Франчайзинг: сущность, организация и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России. Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы франчайзинга;
Рассмотреть историю развития франчайзинга;
Изучить анализ и структуру франчайзинга;
Определить состояние франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Франчайзинг как комплексная экономическая категория 5
1.1 Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность 5
1.2 Классификационные признаки франчайзинговых систем 8
1.3 История развития франчайзинга в России и в мире 15
2 Анализ и структура франчайзинга: Мировой и Отечественный опыт 24
2.1 Зарубежный опыт использования франчайзинга 24
2.2 Формирование франчайзинга в России 30
2.3 Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны 31
3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России 37
3.1 Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России. 37
3.2 Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России. 41
3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации 47
Заключение 57
Список использованных источников: 59

Файлы: 1 файл

Kursovaya_moya.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Франчайзинг представляет собой относительно новую индустрию  в центральных и юго-восточных  европейских странах. Лидерами по применению франчайзинга в Центральной и  Юго-Восточной Европе являются Чехия  и Венгрия.

Располагая 90 франчайзинговыми системами и 300 кооперированными партнерами, Чешская Республика находится в начале многообещающего развития франчайзинга. Пищевая и швейная промышленности являются наиболее привлекательными для франчайзинга областями. Из-за высоких доходов и относительно быстрой окупаемости инвестиционных расходов, наиболее предпочтительными являются сферы, где население обладает высокой покупательной способностью.

В этом регионе  регистрируется сильная конкуренция  между американскими и западноевропейскими  франчайзерами.

В Венгрии, несмотря на то, что этот способ организации  бизнеса считается относительно новым, существует уже около 300 франчайзинговых  систем с более чем 20 000 франчайзи. Большинство субъектов франчайзинга работает в сфере быстрого питания (fast-food), значительное количество – в таких, как швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки, гостиницы, почтовые услуги, авто услуги, недвижимость, туризм, услуги аренды и распределения и т.д.

Потенциал болгарского  рынка чрезвычайно велик. В исследовании произведенном в Болгарии американской Международной Исполнительной Корпорацией Обслуживания (International Executive Service Corps), указывается, что бизнес, которому предоставляют франшизу, в Болгарии, вероятно, будет очень рентабелен, прежде всего из-за относительно низких цен на недвижимое имущество, невысокого уровня заработной платы для квалифицированной и для неквалифицированной рабочей силы, и высокой потребности рынка.

Хорватия также  является достаточно перспективным  рынком для успешного использования франчайзинговой бизнес концепции. Хотя нет никаких надежных статистических данных по франчайзингу в Хорватии, местная ассоциация франчайзинга предприняла усилия, чтобы собрать информацию в данной сфере. В общей сложности на хорватском рынке действует 27 местных и 73 иностранных франчайзеров. Самыми известными из иностранных брендов являются «Макдоналдс», «Сабвей» и «Форнетти».

Главным образом  франчайзинг в Хорватии развивается  в сфере туризма и торговли. Как и в Болгарии рынок данного  региона привлекателен для иностранных инвесторов из-за квалифицированной рабочей силы, относительно низких затрат на работу и рекламу, благоприятных норм заработной платы, разумной цены на недвижимое имущество и роста рыночного спроса.

Однако приходится констатировать, что существует ряд неблагоприятных факторов сдерживающих рост количества франчайзинговых систем в восточноевропейских странах. Это неадекватная законодательная система, нехватка внутреннего капитала, ограниченный доступ к кредитам, относительно большой риск страны, низкая покупательная способность населения, высокий уровень коррупции в обществе, и общая неэффективность судебной системы. Однако, надо отметить, что указанные проблемы систематически решаются, создавая сильную и непрерывную тенденцию совершенствования франчайзингового бизнеса.[30]

Развивается франчайзинг  и в странах бывшего Советского Союза: Украине, Молдавии, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и др.

Украинские  компании постепенно стали осваивать  новую для себя бизнес-технологию. В настоящее время принципы франчайзинга используют порядка 400 компаний в 90 отраслях экономики.

