Характеристика составляющих теории «7-С» и ее практическое осуществление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Понятие теории «7-С».…………………..………………………………5
2. Количественный подход к управлению. Системный и ситуационный подходы…………………………………………………………………………..10
2.1.Количественный подход к управлению.…………………………….10
2.2. Системный и ситуационный подходы………………………………10
3. Основные положения ситуационной теории управления «7-С»……15
Заключение………………………………………………………..………18
Библиографический список...……………………………………...……..20

Файлы: 1 файл

KR. Теория управления.docx

— 46.36 Кб (Скачать файл)

К началу 60-х гг. ХХ в. путь поиска научного подхода к процессу управления привел к зарождению количественной школы менеджмента, который характеризует системный подход к организационному мышлению. В 1951 г. выходит статья Людвига Фон Берталанфи «Общая теория систем: новый подход к единой науке». Концепции, изложенные в ней, стали интеллектуальной основой «теории общих систем».12 Была поставлена задача – разработать системный теоретический каркас для описания любых отношений, существующих в реальном мире.

Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функционированием систем – самостоятельных хозяйственных подразделений, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Любая организационная форма отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

Любое предприятие – система, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов – затрат (сырье, машины, люди) – в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы – внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, с которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Система включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связана с ним, а также испытывает на себе его воздействие.13 Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете, повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Значение системного подхода заключает  в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального менеджера, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Работы Берталанфи были использованы Норбертом Винером, который основал науку кибернетику. Кибернетика показала, что все системы могут быть сформированы так, чтобы контролировать себя с помощью коммуникаций. Винер пытался понять механизм взаимоотношений между человеком и машиной. Он определил кибернетику как науку об управлении и связи в живых организмах, в машинах и обществе. В кибернетических системах управления широко используются законы и принципы: обратной связи, иерархичности управления, соответствия управляющей и управляемой подсистем, внешнего дополнения, «черного ящика» и др.

Кибернетический подход к управлению позволяет формализовать управленческий процесс, включить в него систему электронно-вычислительной техники, в миллионы раз ускорить переработку информации, выработку исходных данных для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности.14

Отличия системного подхода от прежнего, процессного, основанного на понимании управленческой деятельности как функционально обусловленных, вытекающих один из другого элементов, в следующем:

1) в управленческой  деятельности стало учитываться  влияние и взаимодействие множества  факторов, находящихся как внутри  организации, так и вне ее;

2) было  обращено внимание на то, что  в организациях наблюдается «синергетический  эффект», показывающий, что целое  всегда качественно отличается  от простой суммы составляющих  его частей;

3) в соответствии  с системным подходом элементы, образующие управленческую деятельность, не просто функционально вытекают  один из другого, но все без  исключения связаны друг с  другом. В результате изменения в одном из элементов неизбежно ведут к изменениям в других, и, соответственно, во всей системе управления в целом. Следовательно, любые проблемы организации – большие и малые, простые и сложные, должны решаться комплексно.

Одним из наиболее последовательных представителей системного подхода можно считать Питера Друкера. Самое известное положение, выдвинутое им – концепция управления по целям, согласно которой, управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к определению функций, системы взаимодействия и процесса.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные положения ситуационной теории управления «7-С».

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны.16 Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс.

Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.17 Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.

Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу «проб и ошибок» для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.18

Невозможно, однако, определить все переменные, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решения организации. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.

Итак, ситуационный подход ориентирует одни и те же функции управления реализовывать по-разному в различных ситуациях. Задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать соответствующие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей (принцип «пожарной команды»).

Реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний и умений ориентироваться в меняющейся обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория «7-С», разработанная исследователями консультативной фирмы «МакКинзи» Это Томас Питерс и Роберт Уотерман – авторы известной книги «В поисках эффективного управления», и Ричард Паскаль и Энтони Атос – авторы известного бестселлера «Искусства японского управления: пособие для американских управляющих».

Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «с», эта концепция получила название «7-С».19

Одновременно с системным подходом в 1950- х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций. Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно- следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.

В конце 60-х годов начал разрабатываться ситуационный подход к управлению. Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация. Под ситуацией понимается конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. Именно ситуация определяет функции управления, выбор методов, стилей, структур, принципов управления для достижения целей организации наиболее эффективным способом. С точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует.20 Ситуационный подход пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Афанасьев В.Я. Подготовка управленческих кадров для государственной службы. М.: Из-во ГУУ, 2011.
  2. Базурин В.К. Общая теория управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  3. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2010. - 528 с.
  4. Герчикова, З.В. Менеджмент / З.В. Герчикова. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 345 с.
  5. Граждан В.Д. Теория управления: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2011.
  6. Замедлина Е.А. Теория управления: учебное пособие. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010.
  7. Иванов, А.П. Менеджмент / А.П. Иванов. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2012. - 220 с.
  8. Коробко В.И. Теория управления: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  9. Кочетков В.П. Основы теории управления: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
  10. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов. М.: Норма, 2009.
  11. Коротков Э.М. Концепция Российского менеджмента. М.: Дека, 2009. Тема 29, 37.
  12. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Бизнес-книга. 2009.
  13. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. М.: Генезис, 2010.
  14. Менеджмент: конспект лекций / Под ред. А.В. Земцова. - М.: Издательство «ПРИОР», 2012. - 192 с.
  15. Основы теории управления: учеб. пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2013.
  16. Рой О.М. Теория управления: учеб. пособие. М.; СПб.: Питер, 2009.
  17. Теория управления / Под ред. В.Г. Норина. - Хабаровск: ДВАГС, 2010. - 299 с.
  18. Теория управления / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 608 с.
  19. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления: учебник для вузов. М.: Экономика, 2009.
  20. Шеметов, П.В. Менеджмент: управление организационными системами / П.В. Шеметов, Л.Е. Череднекова, С.В. Петухова. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. - 406 с.

Информация о работе Характеристика составляющих теории «7-С» и ее практическое осуществление