Агропромышленное производство Ульяновской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1. Состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития…………………………………………………………………………

2
Глава 2. Направления, методы, конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного производства России…………............

9

2.1 Направления государственного регулирования агропромышленного производства……………………………………………………………..

9

2.2 Методы государственного регулирования агропромышленного
производства……………………………………………………………..

12

2.3 Механизмы государственного регулирования агропромышленного производства……………………………………………………………..

15
Глава 3. Современное состояние агропромышленного комплекса России и стратегия его развития…………………………………………………………

20
Глава 4. Агропромышленное производство Ульяновской области……….
24

4.1 Сельское хозяйство…………………………………………………….
24

4.2 Задачи на 2013 год……………………………………………………..
35
Заключение ……………………………………………………………………
49
Библиографический список …………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая ГМУредатирование.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

кооперативные сельскохозяйственные банки;

государственные банки;

специализированные  банки под контролем и при поддержке государства;

бюджетное кредитование.

Финансово-кредитная  система, адекватная рынку, включает:

ценовые дотации  и компенсации;

денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;

субсидии из федерального бюджета на поддержку  отдельных отраслей сельского хозяйства.14

Во всех случаях  государство берет на себя обязательство  поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно  сокращались из-за невозврата выданных кредитов.

 

 

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

В начале нового столетия в АПК России начались радикальные  экономические преобразования. Развитие АПК после 2000 г. характеризовалось формированием многоукладности в аграрном секторе, переходом к рыночным принципам распределения продукции, образованием свободного рынка материально-технических ресурсов.

К началу 2005 г. в  аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статус колхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) трансформированы в товарищества, акционерные общества, производственные сельскохозяйственные кооперативы и другие предприятия, образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. Важное место в государственной аграрной политике занимает проблема собственности на землю.

Доля государственного сектора в аграрной экономике  составляет не более 10%, остальная, большая  часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности. Сельскохозяйственные организации производят 44,8% продукции.

Площадь участков, находящихся в личной собственности  граждан, составляет 5,4%. Фермерские хозяйства, занимая 11,2% общей площади пашни, производят всего 3,7% валовой продукции. В хозяйствах населения производится 51,5% продукции сельского хозяйства, в том числе 92% картофеля, около 80 - овощей, 57 - мяса, 51 - молока, 28% - яиц.15

Важными документами  для разработки стратегии развития АПК являются Земельный кодекс РФ и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующие земельные отношения и создающие правовую базу собственности на землю и землепользование. От них зависит формирование эффективных моделей хозяйствования на земле.

При определенных условиях фермерские хозяйства экономически эффективны, но мелкие фермерские хозяйства не в состоянии с полной отдачей использовать передовую технику и новейшие технологии. Крупное сельскохозяйственное производство более эффективно применяет все факторы производства на основе трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий. В развитых странах в аграрном секторе происходят процессы кооперации и интеграции производства. В России необходимо развитие и крупных агрохолдингов, и фермерских хозяйств.

В настоящее время происходит снижение применения минеральных и органических удобрений. Недостаток уборочной техники приводит к росту потерь сельскохозяйственной продукции. Например, потери зерна в связи с удлинением сроков уборки сверх агротехнических достигают 10-14%. В 2005 г. потери зерна составили 10 млн т. Поставки удобрений сократились в 10 раз, парк сельскохозяйственной техники - в 2 раза, 70% комбайнов и тракторов выработали свой срок службы.16

С учетом сокращения душевого потребления продуктов  питания баланс продовольственных ресурсов в стране складывается напряженно. Для поддержания нормального баланса на продовольственном рынке страна нуждается в импорте. В товарной структуре импорта страны продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье за последние 5 лет составляли 20-25%. И только после 2005 г. началось заметное импортозамещение. Для дальнейшего развития АПК нужна долгосрочная стратегия.

С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Правительством РФ были определены его основные направления:

ускоренное  развитие животноводства;

стимулирование развития малых форм хозяйствования;

обеспечение доступным  жильем молодых специалистов (или  их семей) на селе.

Подводя итоги  приоритетного национального проекта "Развитие АПК", нужно отметить, что все двадцать контрольных  целевых показателей по всем трем направлениям национального проекта "Развитие АПК" полностью выполнены.

Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект "Развитие АПК" трансформируется в Государственную  программу развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.17 В Государственную программу вошли все направления и параметры Национального проекта, кроме того, в нее включены и новые разделы. В программе определены три основные цели:

устойчивое  развитие сельских территорий, повышение  занятости и уровня жизни сельского  населения;

повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной продукции  на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

сохранение  и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных  ресурсов.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Агропромышленное производство Ульяновской области

4.1  Сельское хозяйство

В отрасли животноводства благодаря реализованным инвестиционным проектам высокими темпами растёт производство мяса, яйца, увеличивается поголовье всех видов скота.

Причём по темпам роста Ульяновская  область занимает лидирующие позиции  среди регионов Приволжского федерального округа и в целом по Российской Федерации (входит в первую пятёрку субъектов в ПФО и в первые 10-20 регионов по стране).

По итогам 2012 года в хозяйствах всех категорий Ульяновской области реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) 85,8 тыс. тонн – 124,4% к 2011 году.

Второй год подряд стабилизировалось  и наращивается производство молока. В 2012 году валовый надой молока составил 267,5 тыс. тонн – 102,5% к прошлому году.

Получено яиц 488,1 млн. штук или 106,8% к январю-декабрю 2011 года.

При этом рост производства обеспечен за счет сельхозпредприятий, т.е. за счет товарного сектора. В сельхозпредприятиях Ульяновской области по итогам 2012 года реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) 43,5 тыс. тонн – 163,2% к 2011 году; произведено молока – 83,0 тыс. тонн (106,8%), получено яиц – 362,5 млн. штук (116,5%).

Производство продукции животноводства возросло как за счет роста продуктивности скота, так и за счет увеличения численности  поголовья.

По итогам 2012 года отмечается увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных: надой молока на 1 корову составил 3593 кг (рост на 256 кг или на 8%; средняя яйценоскость 1 курицы-несушки составила 305 штук (рост на 4 шт. или на 1,3%); среднесуточный прирост КРС составил 513 гр. (рост на 77 гр. или на 18%); среднесуточный прирост свиней составил 433 гр. (рост на 110 гр. или на 34%).

Несмотря на сложные погодные условия, принятые меры бюджетной поддержки  и реализация инвестиционных проектов способствовали сохранению и увеличению поголовья всех видов сельскохозяйственных животных.

По состоянию на 1 января 2013 года во всех категориях хозяйств Ульяновской  области численность крупного рогатого скота увеличилась по сравнению  с уровнем прошлого года на 2,7 тыс. голов или на 1,7% и составляет 157,5 тыс. голов.

В том числе поголовье коров возросло на 0,5 тыс. голов или на 0,7% и составило 67,2 тыс. голов.

По состоянию на 1 января 2013года поголовье свиней в Ульяновской  области составляет 184,9 тыс. голов  или 127,0% к соответствующему периоду  прошлого года.

По темпу роста свинопоголовья во всех категориях хозяйств наша область занимает 2 место в ПФО и 14 – по Российской Федерации, а в сельхозпредприятиях – соответственно первое и пятое место.

Такая численность поголовья свиней (184,9 тыс. голов) – наивысший показатель для Ульяновской области, начиная с 1999 года.

Поголовье овец и коз  возросло на 6,7 тыс. голов или на 10,0% и составляет 73,1 тыс. голов. Птицепоголовье составляет 3 млн. 923,8 тыс. голов (рост на 1,0%), в том числе на птицефабриках  – 3 млн. 289,4 тыс. голов – 104,5%).

Очевидно, что рост в  животноводстве обеспечен успешной реализацией инвестиционных проектов.

В 2012 году вышел на запланированную  мощность свинокомплекс «Рощинский»  в Ульяновском районе с годовым  производством 9,6 тыс. тонн свинины.

Сформировано стадо на молочном комплексе на 1000 коров ООО «Агро-Гулюшево» Сурского района.

Продолжают наращивать производство яйца и мяса птицы птицефабрики Мордовского агропромышленного  объединения.

Уверенно развивается  мясное скотоводство. Ведомственная  целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Ульяновской области на 2010 – 2014 годы» в 2011 и 2012 году в рамках экономически значимых региональных программ получала финансирование за счет федерального бюджета. Поголовье скота специализированных мясных пород в Ульяновской области превысило 4800 голов (для сравнения – еще три года такого скота в области было не более 50 голов).

Единственная отрасль, которая показывает спад производства – это растениеводство. Снижение показателей здесь обусловлено неблагоприятными погодными условиями.

Оценивая итоги прошедшего сельскохозяйственного года, нужно  сказать, что изначально мы возлагали  на него большие надежды.

Если в 2011 году после  засухи 2010 года аграриям удалось получить рекордный урожай сахарной свёклы, подсолнечника и наивысший за последние 13 лет урожай зерна, то, к сожалению, в 2012 году природа внесла коррективы в наши планы, вновь показав, в каких тяжелых условиях приходится работать сельскохозяйственным товаропроизводителям Ульяновской области.

Причем пострадали, в первую очередь, наиболее урожайные озимые зерновые культуры. Так, в ходе перезимовки погибло 26 тысяч гектаров озимых культур, а затем от летней засухи посевы погибли еще на 104 тысячах гектарах. В результате урожайность зерновых по сравнению с 2011 году снизилась с 22,8 до 14,8 ц/га.

В связи с гибелью  посевов валовый сбор зерна в  Ульяновской области в 2012 году сократился в 2 раза по сравнению с 2011 годом (650,4 и 1297,7 тыс. тонн соответственно). Темп снижения производства зерна в Ульяновской  области (50,1% к уровню 2011 года) – самый высокий среди регионов Приволжского федерального округа.

Нужно сказать, что благодаря  оперативно принятым мерам погибшие озимые посевы были пересеяны. Это позволило  обеспечить наивысший уровень посевной площади сельскохозяйственных культур за последние 9 лет, она составляет 993 тыс. га.

Полученный урожай зерна (650,4 тыс. тонн), с учетом запасов прошлого года, обеспечивает потребности Ульяновской  области в продовольственном  зерне и семенах.

Несмотря на неблагоприятные  погодные условия, благодаря внедрению перспективных сортов и гибридов и применению современных технологий защиты растений, в текущем году отмечается высокая урожайность подсолнечника и сахарной свёклы – 11,1 и 308,0 ц/га, соответственно, что также выше уровня прошлого года.

Это позволило получить в текущем  году второй за всю историю Ульяновской  области урожай подсолнечника – 132,7 тыс. тонн. Рекордный урожай был получен в прошлом году – 154,1 тыс. тонн.

В текущем году получен максимальный за всю историю Ульяновской области урожай сахарной свеклы – 566,3 тыс. тонн. Предыдущий рекорд тоже был в прошлом году – 551,6 тыс. тонн.

Валовый сбор картофеля составил 231,4 тыс. тонн (81,8% к уровню 2011 года), овощей – 98,9 тыс. тонн (82,0%).

По сути, спад производства отмечается только в растениеводстве, однако это произошло в связи с негативными природными условиями, а также высокими показатели базового 2011 года.

Стоит отметить, что Министерством  сельского хозяйства Ульяновской  области совместно с муниципальными образованиями в сжатые сроки были подготовлены необходимые документы для выделения бюджетных средств на компенсацию потерь от засухи, которые в установленный срок представлены в Минсельхоз России.

На основании результатов экспертизы Правительством Российской Федерации было принято решение о выделении помощи для пострадавших от засухи сельхозтоваропроизводителей Ульяновской области.

На данные цели Ульяновской области  выделены средства из федерального бюджета  в виде дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности региональных бюджетов в сумме 126,8 млн. рублей. Субсидии были перечислены в декабре 2012 года сельхозтоваропроизводителям, прошедшим экспертизу в ФГБУ «Россельхозцентр» (г. Москва).

Информация о работе Агропромышленное производство Ульяновской области