На украинском рынке представлены как иностранные, так и местные франчайзеры, причем доля последних (в количественном выражении) составляет примерно 50%. Некоторые изначально украинские компании имеют франчайзинговые объекты в других странах (например, «ФФС», «Арбер», «Джинсы Суперцена», «VD - один»).

В Казахстане в  настоящее время наблюдается  интенсивное развитие франчайзинга, что определено состоянием экономики. В стране накопилась огромная денежная масса, но отсутствуют объекты инвестирования. Неразвитость фондового рынка мешает населению использовать этот ресурс для вложения средств. С этой точки зрения, франчайзинговые схемы стали одними из самых привлекательных.[48]

Особенностью  рынка франчайзинга в Казахстане является его сублицензионность. Международные  франчайзеры предпочитают действовать  в Казахстане через своих российских или турецких мастер-франчайзи, которые  в свою очередь реализуют франшизы на условиях субфранчайзинга.

По уровню развития франчайзингового бизнеса одним  из лидеров постсоветского пространства является Молдавия. Здесь специальный  Закон о франчайзинге был принят еще в 1997 году. И хотя импорт франшиз  существенно превышает экспорт (по причине отсутствия сильных национальных фешен- и фаст-фуд брендов, субфранчайзинга со стороны румынских мастер-франчайзи и т.д.) у национальных франшиз есть достаточно перспективное будущее, связанное с развитием регионального ритейла и цивилизованного общепита. В последние годы Молдова достаточно активно обживается франчайзерами.

Таким образом, анализ зарубежной практики применения франчайзинг позволил выявить наиболее развитые рынки, активно использующие систему франчайзинга, и рынки, обладающие огромным потенциалом, но в ввиду наличия факторов, сдерживающих развитие франчайзинга, не полностью освоившие его механизм.[39]

2.2 Формирование франчайзинга в России

 

Российский  франчайзинг – явление очень  молодое, но, несмотря на это, развивается  быстрыми темпами и уже занимает довольно прочное положение на отечественном рынке. По оценкам аналитиков, объем рынка франчайзинга в России насчитывает от двух до пяти миллиардов долларов, хотя эти данные можно считать весьма приблизительными, ведь понятия франчайзинга в отечественном законодательстве пока не существует.

Сегодня покупка франшиз  завоевывает все большую популярность среди российских предпринимателей, однако чтобы сотрудничество было продуктивным, необходимо иметь четкое представление  обо всех его сильных и слабых сторонах.

В России вопрос стремительного развития франчайзинга возник сравнительно недавно. Но уже устоялся как успешная форма ведения бизнеса. [19]

В России были созданы предпосылки  для зарождения института франчайзинга, еще начиная с XVII века, с помощью формирования законодательства о правовой охране товарных знаков.

Далее франчайзинг развивался по мере необходимости и целью  организации франчайзинга стало  быстро растущая экономическая выгода, неразрывно связанная с быстрым  экономическим ростом предприятия, увеличением объема продаж товаров или услуг.

Основные направления  использования франчайзинга в России являются: розничная торговля, общественное питание; автотранспортные услуги; услуги в сфере туризма, спорта и развлечений; медицинские услуги; юридические услуги; услуги в сфере строительства; обучение и курсы повышения квалификации; бизнес-услуги; промышленность.

Франчайзинг в силу своей  специфики предоставляет широкие  возможности Российским предприятиям перенимать деловой и управленческий опыт и технологии ведущих иностранных компаний, приемы и методы ведения предпринимательской деятельности, разработанные в мировой экономике, с целью повышения уровня экономической эффективности и хозяйствования в России.

Данное направление экономической  деятельности помогает внедрить в экономику малого, среднего и крупного бизнеса новые технологии, а именно возможность перенять у иностранных партнеров все положительные моменты успешного ведения франчайзингового бизнеса и адаптировать их к российским условиям рынка.[41]

При условии  целенаправленного развития этого  направления гарантирована большая  узнаваемость продукта или услуги. Потребители различных регионов страны больше узнают о продуктах  и услугах с открытием новых  франшизных предприятий, и это важно, поскольку новая франчайзинговая точка становится узнаваемой на сегменте рынка по мере предоставления своих франшизных услуг. Строгая регламентированность франшизных предприятий — франшизополучателей в рамках франчайзинговой сети франшизодателя, оперативный контроль со стороны франшизодателя, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно, повышают общую культуру ведения бизнеса и обеспечивают более высокий уровень обслуживания потребителей[45]

    1.  Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны

 

Для применения франчайзинга в России существуют в  настоящее время определенные предпосылки:

  1. Обусловленная необходимость продвижения на российском и международном рынках отечественных производителей.

2. Формирование  малого предпринимательства, субъектам которого необходима сегодня поддержка не только и не столько материальная, сколько поддержка в организации самого бизнеса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе.

3. Необходимость  формирования и отработки системы управления качеством на всей цепи взаимосвязанных циклов «производитель-потребитель».

4. Система правовых  норм, которая может быть использована  при формировании франчайзинга. Хотя последнее требует определенной  доработки, чтобы механизм франчайзинга мог нормально реализоваться. 

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

Если уж полностью  разобраться в самой сути договора коммерческой концепции, то по нему одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объёма использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). Сторонами по договору могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

В материалах Российской ассоциации франчайзинга можно увидеть  следующее: для компаний франчайзинг  является способом распространения  бизнеса, а франчайзинг для предпринимателей - способ стать владельцем. По сути же франчайзинг – это независимый заработок на купле/продаже отработанной бизнес модели как для франчайзора (продавца), так и для франчайзи (покупателя), имеющий давнюю историю.[28]

 Почему существует  франчайзинг, и не просто существует, а постоянно развивается, преобразовываясь под новые реалии и становясь более адекватным окружающей обстановке ответить просто: это выгодно как самим покупателям, так и продавцам. Преимущество для продавцов выражается тем, что увеличиваются его материальные ресурсы, для покупателя же заключается в том, что он берет уже готовую модель для реализации, и чем известней франчайзор, тем грамотней модель бизнеса, выше доверие к бренду и больше вероятность на успех.

 Кому это  нужно: во-первых, самому франчайзи  – причины описаны в предыдущем параграфе и будут дополнены ниже, во-вторых, покупателю модели – потому что использовать готовое решение и стиль всегда проще чем создавать и продвигать свой, и в-третьих, это выгодно потребителям продукта (особенно удаленным от головного офиса франчайзора), потому что работать в данном случае они будут с местным реализатором товаров и услуг.

 

Преимущества  франчайзинга

Насколько высоки преимущества франчайзинга, следует  разобраться подробней, потому что  экономическая эффективность при  франчайзинге выражается явными и неявными характеристиками. Итак:

Максимизация  развития.

Этот плюс франчайзинга обуславливается тем, что франчайзору  не требуется вкладывать дополнительные ресурсы как финансовые так и  кадровые в то, чтобы увеличить  развитие своего присутствия на рынке. Ему достаточно увеличивать внутренние мощности, а уже готовые франчайзи будут браться за их реализацию. Для франчайзи также есть плюс в развитии – это отработанные решения и квалифицированная помощь «старших братьев» у которых за спиной большой опыт.

Оптимизация управления.

Этот плюс франчайзинга заключается в отсутствии необходимости  продавца модели следить и контролировать процессы, происходящие у его покупателя. Условия сделки обычно содержат перечень ограничивающих и предписывающих пунктов, соблюдение которых является неотъемлемой частью договора, и обычно такой подход устраивает обе стороны, без привлечения дополнительных ресурсов для организации взаимоотношений.[49]

Увеличение  капиталов.

Однозначно  выгодная сторона дела для франчайзора, потому что он, как правило, не тратит ресурсов на создание и поддержку новой «точки» своего бизнеса. Также в договоре может быть предусмотрен и вступительный взнос для франчайзи (и это помимо того что на нём лежат затраты на создание). Плюс для франчайзора в данном случае односторонен (за редкими исключениями для отдельных франчайзи предоставляют более выгодные предложения).

Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура