для  которых стандартизированы наполнение (UNIMARC) и структура (ISO 2709) записи. Следует  отметить, что проблема выбора и  комбинирования упомянутых возможностей актуальна при ограниченных финансовых ресурсах для сетей библиотек  и информационных органов.

Качество информационного  обслуживания из баз данных определяется уровнем соответствия состава баз  и/или их частей потребностям пользователей. В настоящее время формирование фонда баз данных в Литве осуществляется традиционными методами, не позволяющими получить высокого качества. При определении  априорной полезности баз данных в отраслевых и академических  информационных и библиотечных системах используется информация, получаемая от специалистов и ученых соответствующих  ведомств. В информационных и библиотечных системах, в которых абоненты обслуживаются  межотраслевой информацией, качество определения априорной полезности информационными и библиотечными  работниками и привлекаемыми  из обслуживаемых организаций немногочисленными  учеными и специалистами, значительно  ниже. Поэтому необходимо разработать  методы автоматизированной подготовки рекомендаций выбора и распределения  баз данных, базирующиеся на прогнозировании  полезности исходя не только из оценок специалистов, но и из информации об использовании имеющихся баз  данных.

Проблема выбора баз данных близка к проблеме автоматизированного  управления ведением справочно-информационных фондов в информационно- библиотечных системах. Отдельные базы данных и/или  их части можно рассматривать  как документы справочно-информационных фондов (2). Однако из-за ограниченного  количества (сотни) и стоимости (что  характерно и для зарубежных книг и периодических изданий) следует  их выделить в отдельный, специфический  класс, требующий высококачественных управленческих решений. Здесь наряду с координированными или планируемыми решениями необходимы и конкурентные методы.

Для выбора индивидуальных характеристик баз данных и определения  их действия на полезность или опрос  необходимы их статистические исследования. В общем случае индивидуальных характеристик  распространяемых баз данных много. В частности на CD-ROM и в печатном виде распространяется база данных о  базах данных на CD-ROM. Запись этой базы данных включает ряд харатеристик. Поскольку обработка больших  массивов данных при поиске управленческих решений требует много ресурсов ЭВМ, необходимо выяснить природу и  взаимосвязи индивидуальных характеристик  баз данных и определить те из них, которые будут использованы в  качестве параметров при автоматизированной подготовке управленческих решений  для конкретных информационных и\или  библиотечных систем. Для отыскания  скрытых, но объективно существующих закономерностей, которые определяются воздействием внутренних и внешних причин на полезность баз данных, сжатия факторов или  главных компонент, число которых  значительно меньше количества первоначально  взятых признаков, а также выявления  и изучения статистической связи  индивидуальных характеристик с  факторами или главными компонентами наиболее подходящим методом является факторный анализ.

Для более глубокого исследования природы отдельных индивидуальных характеристик баз данных, их связей целесообразно использовать совокупность статистических методов здесь именуемых  корреляционным анализом.

Для определения прогнозируемой полезности баз данных, полезность которых в периоде предшествующем планируемому неизвестна, предлагается использовать аналоговое прогнозирование, т.е. получение сведений в результате установления сходства. Сходство устанавливают  на основе классификаций баз данных по их признакам. Когда признаки неизвестных  индивидуальных объектов сравниваются с признаками известных классов  и объекты распределяются на классы, после чего объекты становятся известными, т.е. обладающими всеми свойствами типичных представителей соответствующих  классов, имеем вид аналогового  прогнозирования- диагностирование. Решение  задачи определения прогнозируемой полезности баз данныз базируется на использовании методов кластерного  анализа с различными мерами сходства (или расстояний).

Для ведения баз данных имеющихся в Литве и оцениваемых  баз данных на CD- ROM используется CDS/ISIS-M (на IBM PC и VAX). После конвертирования  данных для статистических исследований и подготовки управленческих решений  используется ППП SPSS/PC, имеющий (как  и CDS/ISIS) мощные средства конвертирования  данных.

 

 

 

 

 

 

 

3. Международная  организация по стандартизации (ИСО): деятельность, структура, порядок разработки стандартов. Деятельность ИСО

Международная организация  по стандартизации, ИСО (InternationalOrganizationforStandardization, ISO) - это глобальная сеть, определяющая, какие стандарты требуются для  функционирования коммерческих, государственных  и общественных организаций. Она  официально была учреждена 23 февраля 1947 г.

ИСО объединяет 64 страны. ИСО - негосударственная организация: ее члены не являются правительственными делегатами, как, например, в Организации  Объединенных Наций. Тем не менее, ИСО  занимает особую позицию между государственными и негосударственными организациями. Это происходит оттого, что, с одной  стороны, многие из учреждений ИСО являются частью государственных структур в  своих странах или находятся  под опекой своего государства. С  другой стороны, другие члены ИСО  являются абсолютно частными, созданными местными союзами промышленных организаций.

 Организационная структура10

Международная организация  по стандартизации имеет довольно сложную  организационную структуру.

Организационная структура  ИСО

Организационно в ИСО  входят руководящие и рабочие  органы. Руководящие органы:

- Генеральная ассамблея  (высший орган);

- Совет;

- Техническое руководящее  бюро.

Рабочие органы:

- технические комитеты (ТК);

- подкомитеты;

- технические консультативные  группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея - это  собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Всего  в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Комитеты-члены имеют право принимать  участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО, быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи.

Совет руководит работой  ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет  право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы  для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов - членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняются  семь комитетов:

· ПЛАКО (Техническое бюро);

· СТАКО (Комитет по изучению научных принципов стандартизации);

· КАСКО (Комитет по оценке соответствия);

· ИНФКО (Комитет по научно-технической  информации);

· ДЕВКО (Комитет по оказанию помощи развивающимся странам);

· КОПОЛКО (Комитет по защите интересов потребителей);

· РЕМКО (Комитет по стандартным  образцам).

ИСО трактует понятие «стандарт», как технические условия или  другой документ, рассчитанный на специалистов, соответствующего профиля, совместно разработанный, согласованный или одобренный всеми заинтересованными сторонами, основанный на совокупности научных, технологических и практических результатов, способствующий получению всеобщих оптимальных преимуществ, утвержденный компетентным национальным, региональным или международным органом. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов. - М.: «Дело», 1999, С.180

Порядок разработки стандартов в сфере информации и документации

Разработка международных  норм и стандартов в сфере информации и документации в ИСО поручена техническому комитету № 46 «Информация  и документация», в работе которого принимают участие 34 национальных комитета - члена ИСО, в числе которых  и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России, Ростехрегулирование.

Этот комитет занимается стандартизацией в области информационной деятельности, издательского дела, деятельности по индексированию и реферированию, практической деятельности библиотек, документационных и информационных центров, архивов.11

Он имеет в своей  структуре четыре подкомитета: подкомитет № 4 «Техническое взаимодействие»; подкомитет № 8 «Качество - Статистика и оценка технических характеристик»; подкомитет № 9 «Идентификация и описание»; подкомитет № 11 «Управление архивами/документами».

Информация о работе Управление информационными ресурсами