Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России. Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы франчайзинга;
Рассмотреть историю развития франчайзинга;
Изучить анализ и структуру франчайзинга;
Определить состояние франчайзинга в России.
Введение 3
1 Франчайзинг как комплексная экономическая категория 5
1.1 Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность 5
1.2 Классификационные признаки франчайзинговых систем 8
1.3 История развития франчайзинга в России и в мире 15
2 Анализ и структура франчайзинга: Мировой и Отечественный опыт 24
2.1 Зарубежный опыт использования франчайзинга 24
2.2 Формирование франчайзинга в России 30
2.3 Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны 31
3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России 37
3.1 Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России. 37
3.2 Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России. 41
3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации 47
Заключение 57
Список использованных источников: 59
Недостатки франчайзинга
Теперь о недостатках франчайзинга, ведь как бы не была эффективна модель, насколько бы не было безупречно имя – конечной реализацией франчайзинга занимаются люди, которые в чем-то могут не удовлетворять требованиям. Итак:
На первое
место можно поставить
Еще один
из минусов внедрения подобной
сети это вопрос лояльности
в отношениях между сторонами.
В частности это больше
И еще
один минус как для франчайзора
Что в итоге?
Анализируя
материал, можно сказать следующее
– франчайзи должно и будет
развиваться ровно настолько,
насколько будет нуждаться в
этом конечные потребители,
Несмотря на все преимущества и недостатки франчайзинга, эта схема построения бизнеса актуальна для больших стран (и Россия не исключение) и будет развиваться, пока ее реализацией занимаются успешные компании, дорожащие качеством своих работ, услуг и репутацией. [44]
Для небольшого
предприятия франчайзинг - это
и постоянство поставок, и раскрученная
узнаваемая марка, и готовые
маркетинговые разработки. При этом
предприятие не теряет
Работа по системе франчайзинга дает предпринимателю много плюсов. В качестве франчайзи он имеет возможность начать собственное дело, участвуя в успешном бизнесе, опробованном всесторонне франчайзором, покупает право пользоваться известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем. Наличие торгового знака дает возможность пользоваться результатами рекламы этого товарного знака. Франчайзор передает франчайзи технологию ведения бизнеса. Сам же франчайзор получает возможность быстрого расширения бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат. Снижается риск потери части капитала, так как собственные средства участвуют в деле в минимальном объеме. Кроме того, франчайзор фактически уклоняется от оперативного руководства.
При этом, как и в любом новом деле существуют и свои минусы.
Франчайзи
предоставляется меньше
Самое главное, не каждый потенциальный франчайзи способен выполнить первоначальные требования, выдвигаемые франчайзором. Стоимость входа во франшизную систему некоторых западных компаний для российского представителя малого и среднего бизнеса порой представляется чем-то заоблачным. На самом деле, например, покупка франшизы Baskin Robbins обойдется в $10-35 тыс., а участие во франшизной системе McDonald's - $250 тыс. Трудно также изыскать достаточно большие средства для переоборудования торговой площади.
Франчайзинговые схемы ведения бизнеса все больше приживаются в сфере российской розничной торговли. В России компаний, работающих на условиях франчайзинга, пока еще очень мало. Между тем франчайзинг является одним из способов выживания и дальнейшего развития независимого бизнеса в России и у небольшого российского магазина все же есть шанс стать франчайзи. При этом у торговца непродовольственными товарами больше шансов, так как переоборудование таких магазинов под формат франчайзера, как правило, обходится гораздо дешевле.
Сегодня в России предлагается чуть более ста франшизных систем. Для сравнения, в США их 1,5 тыс. Дело в том, что существует ряд причин, которые прямо или косвенно мешают развитию франчайзинга в нашей стране. Это и несовершенство российского законодательства, и административные барьеры, и финансовые препятствия.
Наиболее важный из факторов, тормозящих развитие российского франчайзинга, - отсутствие необходимого законодательства. Прежде всего, наше законодательство вообще не содержит такого понятия, как франчайзинг. В результате нет и комплексного подхода к явлению как таковому. Гражданский кодекс РФ определяет франчайзинговый договор как "коммерческую концессию". Глава 54 "Коммерческая концессия" Гражданского Кодекса РФ - единственный нормативный акт, регулирующий франчайзинговые отношения, была написана в начале 90-х годов, когда франчайзинга в России не существовало.
В рамках действующего законодательства невозможно создать один франчайзинговый договор. Необходимо составлять несколько договоров и ссылаться в одном на другой, а в другом на третий. Договор об оказании услуг и консультировании подразумевает обучение франчайзи, договор о поставке продукции - поставку расходных материалов и т. д.
По российским
законам в случае передаче товарного
знака в пользование другому
предпринимателю обязательно
В Гражданском кодексе есть статьи, написанные в ущерб франчайзорам. Например, франчайзор несёт ответственность за деятельность независимого франчайзи. Не удовлетворяет франчайзоров и требование не изменять условия договора при его продлении. Действительно, если ситуация на рынке изменится, то франчайзор вынужден будет перезаключить договор в ущерб своим собственным интересам. Кроме того, компания, продающая концессию, не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. Подобные законодательные казусы заставляют российских франчайзоров быть особенно осторожными в выборе потенциальных партнеров. Это связано ещё и с тем, что нередко руководителей компаний-франчайзи, проработавших несколько лет и освоивших приёмы бизнеса, посещает мысль о том, что платить вознаграждение больше не за что. Франчайзи начинает обманывать франчайзора, например, скрывать доходы, если это возможно, либо вообще выходит из договора и работает под другой вывеской.
В отличие от западных стран, в России нет единых стандартов в области франчайзинга. В результате требования, предъявляемые, к примеру, ритейлерами к своим франчайзи, сильно отличаются. Например, франчайзи "Копейки" должны уплачивать франшизу за право использования товарного знака, а также закупать товар с некоторой торговой наценкой. Это покрывает расходы головной компании на централизацию поставок. Компания "Арома" помимо права на использование торговой марки "Ароматный мир" продаёт также право на включение в общую складскую и логистическую систему и т.д.
Однако общими для всех условиями является поддержание единого стиля и оборудования, сопоставимого уровня цен и включения в ассортимент обязательного перечня товаров.
Ещё одна причина сложившейся в России ситуации с франчайзингом заключается в том, что отечественные предприниматели не привыкли платить за интеллектуальную собственность: для большинства представителей мелкого и среднего бизнеса это нечто абстрактное, неосязаемое. Между тем, основным вопросом во франчайзинге является передача прав на товарный знак и конфиденциальной информации о методах организации бизнес-процессов, которые франчайзер отработал на практике, доказав их успешность.
Таким образом, франчайзинг является необычайно перспективным, но в тоже время необычайно нереализованным средством выживания независимых торговцев.
Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.
К данным проблемам можно отнести:
Организационно-правовые проблемы.
Хотя франчайзинг
- это экономический инструмент
и его проблемы в первую
очередь следует искать в
Они, эти проблемы,
связаны с практически полным
отсутствием правового
Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.
Естественно,
что рассмотренные проблемы
Так, экономические
проблемы франчайзинга вызваны
не только состоянием
Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.
Развитие
правового обеспечения
Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. [9]
Входя во
франчайзинговую систему,
В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.
Важнейшим
социально-психологическим
Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура