Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 09:21, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.
Введение ………………………………………………………………………
3
Глава 1. Состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития…………………………………………………………………………
2
Глава 2. Направления, методы, конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного производства России…………............
9
2.1 Направления государственного регулирования агропромышленного производства……………………………………………………………..
9
2.2 Методы государственного регулирования агропромышленного
производства……………………………………………………………..
12
2.3 Механизмы государственного регулирования агропромышленного производства……………………………………………………………..
15
Глава 3. Современное состояние агропромышленного комплекса России и стратегия его развития…………………………………………………………
20
Глава 4. Агропромышленное производство Ульяновской области……….
24
4.1 Сельское хозяйство…………………………………………………….
24
4.2 Задачи на 2013 год……………………………………………………..
35
Заключение ……………………………………………………………………
49
Библиографический список …………………………………………………
Несмотря на засуху, аграриями Ульяновской области сделан хороший задел для формирования урожая будущего года.
Под урожай 2013 года посеяно озимых культур на площади более 270 тысяч гектаров, что почти на 15 тысяч гектаров больше показателей прошлого года.
Зябь вспахана на площади 416 тысяча гектаров, это на 40 тысяч гектаров больше прошлогоднего уровня.
Поголовье скота в Ульяновской области в полной мере обеспечено грубыми и сочными кормами.
За счёт снижения производства в растениеводстве (в первую очередь, зерна), произошло снижение темпов производства продукции сельского хозяйства относительно уровня 2011 года.
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимой оценке) составил 88,8% к уровню 2011 года. При этом в растениеводстве наблюдается снижение на 27% (73,1%), в животноводстве – рост на 10,5%.
Валовой продукции сельского хозяйства (в действующих ценах) произведено на сумму 26 млрд. 056 млн. рублей (для сравнения: 2011 год – 29 млрд. 540,7 млн. рублей, 2010 год – 16 млрд. 174,2 млн. рублей).
Необходимо отметить, что сокращение урожая зерновых непосредственным образом повлияло и на такой важный показатель, как уровень заработной платы работников сельхозпредприятий.
Ежегодно на протяжении последних
семи лет заработная плата в сельхозпредприятиях
Ульяновской области росла
На 2012 год перед сельским хозяйством области был поставлен целевой показатель роста заработной платы – 115% к 2011 году.
За январь – ноябрь 2012 года средний уровень заработной платы по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» составил 11543,0 рублей (рост на 12,2% к соответствующему периоду прошлого года), что ниже целевого показателя на 2,8%.
Причина невыполнения целевого показателя – низкий валовый сбор зерна в связи с засухой, т.к. заработная плата на уборке урожая сдельная, что и привело к снижению темпов роста заработной платы.
Основным инструментом государственной политики в АПК Ульяновской области, направленным на решение поставленных задач, является государственная поддержка через областные целевые программы.
Для поддержки всех категорий сельхозтоваропроизводителей в Ульяновской области основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы Правительством Ульяновской области была принята областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы.
В рамках областной программы предусмотрен широкий перечень мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также других хозяйствующих субъектов, занимающихся сельскохозяйственным производством.
Программа предусматривает государственную поддержку как по направлениям, софинансируемым из федерального бюджета, так и по направлениям, актуальным для Ульяновской области и финансируемых только из областного бюджета.
Меры господдержки Программы можно разделить на четыре блока.
1) меры по устойчивому развитию сельских территорий
В данном блоке предусматриваются меры направленные на развитие строительства в сельской местности (улучшение жилищных условий, граждан проживающих в сельской местности), развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе.
2) меры по созданию общих условий для сельскохозяйственного производства.
Для этих целей предусмотрены субсидии
для
3) меры по развитию традиционных отраслей
- меры, направленные на развитие
растениеводства предусмотрены
в виде субсидий
- меры, направленные на развитие животноводства предусмотрены в виде субсидий сельхозтоваропроизводителеям на приобретение и содержание племенных животных мясных и молочных пород, а также птицы. Кроме того, предусматриваются субсидии на возмещение затрат на производство мяса и молока.
4) Меры, направленные на сохранение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей
Данный блок мер предусматривает для всех сельхозтоваропроизводителей, включая граждан, владеющих личным подсобным хозяйством, субсидии для возмещения части процентов, уплаченных по кредитам, которые они привлекли для приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования, строительства животноводческих комплексов, сельскохозяйственных животных, кормов, сельскохозяйственного сырья для переработки, а также для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.
Кроме того, предусматриваются меры
по компенсации роста цен
Необходимо отметить, что на протяжении всего периода реализации данной программы, отмечается неполное финансирование ее мероприятий.
В 2012 году также сохранилась тенденция
неполного финансирования мероприятий
на поддержку
Так, на 2012 год по ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» из областного бюджета запланировано финансирование в сумме 1 млрд. 111 млн. рублей; фактически на всю поддержку выделено 608 млн. рублей (с учетом вносимых изменений), при этом в 1 квартале 2012 года в счет долгов прошлого года сельхозтоваропроизводителям было перечислено 200 млн. рублей.
Всего, по состоянию на 01 января 2013 года на развитие села Ульяновской области выплачено средств из областного и федерального бюджета в сумме 1 млрд. 793,5 млн. рублей, в том числе:
- на поддержку
- на реализацию ФЦП «Социальное развитие села» – 174,6 млн. рублей (федеральный бюджет – 133,7 млн. руб., областной бюджет – 40,9 млн. рублей).
Рост показывают и
другие отрасли, подведомственные Министерству
сельского хозяйства
Пищевая перерабатывающая промышленность
Пищевая и перерабатывающая промышленность Ульяновской области в течение 2012 года характеризовалась стабильной работой и устойчивыми тенденциями развития как в производственной, так и в социальной сферах.
В соответствии с официальными статистическими данными за январь – декабрь 2012 года предприятиями отрасли отгружено товаров собственного производства на сумму 27115,5 млн. рублей, индекс физического объёма промышленного производства к 2011 году составил 104,6 % (по России – 104,1 %).
В разрезе отраслей ситуация следующая:
Сохраняют высокие темпы роста объёмы производства мяса и мясопродуктов, за 2012 год они составили 114,4 % к уровню 2011 года. Для сравнения, по России этот показатель равен 112 %.
Схожая ситуация с производством молочной продукции. Объёмы производства молокопродуктов на ульяновских предприятиях в январе-апреле текущего года составили 109,6 % к уроню прошлого года (по России – менее 106 %).
Резко выросло по сравнению с прошлым годом производство нерафинированного растительного масла (167,8 %), крупы (173,6), спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (109,7 %).
Положительную динамику
роста объёмов готовой
По сравнению с 2011 годом производство сливочного масла составило 100,2 % (по России снижение до 98,9%), существенно выросли объёмы производства сыров и творога (121,9 % при российских показателях порядка 104 %), кондитерских изделий (134,2 % при российских показателях порядка 102 %).
Что касается производства напитков, то если производство минеральной воды и водки на территории области значительно возросло (до 113,8 % и 132,4 % соответственно), производство пивоваренной продукции было снижено до 80,9 %.
В 2012 году собственником пивоваренного производства ООО «САБМиллер РУС» стала компания Эфес, принявшая решение о сокращении объёмов производства. В настоящее время Министерством стратегического развития и инноваций области готовится встреча Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области С.И. Морозова с руководством компании Эфес для обсуждения дальнейших планов производственной деятельности компании на территории области и увеличения объёмов производства пивоваренной продукции на ульяновской производственной площадке.
Что касается целевых
показателей социального
В этих условиях основным
направлением работы является привлечение
эффективных инвесторов и развитие
перспективных направлений в
с сфере переработки
1) ООО «Инсотех» – организация промышленно-логистического комплекса по транспортировке и переработке сои в г.Димитровград.
2) ЗАО «ARVI» – строительство завода по производству комбикормов, выращиванию индейки, убою и переработке индюшатины в Чердаклинском районе, проектной мощностью – 5 тыс. тонн мяса в год.
3) Компания «Молвест» – строительство молочного завода в промышленной зоне «Заволжье» мощностью 400 тонн молока в сутки. Объем инвестиций – 750 млн. руб.
4) ООО «Якушкинское масло» - строительство маслоэкстракционного завода мощностью 100 тыс. тонн масла в год.
4.2 Задачи на 2013 год
Основная задача агропромышленного комплекса Ульяновской области на 2013 год – улучшение ситуации по обеспечению продовольственной безопасности населения Ульяновской области.
Данная задача будет решаться в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, аналогичной областной целевой программы, и в соответствии с Соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ульяновской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, заключенного в декабре 2012 года.
Таким образом, федеральная и областная государственные программы развития АПК на 2013-2020 годы выступят единым генерирующим инструментом мобилизации ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности региона через комплексное и сбалансированное решение экономических, социальных и инфраструктурных проблем развития сельских территорий.
Эта программа не только сохраняет, но и расширяет существующие направления поддержки.
В отрасли растениеводства
будут выплачиваться субсидии на
развитие семеноводства, закладку и
уход за многолетними насаждениями, производство
продукции овощных культур
Их расчет будет производиться на гектар возделываемых сельхозугодий, а ставки прямых выплат различаться в зависимости от типа и состояния почв, природных и биоклиматических условий.
Эти субсидии заменят ряд других субсидий: субсидии на приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, компенсирование части затрат на повышение плодородия почвы и расходов на уплату процентов по отдельным краткосрочным кредитам.
То есть федеральный центр пошел навстречу многочисленным обращениям сельхозтоваропроизводителей, чтобы уменьшить объем предоставляемых документов.
В отрасли животноводства будут поддерживаться племенное животноводство, молочное животноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство .
Отдельная подпрограмма отведена развитию мясного скотоводства .
Информация о работе Агропромышленное производство Ульяновской области