Франчайзинг: сущность, организация и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России. Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы франчайзинга;
Рассмотреть историю развития франчайзинга;
Изучить анализ и структуру франчайзинга;
Определить состояние франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Франчайзинг как комплексная экономическая категория 5
1.1 Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность 5
1.2 Классификационные признаки франчайзинговых систем 8
1.3 История развития франчайзинга в России и в мире 15
2 Анализ и структура франчайзинга: Мировой и Отечественный опыт 24
2.1 Зарубежный опыт использования франчайзинга 24
2.2 Формирование франчайзинга в России 30
2.3 Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны 31
3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России 37
3.1 Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России. 37
3.2 Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России. 41
3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации 47
Заключение 57
Список использованных источников: 59

Файлы: 1 файл

Kursovaya_moya.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВПО «КубГУ»

 

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики и менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

«Теория организации»

 

ТЕМА  РАБОТЫ

«Франчайзинг: сущность, организация и структура»

 

Работу выполнил:

Студент I курса

Спец. 220100

Системный анализ и управление

Группа 120, ОФО Бондарева Ю.Е.

 

Научный руководитель: Алеников А.С.

 

Краснодар

2011

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время франчайзинг является одним  из наиболее изучаемых вопросов российской экономики. Для нашей страны, эта  форма экономических отношений  является относительно новой, но и достаточно перспективной в плане развития и продвижения отечественной экономики. Сейчас большая доля российских предпринимателей уделяет большое значение изучению и анализу функционирования бизнеса в форме франчайзинга, ведь это достаточно выгодная и прибыльная форма ведения бизнеса.

Для российской экономики франчайзинг привлекателен  тем, что ему присуще наличие  неоспоримых преимуществ для  обоих участников франчайзинговых  отношений. Для малых предприятий  он удобен тем, что предоставляет  стабильный доходный бизнес, который  уже запатентовал себя на экономическом рынке. Известным же фирмам, франчайзинговые отношения дают возможность расширить и улучшить свой бизнес. Для многих предприятий, как Российских, так и зарубежных, франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, многие компании вышли из кризиса благодаря франчайзинговой форме отношений. Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Но, к сожалению, можно констатировать, что темпы этого развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами. В одной из частей своей работы я постаралась выяснить, что же мешает развитию российского франчайзинга, а также широкому выходу зарубежных франшизных компаний на российский рынок.

Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру  франчайзинга и определить перспективы  развития франчайзинга в России.

Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить теоретические основы франчайзинга;
    • Рассмотреть историю развития франчайзинга;
    • Изучить анализ и структуру франчайзинга;
    • Определить состояние франчайзинга в России.

Объектом исследования являются экономическая сущность франчайзинга и формирование франчайзинга в России. Предмет исследования – анализ развития франчайзинга в России.

Методологическая  база курсовой работы представлена историческими, логическими, табличными, сравнительными и аналитическими методами.

Информационно-эмпирическая база состоит из учебников, статей, журналов и интернет-ресурсов.

Структура курсовой работы представляет собой введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Франчайзинг  как комплексная экономическая категория

    1. Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность

 

Контрактный характер рыночной экономики соответствует  её природе. Вместе с тем его усложнения, происходящее в современных условиях в различных направлениях, требует  своего разноаспектного осмысления, в том числе и по линии так называемых предпринимательских сетей, к разряду которых специалисты относят франчайзинг.

Сущностное  понимание франчайзинга выявляется через два взаимосвязанных момента, определяющих его как феномен  содержательной и формализованной сторон. Только их неразрывное единство позволяет раскрыть природу этого явления, его место и роль в реально функционирующем экономическом организме, в системе предпринимательских фирм. В самом общем смысле франчайзинг выступает как способ доставки продукции или услуг потребителю; способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Но сама по себе констатация этого факта не позволяет вычленить явное содержание франчайзинга, поскольку, характеризуя принадлежность этого явления к определённому «классу», не выявляет его специфичность как особому феномену, что возможно только с раскрытием своеобразного механизма кооперации, предполагающего особый объект и адекватную ему формализацию контрактных отношений – на основе предоставления льгот, привилегий («franchise» - в пер. с англ. льгота, привилегия).( В узком смысле франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. В строгом смысле «франшиза» означает право на льготное предпринимательство, а «франчайзинг» - систему, связанную с использованием этой формы договорных отношений. На практике же все термины трактуются одинаково – как сделка, связанная с передачей соответствующих прав. При этом передающаяся сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. [23]

В соответствии с этим франчайзинг как контрактное  соглашение всегда предполагает наличие  двух сторон: крупной компании (франчайзера), обладающей опытом успешного ведения бизнеса, известным именем, что само по себе имеет большую ценность, и мелких фирм или отдельных предпринимателей (франчайзи), которые, как правило, не имеют необходимых знаний, опыта, имени, но остро нуждаются в них для ведения своей предпринимательской деятельности, особенно на начальных её этапах. При этом франчайзер на определённых условиях предоставляет франчайзи право использовать своё имя (торговую марку) при формальном сохранении полной юридической, экономической и административной самостоятельности. [21]

«Торговая марка (товарная марка, товарный знак) – имя, термин, символ, знак, рисунок или  сочетание, позволяющее идентифицировать товар или услугу одного (или группы) изготовителя (продавцов), а так же отличить их от товаров (услуг) конкурирующих фирм». Франчайзер обязуется снабжать мелкую фирму или отдельных предпринимателей, действующих в рамках оговорённой территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За эти свои услуги он должен получить доход, но самое главное состоит в другом – то, что через франчайзинг он получает возможность без значительны затрат многократно расширить масштабы своего бизнеса, укрепить свои позиции на рынке.

Франчайзинг может  носить исключительный либо неисключительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продаётся лицензия.

Франчайзинг оформляется  договором, заключаемым на определённый период. Договор о франшизе может принимать множество форм. Если лицензирование связанно с производственным компонентом деятельности, то договор о франшизе связан со сбытом.

Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперёд, а затем процентов с  прибыли. В обмен на это предоставляющий  привилегию обеспечит необходимую  помощь и в некоторых случаях может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживался уровень качества.

Договор о франшизе даёт ряд выгод, в частности [17, с.109]:

  • Обеспечивает предоставляющего франшизу притоком дохода, а её получившего – товаром (услугой) и маркетинговым комплексом, обеспечивающим быстрое развитие рынка;
  • Позволяет компании быстро расти в нескольких местах без значительных вложений капитала, который мог бы понадобиться, если бы компания, росла иным способом;
  • Устраняет часть потребностей в развитии управленческих навыков, необходимых для того, чтобы справиться с большой распылённой организацией;
  • Является подходящей стратегией для вовлечения в неё малых фирм, при этом риск значительно меньше, чем при независимом начале дела.

Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки[12]:

  • Франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) – франчайзера и франчайзи;
  • Франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем;
  • Франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг);
  • За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи

  1.2  Классификационные признаки франчайзинговых систем

 

Франчайзинговые системы существуют в нескольких формах и классифицируются в зависимости от состава участников. Партнёры по соглашению могут взаимодействовать следующим образом[47]:

  • Производитель с производителем;
  • Производитель с оптовым продавцом;
  • Производитель с розничным продавцом;
  • Оптовый продавец с оптовым продавцом;
  • Оптовый продавец с розничным продавцом;
  • Розничный продавец с розничным продавцом;
  • Обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием.
  1. Производитель с производителем.

Данные отношения  можно наглядно рассмотреть на следующем примере. Допустим, компания разработала и запатентовала новую технологию производства, которая позволяет сокращать затраты на 25%. Другие предприятия могут так же захотеть воспользоваться подобным способом производства.

Вот с этого  момента и могут начаться взаимоотношения. Фирмы пользуются лицензией на право применения данного технологического процесса, а компания-новатор получает за это определённое комиссионное вознаграждение, называемое роялти. Лицензиаром в данном случае выступает франчайзер, а лицензиат представляет собой франчайзи. Но при такой связи франчайзер не теряет своей автономности, ему предоставлено практически полная свобода действий (процедуры и политика не регламентируется, как в прочем, и технологическое оборудование).

  1. Производитель с оптовым продавцом.

Данный вид  отношений хорошо просматривается  в работе крупнейших производителей прохладительных напитков. Которые  переводят на франчайзинговые условия  свои разливочные мощности. Они передают франчайзи права на использование  сиропного концентрата, который сами производят.

  1. Производитель с розничным продавцом.

Это франчайзинговая система первого поколения, которая зародилась в самом начале автомобилестроения. Производителями автомобилей создавались дилерские сети, основанные на принципе франчайзинга. Аналогичным образом действовали производители бензина и заправочные станции.

  1. Оптовый продавец с оптовым продавцом, оптовый продавец с розничным продавцом.

Данные категории  не имеют чёткого определения, но по сути, мало чем отличаются от отношений  производителя с розничным продавцом.

  1. Розничный продавец с розничным продавцом.

Большая часть  таких соглашений возникает в  тот момент, когда крупной торговой фирмой-франчайзером принимается решение  развивать свою сбытовую систему  подобным образом.

  1. Обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием.

В этих отношениях франчайзер практически выступает  продолжением франчайзера.

Журнал «Идеи  бизнеса» предлагает нам следующую  классификацию франчайзинговых  систем по различным критериям.

Наиболее популярная классификация[40]:

  • Согласно продукту, который реализуется через франчайзинговую систему (вида деятельности);
  • Согласно ноу-хау, которое передаётся;
  • Согласно тому, как система организована.
  1. Согласно вида деятельности франчайзинг бывает:
    • Торговый;
    • Сервисный;
    • Производственный;
    • Смешанный.
  1. Согласно ноу-хау франчайзера:
    • Франчайзинг дистрибуции продукта;
    • Франчайзинг бизнес-формата.

Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура