Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:44, курсовая работа
Цель исследования – определить наиболее эффективные варианты разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций в организации.
Задачи исследования:
- выявить сущность понятия конфликт и конфликтной ситуации;
- проанализировать структуру, причины, функции конфликта;
- выявить пути эффективного разрешения конфликта.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I.
РАЗДЕЛ II.
РАЗДЕЛ III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
На этих заседаниях в
первую очередь формулируются
Способствуя созданию идеологии предприятия, консультанты-медиаторы стремятся решить три основные задачи.
Во-первых, при внедрении менеджмента качества на предприятии формируются децентрализованные рабочие группы, состоящие из 5-10 ключевых сотрудников. В рамках каждой группы сотрудникам предоставляется возможность самостоятельно делегировать обязанности, причем каждый член рабочей группы со временем должен быть в состоянии выполнять любую из предоставленных функций. Таким образом, обеспечивается большая гибкость оперативной деятельности.
Основными целями деятельности рабочих групп являются выявление и анализ проблем, несоответствий нормам и правилам в работе (особенно в работе с новыми технологиями) и коллективный поиск путей решения конфликтов. Опыт показывает, что такая форма работы способствует созданию атмосферы заинтересованности, позитивного сотрудничества для достижения поставленных целей.
В результате этого, с одной стороны, сотрудники получают полномочия самостоятельно принимать решения, а, с другой стороны, повышается необходимость в слаженности действий всего коллектива. Поэтому принятая на основе принципов и целей стратегия предприятия создает ориентировочные и действенные рамки, определяющие направление развития фирмы и желаемый результат. Одновременно закрепляются границы самостоятельного поведения сотрудников.
Во-вторых, принципы и идеологические цели составляют основополагающее ядро стратегии развития предприятия. Любые изменения, происходящие на фирме, должны быть направлены на достижение основной коллективной цели. Сотрудники, таким образом, видят взаимосвязь между всеми проектами и действиями руководства, что способствует усилению их мотивации.
В-третьих, на основе идеологии определяется кадровая политика, а вместе с ней и подбор новых сотрудников на предприятие. Только те сотрудники, чьи личные цели соответствуют основным целям организации, смогут успешно работать на предприятии и реализовать свой потенциал. Таким образом, происходит своеобразный естественный отбор, когда несогласные с принципами развития компании сотрудники решают покинуть ее. Это имеет положительное значение, поскольку заблаговременно нейтрализует возможные конфликты и несогласованные действия персонала. Вместе с тем идеология фирмы усиливает мотивацию, самосознание, привязанность к предприятию тех, кто способствует его развитию.
Организационная культура компании является комплексным объектом, неподвластным категорическим и быстрым изменениям в рамках нескольких инновационных семинаров. Поэтому важно обеспечить процесс постоянной самоактуализации персонала и независимой модификации культуры на предприятии. В ходе инновационного обучения происходит формирование эффективного мышления, освоение методов решения конфликтов, развитие умений и навыков эффективного общения, а также выявление личностного потенциала16.
Зарубежные исследования показали, что предприятия, работающие по одной широко распространенной системе менеджмента качества, в контексте распространения и усваивания идеологических норм и целей отличаются от традиционных следующим:
• стратегия этих компаний более тесно связана с корпоративными принципами и целями;
• нормы и цели интенсивно распространяются среди сотрудников и являются основой дальнейшего развития культуры качества;
• предприятия знакомят клиентов со своими нормами и целями, например, путем публикации корпоративных докладов или выступлений;
• при подборе новых кадров компания больше ориентируется на соответствие их целей своим принципам, нежели на стандартные квалификации.
В ходе внедрения систем менеджмента качества возникают препятствия, которые можно разделить на три вида: профессиональные, мотивационные и внешние.
Важной задачей руководителя является устранение этих препятствий:
А) путем реорганизации рабочего процесса, профессиональных или квалификационных;
Б) путем проведения мероприятий по повышению квалификации, мотивационных препятствий;
В) путем организации обучающих семинаров и тренингов.
Прежде всего, проводятся семинары по формированию единого рабочего коллектива, повышающие сплоченность в рабочих группах. Помимо этого сотрудников обучают навыкам общения, управлению временем, администрированию, управлению проектами и т.д. Это позволяет изменить в позитивную сторону стиль и методологию работы компании, а также моральный климат в коллективе.
Не смотря на то, что существует множество способов управления, разрешения конфликтных ситуаций, самое большое искусство в деятельности руководителя является, не допустит конфликта. Профилактика конфликта представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем17.
Современный менеджмент предлагает несколько принципов предупреждения конфликтов:
Развитие сотрудничества имеет значительные преимущества перед альтернативной развитием конкуренции и соперничества между работниками. Таким образом, современные менеджеры делают главную ставку на развитие линии сотрудничества, хотя и не отрицают полностью значения соревнования и соперничества в деятельности фирм. Именно на развитие и укрепление сотрудничества нацелены все методы и средства управления не только на социально-психологическом и организационном уровнях, но и на морально-этическом уровне.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что конфликт всегда ведет к ухудшению психологического климата в коллективе, поэтому, чтобы не допускать этого нужно не только уметь разрешить сложившуюся конфронтацию, но и предупредить возникновение таких ситуаций. Из всех многочисленных методов разрешения конфликтов, в нашей работе мы выделили метод медиации. Суть его заключается в нахождении двумя сторонами консенсуса при помощи третьей стороны. В настоящее время его активно используют на практике в США и странах Европы, однако в России он используется редко. Мы считаем, что данный метод должен быть внедрен в каждой организации. На наш взгляд это приведет к снижению конфликтных ситуаций и позволит более эффективно осуществлять управленческую деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное состояние общества таково, что вопрос о конфликте его разрешения особенно актуален. К проблеме конфликта и его развития обращались еще ученые прошлого. Сущность конфликта и конфликтной ситуации нашли свое отражение в мировоззрении и научных трудах таких ученых и мыслитилей как: Платон, Аристотель, Г.Эфесски, Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, К.Маркс, М.Вебер, Л.Козер, М.Бакунин, П.Кропоткин, П.Сорокин. В этой связи нами выявлена сущность понятия конфликта. Конфликт распространен во взаимодействии людей, однако это не значит, что конфликт всегда приводит к разрушениям. Он может нести в себе и позитивный заряд в виде стимула побуждающего к действию, к творческой реакции.
Проанализировав структуру конфликта, мы видим, что конфликт всегда будет состоять из: участников конфликта, условий конфликта, предмета конфликта, действий участников и результата конфликта. Все эти элементы связанны между собой и представляют логическую цепочку событий.
Естественно нет смысла рассматривать структуру конфликта без его причин. В ходе анализа было выявлено множество причин конфликта, которые можно разделить на три группы: социально-политические и экономические, социально-психологические, индивидуально-психологические. Двум последним группам в теории управления уделяется особое внимание, так как они являются первостепенными. Все эти причины говорят о том, что в организационной системе недостаточно условий, чтобы эти причины устранить. Исходя из этого, мы считаем, что выявление и устранение этих причин необходимо в каждой организации. Чтобы противостоять конфликтам, нужно не только управлять ими, но и предупреждать их появление.
Из анализа литературы были выделены следующие принципы предупреждения конфликтов: принцип долговременных целей принцип готовности к риску, принцип признания новых идей в качестве главной ценности любого дела, принцип упрощения, принцип подбора и воспитания эффективных сотрудников-профессионалов, принцип сотрудничества.
Наряду с принципами
предупреждения конфликтов в нашем
исследовании приводятся методы разрешения конфликтов, что немаловажно: моделирование,
структурные методы, межличностные методы,
метод медиации. Последний метод рассматривается
в нашей работе более подробно. Он представляет
собой заключение обязательного для исполнения
обеими сторонами соглашения. В некоторых
случаях метод медиации способствуют
изменению идеологии на предприятии, определению
новых корпоративных ценностей и подходов
к работе, нацеленных на улучшение качества
оказываемых услуг. Мы считаем, что его
применение на практике приведет к более
эффективной работе организаций и их трудовых
коллективов. Для этого необходимо: расширить
круг фирм предлагающих услуги медиаторов,
дать организациям наиболее важную и четко
сформулированную информацию о методах
и стиле проведения медиации, проводить
грамотные консультации для потенциальных
клиентов, снизить роль руководителя как
лица разрешающего конфликтные ситуации
у себя в организации, чтобы дать возможность
высококвалифицированному специалисту-медиатору
выполнять эту функцию. Все вышеизложенные
рекомендации на наш взгляд помогут проникновению
данного метода в российскую организационную
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