Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:44, курсовая работа
Цель исследования – определить наиболее эффективные варианты разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций в организации.
Задачи исследования:
- выявить сущность понятия конфликт и конфликтной ситуации;
- проанализировать структуру, причины, функции конфликта;
- выявить пути эффективного разрешения конфликта.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I.
РАЗДЕЛ II.
РАЗДЕЛ III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов, часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.
Основные изменения в парадигме исследования конфликтов, оказавшие влияние на отношение к конфликтам и практику работы с ними, могут быть сформулированы в нескольких простых тезисах:
1. Конфликт — это
распространенная черта
2. Конфликт не всегда
и не обязательно приводит
к разрушениям. Напротив, это один
из главных процессов,
3 Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию»
Конфликт —►изменение —► адаптация—► выживание. Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнем относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции.
4. Конфликт может быть
управляем, причем управляем
Можно сделать вывод о том, что конфликт — это то, с чем можно работать. И в наше время работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.
Из анализа информации можно сделать вывод о том, что для конфликта присущ исторический аспект; конфликтология, как наука сформировалась на основе социологии, психологии, политологии и других наук об обществе и человеке в начале 20 века, когда выяснилось, что все многообразные конфликты, начиная от супружеской ссоры, и, заканчивая войнами государств, имеют нечто общее в механизмах их функционирования и преодоления. Конфликтология также применяется и в рамках теории управления для решения конфликтных ситуаций в организационной сфере, что в современных условиях немаловажно. Можно сделать вывод что, конфликтология – это отрасль обществознания, изучающая социальные и межличностные конфликты, закономерности их возникновения, протекания и разрешения.
РАЗДЕЛ II. РОЛЬ ДЕЛОВЫХ КОНФЛИКТОВ ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
Как любой процесс
конфликт имеет структуру, которая
подразумевает под собой
1) стороны (участники) конфликта;
2) условия конфликта;
3) предмет конфликта;
4) действия участников конфликта;
5) исход (результат) конфликта.8
Рассмотрим подробно каждый из них:
В конфликтологической литературе их также часто называют противостоящими сторонами. Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации («начальник — подчиненный», «муж — жена», «отцы и дети»). Важными — с точки зрения возникновения и развития конфликта — считаются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности. Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений) и, по крайней мере, на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как активная сторона, а другая — как пассивная.
Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников конфликта.
Под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения (в случае необходимых и достаточных условий). Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания. Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта.
Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуации ни возникали, вступают в конфликт, в конечном счете, конкретные люди. Выявить причину конфликта — это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в конфликтные формы.
Предмет конфликта (иногда его также называют объектом) — это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть конкретный объект, конкретная возможность Предмет конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров
Структурным компонентом конфликта, без которого он бы просто не мог существовать, являются также действия его участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Конфликтное взаимодействие, в сущности, и является основным содержанием процесса конфликта.
Исход конфликта как
структурный элемент представля
В конфликтном взаимодействии участники преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга.
Структурные характеристики конфликта, являясь его необходимым компонентом, в то же время не дают возможности прогнозировать развитие конфликта. С практической точки зрения более существенным представляется рассмотрение действий участников и исхода конфликта в контексте динамических характеристик. Ни одно явление не происходит без причины. У конфликта они тоже есть. Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования.
Причины конфликта — это проблемы, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.10
Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины. Общие причины проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:
Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например, неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п. Можно также выделить функции конфликта:
Негативные функции конфликта:
Позитивные функции:
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни любой организации. Во многих случаях именно конфликты являются показателем того, что организация развивается. Задача состоит не в том, чтобы исключить конфликты из организации, а в том, чтобы выработать способы их конструктивного разрешения.
Можно выделить причины, приводящие к конструктивным конфликтам в организациях. Они обычно связанны с недостатками в организации производства и управления. Наиболее частыми из них являются: