Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России. Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы франчайзинга;
Рассмотреть историю развития франчайзинга;
Изучить анализ и структуру франчайзинга;
Определить состояние франчайзинга в России.
Введение 3
1 Франчайзинг как комплексная экономическая категория 5
1.1 Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность 5
1.2 Классификационные признаки франчайзинговых систем 8
1.3 История развития франчайзинга в России и в мире 15
2 Анализ и структура франчайзинга: Мировой и Отечественный опыт 24
2.1 Зарубежный опыт использования франчайзинга 24
2.2 Формирование франчайзинга в России 30
2.3 Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны 31
3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России 37
3.1 Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России. 37
3.2 Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России. 41
3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации 47
Заключение 57
Список использованных источников: 59
Франчайзинг представляет собой относительно новую индустрию в центральных и юго-восточных европейских странах. Лидерами по применению франчайзинга в Центральной и Юго-Восточной Европе являются Чехия и Венгрия.
Располагая 90 франчайзинговыми системами и 300 кооперированными партнерами, Чешская Республика находится в начале многообещающего развития франчайзинга. Пищевая и швейная промышленности являются наиболее привлекательными для франчайзинга областями. Из-за высоких доходов и относительно быстрой окупаемости инвестиционных расходов, наиболее предпочтительными являются сферы, где население обладает высокой покупательной способностью.
В этом регионе
регистрируется сильная конкуренция
между американскими и
В Венгрии, несмотря
на то, что этот способ организации
бизнеса считается относительно
новым, существует уже около 300 франчайзинговых
систем с более чем 20 000 франчайзи.
Большинство субъектов
Потенциал болгарского рынка чрезвычайно велик. В исследовании произведенном в Болгарии американской Международной Исполнительной Корпорацией Обслуживания (International Executive Service Corps), указывается, что бизнес, которому предоставляют франшизу, в Болгарии, вероятно, будет очень рентабелен, прежде всего из-за относительно низких цен на недвижимое имущество, невысокого уровня заработной платы для квалифицированной и для неквалифицированной рабочей силы, и высокой потребности рынка.
Хорватия также является достаточно перспективным рынком для успешного использования франчайзинговой бизнес концепции. Хотя нет никаких надежных статистических данных по франчайзингу в Хорватии, местная ассоциация франчайзинга предприняла усилия, чтобы собрать информацию в данной сфере. В общей сложности на хорватском рынке действует 27 местных и 73 иностранных франчайзеров. Самыми известными из иностранных брендов являются «Макдоналдс», «Сабвей» и «Форнетти».
Главным образом франчайзинг в Хорватии развивается в сфере туризма и торговли. Как и в Болгарии рынок данного региона привлекателен для иностранных инвесторов из-за квалифицированной рабочей силы, относительно низких затрат на работу и рекламу, благоприятных норм заработной платы, разумной цены на недвижимое имущество и роста рыночного спроса.
Однако приходится констатировать, что существует ряд неблагоприятных факторов сдерживающих рост количества франчайзинговых систем в восточноевропейских странах. Это неадекватная законодательная система, нехватка внутреннего капитала, ограниченный доступ к кредитам, относительно большой риск страны, низкая покупательная способность населения, высокий уровень коррупции в обществе, и общая неэффективность судебной системы. Однако, надо отметить, что указанные проблемы систематически решаются, создавая сильную и непрерывную тенденцию совершенствования франчайзингового бизнеса.[30]
Развивается франчайзинг и в странах бывшего Советского Союза: Украине, Молдавии, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и др.
Украинские компании постепенно стали осваивать новую для себя бизнес-технологию. В настоящее время принципы франчайзинга используют порядка 400 компаний в 90 отраслях экономики.
На украинском рынке представлены как иностранные, так и местные франчайзеры, причем доля последних (в количественном выражении) составляет примерно 50%. Некоторые изначально украинские компании имеют франчайзинговые объекты в других странах (например, «ФФС», «Арбер», «Джинсы Суперцена», «VD - один»).
В Казахстане в настоящее время наблюдается интенсивное развитие франчайзинга, что определено состоянием экономики. В стране накопилась огромная денежная масса, но отсутствуют объекты инвестирования. Неразвитость фондового рынка мешает населению использовать этот ресурс для вложения средств. С этой точки зрения, франчайзинговые схемы стали одними из самых привлекательных.[48]
Особенностью рынка франчайзинга в Казахстане является его сублицензионность. Международные франчайзеры предпочитают действовать в Казахстане через своих российских или турецких мастер-франчайзи, которые в свою очередь реализуют франшизы на условиях субфранчайзинга.
По уровню развития франчайзингового бизнеса одним из лидеров постсоветского пространства является Молдавия. Здесь специальный Закон о франчайзинге был принят еще в 1997 году. И хотя импорт франшиз существенно превышает экспорт (по причине отсутствия сильных национальных фешен- и фаст-фуд брендов, субфранчайзинга со стороны румынских мастер-франчайзи и т.д.) у национальных франшиз есть достаточно перспективное будущее, связанное с развитием регионального ритейла и цивилизованного общепита. В последние годы Молдова достаточно активно обживается франчайзерами.
Таким образом, анализ зарубежной практики применения франчайзинг позволил выявить наиболее развитые рынки, активно использующие систему франчайзинга, и рынки, обладающие огромным потенциалом, но в ввиду наличия факторов, сдерживающих развитие франчайзинга, не полностью освоившие его механизм.[39]
Российский франчайзинг – явление очень молодое, но, несмотря на это, развивается быстрыми темпами и уже занимает довольно прочное положение на отечественном рынке. По оценкам аналитиков, объем рынка франчайзинга в России насчитывает от двух до пяти миллиардов долларов, хотя эти данные можно считать весьма приблизительными, ведь понятия франчайзинга в отечественном законодательстве пока не существует.
Сегодня покупка франшиз
завоевывает все большую
В России вопрос стремительного развития франчайзинга возник сравнительно недавно. Но уже устоялся как успешная форма ведения бизнеса. [19]
В России были созданы предпосылки для зарождения института франчайзинга, еще начиная с XVII века, с помощью формирования законодательства о правовой охране товарных знаков.
Далее франчайзинг развивался по мере необходимости и целью организации франчайзинга стало быстро растущая экономическая выгода, неразрывно связанная с быстрым экономическим ростом предприятия, увеличением объема продаж товаров или услуг.
Основные направления использования франчайзинга в России являются: розничная торговля, общественное питание; автотранспортные услуги; услуги в сфере туризма, спорта и развлечений; медицинские услуги; юридические услуги; услуги в сфере строительства; обучение и курсы повышения квалификации; бизнес-услуги; промышленность.
Франчайзинг в силу своей
специфики предоставляет
Данное направление
При условии
целенаправленного развития этого
направления гарантирована
Для применения франчайзинга в России существуют в настоящее время определенные предпосылки:
2. Формирование малого предпринимательства, субъектам которого необходима сегодня поддержка не только и не столько материальная, сколько поддержка в организации самого бизнеса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе.
3. Необходимость
формирования и отработки систе
4. Система правовых
норм, которая может быть
В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.
Если уж полностью разобраться в самой сути договора коммерческой концепции, то по нему одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объёме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объёма использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). Сторонами по договору могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
В материалах Российской
ассоциации франчайзинга можно увидеть
следующее: для компаний франчайзинг
является способом распространения
бизнеса, а франчайзинг для
Почему существует
франчайзинг, и не просто
Кому это нужно: во-первых, самому франчайзи – причины описаны в предыдущем параграфе и будут дополнены ниже, во-вторых, покупателю модели – потому что использовать готовое решение и стиль всегда проще чем создавать и продвигать свой, и в-третьих, это выгодно потребителям продукта (особенно удаленным от головного офиса франчайзора), потому что работать в данном случае они будут с местным реализатором товаров и услуг.
Преимущества франчайзинга
Насколько высоки
преимущества франчайзинга, следует
разобраться подробней, потому что
экономическая эффективность
Максимизация развития.
Этот плюс франчайзинга обуславливается тем, что франчайзору не требуется вкладывать дополнительные ресурсы как финансовые так и кадровые в то, чтобы увеличить развитие своего присутствия на рынке. Ему достаточно увеличивать внутренние мощности, а уже готовые франчайзи будут браться за их реализацию. Для франчайзи также есть плюс в развитии – это отработанные решения и квалифицированная помощь «старших братьев» у которых за спиной большой опыт.
Оптимизация управления.
Этот плюс франчайзинга заключается в отсутствии необходимости продавца модели следить и контролировать процессы, происходящие у его покупателя. Условия сделки обычно содержат перечень ограничивающих и предписывающих пунктов, соблюдение которых является неотъемлемой частью договора, и обычно такой подход устраивает обе стороны, без привлечения дополнительных ресурсов для организации взаимоотношений.[49]
Увеличение капиталов.
Однозначно выгодная сторона дела для франчайзора, потому что он, как правило, не тратит ресурсов на создание и поддержку новой «точки» своего бизнеса. Также в договоре может быть предусмотрен и вступительный взнос для франчайзи (и это помимо того что на нём лежат затраты на создание). Плюс для франчайзора в данном случае односторонен (за редкими исключениями для отдельных франчайзи предоставляют более выгодные предложения).
Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура